Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 27.05.2018, 18:13
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Новости нашего прихода [1088]
Здесь можно узнать о предстоящих мероприятиях и последних событиях нашего прихода.
Новости епархиальной жизни [111]
Здесь можно узнать о предстоящих мероприятиях и последних событиях происходящих в нашей епархии.
Православный календарь. [743]
Новости общецерковной жизни [201]
Частное мнение. [420]
Это интересно. [83]
Объявление. [53]
Событие. [39]

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Календарь

«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

Вход на сайт

Главная » 2018 » Май » 15 » 15 мая
21:40
15 мая
ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТЫХ СТРАСТОТЕРПЦЕВ, РОССИЙСКИХ КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА

Перенесение мощей святых страстотерпцев, Российских князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида.

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019 - 1054) глубоко почитал своих братьев, святых мучеников Бориса (+ 1015; память 24 июля) и Глеба (+ 1015; память 5 сентября). Было известно, что убиенный князь Борис погребен в Вышгороде, близ Киева. Вскоре были найдены святые мощи благоверного князя Глеба на Смядыни, неподалеку от Смоленска, откуда их перевезли по Днепру в Киев. Киевский Митрополит Иоанн I (1008 - 1035) с собором духовенства торжественно встретили нетленные мощи святого страстотерпца и положили в Вышгороде у храма святого Василия Великого, где находились мощи мученика Бориса. Вскоре место погребения прославилось чудотворениями. Тогда мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально устроенной часовне. 24 июля 1026 года был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников.

В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев становится семейным храмом Ярославичей, святилищем их братской любви и совместного служения Родине. Символом их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 2 мая. История его установления связана с предшествовавшими событиями русской истории. 2 мая 1069 года вошел в Киев великий князь Изяслав, изгнанный с княжения за семь месяцев до этого (в сентябре 1068 года) в результате восстания киевлян. В благодарность за Божие содействие в установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026 году, новый, "в верх один". На освящении его присутствовали два митрополита, Георгий Киевский и Неофит Черниговский, с епископами, игуменами и духовенством. Перенесение мощей, в котором участвовали все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), было приурочено ко 2 мая, это число и было утверждено для ежегодного празднования.

Святослав Ярославич, княживший в Киеве в 1073 - 1076 гг., предпринял попытку сделать Борисоглебский храм каменным, но успел довести кладку стен лишь до восьми локтей. Всеволод (+ 1093) достроил церковь, но она в ту же ночь обрушилась.

Почитание святых Бориса и Глеба сильно развилось в эпоху внуков Ярослава, приводя нередко к своеобразному благочестивому соревнованию между ними. Сын Изяслава Святополк (+ 1113) устроил святым серебряные раки, сын Всеволода Владимир Мономах (+ 1125) в 1002 г. тайно, ночью прислал мастеров и оковал серебряные раки листами золота. Но их превзошел сын Святослава Олег (+ 1115), знаменитый "Гориславич", упоминаемый в "Слове о полку Игореве". Он "умыслил воздвигнуть сокрушившуюся каменную (церковь) и, приведя строителей, дал в обилии всего, что нужно". Церковь была готова в 1011 году. Расписав ее, Олег "много понуждал и молил Святополка, чтобы перенести в нее святые мощи". Святополк не хотел, "зане не он создал ту церковь".

Смерть Святополка Изяславича (+ 1113) вызвала в Киеве новый мятеж, который едва умирил Владимир Мономах, ставший в этом году великим князем. Решив скрепить дружбу со Святославичами совместным торжеством перенесения мощей в Олегов храм, он дал знать Олегу и Давыду (+ 1123). "Владимир, собрав сыновей, и Давыд и Олег со своими сыновьями пришли к Вышгороду. И все святители, игумены, черноризцы, поповство сошлось, наполнив весь город и по стенам градским не уместились". Наутро, 2 мая 1115 года, в Неделю жен-мироносиц, начали петь утреню в обеих церквах - старой и новой, началось перенесение мощей. При этом произошло своеобразное разделение: "и повезли на санях сначала Бориса, с ним шли Владимир, митрополит и духовенство". За ним на других санях повезли святого Глеба: "с ним шел Давыд с епископами и духовенством". (Олег ждал всех в церкви.)

