Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 05.05.2024, 17:41
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Календарь

«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2020 » Сентябрь » 24 » Евангелие от Луки. Глава 4. Протоиерей Олег Стеняев. Новый Завет
14:03
Евангелие от Луки. Глава 4. Протоиерей Олег Стеняев. Новый Завет

Евангелие от Луки. Глава 4.

Известный богослов, библеист, миссионер и проповедник протоиерей Олег Стеняев читает цикл лекций по Евангелию от Луки.

Эпизод в Библии: Лк 4

Приблизительное описание лекции:

«Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню» (Лк. 4:1).

В этом Евангелии, в самом начале четвертой главы, говорится об искушении в пустыне, куда после Крещения Христос был возведен Духом.

И далее говорится:

«Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк. 4:2).

То есть Христос, готовясь выступить на общественное служение после Крещения Иоаннова, пребывал в строгом посте в течение сорока дней. И хотя в других Евангелиях искушение начинается по прошествии сорока дней поста, когда Он напоследок взалкал, Лука подчеркивает, что «там сорок дней Он был искушаем». То есть с первого дня поста и по сороковой Иисус уже испытывал искушение плоти, потому что телесная немощь все время требует пищи, а тот строгий пост, который Он соблюдал, конечно, являлся раздражением для плоти. Но дьявол приступает ко Христу более агрессивно именно по окончанию сорока дней, когда организм был уже как бы измучен тяжелым постом. И тогда начинается дьявольская атака.

Любой пост, с первого дня до последнего, – это тоже некое искушение, к которому надо быть готовым и которое следует преодолевать со всяческим усердием.

Конечно, возникает вопрос: а почему вообще Христос пожелал быть искушаемым? Ведь Господь Иисус Христос – это Богочеловек, который мог бы решительно отогнать от Себя дьявола. И Святые отцы указывают на несколько причин, по которым Христу было необходимо претерпеть искушение поста и те искушения, которые были после поста в пустыне.

Во-первых, Христос стремился укрепить и нас самих против искушений. Ведь Он и становится человеком, чтобы в Себе Самом научить нас подлинной человеческой жизни, ибо если бы Спаситель действовал только как Бог, Он не мог бы быть Учителем в полном смысле этого слова. Как подражать Богу? Воплощенный Бог являет именно пример подлинной человеческой жизни. Итак, почему Христос пожелал быть искушаемым? Во-первых, чтобы укрепить нас против любых искушений.

Григорий Великий в своей проповеди говорит: «Нашему Избавителю, пришедшему для того, чтобы быть подвергнутым смерти, приличествовало также пожелать и быть подвергнутым искушению, дабы, подобно тому как Своею смертью Он преодолел нашу смерть, точно так же Своим искушением победить наши искушения».

Эту тему очень активно развивает апостол Павел в своем Послании к евреям, подчеркивая, что преимущество Христа заключается в том, что Он стал подобен нам и, быв искушенным во всем, кроме греха, может и искушаемым помочь. То есть более эффективно помочь нам самим. Если в твоем сердце живет какое-то искушение, и ты считаешь, что это свойственно только тебе, не обманывайся: Христос понес в Себе каждое искушение каждого из нас и являет нам пример, как преодолевать те или иные искушения. Как пишет апостол Петр: «…Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:21).

Во-вторых, искушения Христа были необходимы, чтобы предупредить нас: никто, а наипаче святой, праведный не может быть защищен или свободен от искушений. Иногда людям кажется, что искушение – это как бы юдоль, то есть доля только падших людей. Нет. Христос, которого дьявол искушает в пустыне, показывает нам, что любой святой и праведный тоже подвергается искушению. Собственно говоря, конченые грешники, можно сказать, что и не испытывают искушения, в том смысле, что они сами являются инициаторами тех грехов, которые совершают, а искушение, напротив, подходит к такому человеку, который противостоит греху, не соглашается с ним.

Искушение – это есть бесовская стратегия, как нам навязать тот или иной грех. Поэтому Христос пожелал быть искушаемым после своего крещения. А именно потому, как говорил, например, Иларий Пиктавийский: «Дьявол со своими искушениями нападает в первую очередь на освященных, поскольку больше всего желает одолеть святых; по этой причине читаем: “Сын мой, если ты преступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению”». Христос и крестится, чтобы начать общественное служение. То есть Он прямо приступает к служению Господу и людям по Закону Моисееву (это можно было делать, начиная с тридцати лет). И здесь неизбежно проявляются искушения.

