Приветствую Вас Гость!
Суббота, 20.04.2024, 11:14
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Март 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2018 » Март » 23 » Протоиерей Максим Первозванский
20:17
Протоиерей Максим Первозванский
Если духовная жизнь сошла на «нет»: что делать
Протоиерей Максим Первозванский

Мы, люди, так устроены, что то, что однажды нами уже освоено, начинает казаться нам как бы не важным или не интересным. Мы всегда стремимся к новому. Это, в общем, очень оправдано с точки зрения жизни обычной, потому что, если бы каждый раз, когда мы утром ехали на работу, думали о том, как нам доехать, и затрачивали те же усилия, что затрачиваются в первый раз, мы ни о чем другом по жизни думать и не могли бы. То есть, осваивая какой-то вид деятельности, какую-то эмоциональную и даже духовную сферу, наш мозг и наша душа стремятся сделать следующий шаг.

Когда человек приходит к Богу, в Церковь, он для себя находит множество совершенно новых, не познанных, не известных для него вещей. Он с жадностью погружается в это новое. Например, осваивает чтение утренних или вечерних молитв, учит церковно-славянский язык, изучает богослужение, читает Священное Писание, выстраивает отношения с духовником, пытается бороться с грехами и жить в соответствии с заповедями Божиими. На все это у него уходит, естественно, колоссальное количество усилий. Возникает известное в православной среде состояние неофитства. И еще долго, хотя человек уже не является неофитом, он все равно продолжает открывать для себя все новое и новое, неизведанное. Например, если он уже достаточно изучил литургику, он еще плохо знает историю Церкви, например. Если он научился бороться с грехом чревоугодия, то ему еще предстоит борьба с осуждением, или с похотью, или с унынием.


Но однажды наступает некоторый предел, когда все уже известно на каком-то уровне. И не только с точки зрения информации, когда ты что-то новое для себя открываешь. Ты уже знаешь, что происходит с твоей душой. Ты научился, пусть на базовом уровне, контролировать помыслы. Ты научился бороться с грехами, ты научился немножко молиться... При этом какое-то дальнейшее продвижение начинает требовать очень больших усилий. То есть, если мы читаем Жития святых, особенно жития подвижников, преподобных отцов, то мы можем удивляться: «Ничего себе, люди такую жестокую аскезу принимали! Они, действительно, всю свою жизнь полагали на усилия духовные. Неужели невозможно без этого обойтись?»

Если мы нарисуем график, где по горизонтали будут располагаться наши усилия, а по вертикали – результаты, мы увидим интересный момент. В начале графика при незначительных усилиях результаты будут очень высокими. Потом идет постепенный спад. Чем дальше идет график, тем больше усилий необходимо прикладывать для достижения хоть каких-то результатов. Линия графика становится практически горизонтальной.

Представим, ты вышел на какой-то результат: например, матом ты уже не ругаешься, но не раздражаться у тебя не получается научиться. Или привык поститься без мяса, но при этом ешь по 3-4 тарелки постной картошки. Это все внешние вещи. Когда мы говорим про вещи духовные, все становится сложнее. Не будем же мы считать время, потраченное на молитву. И как понять, сколько кротости, терпения и смирения в душе прибавилось?

Но не двигаться человек не может. Что-то освоенное теряет свой первоочередной статус и значимость, становится неважным и неинтересным. Например, человек поначалу может получать громадное удовольствие от самого процесса чтения на церковно-славянском языке. Как ребенок, который научился читать, он читает и радуется: как же здорово, что буквы складываются в слова, слова в предложения, все звучит! А потом это становится рутиной, делается на автомате. Надо делать следующий шаг. А следующий шаг сделать очень сложно.

На мой взгляд, это та проблема, с которой человек обязательно сталкивается лет через 10 после начала духовной жизни: кто-то раньше, кто-то позже, начала духовной жизни.

Что же делать? Вопрос сложный. Необходимо какое-то побуждение, понуждение. Часто Господь приходит на помощь: серьезные жизненные обстоятельства (болезни, смерти, финансовые затруднения, увольнение с работы) человека побуждают. Когда человек оказывается в уязвимой ситуации, душа раскрывается навстречу Богу, – и в духовной жизни есть шанс сделать новый виток.

Подготовили Анатолий Медведев, Мария Медведева
Наследник
Категория: Частное мнение. | Просмотров: 229 | Добавил: dad | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]