Приветствую Вас Гость!
Четверг, 25.04.2024, 20:05
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2017 » Сентябрь » 11 » Слово в Неделю 14-ю по Пятидесятнице
15:25
Слово в Неделю 14-ю по Пятидесятнице
Брачный пир Сына Божия
Слово в Неделю 14-ю по Пятидесятнице

Иеромонах Силуан (Никитин)

 Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!


    
Что такое брачный, или свадебный, пир, хорошо знакомо каждому из нас, дорогие братия и сестры. Нет такого человека, для которого данное словосочетание являлось бы непонятным, и чаще всего пир связывается в нашем сознании с радостью, весельем, наслаждением и отдыхом. Господь Иисус Христос, уча притчами, этим средством иллюстрации глубоких непреходящих истин, уподобляет Царство Небесное брачному пиру. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ты спросишь: для чего Царствие Небесное называется браком? Чтобы ты познал попечение Божие, любовь Его к нам, великолепие во всем; познал то, что там нет ничего печального и прискорбного, но все исполнено духовной радости».

Жених на этом пиру – Сын Божий, Христос Спаситель; невестой же является и Церковь, и всякая душа; а сам брачный пир в традиции святоотеческого предания называется Пиром Агнца. Отец Предвечного Жениха, именуемый в этой притче Царем, через Своих верных рабов – пророков и апостолов, святых мужей и жен – созывает нас, Свое самое любимое создание, разделить с Ним радость: приготовлен обед, «тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово» (Мф. 22: 4).

Но не хотят многие из нас порадоваться вместе с Господом, не желают ответить на Его приглашение. Те, кто более прямодушны и заблуждаются в своей неправоте искренне, сразу убивают рабов, приносящих им приглашение на встречу с Богом. Взрывают храмы и убивают миссионеров, учителей истины, благовестников; сжигают иконы и разрывают на клочки Священное Писание. Таких неблагодарных гостей на брачный пир Христа мы видим часто и справедливо негодуем на них – на безбожников и атеистов, на злых хулителей истинной веры Христовой и иноверцев, на еретиков и раскольников.

Эти злые и неблагодарные гости не идут на пир Христа, а следовательно, они лишены радости Вечной Жизни – лишены будут Царствия Небесного. Разгневавшийся царь, услышав об убийстве своих верных рабов, «послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их» (Мф. 22: 7). Нет будущего у богоборцев, нет будущего у неблагодарных Богу людей, нет вечной жизни и радости тем, кто пытается уничтожить истину и ее голос в этом мире.

Но не забываем, что не пошли на брачный пир и другие званые, менее агрессивные гости, менее злобные, но более лукавые и подлые, придумавшие отговорки для своего отказа на приглашение доброго царя. «Более умеренные отказались от призыва, и одни ушли на поле свое, то есть погрузились в плотскую, сластолюбивую жизнь, ибо у каждого поле – это его тело; другие удалились на торговлю свою, то есть уклонились к корыстолюбивой жизни, ибо торговцы – самый корыстолюбивый народ. Таким образом эта притча показывает, что от духовного брачного пира, то есть соединения со Христом и наслаждения духовного, люди удаляются всего больше из-за двух следующих страстей: или по причине сластолюбия, или вследствие любостяжательности» (блаженный Феофилакт Болгарский). А кто из нас скажет, что не грешен ни сластолюбием, ни желанием благополучия?

    Рабы Небесного Царя не различают, кто достоин и кто недостоин царского пира, – зовутся все, кто хочет идти

Царскую трапезу наполнили те, которые были приглашены из-под оград, с перекрестков, с улиц и различных мест, – люди, «ходившие прежде ложными путями, рассеянные, блуждавшие по различным путям учений, находившиеся на распутьях, то есть в полном неведении и сомнении. Они были несогласны друг с другом; они были не на правильном пути» (блаженный Феофилакт Болгарский). Рабы Небесного Царя не различают, кто достоин и кто недостоин царского пира, – зовутся все, кто хочет идти, а Царь Сам разберет, кого посадить за царскую трапезу и кого удалить с пиршества. Благовестие Христово будет всегда открыто всему миру, как и многовековый опыт Церкви.