Третья причина, почему Христу необходимо было пережить искушение. Господь хотел подать нам пример и, так сказать, научить нас, как нам преодолевать искушения дьявола. И Блаженный Августин настаивает на том, что Христос «позволил искушать Себя» дьяволу, «чтобы, превзойдя искушения, быть Посредником не только Своим содействием, но и Своим примером».

В-четвертых, Иисус исполнил нас уверенностью в Своем милосердии. Ведь тот, кто сам подвергался искушениям и преодолел их, более милосердно будет относиться к тем, кто так же переживает искушения. И даже если эти люди не смогут преодолеть их, Христос отнесется к этому с пониманием. В Писании так и сказано: «…Мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4. 15).

Августин также писал: «Христос дозволил демонам узнать Себя не как Творца вечной жизни, а как причину некоторых временных проявлений». Что означает «причина некоторых временных проявлений»? То есть бесы, дьявол внимательно наблюдали за Иисусом. И они увидели, что Он испытывает голод и жажду. Это есть проявление человеческой природы, связанное с временным существованием.

И, как писали другие отцы: дьявол, трепеща Бога, приступает к Человеку Иисусу Христу. Дьявол не мог бы бросать вызов самому Богу, но видя Человека Иисуса, трепеща Бога, он приступает к Нему и искушает не Божество, но человечество Христа, ибо алкал и жаждал не Бог, но Человек.

И мы читаем:

«И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом» (Лк. 4:3).

Вот это первое искушение. Это искушение чрева, оно соответствует сорокадневному постному подвигу. И наша праматерь Ева тоже испытывала это искушение, когда взирала на древо познания добра и зла. Итак, дьявол предлагает Христу сотворить чудо – превратить камень в хлеб.

«Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк. 4:4).

Действительно, дьявол уловляет целые племена и народы, отталкиваясь от человеческого стремления к насыщению. И действительно, есть многие народы, которые постятся по принуждению, потому что у них просто нет средств, чтобы приобретать себе пищу. И дьявол подталкивает их в этот момент на совершение преступлений, чтобы любой ценой люди добывали себе пропитание. Но христианин – это человек, который не может любой ценой приобретать себе что-либо, потому что цена бессмертной души вообще ни с чем несоизмерима. В Писании сказано: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп он даст за душу свою?» (Мф. 16:26).

Таким образом, братья и сестры, мы должны всячески оберегать целомудрие веры и усиливать свою ее словесами Господними, как Христос сказал в этом случае: «Написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божьим», «исходящим из уст Божьих», как говорится в Евангелии от Матфея (Мф. 4:4). Искушение в пустыне описывается не только в Евангелии от Луки, но и в Евангелии от Матфея, однако там немножко изменен порядок искушений, потому что Матфей ставил перед собой одну задачу, а Лука немножко другую, и адресатами Евангелия от Матфея были лица еврейской национальности, а адресатами Евангелия от Луки являются главным образом представители эллинской, греческой культуры. И здесь важно было немного сместить акценты.

А что значит: «человек будет жить всяким словом Божьим»? Есть жизненная необходимость слышать библейские наставления, потому что Слово Божие наставляет нас удивительнейшим образом, ведь оно и является источником веры, как и сказано: «…Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). И как в Таинствах Церкви мы исполняемся благодатью Духа Святаго, точно так же, собираясь во имя слова Божия, мы наслаждаемся присутствием Христа среди нас, как Он сказал: «…Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). И, насыщаясь Словом Божьим, мы возрастаем в вере и в познании Бога.

А в Библии, в Ветхом Завете, сказано, что из-за недостатка ведения, то есть познания о Боге, люди даже погибают. Это то, что можно назвать духовной дистрофией. Например, если нашего плотского человека не покормить, он начинает шуметь в кишечнике, проявлять свою наглость. Но наш духовный человек, который питается Словом Божьим, если мы его не покормим день, два, три, четыре, месяц, год, он не будет шуметь в кишечнике, но он испытает дистрофию. И некоторые люди говорят: «Вот была вера, сейчас вера слаба». Почему? Потому что человек не прибегает к источнику веры – Слову Божьему, о котором Христос и говорит: «Написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божьим» (Мф. 4:4).

