21:16 Вознесение Господне | |
Вознесение Господне, 25 мая 2023 года: что будет в храме?Великий двунадесятый праздник Вознесения на небо Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в 2023 году Церковь празднует 25 мая. Можно сказать, что, по хронологии вспоминаемых в течение церковного года событий, это последний господский праздник, когда мы вспоминаем непосредственно о Христе. Вознесение Господне связывает нас со вторым пришествием Спасителя, напоминая человечеству о том, что расставание с Ним временно. Следующим по значению событием этого дня является воспоминания прославления священномученика Ермогена, которое произошло 110 лет назад. Также 25 мая совершается память святителей Епифания Кипрского с учениками Савином и Полувием, Гермогена Константинопольского, преподобного Дионисия Радонежского, праведного Симеона Верхотурского, мученика Иоанна Валаха и мучеников, в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавших. В числе новомучеников и исповедников российских поминаются священномученик Петр Попов и мученица Евдокия Мартишкина. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь нашим читателям осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в четверг 25 мая. 25 мая 2023 года, Вознесение ГосподнеВ четверг 25 мая в 2023 году мы празднуем удивительный праздник Вознесения по плоти Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа. Праздник всегда совершается на сороковой день после Пасхи. А накануне, 24 мая, Церковь праздновала отдание Пасхи — совершалось богослужение по пасхальному чину. Мы прощались с Пасхой до следующего года. Должно быть немного грустно на душе, но у нас возникает новая радость — Вознесение Христово. Даже само слово «вознесение» говорит о том, что преодолеваются законы тяготения, вечно тянущие нас вниз. В слове «вознесение» слышится полет, свобода, движение ввысь. И одновременно вознесение на небо связано с вознесением на крест: движение вверх ведет к славе, но проходит через страдание. Мы несем свой крест, чтобы ощущать Царствие Божие, ощущать небо на земле. И задача христиан - распространить эту радость. О том, как именно происходило Вознесение, рассказывается в сегодняшнем Евангельском чтении. Когда Господь проводил учеников до Вифании, подняв руки свои, благословил их и стал отдаляться — возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью. Не только горечь разлуки испытали апостолы, но и великую радость. Она продолжается до наших дней. О чем она? О том, что небо, потерянное человеком вследствие греха, теперь открыто. Конечно, речь не о космических пространствах. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что мне до неба, когда я сам становлюсь небом?» Небом называется Царствие Божие, которое есть вокруг нас и в нас. Небо - наше истинное призвание. Путь к нему Господь открывает нам, став человеком, чтобы мы стали такими же, как Он. Подробнее о празднике Вознесения Христова читайте наших материалах: • На какое небо вознесся Христос? • Что такое Вознесение Господне? Есть ли вещественные доказательства этого события? Что изменилось в мире после него? Особенности богослужения ВознесенияСлужба праздника с минимальными изменениями существует уже 8 веков. Кондак - самое древнее из используемых сегодня песнопений. Он был написан в VI веке преподобным Романом Сладкопевцем. Существуют две особенности праздника Вознесения: попразднство длится 8 дней и на утрене после чтения Евангелия последний раз в этом году звучит песнопение Воскресение Христово видивше. Молитвы Вознесения (тропарь, кондак, величание, задостойник) читайте и слушайте в нашем материале. Несколько раз в течение праздника звучат тропарь и кондак Вознесения, но и молитвы священномученику Ермогену можно услышать в течение богослужения дня: Тропарь священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея РусиРоссийския земли первопрестольниче/ и неусыпный о ней к Богу молитвенниче!/ За веру Христову и паству твою душу свою положив,/ страну нашу от нечестия избавил еси./ Темже вопием ти:/ спасай нас молитвами твоими,// священномучениче Ермогене, отче наш. Перевод: Российской земли первосвятитель и неутомимый о ней молитвенник к Богу! За веру Христову и паству твою положив свою душу, страну нашу от беззакония ты избавил. Потому мы взываем к тебе: «Спасай нас молитвами твоими, священномученик Ермоген, отче наш». Кондак священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея РусиТемницею и гладом изнуряемь,/ даже до смерти верен пребыл еси, блаженне Ермогене,/ малодушие от сердец людей твоих отгоняя/ и на общий подвиг вся призывая./ Темже и нечестивых мятеж низложил еси и страну нашу утвердил еси,/ да вси зовем ти:// радуйся, заступниче Российския земли. Перевод: Изнуряем тюрьмой и голодом, до самой смерти ты остался верным, блаженный Ермоген, прогоняя малодушие из сердец людей твоих и всех призывая на общий подвиг. Этим ты и мятеж нечестивых усмирил и страну нашу укрепил, да все взываем к тебе: «Радуйся, заступник Российской земли». Молитва священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея РусиО, великий угодниче Христов, святителю отче наш Ермогене! К тебе, молитвеннику теплому и предстателю пред Богом непостыдному, усердно притекаем, в нуждах и скорбех наших утешения и помощи просяще. В древнюю годину искушений, внегда обышедше обыдоша страну нашу нечестивии врази, Господь яви тя Церкви Своей столпа непоколебима и людем российским пастыря добра, душу свою за овцы положивша и лютыя волки далече отгнавша. Ныне убо призри и на ны, недостойная чада твоя, умиленною душею и сокрушенным сердцем тебе призывающая. Крепость бо наша в нас оскуде, и вражия ловления и сети обыдоша нас. Помози нам, заступниче наш! Утверди нас в вере святей: научи нас всегда творити заповеди Божия и вся предания церковная, от отец нам заповеданная. Пастырем нашим буди архипастырь, воином вождь духовный, болящим врач, печальным утешитель, гонимым заступник, юным наставник, всем же благосердый отец и за вся теплый молитвенник; яко да молитвами твоими ограждаеми, непрестанно воспоем и прославим всесвятое имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. Чтение Евангелия:Евангелие от Луки, глава 24, стихи 36 — 5336 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. 37 Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. 38 Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? 