21:24 17 сентября | |
Обретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1911). Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малоросийского рода Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иокима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 оду он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил Забороский. Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии. В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иосафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил по лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными». 24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубинского чудотворца (память 2 мая). Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве. В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего синода назначен наместником Свято-Троицкой Лавры. В обители Преподобного Сергия он так же самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара). 2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения И особенно за нравственностью паствы. Особенно большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Своему келейнику Стефану, накануне преставления, святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику, Василию, святитель указал, что он будет дьяконом, сана священника никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось. 10 декабря 1754 года святитель преставился. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года. © ПРАВОСЛАВИЕ.RU *** Пророк Моисей жил в шестнадцатом веке до Рождества Христова. Из Священного Писания мы знаем, что в то время народ Израиля был в плену в Египте. Фараон стремился истребить израильтян и велел казнить всех новорожденных младенцев. Мать Моисея чтобы спасти мальчика, положила его в колыбель и пустила её по Нилу. Дочь фараона нашла младенца и воспитала как сына. О бедствиях и печалях своего родного народа Моисей узнал лишь когда вырос. Тогда он бежал из Египта. Моисей пас скот вблизи горы Синай и услышал призыв Бога вернуться в Египет и освободить свой народ. Фараон не сразу отпустил израильтян из плена, а потом еще отправил войско в погоню. В книге Библии “Исход” описано как Господь совершил чудо. Море перед народом Израиля расступилось, а потом сомкнулось и поглотило отряды преследователей-египтян. Сорок лет вел пророк Моисей свой народ в Землю Обетованную. Во время этого пути на горе Синай Моисей получил скрижали с десятью заповедями. Так между Богом и его избранным народом был заключен Завет, то есть договор, союз. После рождения Сына Божия Иисуса Христа этот завет Моисея назвали Ветхим, то есть прежним, старым. Крестная смерть Спасителя и Его Воскресение стали Новым Заветом. Этот новый союз был заключен уже со всем человечеством. *** Преподобномученик Парфений родился в тысяча восемьсот пятнадцатом году на Украине, в Елисаветграде, современном Кировограде. В тридцать лет он принял монашеский постриг. Отец Парфений подвизался в монастырях Херсона. В тысяча восемьсот пятьдесят втором году иеромонах отличился благодаря своему таланту инженера. В это время шло укрепление Черноморской береговой охраны. Отец Парфений предложил легкий способ подъема затонувших грузов и кораблей. За это он получил благодарность от контрадмирала Черноморского флота. В Крымскую войну, во время обстрела Новороссийска неприятельскими судами, отец Парфений неотлучно был на передовой и в госпиталях. За личное мужество он был награжден Священным Синодом и получил армейские медали. По окончании войны игумен Парфений был назначен настоятелем Кизилташского монастыря близ Феодосии. Место это находилось в запустении, но энергичный священник вдохнул жизнь в древнюю обитель. Однако некоторые из местных жителей были недовольны расширением монастыря. Четверо из них устроили засаду и жестоко убили игумена Парфения. Их выдали возмущенные преступлением односельчане. В двухтысячном году игумена Парфения причислили к лику святых. *** Икона Богородицы “Неопалимая купина” получила свое название в честь одного из образов Ветхого Завета. В Священном Писании говорится, что Господь явился своему пророку Моисею в виде пылающего, но не сгорающего куста-купины. Неопалимая купина символизирует Богородицу, которая стала Матерью Христа, и в то же время осталась Девой. Есть и другое прочтение образа – Богоматерь родилась в мире грешных людей, но сама осталась безгрешной. Самый распространенный вариант иконографии образа “Неопалимая купина” – это поясное изображение Богородицы и Младенца-Христа на фоне восьмиугольной звезды. Звезда составлена из двух острых четырехугольников. Один из них – зеленого цвета – напоминает зелень таинственного куста. Другой, алый – символизирует пламя. В углах иконы – четыре символа Евангелистов, а также изображения архангелов. Одна из наиболее древних известных на Руси икон “Неопалимой Купины” была принесена в Москву палестинскими иноками в тысяча триста девяностом году. По преданию она написана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст. Эта святыня была помещена в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля. *** Слепец Иерихонский, узнав, что Господь мимо идет, возвысил голос свой. Вопль его дошел до Господа; ничто окружающее Господа не могло помешать сему слышанию, и Господь, подозвав слепца, возвратил ему зрение. И во всякое время и во всяком месте Господь не мимоходит только, но есть; Он всем миром правит. Судя по человечески, значит, у Него много забот; притом и сонмы ангелов окружают Его с своими славословиями. Но если ты сумеешь возвысить голос свой, подобно Иерихонскому слепцу, ничто не помешает воплю твоему дойти до Господа; Он услышит и исполнит прошение твое. Дело не за Господом; и Сам Он близ, и все тебе нужное уже готово у Него; остановка за тобою. Сумей возвысить голос в меру услышания Господня и тотчас все получишь. Какая же это мера? Вера, упование, преданность в волю Божию. Но и эти меры имеют свои меры. Какие же должны быть эти меры? Спроси у того, кто молился и получал просимое; он скажет тебе: "молился я о том-то и о том-то получил по прошению; теперь мне нужно то-то, молюсь и не получаю, и знаю почему: потому что никак не могу взойти в ту меру молитвы, какая была у меня прежде". Выходит, что меру эту нельзя определить с буквальною точностью. Одно только определенно верно, что дело стоит за нами. а не за Господом. Как только дойдешь до способности принять, непременно получишь. ПРАВОСЛАВИЕ.RU | |
|
Всего комментариев: 0 | |