Приветствую Вас Гость!
Среда, 24.04.2024, 03:59
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2018 » Май » 15 » 14 мая
21:32
14 мая
Преподобный Пафну́тий Боровский, игумен
ДНИ ПАМЯТИ:14 мая

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ПАФНУТИЯ БОРОВСКОГО
Преподобный Пафнутий Боровский родился в 1394 году в селе Кудинове, недалеко от Боровска, и при Крещении был назван Парфением. Его отец Иоанн был сыном крестившегося татарина-баскака Мартина, мать Парфения носила имя Фотиния. 20-ти лет Парфений оставил родительский дом и в 1414 году принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком от настоятеля Маркелла. Много лет подвизался инок Пафнутий в обители. Когда скончался настоятель монастыря, братия избрала его игуменом. Святитель Фотий, митрополит Киевский, рукоположил преподобного в священный сан (около 1426 г.). Тридцать лет провел преподобный в Покровской обители, где был и настоятелем, и старцем-духовником. На 51-м году жизни он тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. После выздоровления в день святого великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля 1444 года, ушел из монастыря и поселился с одним иноком на левом берегу реки Протвы при впадении в нее реки Истерьмы. Вскоре на новое место к нему стала собираться братия. Число иноков быстро возрастало. Был построен новый каменный храм вместо прежнего деревянного в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В росписи храма принимал участие лучший иконописец того времени Дионисий и его помощники. Преподобный Пафнутий подавал пример братии, ведя строгую жизнь: келлия его была беднее всех, из пищи брал худшее. В понедельник и пятницу не вкушал совсем, а в среду держался сухоядения. Из общих работ преподобный избирал самые тяжелые: рубил и носил дрова, копал и поливал огород, в то же время первым приходил на церковную службу.

Преподобный Пафнутий пользовался глубокой любовью и почитанием не только братии своего монастыря, но и других обителей. Промыслом Божиим в обитель к преподобному был направлен двадцатилетний юноша Иоанн Санин. Испытав пришедшего, преподобный постриг его в иночество с именем Иосиф. Впоследствии преподобный Иосиф Волоцкий, твердо хранивший чистоту православной веры, возглавил борьбу против ереси жидовствующих, осужденной на Соборе 1504 года. На этот подвиг молодого инока благословил преподобный Пафнутий.

За неделю до смерти преподобный предсказал свою кончину. Исполнив последнюю молитву и благословив братию, он отошел к Богу 1 мая 1477 года. Преподобный Пафнутий был последователем преподобного Сергия, игумена Радонежского.

См. также: «Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Па­ф­ну­тия Бо­ров­ско­го» в изложении свт. Димитрия Ростовского.

https://azbyka.ru/days/sv-pafnutij-borovskij
***
Святой пророк Иеремия.

Святой пророк Иеремия жил за шестьсот лет до Рождества Христова, при израильском царе Иосии и четырех его преемниках. Церковь называет Иеремию одним из четырех великих ветхозаветных пророков. Он был сыном священника Хелкии, и к пророческому служению был призван на пятнадцатом году своей жизни. Когда Господь открыл Иеремии его предназначение, тот отказывался, ссылаясь на свою молодость, робость, отсутствие красноречия. По преданию Господь коснулся уст избранника и сказал: «Вот Я влагаю слова Мои в уста твои, поручаю тебе с сего дня судьбу народов и царств. По твоему пророческому слову они будут падать и восставать». Двадцать три года пророчествовал Иеремия. Он обличал иудеев за то, что те отступились от Истинного Бога и начали поклоняться идолам. Но Иеремию не слушали, от его слов отмахивались. Он увещевал с угрозами, потом – со слезами. Наконец, предрекая нашествие врагов, разрушение Иерусалима и рабство для народа пророк надел на ше ярмо и так ходил в толпе. Но люди смеялись, ругались, даже били Иеремию. По распоряжению властей пророка бросали в тюремный ров, сажали в темницу. Однажды пророчество Иеремии сбылось. Вавилонский царь Навуходоносор разграбил и разрушил Иерусалим. Многие погибли, остальных вавилоняне увели в плен. А пророк долгое время оставался на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия своего отечества.

