Приветствую Вас Гость!
Пятница, 29.03.2024, 10:35
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2017 » Декабрь » 11 » 11 декабря
19:04
11 декабря
За годы служения владыки Серафима в Ленинградской епархии его архипастырский авторитет постоянно возрастал. Выразительным свидетельством этого стало создание православными христианами города в сентябре 1930 г. "Общества митрополита Серафима" при Троицком Измайловском Соборе.82

Но какого бы самоотвержения не была исполнена деятельность владыки Серафима как епархиального архиерея, он не мог во всем противостоять резко усилившейся во всей стране в начале 1930-х гг. репрессивной государственной политике по отношению к Русской Православной Церкви. В Ленинградской епархии, как и по всей стране, в это время арестовывались лучшие представители православного духовенства, а приходские храмы методично закрывались, и святитель Серафим старался сделать в этих тяжелейших условиях хотя бы то, что было в его силах. Так после закрытия в 1931 г. Исидоровской церкви в Александро-Невской Лавре святитель, обратившись в органы государственной власти, смог добиться перезахоронения на кладбище Лавры находившихся в склепе храма останков двух своих предшественников на Петербургской кафедре митрополитов Исидора и Палладия.83

Впрочем, двумя годами раньше святителю Серафиму довелось принять участие в погребении еще одного архиерея, который не был связан своим архипастырским служением с Петербургской епархией, но которому суждено было оказаться связанным с самим владыкой Серафимом общими узами исповеднического служения и мученической кончины. 28 декабря 1929 г. в Ленинградской тюремной больнице скончался от тифа один из наиболее выдающихся церковных иерархов XX века архиепископ Верейский Илларион (Троицкий), тело которого в грубо сколоченном гробу было выдано родственникам. Взявший на себя организацию отпевания и погребения святителя Илариона, владыка Серафим увидел в гробу изможденного узника, в которого превратило 6-летнее заключение архиепископа Иллариона, столь напоминавшего своей благородной внешностью святителя Серафима в начале его архиерейского служения. Облачив святителя Илариона в собственные белые архиерейские ризы и водрузив на его главу свою митру, владыка Серафим в сослужении 6 архиереев торжественно отпел исповедника и совершил его погребение рядом со своей резиденцией на кладбище Новодевичьего монастыря.84 Отдавая свое архиерейское облачение почившему исповеднику архиепископу Илариону, святитель Серафим как будто провидел, что ему самому не суждено будет принять архиерейское погребение по церковному чину, и что после своей мученической кончины, без облачения в архиерейские ризы, он будет брошен в братскую могилу со многими другими безвестными жертвами палачей богоборческого государства.

В 1933 г. отдавший все силы Ленинградской епархии 77-летний святитель Серафим подходил к концу своего архипастырского служения в качестве правящего архиерея. Телесные немощи владыки и все возраставшая ненависть к нему государственной власти в Ленинграде, делавшая весьма вероятным скорый арест святителя Серафима, побудили митрополита Сергия и Временный Патриарший Священной Синод 14 октября 1933 г. издать указ о увольнении владыки на покой. Отслужив 24 октября в храме своей юности - Спасо-Преображенском соборе - Божественную литургию,85 святитель Серафим навсегда покинул свой родной город, в котором произошло его становление как глубоко верующего православного мирянина, и которому он отдал в труднейший для церковной жизни города период свои последние архипастырские силы как православный святитель. Промысел Божий вновь давал своему верному служителю несколько лет покоя, чтобы святитель Серафим мог подготовиться к своему последнему, самому главному церковному служению - мученической смерти за Христа.

После возвращения в Москву и кратковременного проживания в резиденции митрополита Сергия на Баумановском переулке, в 1934 г. святитель Серафим нашел себе последнее пристанище в двух комнатах загородной дачи, находившейся недалеко от станции Удельная Казанской железной дороги.86

Здесь, в деревенской тиши, в духовных размышлениях над богословскими и аскетическими сочинениями, сопровождавшими святителя на протяжении всей его жизни, в молитвенных бдениях перед дорогими для него иконами владыка Серафим имел счастливую возможность подвести последние жизненные итоги и приуготовить себя к встрече со Христом Спасителем, Божественный Лик Которого созерцал святитель на написанном им большом образе Спасителя в белом хитоне. В настоящее время этот образ находится в храме Илии Обыденного.