Это разделение соблюдалось и в дальнейших поколениях. Святой Борис считался небесным покровителем преимущественно Мономашичей, святой Глеб - преимущественно Ольговичей и Давыдовичей. Доходило до того, что Владимир Мономах в своем "Поучении", говоря о Борисе, не упоминает Глеба, а в роду Ольговичей, наоборот, ни одного княжича не назвали именем Борис.

Вообще же имена Борис и Глеб так же, как Роман и Давид, были излюбленными во многих поколениях русских князей. Братья Олега Гориславича носили имена Роман (+ 1079), Глеб (+ 1078), Давыд (+ 1123), один из сыновей его носил имя Глеб (+ 1138). У Мономаха были сыновья Роман и Глеб, у Юрия Долгорукого - Борис и Глеб, у святого Ростислава Смоленского - Борис и Глеб, у святого Андрея Боголюбского - святой благоверный Глеб (+ 1174), у Всеволода Большое Гнездо - Борис и Глеб. Среди сыновей Всеслава Полоцкого (+ 1101) - полный набор "борисоглебских" имен: Роман, Глеб, Давид, Борис.

Вышгородские святыни были не единственным центром литургического церковного почитания святых страстотерпцев Бориса и Глеба, распространенного по всей Русской земле. Прежде всего, существовали храмы и монастыри в конкретных местностях, связанных с мученическим подвигом святых и их чудесной помощью людям: храм Бориса и Глеба на Дорогожиче, на пути в Вышгород, где святой Борис, по преданию, испустил дух; Борисоглебский монастырь на Тме, близ Твери, где конь Глеба повредил ногу; обители того же имени на Смядыни - на месте убиения Глеба и на реке Тверце, близ Торжка (основан в 1030 г.), где хранилась глава святого Георгия Угрина. Борисоглебские храмы были воздвигнуты на Альте - в память победы Ярослава Мудрого над Святополком Окаянным 24 июля 1019 года, и на Гзени, в Новгороде - на месте победы над волхвом Глеба Святославича.

Ольговичи и Мономашичи состязались в создании великолепных храмов святым мученикам. Сам Олег, кроме Вышгородского храма, воздвиг в 1115 г. Борисоглебский собор в Старой Рязани (почему и епархия называлась позже Борисоглебской). Его брат Давыд строит такой же в Чернигове (в 1120 г.). В 1132 г. Юрий Долгорукий построил церковь Бориса и Глеба в Кидекше на реке Нерли, "где было становище святого Бориса". В 1145 г. святой Ростислав Смоленский "зяложи церковь каменну на Смядыни", в Смоленске. В следующем году возник первый (деревянный) Борисоглебский храм в Новгороде. В 1167 г. на смену деревянному закладывается каменный, оконченный и освященный в 1173 году. Строителем церкви новгородские летописи называют Сотко Сытинича - былинного Садко.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквами. Служба им была составлена вскоре после их кончины, составителем ее был святитель Иоанн I, митрополит Киевский (1008 - 1035), что подтверждают записи в Минеях XII века. Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах XII - XIX веков.

ПРАВОСЛАВИЕ.RU

***
Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский.

Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, родился в двести девяносто седьмом году в Александрии. Он еще в детстве прилежно изучал Священное Писание. Однажды группа детей, среди которых находился и отрок Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих сверстников-язычников. Афанасий, которого дети избрали "епископом”, совершал крещение, в точности повторяя слова, слышанные им в церкви при этом таинстве. Всё это наблюдал из окна Александр, тогдашний патриарх Александрийский. Он велел привести к себе детей и их родителей и долго беседовал с ними. Удостоверившись, что крещение, совершенное Афанасием, соответствовало церковному уставу, патриарх признал таинство действительным и дополнил его миропомазанием. Афанасий вырос и стал священником. Он сопровождал патриарха Александра на Первый Вселенский Собор и выступил там с опровержением ереси Ария. Последователи этой ереси отвергали Божественную природу Христа. Вскоре Афанасий был единодушно избран на Александрийскую кафедру. Сорок семь лет святитель Афанасий управлял Церковью, испытав за этот период много гонений от ариан. Сохранились многочисленные сочинения святителя Афанасия: письма, комментарии к Священному Писанию, жизнеописания, в том числе и известного подвижника преподобного Антония Великого.

