Приветствую Вас Гость!
Пятница, 19.04.2024, 15:21
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 27
Гостей: 27
Пользователей: 0

Календарь

«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2018 » Май » 26 » 25 мая
17:33
25 мая
Святитель Епифаний, епископ Кипрский.

Святитель Епифаний, епископ Кипрский, жил в четвертом веке, в Финикии. Однажды он увидел, как христианский монах Лукиан отдал нищему свою одежду. Епифаний поразился такому милосердию и попросил инока рассказать ему о Христе и христианстве. Вскоре он принял крещение и монашеский постриг в обители Лукиана. Епифаний переписывал богослужебные книги и творения авторов-христиан, следил за библиотекой. За свои подвиги в молитве и посте он сподобился дара чудотворения. Епифаний не стремился к людской славе и ушел из монастыря в пустыню. Там его схватили разбойники и держали в плену. Один из них позже стал монахом и учеником Епифания. Вместе они ушли из плена и со временем основали свою обитель. Жители кипрского города Саламин избрали праведного Епифания своим епископом. Он не стремился к этому, но согласился из послушания. Епископ Епифаний скончался по пути из Константинополя в Саламин. Епифаний покинул столицу империи, так как нее желал участвовать в беззаконном суде над великим христианским святителем Иоанном Златоустом. На Седьмом Вселенском Соборе святителя Епифания назвали отцом и учителем Церкви. До нашего времени сохранились некоторые его труды по богословию и опровержению ересей.

***
Святитель Герман, патриарх Константинопольский.

Святитель Герман, патриарх Константинопольский, родился в седьмом веке. Отец его, один из первых сенаторов Византии, был убит в результате дворцовых интриг. Маленького Германа отдали в монастырь для получения духовного образования. Он глубоко изучил Священное Писание, стал известным и уважаемым священником. Со временем Германа пригласили на епископскую кафедру города Кизик, а впоследствии избрали Патриархом Константинопольским. Он твердо встал на защиту Православной веры, когда в империи стала господствовать ересь иконоборцев. Противникам почитания святых икон покровительствовал сам император Лев Исавр. С его согласия иконы сжигались, а тех, кто создавал их, почитал или прятал, заключали в тюрьмы, ссылали и казнили. Силы были неравны. Патриарх Герман вынужден был оставить Первосвятительскую кафедру. За день до этого он назвал императора еретиком. Лев не стерпел такого оскорбления и послал воинов, которые жестоко избили Патриарха. Герман удалился в монастырь, где прожил до своей кончины почти пятнадцать лет. Святитель Герман известен как церковный писатель. Кроме богословской ценности, которую представляют его труды, они содержат множество интересных исторических сведений.

***
Преподобный Дионисий Радонежский.

Преподобный Дионисий Радонежский, в миру – Давид, родился в семидесятых годах шестнадцатого века, в городе Ржеве. Он принял постриг в Старицком Успенском монастыре, со временем стал настоятелем обители. Во время событий Смутного времени Дионисий был ближайшим помощником святителя Гермогена, патриарха Московского. В тысяча шестьсот десятом году его поставили архимандритом Троице-Сергиевой Лавры. При Дионисии там открыли дома и больницы для раненых и тех, кто остался без крова в результате польско-литовского нашествия. Братия урезала свои и без того скудные трапезы, чтобы отдавать побольше припасов больным. Архимандрит Дионисий вместе с иноком Авраамием Палицыным составлял послания с призывом жертвовать средства на народное ополчение. Он обращался к князю Димитрию Пожарскому с просьбой ускорить поход на Москву. После воцарения на Московском престоле царя Михаила Фёдоровича Романова архимандрит Дионисий возглавил работы по исправлению богослужебных книг. За долгие годы накопились ошибки в рукописных копиях, были неточности и в печатн изданиях. Но нашлись недоброжелатели, которые обвинили Дионисия в ереси. Его отлучили от Церкви и бросили под стражу. Спасся он благодаря вмешательству патриарха Филарета, который вернулся из польского плена. Дионисия оправдали, труды по приведению богослужебных книг к соответствию с греческими оригиналами были продолжены. Преподобный Дионисий прославился своей строгой духовной жизнью и трудами по восстановлению Лавры преподобного Сергия.