39 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. 40 И, сказав это, показал им руки и ноги. 41 Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? 42 Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. 43 И, взяв, ел пред ними. 44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. 45 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. 46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. 48 Вы же свидетели сему. 49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. 50 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. 51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. 52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. 53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь. Комментирует епископ Феоктист Игумнов Апостольское чтение:Деяния святых апостолов, глава 1, стихи 1 — 121 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, 3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. 4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. 6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? 7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. 9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. 10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде 11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. 12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. Комментирует священник Антоний Борисов При совершении службы праздника Вознесения Господня в соединении с полиелейной службой в честь священномученика Ермогена, на литургии кроме чтения дня будет чтение священномученика. Чтение Евангелия:Евангелие от Иоанна, глава 10, стихи 9 — 169 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. 10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. 11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. 12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. 13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. 14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. 15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. 16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. Комментирует священник Стефан Домусчи Апостольское чтение:Послание святого апостола Павла к евреям, глава 13, стихи 17 - 2117 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. 18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. 19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. 20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, 21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь. Комментирует священник Дмитрий Барицкий День памяти святыхСвятитель Епифний Кипрский (403)Он покинул Константинополь, так как не желал участвовать в беззаконном суде над святителем Иоанном Златоустом. Слушайте краткое житие святителя на радио «Вера». Святители Савин Кипрский и Полувий Ринокирский (V)Будущие святители были учениками преподобного Епифания Кипрского. Савин подвизался с ним в пустыне, им был рукоположен во священника и стал преемником на Кипрской кафедре. Полувий сопровождал учителя во всех путешествиях, по его завету пошел в Египет, где стал епископом. Оба святителя прославились еще при жизни и скончались в глубокой старости. Святитель Герман Константинопольский (740)Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея России, чудотворецО патриархе Смутного времени читайте в нашем материале «Что мы еще должны знать об этом святом?», а также слушайте на радио «Вера». Преподобный Дионисий Радонежский (1633)За работу по исправлению неточностей в рукописных богослужебных книгах его обвинили в ереси и отлучили от Церкви. Слушайте житие архимандрита Троице-Сергиевой Лавры на радио «Вера». Мученик Иоанн Валах (1662) РумынскийХристианин из числа плененных турками румын в юном возрасте стал исповедником целомудрия. В плену и тюрьме он сопротивлялся нападкам сладострастия, терпел боль от пыток, отказывался принять ислам. За верность Христу и Его заповедям был приговорен к смерти. Мученики, в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавшие в XVII веке, прославленный в ГрузииВторое обретение мощей праведного Симеона Верхотурского (Меркушинского) (1989)Новомученики и исповедники РоссийскиеСвященномученик Петр Попов (1895 — 1937)Записи его проповедей предъявили как обвинительный материал священнику, последним местом служения которого стало село Вознесенье. Слушайте житие ревностного пастыря на радио «Вера». Мученица Евдокия Мартишкина (1880 - 1938)Муж Евдокии Петровны был расстрелян в 1918 году как участник крестьянского восстания в Касимовском уезде. 6 ноября 1937 года арестована как «активная церковница» с большой группой священнослужителей и мирян Бельковского (ныне Касимовского) района Рязанской области по делу «контрреволюционной повстанческой организации церковников». Особой тройкой при УНКВД по Рязанской области была приговорена к 10 годам ИТЛ. Скончалась в заключении в Ташкенте. Благодаря Церкви мы имеем возможность прикасаться к тайнам, которые невозможно понять умом. Но именно они составляют основу бытия мира. Они являют Славу Божию в нашем мире. Когда вспоминает Церковь события Вознесения, то в стихирах звучит «ужасались ангелы». Тогда они видели человеческое естество, возносившееся превыше небес, превыше всего. Каждый год на сороковой день после Пасхи христиане собираются в Церкви, чтобы воспринять эту тайну, прикоснуться к ней, такой радостной и спасительной, светлой и чистой. Она помогает жить на этой земле, где есть очевидное зло и грех. Грязь этого мира в его суете и несовершенстве. Здесь не может быть все устроено, потому что Господь взошел на небеса, не остался здесь, но показал путь, по которому мы призваны пойти. Он не оставил своих учеников одинокими — Он ниспослал Духа Святаго, о чем Церковь будет вспоминать через 10 дней (праздник Вознесения Господня предваряет праздник Святой Троицы). Нам, конечно, очень хотелось бы видеть лик Христа, слышать Его голос, иметь возможность с Ним поговорить. Но каждый раз, принимая Святой Причастие, мы принимаем Его Тело и Кровь. Сложно понять эту тайну постижения Бога, постижения праздников нашей Церкви. Но каждый раз мы пытаемся переосмыслить значение праздника для себя. Если не останавливаться, не вдумываться в эти события, не быть в храме в такие замечательные дни, тогда жизнь становится плоской, обреченной. «Фома» | |
|
Всего комментариев: 0 | |