***
Преподобный Пафнутий Боровский.

Преподобный Пафнутий Боровский, в миру – Парфений, родился в тысяча триста девяносто четвертом году недалеко от Боровска. Сейчас это город в Калужской области, а тогда один из центров Серпуховско-Боровского княжества. Парфений происходил из рода крестившегося золотоордынца, сборщика налогов. В двадцать лет юноша оставил дом и принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре, близ города. Долгое время его духовным наставником был ученик преподобного Сергия Радонежского – Никита Серпуховской. По прошествии нескольких лет братия избрала Пафнутия игуменом. Игумен Пафнутий подавал пример остальным монахам, ведя строгую жизнь: келия его была беднее всех, из пищи брал худшее, и из общих работ избирал самые тяжелые. На пятьдесят первом году Пафнутий тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму – особый, самый строгий вид монашества. Когда болезнь отступила, он ушел из монастыря и основал новую обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Число иноков нового монастыря быстро возросло. В росписи главного храма обители принял участие лучший иконописец того времени Дионисий. Пафнутий Боровский пользовался глубокой любовью и почитанием всех монахов на Руси. Он стал наставником видного духовного деятеля и церковного автора преподобного Иосифа Волоцкого.

***
Преподобный Герасим Болдинский.

Преподобный Герасим Болдинский, в миру – Григорий, родился в тысяча четыреста девяностом году, в Переславле-Залесском. В тринадцать лет мальчик пришёл к старцу Даниилу Переяславскому и попросился в послушники. Вскоре он принял монашеский постриг с именем Герасим. Молодой инок прославился своими подвига поста и молитвы. Вместе с учителем Герасима пригласили в Москву, там он встречался с царём Иоанном Грозным. Но земная слава тяготила монаха. Он попросил благословения на жизнь отшельника и удалился на БОлдину гору близ Смоленска. На Герасима несколько раз нападали разбойники, но он кротко сносил все обиды и молился за врагов. Подвижника бросали в тюрьму как бродягу, но он лишь терпел и молился. В темнице его узнал царский посланник и попросил благословения у праведника. Герасима тотчас же освободили. Всю оставшуюся жизнь подвижник посвятил устройству монастырей. В числе обителей, которые он основал, Троицкий Болдин монастырь.

***
Святая благоверная царица Грузии Тамара.

Святая благоверная царица Грузии Тамара родилась в середине двенадцатого века. Она происходила из древней грузинской династии Багратидов и рано стала соправительницей своего отца, царя Георгия Третьего. Царица Тамара отличалась высоким благочестием. Она продолжила дела своего деда, святого благоверного царя Давида Строителя. Тамара поддерживала строительство храмов и монастырей, покровительствовала в родной стране богословию, искусствам и наукам. Время её правления называют «золотым веком грузинской истории». В тысяча двести четвертом году правитель Румского султаната потребовал у царицы, чтобы Грузия отказалась от христианства и приняла ислама. Тамара отвергла это требование, и в исторической битве близ Басиани грузинское войско разбило коалицию мусульманских государств. Мудрое правление благоверной царицы Тамары снискало ей всенародную любовь. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа.

***
Священномученик Макарий, митрополит Киевский.

Священномученик Макарий, митрополит Киевский, жил в пятнадцатом веке. До избрания на кафедру Киевской митрополии он был архимандритом Свято-Троицкого монастыря в Вильно, современном Вильнюсе. В тысяча четыреста девяносто пятом году, после смерти Киевского митрополита Ионы Глезны совершилось рукоположение архимандрита Макария в сан митрополита собором русских архиереев. По тогдашним правилам нового митрополита должен был утвердить патриарх Константинопольский. Соответствующие разрешительные бумаги митрополит Макарий получил через год. Киев в то время был полуразрушен и жить в нем было небезопасно. На город часто нападали отряды крымских и ногайских татар. Поэтому митрополит Макарий, как и его предшественники, жил в Вильно. Одной из его забот и заслуг стало противостояние росту католического влияния на западных границах Руси. В тысяча четыреста девяносто седьмом году митрополит Макарий решил посетить Киевскую кафедру. В путешествии он продолжал служить литургии. Однажды богослужение шло под открытым небом, на берегу реки Припять. Внезапно на путников напал отряд крымских татар. Митрополит Макарий приказал всем бежать и скрываться, а сам остался у алтаря. Кочевники убили митрополита. Его тело было привезено в Киев и покоится ныне в Киеве во Владимирском кафедральном соборе.

