Приветствую Вас Гость!
Четверг, 28.03.2024, 21:17
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Календарь

«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2018 » Ноябрь » 6 » Православные святыни Франции.
20:12
Православные святыни Франции.

Православные святыни Франции. Краткий отчет о поездке в Париж в октябре 2018 г.

Многие наши соотечественники, побывавшие на святых местах ближнего и дальнего зарубежья, даже не подозревают, что на территории католической Франции находятся величайшие православные святыни. Небольшая группа из трех человек недавно вернулась из 10-дневной поездки в Париж и готова поделиться своими впечатлениями.

Сразу же оговорюсь, что в нашей обширной программе, которую мы разработали самостоятельно, были и светские достопримечательности столицы Франции (Эйфелева башня, Лувр и другие музеи, парки, фонтаны, дворцы, бульвары, арки, памятники), но поскольку найти информацию о них не составляет труда, далее будем говорить только о православных святынях.

Безусловно, главной святыней Франции является Терновый Венец Спасителя, находящийся в Соборе Нотр-Дам де Пари. В 1239 г. венец Спасителя был выкуплен королем Людовиком Святым у венецианских купцов за баснословные деньги. И вот уже без малого 800 лет, несмотря на все войны и революции, Терновый Венец чудесным образом сохраняется. Венец находится в хрустальном футляре, и пусть вас не удивляет отсутствие шипов – они были проданы по-отдельности в разные места. В Нотр-Дам де Пари также хранятся несколько шипов от Венца и часть Животворящего Древа Господня. Каждую первую пятницу месяца в 15 часов и каждую пятницу Великого поста по католической Пасхалии Святыни Страстей Господних выносятся для всенародного поклонения: в Соборе совершается молебен, а затем все желающие могут приложиться к Терновому Венцу, что удалось сделать и нам.

Очень хорошо описан вынос Тернового Венца Господня в путеводителе Е. Жоховой «Христианские святыни Европы»: «…белые мантии с крестами – это рыцари Гроба Господня, что держат святыню на руках. Благоговейная тишина, хотя храм полон. И представить невозможно, что сейчас можно будет подойти и приложиться к такой святыне. И думается – что можно принести вот сюда, к этому запаянному в стеклянную колбу страшному орудию пытки и унижения, орудию страстей Господних, ставшему от крови Господа великой святыней…к Его Терновому Венцу? Только свои сердечные молитвы».

Специально для хранения Тернового Венца была построена Святая капелла – Сент-Шапель, один из самых изысканных и примечательных памятников средневековой архитектуры. Уникальное украшение капеллы – огромный красочный ансамбль витражей XIII в., подробно рассказывающий всю историю человечества, начиная от Сотворения мира и заканчивая Страшным Судом. Капелла была построена во внутреннем дворе королевского замка на острове Сите в 1243-1248 гг. всего за шесть лет (еще одно чудо!). Для сравнения: Собор Нотр-Дам де Пари строился более 180 лет (с 1163 по 1345 гг.), христианские реликвии Страстей Господних стоили Людовику IX 135 тыс. ливров, а строительство Святой капеллы обошлось «всего» в 40 тыс. ливров.

В первый момент, когда попадаешь на второй ярус капеллы, кажется, что здесь вообще нет стен. Только огромные окна, разноцветные витражи, насквозь прошитые солнечными лучами. А внутри — дрожащий и переливающийся разными цветами воздух.

Через несколько минут, оглядевшись, понимаешь, что и стены, и перекрытия на месте – просто, по сравнению с площадью окон, они незаметны. Витражи высотой пятнадцать метров, занимающие площадь более 600 кв. м, иллюстрируют более 1000 сцен из Ветхого и Нового завета — начиная от Сада Эдема и заканчивая Апокалипсисом. Хотя большая часть из того, что мы сегодня можем видеть внутри Сент-Шапель, является уникальной репродукцией, около двух третей витражей все же подлинные, сохранившиеся с XIII века. Изящный шпиль часовни Сент-Шапель поднимается на высоту 33 метра, а на крыше сидят устрашающие каменные химеры - родные сестры тех, что украшают Собор Нотр-Дам.

Оставим ненадолго Париж и переедем в Шартр. В ста километрах от столицы в одном из самых красивых соборов Франции, Шартрском соборе Божией Матери (Нотр-Дам де Шартр) хранится Покров Пресвятой Богородицы.

