Приветствую Вас Гость!
Суббота, 23.11.2024, 21:52
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Календарь

«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2018 » Июль » 16 » 16 июля
21:57
16 июля
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ

Святой Филипп (в миру Феодор) происходил из знатного рода бояр Колычевых. Феодор был первенец боярина и его богобоязненной супруги Варвары. С ранних лет Феодор, по выражению жизнеописателя, с сердечной любовью прилепился к богодухновенным книгам, отличался кротостью и степенностью и чуждался забав. По высокому своему происхождению он часто бывал в царском дворце. Его кротость и благочестие оставили сильное впечатление в душе его сверстника, царя Иоанна.

По примеру своего отца, Феодор начал военную службу, и его ожидало блестящее будущее, но сердце его не лежало к благам мира. Против обычая времени он медлил жениться до 30-летнего возраста. Один раз в церкви, в воскресный день, сильно подействовали на него слова Спасителя: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Матф. 4, 24). Услышав в них свое призвание к иночеству, он тайно от всех, в одежде простолюдина, оставил Москву и направился в Соловецкую обитель. Здесь в течении девяти лет он безропотно нес тяжкие труды послушника, работал, как простой селянин, то на огороде, то в кузнице и пекарне. Наконец, по общему желанию братии, был поставлен в пресвитера и игумена.

В этом сане он ревностно заботился о благосостоянии обители в материальном, а больше — в нравственном отношении. Он соединил озера каналами и осушил болотные места для сенокосов, провел дороги в местах прежде непроходимых, завел скотный двор, улучшил соляные варницы, воздвиг два величественных собора — Успенский и Преображенский и другие храмы, устроил больницу, учредил скиты и пустыни для желающих безмолвия и сам по временам удалялся в одно уединенное место, известное в дореволюционное время под именем Филипповой пустыни. Он написал для братии новый устав, в котором начертал образ трудолюбивой жизни, запрещающий праздность.

Игумена Филиппа вызвали в Москву для духовного совета, где при первом же свидании с царем, он узнал, что для него назначена кафедра митрополита. Со слезами он умолял Иоанна: «Не разлучай меня с моей пустыней; не вручай малой ладье бремени великого». Иоанн был непреклонен и поручил архиереям и боярам убедить Филиппа к принятию митрополии. Филипп согласился, но требовал уничтожения опричнины. Архиереи и бояре уговаривали Филиппа не настаивать усиленно на этом требовании из уважения к самодержавию царя и смиренно принять сан. Филипп уступил воле царя, видя в ней Божие избрание.

В первое время святительства Филиппа (1567–1568 гг.) утихли ужасы опричнины, но так было недолго. Опять начались грабежи и убийства мирных граждан. Филипп несколько раз в уединенных беседах с царем старался вразумить его, но видя, что убеждения не помогают, решился действовать открыто.

21 марта (1568 г.) в крестопоклонную неделю, перед началом литургии, митрополит стоял на возвышении посреди храма. Вдруг в церковь входит Иоанн с толпой опричников. Все они и сам царь были в высоких черных шлыках, в черных рясах, из-под которых блестели ножи и кинжалы. Иоанн подошел к святителю со стороны и три раза наклонял свою голову для благословения. Митрополит стоял неподвижно, устремив свой взор на икону Спасителя. Наконец бояре сказали: «Владыка святый! Царь требует твоего благословения». Святитель обернулся к Иоанну, как бы не узнавая его, и сказал: «В этой одежде странной я не узнаю царя православного, не узнаю его и в делах царства. Благочестивый, кому поревновал ты, исказив таким образом твое благолепие? С тех пор, как светит солнце на небе, не слыхано, чтобы благочестивые цари возмущали собственную державу... У татар и язычников есть закон и правда, а у нас их нет. Мы, государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан. Не скорблю о тех, которые, проливая свою невинную кровь, сподобляются доли святых мучеников; о твоей бедной душе страдаю. Хотя и образом Божиим почтен ты, однако ж, смертный человек, и Господь взыщет все от руки твоей».

Иоанн кипел гневом, шептал угрозы, стучал жезлом о плиты помоста. Наконец воскликнул: «Филипп! Или нашей державе ты смеешь противиться? Посмотрим, увидим, велика ли твоя крепость». — «Царь благий, — ответил святитель, — напрасно ты меня устрашаешь. Я пришелец на земле, подвизаясь за истину, и никакие страдания не заставят меня умолкнуть». Страшно раздраженный, Иоанн вышел из церкви, но затаил злобу до времени.