Однако, все это время святитель Серафим отнюдь не пребывал в одиночестве: рядом с ним были две его верные келейницы монахини Воскресенского Феодоровского монастыря Вера и Севастиана, сопровождавшие владыку по благословению своей игумении Арсении уже более 7 лет, вокруг него были его многочисленные духовные чада, которых отечески окормлял святитель Серафим на протяжении своего сорокалетнего пастырского и архипастырского служения и, конечно же, вместе с ним были его дочери, двоим из которых суждено было принять монашество. Нередко владыку Серафима посещали и представители церковной иерархии, в особенности митрополит Алексий (Симанский) и Арсений (Стадницкий), которые обсуждали с многоопытным в делах церковного управления святителем казавшиеся неразрешимыми вопросы, встававшие перед Священным Синодом в это трудное для Церкви время.87

Владыка Серафим отчетливее многих своих современников осознавал катастрофичность для Русской Православной Церкви переживавшейся эпохи и провидел, что уготованная православным христианам в России мера искупительных страданий еще не исполнена, но глубокая вера в неизбежное и непреложное торжество Православной Церкви никогда не покидала святителя. Именно в эти, казавшиеся многим безысходными, годы святитель Серафим увещевал своих духовных чад такими поистине пророческими, как по отношению к судьбе Русской Православной Церкви, так и по отношению к его собственной судьбе, словами: "Православная Церковь переживает сейчас время испытаний. то останется сейчас верен святой апостольской Церкви - тот спасен будет. Многие сейчас из-за преследований отходят от Церкви, другие даже предают ее. Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением. Оно окончится, и православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это - золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства".88

Чем яснее и тверже, мудрее и прозорливее становился дух святителя Серафима, тем немощнее становилось его тело. развивавшейся в течение многих лет гипертонии присоединилось заболевание сердца, вызвавшее водянку, в результате которой владыка почти потерял способность передвигаться, и уже почти не выходил из дома. Все чаще лишь раздававшееся вечерами в сельской тишине из дома святителя Серафима церковные песнопения, исполнявшиеся им на фисгармонии, несли мир и покой, которые молитвенными трудами и духовными размышлениями стяжал в своей душе святитель и которых так не доставало многим из тех, кто забыв о Христе в эти страшные годы, жил и страдал в истерзанной России.

Как и для многих других новомучеников Русской Православной Церкви последнюю черту земного бытия святителя Серафима кроваво очертил 1937 г., ознаменовавший начало пятилетнего периода ни с чем не сравнимого в мировой христианской истории массового уничтожения православных христиан. Однако и в этой чреде многих десятков тысяч мученических смертей кончина владыки Серафима оказалась исполненной особого подвижнического величия и достоинства. Арестованный сотрудниками НКВД в ноябре 1937 г., прикованный к постели 82-летний святитель был вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму из-за невозможности перевезти его в арестантской машине в машине "скорой помощи". Страшная гибель владыки Серафима уже была предрешена, но сатанинский дух, вдохновлявший кровавые деяния палачей богоборческой власти, подвигал их к тому, чтобы перед мученической кончиной заставлять православных христиан отрекаться если и не прямо от Христа, то от своего христианского нравственного достоинства, признавая самые немыслимые обвинения, которые изобретательно навязывались им их истязателями на следствии. Несколько недель физически беспомощный, умиравший старец с величием христианского первомученика противостоял новым гонителям Церкви, и так и не признал ни одного из навязывавшихся ему обвинений. 7 декабря 1937 г. Тройка НКВД по Московской области, уже вынесшая в этот день несколько десятков смертных приговоров, приняла постановление о расстреле митрополита Серафима. Почти 50 приговоренных к смерти страдальцев расстреливали в течение нескольких дней в находящейся недалеко от Москвы деревне Бутово, в которой обнесенная глухим забором дубовая роща должна была стать безымянным кладбищем многих тысяч жертв коммунистического террора. 11 декабря 1937 г. с последней группой приговоренных был расстрелян и священномученик Серафим.89