По преданию, именно этот Плат был на Пресвятой Деве Марии в момент Рождения Иисуса Христа. Святой Покров сегодня – это фрагмент шелковой ткани бежевого цвета шириной 46 см и около двух метров в длину. Первоначально длина Покрова была пять с половиной метров. Во время революции, в кровавые времена «свободы, равенства и братства», когда уничтожались мощи, святыни и разрушались монастыри и храмы, духовенство, спасая реликвию, разделило ее на несколько фрагментов, раздав их по небольшим приходам, уповая на то, что хоть одну из этих частей удастся сохранить. В 1819 году самый крупный из фрагментов был возвращен в Шартрский собор. Плат известен многими чудесами, одним из которых является возникновение самого Шартрского собора. Нам удалось не только посетить Собор, но и поучаствовать в православном молебне перед Покровом и приложиться к нему, за что выражаем особую благодарность Паломническому центру апостола Фомы.

В пятнадцати минутах езды от Парижа в местечке Аржантёй находится нешвенный Хитон Спасителя, причем это не частица, а целое полотно. Хитон хранится в сложенном виде в специальном ковчеге в одном из приделов базилики Сен-Дени. К сожалению, возможности приложиться к Святыне нет, т.к. она находится на высоте более двух метров, зато есть возможность пройти под ней и помолиться.

Когда в XX в. в инфракрасных лучах сфотографировали Аржантёйскую святыню, обнаружили темные пятна, невидимые обычным глазом. Расположение пятен указывало на то, что это могли быть следы от кровоподтеков на теле Спасителя. Результаты химического анализа подтвердили, что пятна на Аржантёйской ризе действительно являются пятнами человеческой крови. А в 80-х гг. дополнительные анализы показали, что эта кровь совместима с той, которую обнаружили на Туринской Плащанице.

Следует отметить, что еще одна святыня, которую верующие почитают как Хитон Христов, хранится в другом европейском городе – немецком Трире. Однако, по мнению ряда исследователей, противоречия здесь нет: две Ризы имеют разные размеры, вследствие чего можно предположить, что «трирскую» Тунику Христос носил поверх «аржантёйской». Этим же объясняется тот факт, что на трирской нет следов крови, – перед тем, как подвергнуть Иисуса Христа истязаниям, с Него сняли верхнюю одежду.

А теперь вернемся снова в Париж. Храм Сен-Лё-Сен-Жиль известен одной из важнейших христианских святынь – мощами Святой равноапостольной царицы Елены, матери императора Константина. В IX в. один монах вывез часть мощей во Францию. Во время революции местный священник отец Грассар укрыл раку с мощами от уничтожения. В 1820 г. он передал её рыцарям Святого Гроба Господня, которые ежегодно собирались именно в Сен-Лё-Сен-Жиль. Сюда, под алтарь, рыцари и поместили реликвию.

Настоящим чудом для нас стала возможность приложиться к святыне, находящейся в ковчеге в окружении православных икон в специальной крипте, куда нас любезно проводил один из служителей. Причем, мы на это совсем и не рассчитывали, т.к. все путеводители говорили, что ковчег хранится вне пределов досягаемости под куполом храма.

Не всем известно, что Монмартр в переводе означает «гора мучеников». По преданию, именно там пострадали священномученики Дионисий Ареопагит, Рустик и Елевферий. Святых вывели из города к горе, называвшейся тогда Ареева или Марсова (Арей или Марс - языческий бог войны), где они были усечены тупой секирой. При этом Бог явил преславное чудо. Тело святого Дионисия, будучи обезглавлено, силою Божией встало на ноги и, взявши в руки свою главу, прошло с нею до того места, где был христианский храм. Отдавши свою главу одной благочестивой женщине, оно пало на землю. На том самом месте и было погребено тело священномученика Дионисия.

Сейчас на вершине Монмартра, откуда открывается великолепный вид на Париж, находится базилика Сакре-Кёр, а на месте погребения Святителя Дионисия Ареопагита – аббатство Сен-Дени (усыпальница французских королей).

Церковь Ла-Мадлен, другое название - церковь Святой Марии Магдалины, где в алтаре хранятся мощи Святой Марии Магдалины, находится в центральной части Парижа, в центре уличного движения и дорогих магазинов. Само возникновение храма прямым образом связано с Россией. Задуманный еще до революции, строящийся согласно уже подготовленным планам, он в смутное время стал не нужен, и Наполеон Бонапарт решил сделать из него мемориал военной славы. Поражение в России изменило планы, и здание опять стало церковью.

Мало известна в России Святая Женевьева Парижская. Святая жила в V в., еще до разделения церквей, прославилась многими чудесами и считается небесной покровительницей Парижа. Во время французской революции мощи святой Женевьевы были сожжены безбожниками, а пепел развеян над Сеной. Но частицы мощей, подаренные в свое время различным приходам, сохранились. Эти частицы, а также древняя гробница Преподобной находятся в свободном доступе в храме святого Стефана-на-горе (Сент-Этьен-дю-Монт). Рядом с мощами висит небольшая православная икона, на которой Святая Женевьева изображена вместе с Преподобным Симеоном Столпником.