28 июля, в праздник Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрия, святитель Филипп служил в Новодевичьем монастыре и совершал крестный ход вокруг стен монастыря. Там был и царь, окруженный опричниками. Во время чтения Евангелия, святитель заметил опричника, стоявшего позади царя в татарской шапке, и указал на него Иоанну. Но виновный поспешил снять и спрятать шапку. Тогда опричники обвинили митрополита в том, будто он сказал неправду, с целью унизить царя перед народом. Тогда Иоанн велел судить Филиппа. Нашлись клеветники с ложными обвинениями против святителя, которому не дали возможности изобличить их, и он был осужден на лишение кафедры.

8 ноября, в праздник архангела Михаила, святитель в последний раз служил в Успенском соборе; и он так же, как и в день обличения царя Иоанна Грозного, стоял на кафедре. Вдруг отворились церковные двери, вошел боярин Басманов в сопровождении толпы опричников и велел прочесть бумагу, в которой изумленному народу объявляли, что митрополит лишается сана. Тотчас же опричники сорвали со святителя облачение и, одев в оборванную монашескую рясу, вывели его вон из храма, посадили на дровни и с ругательствами повезли в один из московских монастырей. Говорили, что царь хотел было сжечь исповедника Христова на костре и только по просьбе духовенства определили ему пожизненное заточение. В то же время он казнил многих родственников Филиппа. Голову одного из них, особенно любимого Филиппом племянника, Ивана Борисовича Колычева, Грозный послал святителю. С благоговением принял ее святитель Филипп, положил и, земно поклонившись, поцеловал и сказал: «Блажен его же избрал и приял еси Господи»,— и возвратил пославшему. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители, желая увидеть хоть тень славного святителя, и рассказывал о нем чудеса. Тогда Иоанн велел перевести его в Тверской Отрочь монастырь.

Год спустя царь со всей дружиной двинулся против Новгорода и Пскова и отправил впереди себя опричника Малюту Скуратова в Отрочь монастырь. Святой Филипп за три дня предсказал о предстоявшей своей кончине и приготовился к ней принятием Святых Таин. Малюта с лицемерным смирением подошел к святителю и просил благословения царю. «Не кощунствуй, — сказал ему святой Филипп, — а делай то, зачем пришел». Малюта бросился на святителя и задушил его. Тотчас же вырыли могилу и опустили в нее священномученика на глазах Малюты (23 декабря 1569 г.) Мощи святителя Филиппа почивали в московском Успенском соборе, который был свидетелем его величайшего подвига.

ПРАВОСЛАВИЕ.RU

***
Святой мученик Иакинф.

Святой мученик Иакинф родился в первом веке в Кесарии Каппадокийской в христианской семье. Римский император Траян приблизил юношу к себе, не зная о его вероисповедании. Однажды, когда император пировал со своими приближенными, Иакинф, оставшись во дворце, заперся в небольшой комнате и усердно молился Богу. Один из слуг услышал, как юноша молится, и донес об этом царю. Император был разгневан, что Иакинф, нарушая царский приказ, не чтит римских божеств. Юношу немедленно схватили и привели к Траяну. Император предложил ему вкусить идоложертвенного мяса, но святой отказался и объявил себя христианином. Святого мученика после жестоких истязаний заключили в темницу, где томили голодом и жаждой, чтобы заставить есть идольскую пищу. На тридцать восьмой день стражник, который принес идоложертвенное мясо, увидел рядом с узником ангелов – они одевали мученика в светлую одежду и возлагали на его голову венец. Чуть позже император хотел продолжить суд над святым, но его нашли в темнице умершим. Мощи святого впоследствии перенесли в Кесарию Каппадокийскую.