***
Перенесение мощей святых страстотерпцев, князей Бориса и Глеба

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в крещении – Роман и Давид) жили в одиннадцатом веке. Они были младшими сыновьями равноапостольного князя Владимира. Юноши получили хорошее христианское образование. Борису дали в княжеский удел Ростов, а Глебу – Муром. Великий князь Владимир среди всех своих детей особенно отличал и любил Бориса. В тысяча пятнадцатом году он призвал его в Киев и доверил свою дружину. В то время это был первый шаг на пути к наследованию великокняжеского престола. Борис отправился в поход против печенегов, угрожавших Киеву. В это время Владимир внезапно скончался. В Киеве оставался его старший сын, Святополк. Он опасался, что младший брат может помешать его претензиям на княжеский престол. Но Борис распустил войско и сказал, что не желает междоусобной брани. Коварный Святополк не поверил искренности Бориса. Он подослал к нему убийц. Борис знал о планах старшего брата, но не стал скрываться. Его убили во время утренней молитвы. По приказу Святополка такая же судьба ожидала и Глеба. Юный муромский князь скорбел о смерти Бориса и о страшном падении Святополка, но также не стал бежать. И Борис, и Глеб предпочли умереть, но не поднимать руки на брата. Через несколько лет другой сын князя Владимира, Ярослав, разбил дружину Святополка. Тот с позором бежал в Польшу. Ярослав глубоко почитал своих мученически погибших братьев. Он построил близ Киева в Вышгороде храм в честь святых и перенес туда мощи страстотерпцев. Благоверные князья Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквями.

***
Святитель Афанасий, патриарх Константинопольский.

Святитель Афанасий Пателарий родился в тысяча пятьсот девяносто седьмом году на острове Крит. Он происходил из знатного греческого рода, получил блестящее образование. После смерти отца отказался от светской жизни и принял монашеский постриг. Много лет Афанасий прожил на Афоне. Вскоре он стал известен как выдающийся проповедник, богослов и автор духовных песнопений. В марте тысяча шестьсот тридцать четвертого года власти Османской империи изгнали патриарха Константинопольского Кирилла Первого. Афанасий был избран на патриаршую кафедру. Когда же Кирилл возвратился из ссылки, Афанасий оставил ему престол, а сам вернулся на Афон. С тысяча шестьсот тридцать восьмого года он управлял Солунской митрополией. Церковь в Греции терпела притеснения со стороны осман. Часто не хватало богослужебных книг, церковной утвари и облачений. Афанасий неоднократно бывал в России, где ему охотно помогали царь и простые верующие. Возвращаясь из одной такой поездки патриарх заболел и скончался. Ныне святые мощи патриарха Афанасия покоятся в Благовещенском кафедральном соборе Харькова. Известны случаи исцелений по молитвам к святителю.

***
Мученики Еспер, Зоя и чада их Кириак и Феодул.

Святые мученики Еспер, его супруга Зоя и их сыновья Кириак и Феодул жили во втором веке. Еспер и Зоя были рабами знатного римлянина Катулла. Они жили в его поместье в городе Атталия, на месте которого находится современный турецкий курорт Анталья. Еспер и Зоя приняли христианство ещё в детстве. Своих сыновей они также воспитали в глубокой вере. У язычников было правило приносить в жертву идолам пищу, а потом, после положенных обрядов, самим съедать жертвенную еду. Христиане сторонились этого обычая, участие в такой трапезе считалось недопустимым. Еспер и Зоя верно служили своему земному господину, но находили способы не нарушать законы Отца Небесного. Но Кириак и Феодул не хотели скрывать своей веры, прибегать к каким-то уловкам. Однажды они решили бежать. Катулл как раз в это время отослал Еспера с поручением в другой город. Мать не благословила сыновей на такой отчаянный поступок. Тогда юноши попросили Зою разрешить им в открытую исповедать христианство. Она понимала, что это может означать верную гибель и для сыновей, и для них с мужем, но дала согласие. Кириак и Феодул объявили хозяину, что они христиане. Катулл не стал выдавать их властям, ведь ему не хотелось терять рабов. Он отправил юношей с матерью к отцу, надеясь, что тот вразумит их. Но все вместе они приняли решение и подготовились к мученическому подвигу. В ближайший языческий праздник и Еспер, и Зоя, и их сыновья отказались есть посвящённую идолам еду. Мучеников истязали, а затем бросили в огненную печь. По преданию, тут же послышалось ангельское пение, прославляющее подвиг исповедников Господних.