***
Священномученик Петр Попов.

Священномученик Петр Попов родился в тысяча восемьсот девяносто пятом году в Ярославской губернии, в семье священника. Он получил духовное образование и после революции три года преподавал в школе. Петр быстро понял, что расходится с новой властью в понимании целей воспитания детей и задач учителя. Тогда он принял священнический сан и стал служить в том же храме, где и его отец. Отец Петр более не хотел идти на компромиссы и приспосабливаться. В тридцать первом году священника арестовали по обвинению в антисоветской агитации и приговорили к трехлетней ссылке в Казахстан. По возвращении Попов служил в храме соседнего села. Он оставался все таким же ревностным проповедником и служителем Христовым. , Сохранилось несколько проповедей, сказанных им незадолго перед арестом. Позже они были предъявлены отцу Петру как обвинительный материал. Его взяли в тридцать шестом. Формально Попова обвинили в том, что он в дни больших церковных праздников ходил по домами прихожан. Такая традиция существовала на дружных сплоченных приходах. Но власти обвинили отца Петра в нарушении закона об отделении Церкви. Его приговорили к трем годам лагерей. Священник Петр Попов скончался весной тридцать седьмого года в лагере в Кемеровской области.

***
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕРМОГЕН, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Дни памяти: 25 мая (прославление)

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был священником в городе Казани при казанской гостинодворской церкви во имя святителя Николая (память 6 декабря и 9 мая). Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.

В служение Святейшего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в вере.

В 1592 году были перенесены мощи святителя Германа, второго Казанского архиепископа (память 25 сентября, 6 ноября, 23 июня), скончавшегося в Москве 6 ноября 1567 года, во время моровой язвы, и погребенного у церкви во имя святителя Николая. По благословению Патриарха Иова (1589 - 1605) святитель Ермоген совершил их погребение в Свияжском Успенском монастыре. 9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти. Одновременно он сообщал о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн (память 24 января), родом из Нижнего Новгорода, плененный татарами, а двое других, Стефан и Петр (память 24 марта), новообращенные татары. Святитель выражал сожаление, что эти мученики не были вписаны в синодик, читавшийся в Неделю Православия, и что им не пелась вечная память. В ответ святителю Ермогену Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал "по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия", повелевалось вписать в тот же синодик и трех мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить святителю Ермогену. Святитель объявил патриарший указ по своей епархии, добавив, чтобы по всем церквам и монастырям служили литургии и панихиды по трем казанским мученикам и поминали их на литиях и на литургиях 24 января. Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар.

В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского (память 4 октября, 5 декабря, 20 июня), и Варсонофия, епископа Тверского (память 4 октября, 11 апреля). Царь Феодор Иоаннович (1584 - 1598) приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святителей, святой Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Патриарха Иова и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия.

За выдающиеся архипастырские качества митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру, и 3 июля 1606 года он возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Патриарху посох святителя Петра, Московского чудотворца (память 5 октября, 21 декабря, 24 августа), а царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти.

Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом - нашествием самозванца Лжедимитрия и польского короля Сигизмунда III. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. В этом подвиге Патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные соотечественники. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие, поработив русский народ. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушино, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: "...Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику... Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых... Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?... Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца". В другой грамоте Первосвятитель призывал: "Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога..." Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом смертной казнью. Святитель твердо отвечал: "Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру". Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Русские воеводы не проявили согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении, и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.

Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось русским народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Прославление Патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года.

***
СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ СИМЕОН ВЕРХОТУРСКИЙ
Дни памяти: 25 мая (Второе обретение (перенесение) мощей)

Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.

С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную Премудрость «Сотворившего вся».

Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере ново-просвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге. В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания.

Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила.

Господь прославил Своего угодника, который оставил все земное ради служения Ему Единому. В 1692 году, спустя 50 лет после кончины святого, жители села Меркушинского чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692–1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» – явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», – и стал невидимым.

В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».

Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

12 сентября 1704 года, по благословению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. В этот день Церковь празднует вторую память святого праведного Симеона Верхотурского (первая – 18 декабря).

***
Мысли святителя Феофана Затворника
(Дея. 27, 1-44; Ин. 17, 18-26)

"Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино. . . Я в них, и Ты во Мне". Вот златая цепь, связующая нас с Божеством! Отпали мы - восстал Посредник, Который едино есть с Богом Отцом, и стал едино с нами. Становясь едино с Ним, мы соединяемся в Нем и через Него с Богом Отцом. Слава безпредельной милости Твоей к нам, Триипостасный Боже, благоволивший устроить для нас такой светлый путь к обожению! Высоко подъемлет нас Господь; не отрицай же благодеяния, исповедуй милость и хвали неизреченную благостыню! Отрицаясь от такой высоты, ты думаешь смиряться, а на деле обнаруживаешь грубую неблагодарность и небрежение к высокому дару. Ведай, что средины нет: или все, или ничего. Не хочешь этой высоты - останешься вне в горьком унижении, и временно, и вечно.

ПРАВОСЛАВИЕ.RU
Категория: Православный календарь. | Просмотров: 235 | Добавил: dad | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]