13:45 Евангелие | |
Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 18-27. 18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Комментирует протоиерей Павел Великанов В сегодняшнем евангельском чтении звучит грозное предупреждение Христа: не всякий, кто имеет то или иное отношение к религии, попадет в Царство Небесное. Ключ, который позволяет нам понять причину этого – здесь же, в словах о закваске, о горчичном зерне, и, конечно же – в призыве Христа войти в Царство через узкие, тесные ворота – через которые, естественно, толпа не может пройти. Особо яркий эмоциональный момент в повествовании сделан на возмущении тех, кто так и не попал в Царство – и поэтому высказывают своё недоумение: как так, мы с Тобой были знакомы, на наших улицах Ты проповедовал, ел и пил – а теперь Ты нами пренебрегаешь? В ответ – лишь категоричное «не знаю вас, откуда вы». Не требуется особых усилий понять, что речь идет о чем-то принципиально важном для жизни христианина, и это – не внешние формы, не атрибутика или обряды, на которые так часто мы обращаем основное внимание. И это вполне понятно: ведь и вне религиозной жизни мы привыкли скорее что-то делать, действовать, нежели чем стараться быть какими-то другими, заботиться о красоте и богатстве нашего внутреннего мира. Извечная диллема «иметь или быть» чаще всего разрешается в пользу «имения» – многообразных до бесконечности внешних «подпорок» религиозности в виде святынь и святынек, предметов с православной символикой, даже иконы нередко превращаются в предмет интерьера или своего рода «православный оберег», который валяется в небрежении где-то в углу. Со стороны кажется, что такой человек – очень набожный: тем более, что он может часами рассказывать о том, что и для чего предназначено. А на самом деле – критерий совершенно иной, никак вообще с этой внешней атрибутикой не связанный. И критерий этот хорошо сформулирован отцами Церкви: «кто не в борении – тот не со Христом!» Я так и слышу радостное удовлетворение некоторых: правильно, надо врагов православия наказывать, сражаться с ними, не давать им свои безбожные головы поднимать!.. Увы, но отцы говорили совершенно о другом – о борьбе между плотским, грехолюбивым человеком, который есть в каждом из нас – и духовным, только который и может войти в Небесное Царство. У этой борьбы есть один совершенно очевидный критерий. Это наличие внутреннего напряжения между тем, что хочется – и тем, что делается. Без напряжения никакое движение невозможно. Хочется в выходной день проваляться в постели до полудня – в конце концов, право имею! – а надо пересилить себя, отскрести от сладкой подушки и отправиться в храм Божий на Литургию. Есть напряжение? Конечно! Хочется с близким другом кости поперемывать сослуживцам – аж до зуда! – а не надо, не наше это дело, других людей судить. Еще одно напряжение готово! Жалко себя стало до слёз, хочется забиться в угол, купить тортик и посмотреть свежевышедшую комедию – а лучше пересилить уныние, вспомнить, кто ждёт твоей помощи – и сделать другому доброе дело! Таким образом и происходит «вскисание» теста нашей жизни закваской Христовой, так и прорастает семя веры в огромное дерево праведной жизни, так и формируют нашу душу тесные врата Христовых заповедей. Ведь только таким образом мы можем показать Спасителю, что мы на самом деле, а не только где-то в далёких намерениях – хотим быть Его последователями и учениками, что нам не что-то от Него надо – земное или даже небесное – но нам нравится всегда быть с Ним, слушать Его, ощущать Его близость и помощь даже в самых обыденных делах. Научи же нас, Господи, полюбить это спасительное напряжение духовной жизни – без которого не увидеть нам Твоего Царства! http://radiovera.ru/rv_gospel/9950 | |
|
Всего комментариев: 0 | |