Имя Святой Женевьевы оказалось связанным с судьбами русских эмигрантов. Засвидетельствовано явление Святой одной из русских женщин, волею судеб оказавшихся в Париже в изгнании. Святая спросила ее: «Почему вы, русские изгнанники, так страдаете и прозябаете в нищете, почему вы не обращаетесь ко мне? Я могу вам помочь!» И действительно, по молитвам к Святой Женевьеве дела постепенно пошли на лад, было найдено помещение для православного храма, и место для русского кладбища в 30 км от Парижа в городке Сен-Женевьев-де-Буа, само название которого связано с именем Святой. Там, где по преданию была пещера, в которой Святая Женевьева некоторое время вела отшельническую жизнь, в 1920-е годы был основан русский дом для престарелых, а позднее и русское кладбище, крупнейшее за границей.

В течение трех часов мы ходили по этому тихому, пронизанному солнечным светом кладбищу, искали могилы со знакомыми именами: Бунин, Тарковский, Юсуповы, Нуриев, Лосский, Франк, Лифарь, Рябушинский, Евреинов, Преображенская, Коровин … Это только те, чьи места упокоения мы нашли, а сколько здесь еще похоронено известных и неизвестных наших соотечественников, умерших на чужбине! Отслужили краткую литию у мемориала «дроздовцам» (бойцам одного из самых надёжных и боеспособных соединений Добровольческой армии генерала Деникина и Русской армии генерала Врангеля). Кладбищенская церковь Успения Пресвятой Богородицы (КП) в тот будний день была закрыта.

В самом Париже есть несколько православных храмов, в которых служат на церковно-славянском языке. Часть из них находится исторически под юрисдикцией Константинопольского Патриархата (КП) еще с советских времен. Так сложилось, что в местах служения, работы и упокоения многих священнослужителей и богословов, вынужденных жить вне Родины, но никогда в сердце не отделявших себя от неё и от родной Церкви, работавших в рассеянии на её благо, теперь возносится имя Патриарха Константинопольского, а не Московского. Когда писались эти заметки, пришло сообщение о разрыве отношений с Константинопольским Патриархатом. Будем надеяться, что этот разрыв с Божией помощью будет преодолен…

Кафедральный собор Святого Александра Невского (КП) был построен еще в 1861 году на пожертвования, сделанные русскими в России и во всём мире, причем самую большую лепту внес император Александр II. Архитектура собора отвечает русско-византийскому стилю. Еще в далеком 1938 году в Александро-Невском храме воздвигнут крест-памятник «Императору Великому Мученику, Его Царственной Семье, Его верным слугам, с Ним мученический венец принявшим, и всем Россиянам, богоборческой властью умученным и убиенным». Здесь особенная молитвенная атмосфера, много старинных икон, вывезенных из России. Одна из них – икона Божией Матери «Феодоровская». Икона написана в 1807 году иконописцем Каменщиковым и является списком с Феодоровской иконы Божией Матери 1289 г.

В день престольного праздника – день памяти Святого Преподобного Сергия Радонежского - посетили мы Сергиевское подворье (КП). Мы долго шли по шумной парижской улице от метро и вдруг оказались в тихом дворике с зелёным холмом, засаженном деревьями. Храм на вершине холма удивительный: каменный, но с каким-то сказочным деревянным крыльцом. И иконостас с росписями ему под стать: сразу вспоминаются древние деревянные храмы российского севера.

Церковь занимает второй этаж, первый отдан под Свято-Сергиевский богословский институт и большую библиотеку. Мы участвовали в Божественной литургии, крестном ходе, молебне и были приглашены на праздничную трапезу.

Для русского человека это место дорого тем, что здесь служили и работали епископ Вениамин (Федченков), протоиерей Сергий Булгаков, профессор Георгий Васильевич Флоровский, архимандрит Киприан (Керн), митрополит Евлогий (Георгиевский), Антон Владимирович Карташёв, Николай Никанорович Голубковский, Василий Васильевич Зеньковский, Сергей Сергеевич Безобразов (епископ Кассиан), Борис Петрович Вышеславцев, …

Институт работает и сегодня, но преподавание здесь ведется на французском языке.