Незадолго до своей кончины духовный отец святителя Серафима, св. праведный Иоанн Кронштадтский, в последний раз благословляя своего духовного сына, произнес слово, предопределившее все дальнейшее священномученическое служение владыки Серафима. "Я могу спокойно умереть, зная, что ты и преосвященный Гермоген будете продолжать мое дел, будете бороться за православие, на что я вас благословляю".90 Оба святителя в полной мере исполнили благословение своего духовного отца, хотя в отличие от святителя Гермогена, принявшего мученическую смерть уже 29 июня 1918 г., священномученик Серафим пришел к своей мученической кончине 11 декабря 1937 г. через 20-летнее исповедническое архипастырское служение. Многим русским православным христианам суждено было пройти вместе со священномучеником Серафимом по голгофскому пути христианского мученичества, на котором некогда была воздвигнута и отныне и до века будет стоять Православная Церковь в мире дольнем, имея в мире горнем в сонме своих святых заступников и ходатаев перед Престолом Всевышнего священномученика митрополита Серафима.

Примечания.

1. Выписка из метрической книги о родившихся за 1856 год храма св. Александра Невского при Михайловском Артиллерийском училище. Цит. по: Серафим (Чичагов), митр. Да будет воля Твоя. М.-СПб., 1993, ч. II, с. 49.
2. Там же.
3. Послужной список священника Леонида Чичагова 21 апреля 1898 года N 100. Цит. по: Серафим (Чичагов), митр. Указ. соч., ч. II, с. 59.
4. Указ Его Величества Государя Императора Александра Александровича Самодержца Всероссийского и проч. и проч. и проч. N 8091 об увольнении в отставку капитана Леонида Чичагова 25 мая 1890 г. Цит. по: Серафим (Чичагов), митр. Указ. соч., ч. II, с. 53.
5. Серафим (Чичагов), митр. Указ. соч., ч. I, с. 152.
6. Указ Его Величества Государя Императора Александра Александровича Самодержца Всероссийского и проч., и проч., и проч. N 8901 об увольнении в отставку капитана Леонида Чичагова 25 мая 1890 г. Цит. по: Серафим (Чичагов), митр. Указ. соч., ч. II, с. 53.
7. Там же.
8. Свидетельство о венчании поручика Леонида Михайловича Чичагова от 8 апреля 1879 г. Цит. по: Серафим (Чичагов), митр. Указ. соч., ч. II, с. 49.
9. Приказ Помощника начальника Главного Артиллерийского Управления Военного Министерства Штабс-капитану Гвардейской Конно-Артиллерийской бригады Чичагову. Цит. по: Серафим (Чичагов), митр. Указ. соч., ч. II, с. 51.
10. Приказ Главному Артиллерийскому Управлению от 31 октября 1891 г. N 114. Цит. по: Серафим (Чичагов), митр. Указ. соч., ч. II, с. 54.
11. Там же, с. 60 -61.
12. Там же, с. 61.
13. Там же.
14. Там же.
15. Там же.
16. Серафим (Чичагов), митр. Указ. соч., ч. I, с. 156.
17. Там же, с. 34.
18. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. кн. 2, с. 425 -429.
19. Послужной список священника Леонида Чичагова от 21 апреля 1898 г. N 100. Цит. по: Серафим (Чичагов), митр. Указ. соч., ч. II, с. 61.
20. Дамаскин (Орловский), иером. Указ. соч., кн. 2, с. 425.
21. РГИА, ф. 796, оп. 205, ед. хр. 746, лл. 3-3об.
22. Дамаскин (Орловский), иером. Указ. соч., кн. 2, с. 425.