***
Святитель Василий, епископ Рязанский.

Святитель Василий, епископ Рязанский, жил в тринадцатом веке. Известно, что сначала он был епископом города Мурома. На долю владыки Василия выпало восстановление муромских храмов и монастырей после нашествия на Русь полчищ Батыя. Но довелось ему встретиться и с человеческой неблагодарностью. Горожане восстали против епископа Василия, обвинили в поступках, неподобающих архипастырю. Владыка пытался рассеять тот дьявольский морок, которым внезапно оказались окутаны муромчане. Но к нему никто не прислушался. Тогда епископ Василий помолился, вышел к Оке, распростер по воде свою мантию и стал на нее. В руках он держал образ Пресвятой Богородицы Муромской. Сильный ветер повлек мантию против течения, вверх по Оке. Пораженные муромцы в слезах просили прощения у епископа, но тот навсегда покинул их. Через несколько часов епископ Василий доплыл до Рязани. Там его с честью приняли и пригласили возглавить епископскую кафедру. Много лет он вдохновлял и укреплял жителей Рязани, терпевшей много невзгод от ига Золотой Орды. В конце шестнадцатого века инок Еразм Ермолай написал «Повесть о Василии, епископе Рязанском и Муромском». Эта книга стала одним из любимых народных чтений. В июне тысяча шестьсот девятого года мощи святителя Василия были торжественно открыты и перенесены в Христорождественский собор.

***
Преподобный Никодим Кожеезерский.

Преподобный Никодим Кожеезерский, в миру – Никита, родился в селе близ Ростова, в конце шестнадцатого века. Родители его были крестьянами. По преданию однажды Никита работал с отцом в поле, как вдруг неведомый голос стал окликать его, но называть при этом другое имя: "Никодим! Никодим!”. Юноша рано осиротел, он освоил кузнечное мастерство и некоторое время работал в Москве. Однажды Никита проходил мимо хижины юродивого Илии. Тот закричал приветствует его: "Хузьюгский пустынник пришёл!”. Эти слова сильно поразили Никиту. Он принял монашеский постриг в ЧУдовом монастыре. Игумен Пафнутий нарёк ему новое имя – Никодим. Тринадцать лет он прожил в обители, а потом по благословению настоятеля отправился на север. Там Никодим вступил в Кожеозерскую обитель. Через несколько лет, в поисках уединения, он ушёл из монастыря и построил неподалёку на реке Хузьюге келью. Так сбылось предсказание блаженного Илии.
Никодим прожил отшельником тридцать пять лет. Он делился с братьями пойманной рыбой. Дикие олени без страха приходили к праведнику. Он не оставлял молитвы ни во время трудов, ни в часы отдыха. Господь даровал иноку дар прозорливости и силу исцелить болезни. Мощи преподобного Никодима были погребены в Богоявленской церкви Кожеозерской обители. В наши дни этот монастырь считается одним из самых удалённых и труднодоступных в России.

***
Святитель Анатолий, патриарх Константинопольский.

Святитель Анатолий родился в египетском городе Александрия, во второй половине четвёртого века. Он получил философское образование и стал диаконом при известном церковном мыслителе святителе Кирилле Александрийском. Вместе они присутствовали на Третьем вселенском Соборе. Кончина святителя Кирилла совпала с воцарением в Византийской империи новой ереси. Некий Евтихий утверждал, что Божественная природа во Христе полностью поглотила человеческую. Таким образом искажалось учение о спасении и искуплении человечества. Евтихий нашёл сторонников среди духовенства и знати. Его поддержал даже император. Им удалось низложить патриарха Константинопольского, святого Флавиана. На кафедру избрали Анатолия. Но он принялся восстанавливать чистоту учения: созвал Четвёртый Вселенский Собор в городе Халкидоне. На нём был утверждён догмат о двух Естествах Христа, неслитных и нераздельных. Из других важных деяний Собора необходимо отметить передачу Константинопольскому Патриархату Церквей Малой Азии, Греции, Черноморья. Договор касался и тех Церквей, которые в будущем возникнут у народов этих областей. Через пятьсот пятьдесят лет этот список полнился Русской Православной Церковью. Из Константинополя через апостольское преемство Русь получила православную веру. А когда Русская Церковь окрепла, то обрела независимость от Византии.