И далее:

«И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, (Лк. 4:5)

и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; (Лк. 4:6)

итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4:7).

Это очень интересно. Мы можем отметить: дьявол настаивает на том, что вся политическая власть, власть управления миром передана ему и он распоряжается, кто становится президентом, кто становится премьер-министром, кто становится главою банка или какого-то политического союза, некой конфедерации и так далее, то есть ему как бы все это предано. Почему? Потому что территория греха – это территория дьявола, что очевидно. Дьявол очень чуток к грехам, а мир политики – это мир вожделений, когда идет борьба за каждый политический пост, когда люди, расталкивая друг друга, добираются до самых вершин политического управления. Там уж от человека ничего человеческого не остается – это сколько надо людей предать, подставить, через скольких из них переступить, чтобы забраться на вершину пирамиды.

Если в детстве вы играли в такую игру, она называется «Хозяин горы», когда дети находят какую-нибудь вершину, холм, и один ребенок становится на самый верх, и все пытаются его оттуда сбросить, чтобы кто-то другой занял это место. Но и того, кто занимает это место, становится, может быть на мгновение, «хозяином горы», тут же сбрасывают другие. Так и мир политики – это бесконечная грызня, то есть очень греховное состояние.

Какая форма политической власти может избежать такого греховного состояния? Конечно, монархия, царское правление. Наследнику не надо бороться за престол. Он уже рождается наследником, его воспитывают как наследника, и он органически восходит на престол. Ему не надо никого предавать, ни через кого переступать, никого губить, чтобы занять свой статус. Поэтому монархическая форма правления, хотя не самая совершенная (самая совершенная форма политического устройства – это теократия, то есть прямое Божественное правление, как было во дни пророков и судей), но более нравственная, когда верховная власть сосредоточена в руках наследника, который восходит на престол, и для этого ему не надо никого предавать, ни через кого перепрыгивать.

И здесь дьявол, искушая Христа, говорит: «Если Ты поклонишься мне, то все будет Твое». Так как дьявол управляет всеми движениями политической мысли, он может выстроить ситуацию так, что весь Рим будет требовать, чтобы Иисус из Назарета стал царем, и все остальные народы тоже будут готовы назвать Его своим владыкой. Но Христос пришел в этот мир не для того, чтобы искать преимуществ политической жизни.

Кто обычно переживает какие-то политические весенние и осенние обострения? Это люди, которые не создали нормальную семью, не живут естественными интересами, и, чтобы преодолеть свои комплексы, они рвутся во власть, расталкивают других. Нормальный человек живет естественными интересами. Ему не нужно никуда баллотироваться. У него есть жена, дети. Он должен зарабатывать на хлеб насущный, и, живя естественными интересами, собственными и окружающих, он ведет размеренный образ жизни. А мир политики в Писании сравнивается с морем, которое бушует и пенится своими срамотами. Именно из этого мира выйдет зверь. Согласно Апокалипсису, антихрист, зверь выйдет из моря, то есть из мира политики, и воцарится. А так как рычаги власти находятся в руках у дьявола, он быстро обеспечит для своего сына, антихриста, захват власти.

А Христос пришел в этот мир, чтобы спасать его. Ему не нужны никакие преимущества политического положения. Он ищет спасения для рода человеческого. И когда дьявол требует от Него: «Поклонись мне, и все это будет Твое»,

«Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк. 4:8).

То есть наше поклонение, абсолютное и правильное поклонение принадлежит только Богу. Святых, ангелов, Деву Марию, праведников мы не почитаем тем же поклонением, которое воздается Богу. Им воздается так называемое «почитательное поклонение». Так учили святые отцы Седьмого Вселенского Собора.

Что значит «почитательное поклонение»? В Священном Писании сказано: «Почитай отца твоего и мать твою…» (Исх. 20:12). То есть мы должны уважать своих родителей. И мы так же почитаем святых, угодников, Деву Марию, ангелов. Но абсолютное поклонение, конечно же, воздается только Богу. Как было сказано Христом: «…Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Мф.4:10).

