19:46 ОКСАНА ГОЛОВКО , ПРОТОИЕРЕЙ ГЕОРГИЙ МИТРОФАНОВ | |
«Обидели человека – отложим до Прощеного воскресенья». Почему мы просим прощения, а лучше не становимсяОКСАНА ГОЛОВКО , ПРОТОИЕРЕЙ ГЕОРГИЙ МИТРОФАНОВ | Каждый год в Прощеное воскресенье мы просим прощения друг у друга. Но почему отношения между нами не меняются и, даже вступив в пост, люди быстро возвращаются к обычному стилю поведения. Как, произнося просьбу о прощении, действительно менять свое отношение к человеку – рассказывает протоиерей Георгий Митрофанов.
Как будто все они собрались отправиться в мир инойПротоиерей Георгий Митрофанов Наша Церковь многие века живет по монастырскому богослужебному постовому уставу. Этот устав определяет уклад нашей жизни как в пространстве храма, так часто и вне его. На практике такой монастырский устав, созданный в странах Средиземноморья в первом тысячелетии по Рождестве Христовом, соблюдать в наших условиях невозможно. Его и не соблюдают, произвольно сокращая богослужения, смягчая посты для младенцев, детей, беременных женщин, больных. Именно как предписания этого старого монастырского устава имеет место и чин Прощеного воскресенья. Обусловлен он был вполне конкретными жизненными обстоятельствами: с началом Великого поста многие монахи покидали свои монастыри, уходили в пустыню, уходили в затвор, откуда могли не вернуться – заболеть и умереть, стать жертвами разбойников и так далее. Именно поэтому перед важным периодом Великого поста, периодом покаяния, монахи собирались вместе в монастырском храме и просили друг у друга прощения. Это было вполне оправданно, вполне логично: на Пасху они могли уже не увидеться. В наших условиях это действие приобретает довольно странный характер. Люди, которые постоянно общаются друг с другом и будут общаться друг с другом во время Великого поста, будут иметь постоянную возможность как грешить по отношению друг к другу, так и просить прощения, вдруг почему-то именно в этот день нарочито, совершив вечерню в полдень после Божественной литургии, просят друг у друга прощения, как будто все они собрались отправиться в мир иной. Конечно, это носит довольно искусственный характер. Кого не знаем – того прощаем с легкостьюС другой стороны – и это гораздо более серьезно – у многих, из года в год проходящих чин прощения, вырабатывается ощущение, что можно в течение года строить отношения с людьми достаточно произвольно, даже совершая дурные поступки, а потом, в лучшем случае, исповедовать эти поступки на исповеди, но не просить прощения, откладывая это до дня Прощеного воскресенья. На практике получается так, что в наших храмах, где очень многие прихожане друг друга толком не знают, они формально просят друг у друга прощения и прощают друг друга с легкостью. Но нередко они считают излишним просить прощения у тех людей, в отношении которых действительно поступили дурно, но эти люди – не прихожане данного храма, хотя могут быть даже членами нашей семьи. Это приучает нас к тому, что мы воспринимаем прощение как нечто условное и, по сути дела, не влияющее на нашу повседневную жизнь.
Это приучает нас к безответственности, к поверхностному отношению к нашим ближним. На чине прощения собирается много людей, в том числе те, которые и в храме бывают нечасто, и все вдруг начинают просить прощения у людей совершенно неведомых, оставляя непрощенными свои грехи в отношении тех, с кем они живут постоянно, с кем они часто общаются за пределами данного храма. Покаяние должно сопровождать нашу жизнь постоянноЛюди входят в Великий пост и постепенно, даже уже во время поста, возвращаются в привычный ритм взаимоотношений с окружающими. Нельзя единожды в год просить прощения у всех подряд. Прощения нужно просить всякий раз, когда ты совершаешь дурной поступок, по отношению к кому бы он ни совершался. Причем не только произнося определенные ритуальные слова, а прежде всего меняя свое отношение к человеку. Таинство покаяния не надо сводить ни к форме исповеди, ни к форме чина Прощеного воскресенья. Таинство покаяния должно сопровождать нашу жизнь постоянно. Просто, когда нам стыдно от своих грехов, мы должны не только произносить слова о прощении, но и менять свою жизнь. А вот тут как раз мало что получается.
Нередко люди неадекватно боятся современной цивилизации, видят в ней присутствие демонических сил. Но иногда готовы самые нелепые ее проявления использовать в религиозной жизни. SMS нужна для того, чтобы при необходимости кратко и быстро передать какую-то конкретную информацию. Все эти «прости меня» в мессенджерах, как и поздравления на Пасху, Рождество – кощунство. А мы отучаемся общаться непосредственно с человеком. Близкие становятся для нас не ближними, а дальними, с которыми очень легко имитировать отношения. https://www.pravmir.ru/obideli-cheloveka-otlozhim-do-proshhenogo-voskresenya-pochemu-myi-prosim-proshheniya-a-luchshe-ne-stanovimsya/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com | |
|
Всего комментариев: 0 | |