Единственным православным храмом Парижа, где службы совершаются ежедневно, является храм Трех Святителей Корсунской епархии Московского Патриархата (МП). Найти храм нелегко, особенно, если вы – из России. Здесь нет привычных куполов и белокаменных стен. Храм расположен на первом этаже жилого дома, позволить себе что-то другое в 1931 году не смогли, ведь русским эмигрантам все приходилось начинать с нуля, располагая самыми скромными средствами. Один из первых насельников подворья Антоний (Блум), будущий митрополит Сурожский, рассказывал о том, какова была жизнь в монастыре: денег не было даже для покупки еды монахам, жившим при храме. Питались тем, что жертвовали прихожане. Однако, в храме постоянно давали приют нищим, зачастую они ночевали прямо в келье на койке и матрасе епископа Вениамина (Федченкова), который уступал им свою постель, а сам спал на полу.

Слева от алтаря находится икона Иверской Божией Матери – самая большая икона в русских зарубежных церквях. Сразу видно, что образ – дореволюционного письма и весьма почитаем - перед ним всегда стоят цветы.

История о том, как образ оказался в храме очень интересна. Во время царствования Алексия Михайловича, при патриархе Никоне, в Москву привезли первый список этого чудотворного афонского образа. При входе на Красную площадь - у Воскресенских ворот Китай-города в 1669 году построили деревянную часовню, в которой поместили другой список Иверской иконы – «Московская-Иверская».

В 1930 году эмигрант-москвич А.Н. Павлов, прогуливаясь по улицам в Париже, увидел в витрине одного из магазинов с антиквариатом часть большой иконы. Павлов сразу узнал Иверскую икону – живя в Москве, он часто приходил молиться к этому образу в Иверскую часовню. Сначала он решил, что икона попала в Париж после гражданской войны, однако, продавец объяснил, что образ вывез из Москвы один из наполеоновских офицеров, теперь же его потомки хотят продать его. Антиквар запросил за икону огромную сумму – 25 тыс. франков. Впоследствии удалось снизить сумму до 15 тыс. и договориться о рассрочке. Деньги собирали всем миром. Чтобы оплатить очередные взносы, образ сфотографировали и продавали фотографии как в храме, так и в других местах с помощью прихожан. Русские люди приезжали со всех уголков Франции почтить святой образ и оставить свои пожертвования. Так была собрана необходимая сумма.

С благословения владыки Вениамина храм был открыт в любое время для всех, кто желал помолиться перед образом. Таким образом, традиция, установленная в Москве, была продолжена в Париже – Вратарница Московская стала Вратарницей Парижской.

И сейчас, каждую среду в 18 часов, перед Иверской иконой служится молебен с акафистом. Нам посчастливилось принять участие в молебне, причем, мы попали в храм Трех Святителей совершенно чудесным образом – через задний ход и трапезную, где нас гостеприимно, по русскому обычаю, напоили чаем.

Еще один самый современный православный храм Парижа, в котором мы побывали, - Свято-Троицкий кафедральный Собор (МП), освященный совсем недавно, в декабре 2016 года, находится в центре Парижа на набережной Сены, недалеко от моста Александра III и Эйфелевой башни. Богослужения в соборе проходят на французском, молдавском и славянском языках. И это не просто храм, а Российский духовно-культурный православный центр. Архитектура здания поражает и запоминается надолго.

Нельзя не упомянуть и еще об одном месте Парижа, связанном с Россией. Это мост Александра III, который был заложен императором Николаем II в ознаменование Франко-русского союза в октябре 1896 г. Открывшийся накануне Всемирной выставки 1900 г., мост до сих пор считается самым красивым из мостов французской столицы. В центре мостовых арок расположены нимфа Сены с гербом Франции и нимфа Невы с гербом Российской империи. Интересно отметить, что у моста Александра III есть «побратим» в Санкт-Петербурге - спроектированный французами Троицкий мост через Неву. Он строился в одно время с мостом через Сену, и его возведение также подчеркивало культурно-политическую близость двух стран: на церемонии закладки присутствовал французский президент.

Достойна упоминания богатая коллекция икон христианского Востока VIII–XIX веков. Иконы, вывезенные белой эмиграцией в Европу, были подарены коллекционером и меценатом Роже Кабалем Музею современного искусства. Рекомендуем всем, планирующим поездку в Париж, обязательно посетить эту интересную выставку в Малом дворце.

В завершение рассказа нельзя не отметить особую доброжелательность и гостеприимство французов, приветливых, всегда спешащих на помощь и откликающихся на любую просьбу. Большое им за это спасибо! Надеемся, что этот небольшой рассказ подвигнет кого-то совершить свое уникальное паломничество-путешествие в Париж и поможет открыть новые замечательные места!

                          

Светлана Богаченко

Категория: Частное мнение. | Просмотров: 379 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]