И следующее искушение:

«И повел Его в Иерусалим (дьявол продолжает искушать Христа), и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, (Лк. 4:9)

ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; (Лк. 4:10)

и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Лк. 4:11).

Вы видите, как «ловко» дьявол цитирует Священное Писание: «написано о Тебе», «сказано о Тебе», и как точно Христос отвечает ему так же по Писанию. Этим самым Господь научает: если, например, какие-нибудь еретики смущают нас цитатами из Библии, мы тоже должны знать священный текст, чтобы отвечать им на основании Слова Божия.

И мы читаем:

«Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего» (Лк. 4:12).

Действительно, Библия – это обоюдоострый меч. И мы должны уметь владеть этим совершеннейшим оружием.

Блаженный Феофилакт пишет: «Господь крестился для того, чтобы освятить воды для нас, имеющих вкусить благодати. После крещения "поведен был Духом в пустыню", ибо Дух Святой вводил Его в борьбу против диавола. Уходит "в пустыню" затем, чтобы дать диаволу повод к нападению на Себя, ибо он приступает к нам (имеется ввиду дьявол – примечание о. Олега) особенно тогда, когда мы уединились. Постится "сорок дней" и не превышает меры поста Моисеева и Илиина (то есть Моисей и Илия тоже постились по сорок дней – примечание о. Олега), чтобы тем не подать сатане мысль, что Он больше их, но, чтобы он (сатана – прим. о. Олега) приступил к Нему, думая, что и Он – человек, а вместе и для того, чтобы не показаться воплотившимся только призрачно».

Что значит «и для того, чтобы не показаться воплотившимся только призрачно»? Некоторые еретики считали, что Христос как бы не был человеком в полном смысле этого слова. То есть Его воплощение не являлось абсолютно истинным. Он же Бог, и лишь «проявлял себя» человеком. Мы исповедуем, что Христос был подлинным человеком с момента Боговоплощения. Его человечество не было призрачным. Иисус испытывал жажду, голод, и, как мы уже об этом говорили, страх смерти и мучения. Это проявилось, например, в Гефсиманском саду, когда Спаситель молился: «…Да минует Меня чаша сия…» (Мф. 26:39).

И далее мы читаем:

«И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени» (Лк. 4:13).

Что значит «до времени»? Дьявол может нас покинуть лишь до времени. Окончательно, он не отойдет от нас до самой смерти. Он все время будет где-то рядом. «До времени» – это значит, что нам нельзя расслабляться, и необходимо понимать, – дьявол, как сказано в Писании, как рыкающий лев, ходит, ища, кого бы ему поглотить. Если он отступает от нас, то до времени. Но иногда мы сами становимся как рыкающие львы по отношению к дьяволу, и он убегает от нас. В каком случае? Святые отцы говорили: если ты, христианин, причастился Тела и Крови Иисуса Христа и ты выходишь из храма – бесы с визгом разбегаются от тебя, ты для них как рыкающий лев, потому что они боятся того Христа, который обретается в твоем теле, в твоей душе в Святых Дарах собственного Тела и собственной Крови.

Поэтому мы прочитали: «И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени.

И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране (Лк. 4:14).

Когда у нас обретается, значит, сила духа? Когда мы в посте и когда мы преодолеваем искушения.

Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем» (Лк. 4:15).

Синагога, как я уже объяснял, была домом молитвы и таким «народным домом», где собирались иудеи. Синагога не была храмом. Единственный Храм Истинного Бога находился в Иерусалиме, на горе Мориа. Синагога – это место, где обучали детей, читали утренние и вечерние молитвы, где собирались вместе мужчины для изучения Закона Божия. И Христос посещает такие дома молитв, научая и нас стремиться в те места, где изучают Слово Божие, Святой Закон. Конечно, христианам сейчас нет смысла ходить по синагогам, потому что у нас есть наши христианские храмы. Однако, в период Ветхозаветной Церкви, Христос «учил в синагогах их, и от всех был прославляем». Все поражались Его неземной мудрости. И мы помним, что, когда Иисус был двенадцатилетним мальчиком (мы об этом говорили на прошлых занятиях), Он поражал еврейских мудрецов, когда в Храме задавал этим людям очень грамотные вопросы.

«И пришел в Назарет, где был воспитан» (Лк. 4:16).