***
Священномученик архиепископ Антоний (Быстров).

Архиепископ Антоний, в миру Николай Быстров, родился в 1858 году, в Архангельской губернии. Закончил Вологодскую Духовную семинарию, женился, был рукоположен в священники, после смерти супруги принял монашеский постриг. В 1910 году стал епископом Веельским, викарием Вологодской епархии. В 1919 году его арестовали и выслали в город Северодвинск Архангельской губернии. С 1921 года владыка Антоний возглавлял Архангельскую епархию. Периодически его епископское служение прерывалось арестами и ссылками. Большинство храмов города были закрыты, кафедральным собором считалась кладбищенская Ильинская церковь – там владыка Антоний и совершал богослужения. В ночь на Богоявление 1932 года престарелый архиепископ вновь был арестован. С него сорвали крест и панагию и посадили в переполненную камеру к уголовникам. Узников кормили селедкой, а воды не давали. Допросы шли один за другим. Архиепископа Антония обвинили в том, что он давал милостыню ссыльным священникам и епископам. В вину владыке вменили и создание церковного хора, в который вошло много ссыльного духовенства. Сидя в тюрьме, владыка Антоний читал заключенным Евангелие, которое у него было с собой. Чекисты предложили святителю свободу взамен на согласие стать осведомителем. Он отказался, его перевели в более сырую и тесную камеру. Когда Владыка был уже при смерти, в камеру подселили еще одного архиерея, который принял исповедь умиравшего собрата. Ссыльные архиереи и священники отпели владыку в кладбищенской Ильинской церкви. В воспоминаниях современников он остался как «высокий, маститый человек с длинными седыми волосами и такой же бородой, невероятно добрый и милостивый».

***
Священномученик Сильвестр, архиепископ Омский и Павлодарский.

Священномученик Сильвестр, в миру Иустин Ольшевский, родился в 1860 году в Киевской губернии в семье диакона. Окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1892 году принял священнический сан, в 1910-ом был пострижен в монашество. В 1915 году Сильвестр стал епископом Омским и Павлодарским. В 1918 году архиепископ Сильвестр возглавил Высшее Временное Церковное Управление Сибири. Для укрепления духа офицеров и солдат владыка восстановил институт полковых священников в Белой гвардии. После отступления белых архиепископ добровольно остался в захваченном большевиками городе вместе со своей паствой. В конце 1919 года владыка Сильвестр был арестован. В течение двух месяцев архиепископа подвергали пыткам и истязаниям, а потом распяли мученика на полу камеры и пронзили ему сердце. Архиепископ Сильвестр был канонизирован в 2000 году в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Мощи святого Сильвестра были обретены 16 июля 2005 года при раскопках собора Успения Божией Матери и пребывают сейчас в нижнем храме кафедрального Успенского собора Омска.

***
Святитель Феофан Затворник.
(1 Кор. 9, 13-18; Мф. 16, 1-6). 

Фарисеи и саддукеи просили Господа показать им знамение; а того и не видели, что знамение у них было перед глазами. Господь Сам был знамением; Его учение и дела ясно показывали кто Он; другого свидетельства не нужно было. "Дела, которые творю Я. . , они свидетельствуют о Мне" (Ин. 10, 25), говорил Он иудеям. Лицо неба, обличал их Господь, различать умеете, а знамений времен не можете. Отчего так сделалось с ними? Оттого что они жили внешнею жизнью, а внутрь себя не входили. Без собранности же, без внимания и самоуглубления, дел Божиих ни заметить, ни уразуметь нельзя. То же продолжается и доселе. Христианство у всех перед глазами, как истинное знамение Божие, а смотрящие на него не видят того, колеблются в вере и отступают. Очи их теряют способность видеть на нем печать божественности, и они готовы просить особых знамений с неба, подобно иудеям. Но знамение не дается и не дастся, потому что ищущие ищут того только искушающе, а не за тем, чтобы идти путем Христовым. Ты только вступи на этот путь, и с первого же шага увидишь, что он божествен, ведет к Богу и Бога к тебе приближает. Иудеям сказал Господь: "знамение не дастся. . . только знамение Ионы пророка". И нынешних неверов провидел Господь и им предуготовил ответ: "явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные. . . " (Мф. 24, 30).

ПРАВОСЛАВИЕ.RU

***
Цитата:

Трудно начальнику и прискорбно, если люди его не слушаются, но чтобы сохранить мир, он должен помнить, что хотя люди и непослушливы, но всё же их любит Господь и умер в страданиях за их спасение, и надо усердно за них молиться. И если привыкнешь молиться за подчинённых, то в душе у тебя будет великий мир и любовь.

Силуан Афонский. Цитата 45
Категория: Православный календарь. | Просмотров: 249 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]