***
Равноапостольный царь Борис Болгарский.

Святой благоверный и равноапостольный царь Борис Болгарский, в крещении – Михаил жил в девятом веке. Болгария в то время переживала не лучшие времена. Государству приходилось часто воевать с соседними правителями. Народ страдал от голода и эпидемий. Во время одной из стычек болгар с византийцами, к ним попал в плен именитый придворный Феодор Куфара, ранее принявший иноческий постриг. Борис много беседовал со знатным пленником, в том числе и на духовные темы. Семена евангельской проповеди запали в душу болгарского царя. Когда скончался византийский император Феофил, царь Борис заключил мирный союз с его вдовой, императрицей Феодорой. Состоялся обмен пленниками. Дело в том, что давным-давно в греческий плен попала младшая сестра Бориса. Её воспитали при императорском дворе в православной вере. И вот теперь Феодора Куфару обменяли на болгарскую царевну. Девушка еще больше расположила Бориса к принятию православия. А через несколько лет в Болгарию прибыли просветители и проповедники братья Мефодий и Кирилл. Они совершили крещение царя Бориса, его семейства и многих бояр. Болгарский народ также добровольно принял крещение. На склоне лет царь Борис удалился в монастырь, оставив престол сыновьям.

***
Путивльская икона Божией Матери.

Известно о двух чудотворных Путивльских образах Божией Матери. Один хранился в Путивльском Молченском монастыре, другой – в городском храме Воскресения Христова. Явление обоих икон состоялось на городских воротах. В документах упоминаются разные даты этих событий – тридцатые годы тринадцатого века, начало и первая треть семнадцатого. Обе иконы по своему типу относятся к Одигитрии или Путеводительнице. Богородица словно указывает верующим на Младенца Христа, как на единственный путь к спасению. Есть сведения, что образ Пресвятой Богородицы из городского храма Путивля долгое время пребывал н городских воротах. По молитвам к Богородице перед этой иконой Царица Небесная не раз являла своё заступничество городу. Так Путивль спасся от нашествия татар и шведов. В советские годы первообраз иконы был утрачен. Сохранились лишь иллюстрации в дореволюционных изданиях. Уже в наши годы был сделан список с чудотворного образа. Он пребывает в Путивльском Преображенском соборе.

***
Святитель Феофан Затворник.
Мысли на каждый день года
(Дея. 17, 19-28; Ин. 12, 19-36). 

"Если пшеничное зерно, падши на землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода". Итак, если хочешь быть плодоносным, - умри; умри настоящим образом, чтобы в сердце носить чувство, что ты уже умер. Как мертвый ни на что окружающее не отзывается, так делай и ты: хвалят - молчи, и бранят - молчи, и прибыль получишь - молчи; сыт - молчи, и голоден - молчи. Будь таков ко всему внешнему, внутренне же держи себя там, где бывает всякий умерший, - в другой жизни, перед лицом Бога всеправедного, готовясь услышать последний приговор. Какой же, скажете, плод от этого, когда тут, все замрет? Нет, не замрет, а явится энергия да еще какая. Одна минутка осталась, скажешь себе, - сейчас приговор; дай поспешу сделать что-нибудь, - и сделаешь. Так и в каждую минуту.

ПРАВОСЛАВИЕ.RU
Категория: Православный календарь. | Просмотров: 19 | Добавил: dad | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]