Но потом, когда вошел Царь, чтобы увидеть возлежащих на пире Своем (то есть успокоившихся на своей видимой вере, подобно тому, как в день суда Он посетит пиршествующих и рассудит о заслугах каждого), то нашел человека, который не был одет в брачное одеяние. И страшен вопрос Его к этому человеку: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (Мф. 22: 12).

Под этим одним человеком нужно понимать всех тех, которые связаны между собой злобой как союзники. Страшно это соединение людей, одержимых грехом, соединение и сближение помимо их воли. Страшно видеть, как живут такие люди.

Страшен и вопрос Царя. Обращение «друг» значит то доверие к нам Бога, которое постоянно Он нам оказывает, и вот человек, пользующийся благорасположением и вниманием Господа, своим безрассудством разрушает эту дружбу, он теперь обличается в бесстыдстве, потому что грязной одеждой осквернил чистоту брачного пира, и не может уже дать ответа на вопрос: почему он так поступил, почему не позаботился заранее о достойном виде для такого важного события, как брачный пир своего Царя-друга?

«Под одеждой, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – разумеются дела жизни, дела, исполняемые согласно закону и Евангелию и составляющие одеяние нового человека». «Итак, облекитесь, – говорит апостол Павел, – как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол. 3: 12).

Итак, кто во время суда будет найден имеющим имя христианина, но не имеющим одеяния брачного, то есть одежды сверхнебесного человека, а имеющим одежду запятнанную, то есть броню ветхого человека, тот тотчас же получает наставление, и ему говорится: «Друг! как ты вошел сюда?». Этот несчастный человек сам себя обольстил тщетными надеждами получить Царство Небесное без труда и высоко думая о себе.

    Нельзя будет оправдаться в своей лености и теплохладности, в соглашательстве с грехом

Нельзя будет оправдаться после смерти в своей лености и теплохладности, в той жизненной позиции конформизма и внутреннего соглашательства с грехом, которую мы считаем приемлемой для себя, а порой и необходимой. Сколько мы видим вокруг примеров того, как человек бессовестный и наглый, Бога не боящийся и людей не стыдящийся, не получает должного воздания за все свои грехи и против Творца, и портив ближнего. «Надеясь на князей и сынов человеческих», творит он неправду всю свою жизнь, богатеет и собирает тучные житницы, и, если ходит в храм Божий и слышал слово Христа, но видя свою безнаказанность в этой жизни, ошибается, что подобное продолжится и после смерти. Но посмотрим внимательно на себя и увидим, что сами мы далеки от идеала.

В то время уже не будет места раскаянию, ни возможности отрицать бывшее, потому что все ангелы и сам мир будут свидетелями против грешников.

Телом мы сейчас не на полях и не в магазинах, а в храме Божием – как раз на том самом пиру брачном – пиру веры. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Послушай, какая жизнь у кочующих скифов, какой образ жизни ведут номады. Так надобно жить и христианам: обходить вселенную, воюя с диаволом и освобождая плененных им, и забывать всё житейское».

Сохраним благоговение и перед входом в храм Божий, и во время нахождения в нем, и в домах своих. «Живи так, – поучает епископ Феофан, – чтоб Бог любви возлюбил тебя любовью вечной. Исходи на торговлю свою, но блюди, чтобы через стяжание мирских благ не продать миру души своей. Исходи на поля свои, удобряй землю свою и сей на ней семена, чтобы плодами их мог укрепить тело свое, но особенно сей на ниве души твоей семена добродетели, да пожнешь от них плоды жизни вечной».

Иеромонах Силуан (Никитин)

10 сентября 2017 г.
http://www.pravoslavie.ru/106283.html
Категория: Частное мнение. | Просмотров: 238 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]