***
"Царевококшайская” или "Мироносицкая” икона Божией Матери

Икона Божией Матери "Мироносицкая” необычная – она была вырезана на камне. Своё наименование образ получил оттого, что Божия Матерь изображена со святыми женами-мироносицами. Икона была явлена в тысяча шестьсот сорок седьмом году, близ города Царевококшайска, современной Йошкар-Олы. Крестьянин Андрей Жолнин работал в поле. Он заметил яркий свет в земле, а затем – икону. Когда он попытался поднять её, то образ исчез. Андрей оглянулся и увидел икону стоящей на дереве. Крестьянин с молитвой взял образ и отнёс домой. Икона прославилась многочисленными чудесами исцеления, которые происходили по молитвам к Царице Небесной. К образу стекались паломники со всех окрестных сёл. Икону перенесли в Царёвококшайск, побывал образ и в Москве, где по приказу царя Алексея Михайловича с него сделали список. Вскоре для святыни был построен Мироносицкий монастырь. Небольшую резную иконку вставили во Владимирскую икону Божией Матери, которую украсили богатым окладом. До революции с Мироносицкой иконой устраивались крёстные ходы по городам Поволжья. Мироносицкая икона стала символом заступничества Царицы Небесной за весь Марийский край. В тысяча девятьсот девяносто четвертом году Мироносицкая обитель была возрождена.

***
Андрониковская икона Божией Матери.

Андрониковская икона Божией Матери была родовой святыней греческого императора Андроника Третьего Палеолога. По преданию её написал апостол и евангелист Лука. Богородица изображена на иконе по плечи, без Младенца Христа. Известно, что в тысяча триста сорок седьмом году Андроник подарил образ греческому Монемвасийскому монастырю. Икона находилась там до начала девятнадцатого века. В тысяча восемьсот двадцать первом году на Грецию напали турки. Они попытались осквернить икону. Один из солдат вонзил в икону нож. Удар пришёлся на шею Божией Матери. Каково же было изумление нападавших, когда из раны выступила настоящая кровь. Настоятель монастыря, епископ Агапий, попытался спасти чудотворный образ. Он передал икону родственнику, русскому генеральному консулу Влассопуло, а тот выслал святыню в Москву. С тысяча восемьсот тридцать девятого года, почти тридцать лет образ пребывал в Зимнем дворце. В тысяча восемьсот семьдесят седьмом году икону перенесли в Казанский женский монастырь близ города Вышний Волочок. В нижней части иконы был приделан футляр, в котором хранился тот самый кинжал, пронзивший икону. В тысяча девятьсот восемьдесят четвертом году Андрониковская икона Божией Матери была украдена. Но существует множество чтимых списков святыни.

***
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость».

Предание об иконе Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость» описано в книге святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное». В нем говорится, как один юноша молился перед образом Пречистой. И вдруг он увидел, что изображение ожило: раны Иисуса Христа раскрылись и кровоточат. В страхе он воскликнул: «Кто это сделал?» На что Богородица отвечала: «Ты и прочие грешники грехами своими вновь распинаете Сына Моего». И тогда перед юношей открылись все его проступки, он по-другому взглянул на свою жизнь. В слезах молил он Богоматерь и Спасителя о помиловании. И тогда была дарована нечаянная им уже радость прощения и оставления грехов. На иконе принято изображать сам чудотворный образ Богоматери с младенцем Христом и склоненного перед ним юношу. В Москве есть несколько храмов с чудотворными списками иконы «Нечаянная радость». А в Марьиной роще действует храм, освященный в честь этого образа.

***
Святитель Феофан Затворник. 
(Дея. 17, 1-15; Ин. 11, 47-57). 

"Что нам делать? Этот Человек много чудес творит". Только и нашла в Спасителе виновного иудейская ученость. И в наши дни немецкая ученость только и находит неуместного в Евангелии Христовом, что сверхъестественное: все хорошо, только это - вишь нейдет. И в решении обе учености сошлись. иудейская решила: "лучше, чтобы один человек умер", а не все погибнут; и немецкая положила: устраним сверхъестественное, чтоб сохранить все прочие истины евангельские. Что же вышло? Те сгубили народ, а эти растеряли все христианские истины, и теперь остались почти не при чем. Господь есть краеугольный камень здания спасения; так и вера в сверхъестественное есть краеугольный камень всего здания богодухновенной истины. Сам Спаситель, в лице Своем, венец сверхъестественности, а в Церкви - неистощимый Источник ее. Касающийся сего пункта касается зеницы ока Божия.

ПРАВОСЛАВИЕ.RU
Категория: Православный календарь. | Просмотров: 349 | Добавил: dad | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]