23. РГИА, ф. 796, оп. 205, ед. хр. 746, л. 2.
24. Дамаскин (Орловский), иером. Указ. соч., кн. 2, с. 425.
25. Там же, с. 429.
26. Серафим (Чичагов), митр. Указ. соч., ч. II, с. 15.
27. Там же, с. 18.
28. Там же, с. 18 -19.
29. Там же, ч. I, с. 153-156.
30. РГИА, ф. 797, оп. 82, 3 отд., 4 стол, ед. хр. 89, л. 1.
31. Серафим (Чичагов), митр. Указ. соч., ч. II, с. 116-117.
32. Там же, с. 124 -125.
33. Там же, с. 116.
34. Там же, с. 21.
35. РГИА, ф. 797, оп. 82, 3 отд., 4 стол, ед. хр. 89, л. 1.
36. Серафим (Чичагов), митр. Указ. соч., ч. II, с. 21.
37. Там же, с. 117 -118.
38. Там же, с. 119.
39. Там же, с. 117.
40. РГИА, ф. 797, оп. 82, 3 отд., 4 стол, ед. хр. 89, л. 3.
41. Серафим (Чичагов), митр. Указ. соч., ч. I, с. 169.
42. Там же, с. 202-203.
43. Там же, с. 280 -281.
44. Житие оптинского старца Варсонофия. Введенская Оптина Пустынь, 1995, с. 376.
45. Там же, с. 376 -377.
46. О. В. Ш. (о. Василий Шустин). Записки об о. Иоанне Кронштадтском и об оптинских старцах (из личных воспоминаний). Бела ЦР ва, 1929. Цит. по: Серафим (Чичагов), митр. Указ. соч., ч. II, с. 26 -27.
47. Житие оптинского старца Варсонофия, с. 378.
48. Нилус С. А. На берегах Божией реки. Св. Троицкая Лавра, 1992, с. 16 -18.
49. РГИА, ф. 796, оп. 198, ед. хр. 147, 5 стол, I отд., лл. 1 -3.
50. Серафим (Чичагов), митр. Указ. соч., ч. II, с. 127.
51. Там же, с. 128.
52. Там же.
53. Там же, с. 130.
54. Там же, с. 153.
55. Там же, с. 169.
56. Там же, с. 132.
57. РГИА, ф. 796, оп. 204, ед. хр. 154, 5 стол, I отд., л. 3.
58. Там же, лл. 49 -50
59. Там же, лл. 55 -60.
60. Там же, лл. 67 -68.
61. Деяния Священного Собора Православной Церкви 1917-1918 гг., т. I, М., 1994, с. 99, 136.
62. Там же, лл. 51, 143.
63. Там же, л. 132.
64. Там же, л. 133.
65. РГИА, ф. 831, оп. I, ед. хр. 7, л. 4.
66. Дамаскин (Орловский), иером. Указ. соч., кн. 2, с. 437.
67. Там же, с. 438.
68. Там же.
69. Там же, с. 445.
70. Серафим (Чичагов), митр. Указ. соч., ч. II, с. 23.
71. Дамаскин (Орловский), иером. Указ. соч., кн. 2, с. 439 -441.
72. ЦГА г. Санкт-Петербурга, ф. 7383, оп. 1, д. 32, л. 14.
73. ЦГ г. Санкт-Петербурга, ф. 7383, оп. 33, д. 321, л. 100.
74. Там же.
75. Там же.
76. Краснов-Левитин А. Э. Лихие годы 1925 -1941. Воспоминания. Париж, 1977, л. 108.
77. ЦГА г. Санкт-Петербурга, ф. 7384, оп. 33, д. 115, 168, 185, 309, 313.
78. Иоанн (Снычев), митр. Митрополит Мануил (Лемешевский). СПб., 1993, с. 110.
79. Там же, с. 113.
80. ЦГА г. Санкт-Петербурга, ф. 7383, оп. 1, д. 25, л. 31.
81. Там же.
82. ЦГА г. Санкт-Петербурга, ф. 1000, оп. 51, д. 38, лл. 8 -9.
83. ЦГА г. Санкт-Петербурга, ф. 1000, оп. 90, д. 8, л. 67.
84. Дамаскин (Орловский), иером. Указ. соч., кн. 2, с. 444 - 445.
85. Там же, с. 447.
86. Серафим (Чичагов), митр. Указ. соч., ч. II, с. 29.
87. Дамаскин (Орловский), иером. Указ. соч., кн. 2, с. 447.
88. Там же, с. 448 -450.
89. Там же, с. 447.
90. Там же, с. 444.

© ПРАВОСЛАВИЕ.RU
Категория: Православный календарь. | Просмотров: 196 | Добавил: dad | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]