Приветствую Вас Гость!
Среда, 08.05.2024, 13:11
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Календарь

«  Май 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2018 » Май » 22 » 22 мая
17:29
22 мая
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ, АРХИЕПИСКОП МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЕЦ (ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ ИЗ МИР ЛИКИЙСКИХ В БАР)
Дни памяти: 22 мая (Перенесение мощей).

В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.

В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе - все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп - 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно...

8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ Святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь Угодника Божия.

В отечественной письменности очень рано составилась о нем значительная литература. Сказания о чудесах Святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар град, появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанной современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.

В честь святителя Николая воздвигались многочисленные храмы и монастыри, русские люди называли его именем своих детей при Крещении. В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя. Наиболее известные среди них образ Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный. Нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца. Значение благодатного предстательства великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого святитель Николай "многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его".

***
Святой пророк Исаия.

Святой пророк Исаия жил за семьсот лет до Рождества Христова. Он происходил из царского рода. Исаия имел семью и воспитывал сына. Его пророческое служение началось с видения. Исаия словно попал в величественный небесный храм и видел Бога-Отца в окружении шестикрылых Серафимов. Пророк в ужасе воскликнул: "О, окаянный я человек, я сподобился видеть Господа, имея нечистые уста и живя посреди нечистых людей!” Тогда один из Серафимов взял от алтаря Господня раскаленный уголь и прикоснулся к устам Исаии в знак того, что он очистился от грехов. Затем Господь благословил Исаию пророчествовать среди народа Израиля. Исаия обличал иудеев за их неверность Богу, предсказал Вавилонское пленение, опустошение и восстановление Иерусалима и храма. Но, что всего важнее всего, пророк ясно и подробно предсказал пришествии Мессии – Христа. Исаия предрек рождение Спасителя от Девы, описал Его страдания за грехи мира. Он провозвестил Воскресение Христово и распространение Церкви по вселенной. По ясности и полноте предсказаний о Христе Спасителе пророк Исаия заслужил наименование ветхозаветного евангелиста. Шестьдесят лет продолжалось его пророческое служение. Он принял мученическую смерть по приказу царя Манассии.

***
Святой мученик Христофор .

Святой мученик Христофор жил в третьем веке и до крещения носил им Репрев, что значит "дурной, негодный”. Был он человеком высокого роста и необыкновенной физической силы. По преданию, в молодости Репрев был очень красив. Но он попросил Господа обезобразить его внешность, чтобы не стать причиной соблазнов для других. Еще до своего крещения он исповедовал веру в Христа и обличал гонителей христианства. За это его неоднократно били и наказывали, а силач Репрев со смирением принимал все побои. Когда император Дэкий узнал о необыкновенном жителе своей империи, он послал за Репревом отряд из двух сотен воинов. По дороге Репрев совершил немало чудес. По его молитве умножились съестные припасы, все стали очевидцами как в руках исповедника расцвела сухая трость. За время пути двести воинов уверовали в Христа. Они и Репрев приняли крещение в Антиохии у епископа Вавилы. Император приговорил новокрещенного Христофора к пыткам и казни. За ним на эшафот последовали двести воинов. Всего же своей проповедью святой Христофор обратил более пятидесяти тысяч человек. В православной Иконописи есть интересная традиция – изображать святого Христофора с пёсьей головой – в память о его небывалой скромности.

***
Преподобный Иосиф Оптинский.

Преподобный Иосиф Оптинский, в миру – Иван Литовкин, родился в тысяча восемьсот тридцать седьмом году в Харьковской губернии. Он рано осиротел и еще подростком начал работать. Старшая сестра Ивана, Александра, ушла в монастырь. Однажды она прислала брату письмо с советом ехать в Оптину пустынь. Преподобного старца Макария к тому времени уже не было в живых, но монахи и паломники находили совет и утешение у преподобного старца Амвросия. Он благословил Литовкина остаться. Много лет Иван пробыл помощником – келейником у старца Амвросия. Будни в Оптиной порой давались нелегко. Но испытания укрепили послушника, сделали из него смиренного монаха. Он принял постриг с именем Иосиф в тысяча восемьсот семьдесят втором году. Через десять лет преподобной Амвросий все чаще стал отсылать посетителей спросить совета у Иосифа. Всех поражало, что его слова буквально совпадали с тем, что говорил сам старец Амвросий. После кончины преподобного Амвросия Иосиф стал духовником Оптиной Пустыни и женской Шамординской обители. Он оставался строгим к себе, не уменьшая меры поста и не отказываясь от аскетических привычек, несмотря на слабое здоровье. Иосиф Оптинский умел в нескольких словах выразить самое главное, наставить и утешить. Сила его молитвы была выше и драгоценнее любых слов. Преподобный Иосиф отошел ко Господу в тысяча девятьсот одиннадцатом году. В лике святых его прославили в двухтысячном.

***
Мысли святителя Феофана Затворника
(Дея. 21, 26-32; Ин. 16, 2-13)

"Когда же прийдет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину". Почему же в логиках не упоминается об этом источнике познания? Не удивительно, что в языческих логиках нет этого пункта, но почему нет его в христианских? Неужели христианин, когда начинает умствовать, должен перестать быть христианином и забыть о всех данных ему обетованиях, верных и несомненных? О том, как видеть и слышать много толкуют; о том, как из увиденного и услышанного делать обобщения и наведения, тоже достаточно учат; когда дойдет дело до того, как разгадать значение всего, - тут питомец логики оставляется на произвол своей догадливости.

Отчего не внушить ему: ты имеешь вещания духа истины - им следуй; они решают значение всего сущего и бывающего непререкаемым образом, ибо исходят от Бога, в Котором источник и самого бытия. Не оттого ли, что забывают внушать это, догадливость так расплодилась, что ныне все книги (о мире Божием) переполнены одними догадками? И добро бы они хоть сколько-нибудь были стоящи, а то сразу видно, что они плод детского воображения.

ПРАВОСЛАВИЕ.RU
Категория: Православный календарь. | Просмотров: 244 | Добавил: dad | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]