Приветствую Вас Гость!
Четверг, 09.05.2024, 06:50
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Декабрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2015 » Декабрь » 18 » Частное мнение.
18:35
Частное мнение.
Любовь и страх

В последнее десятилетие на православных сетевых форумах то и дело вспыхивают дискуссии на тему истинности, или ложности тезиса «Бог есть любовь, и только любовь». Кто-то утверждает, что никакого правосудия в Боге нет, и быть не может, потому что правосудие противоположно любви. Кто-то напротив, утверждает, что любовь без правосудия невозможна. У каждой стороны – свои аргументы, свои ссылки на святых отцов, своя правда.

Сориентироваться в этом бесконечном споре человеку без серьезной богословской подготовки бывает очень и очень непросто. Я, например, честно пытался разобраться, но так и не понял, на чьей стороне тут истина. Зато нашел для себя объяснение, позволяющее рассматривать этот сложный вопрос в несколько ином ракурсе, без такого жесткого противопоставления позиций. Дело в том, что настойчивое желание исключить правосудность из свойств Бога, на мой взгляд, продиктовано у большинства спорящих обыкновенным страхом. Ну вот, просто – страшно думать о том, что Бог будет нас судить по делам нашим. Потому что знаем мы цену этим делам, причем, не в полной мере даже знаем. Но уж, во всяком случае, догадываемся, что хвалить нас особо не за что. И тут срабатывает своего рода психологическая защита: сознание начинает выискивать в Священном Писании, и в трудах Отцов именно те места, где речь идет только о любви Божией, и о том, что любовь несовместима со справедливостью. Хочешь, или не хочешь, а думаешь так. Потому что иначе – страшно. Но разве можно бояться Того, Кто есть любовь? Значит, нужно просто взять и убрать из рассуждения правосудие Божие, оставив там одну лишь любовь. И тогда можно будет уже не бояться Бога, не бояться, что Он отправит тебя в геенну. Ведь Любовь же никого не может отправить в геенну…

Такая вот, примерно логика. В ней есть известная стройность, но есть и один очень существенный изъян. Дело в том, что страх – это проявление в живом существе инстинкта самосохранения. Если человек перестанет бояться высоты, он может начать бесстрашно прогуливаться по карнизам высотного здания. И в конце концов рухнет и разобьется об асфальт. Если перестанет бояться утонуть – заплывет в море так далеко, что на возвращение к берегу у него уже не хватить сил. Страх – благое дело, для человека отпавшего от Бога. А ведь мы в таком состоянии сейчас и находимся по преимуществу – в отпавшем. Не зря же на каждой исповеди батюшка читает над нами молитву – «…примири, и соедини его святей твоей Церкви». Так что же будет, если страх вечной погибели нас оставит, и свою духовную жизнь мы будем проводить без него? Думаю, ничего хорошего. А напоследок, хотел бы предложить слова святого Исаака Сирина о том, зачем нужен человеку страх перед правосудием Божьим, и в каком соотношении он находится с Божественной любовью:

«Как невозможно переплыть море без корабля и ладьи, так никто не может без страха достигнуть любви. Смрадное море между нами и мысленным раем можем перейти только на ладье покаяния, на которой есть гребницы страха. Но если сии гребницы страха не правят кораблём покаяния, на котором по морю мира сего приходим к Богу, то утопаем в этом смрадном море. Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – божественная пристань. Поэтому страх вводит нас на корабль покаяния, перевозит по смрадному морю жизни и приводит к божественной пристани, которая есть любовь».


17 декабря 2015
Автор:ТКАЧЕНКО Александр
http://foma.ru/lyubov-i-strah.html
Категория: Частное мнение. | Просмотров: 303 | Добавил: dad | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]