Иисус родился в Вифлееме Иудейском, но Его детство и юность прошли в Назарете.

Назарет – это город Девы Марии. Именно там Она пережила явление архангела Гавриила.

«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать».

Субботнее собрание считалось у иудеев праздничным, как у нас, христиан, таковым считается воскресное собрание.

«Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано» (Лк. 4:17).

То есть Иисус как бы выполняет функции чтеца в синагоге. Ему подали для чтения Книгу пророка Исаии (это была не книга в нашем понимании, а свиток; для того чтобы найти в нем нужное место, надо было его перекручивать). И Христос «нашел место, где была написано:

«”Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, (Лк. 4:18)

проповедовать лето Господне благоприятное”» (Лк. 4:19).

Это очень важная характеристика служения Господа Иисуса Христа, на что обращал внимание еще пророк Исаия.

Пророчества Исаии об Иисусе считаются наиболее точными, и некоторые экзегеты (истолкователи Писания) даже называют Исаию пятым евангелистом. Исаия приводит наибольшее количество славных пророчеств о Христе.

Итак, в пророчестве Исаии говорится о том, для чего Христос является в этот мир, для чего Его посылает в этот мир Небесный Отец: «Ибо Он помазал Меня (то есть Отец Небесный помазал Сына) благовествовать нищим». Что значит «благовествовать нищим»? Под «нищими», с одной стороны, подразумеваются люди, которые осознают свою духовную нищету; с другой стороны, малоимущие. И апостол Павел писал о первых христианах: «…Кто вы, призванные, не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1. 26–27).

«Благовествовать нищим», конечно, прежде всего означает нести свет Евангелия «духовно нищим» – тем, которые осознают свою духовную несостоятельность, несовершенство. Во Христе и со Христом, благодатью Духа Святаго, мы можем быть исполнены сокровищами благими. Помните молитву Духу Святому: «Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны». И миссия Христа заключалась именно в этом – приготовить людей через очищение их сердец в Его Крови к принятию Духа Святаго, который сообщает нам удивительные духовные сокровища – Его плоды и дары.

Также Бог Отец послал Его «исцелять сокрушенных сердцем». Сокрушенный сердцем человек – тот, кто переживает глубочайшее разочарование в себе самом, в том образе жизни, который он ведет, в том неправильном влиянии, которое он оказывает на других людей. И Христос силен любого сокрушенного сердцем именно исцелить.

Также Христос послан для того, чтобы «проповедовать пленным освобождение». Каким пленным? Все мы пленены дьяволу. Ведь Христос призывает к себе «труждающихся и обремененных». Святые отцы говорят: труждающиеся на дьявола, обремененные грехами призываются Христом к освобождению. То есть Он силен освободить нас от власти греха, дьявола и страха смерти – этих трех таких печальных моментов в жизни человека, которые мешают подлинному человеческому счастью, свободному «хождению» перед Богом. Рабство Богу освобождает нас от рабства греху, дьяволу и страха смерти. Это означает «проповедовать пленным освобождение».

«Слепым прозрение». Под слепыми имеются ввиду такие люди, как мы с вами. Мы в духовном смысле слепы и не всегда понимаем, что происходит вокруг, не всегда можем распознать тех духов, которые окружают нас. Нам не хватает видения. Как слепой, мы нуждаемся в том, чтобы нас кто-то сопровождал (поводырь). Однако, Христос не просто выступает в роли поводыря. Он предлагает «слепым прозрение», то есть такое исцеление, благодаря которому мы стали бы реально различать краски духовного мира.

Иисус также приходит для того, чтобы «отпустить измученных на свободу». Мы измучены рабством греху, дьяволу, страхом смерти и уже устали от этого состояния. И Господь готов отпустить нас на свободу, вырвать нас из цепких лап лукавого.

Христос пришел «проповедовать лето Господне благоприятное». «Лето Господне благоприятное» – это Царство благодати, в котором мы с вами живем. Оно началось в тот самый момент, когда на Голгофе Сын Божий воскликнул: «Свершилось» (Ин. 19:30), то есть свершилась победа над дьяволом. И это Царство благодати, лето Господне, благоприятное для спасения, которое начинается с момента Распятия Христа и продолжается до воцарения антихриста. Лишь в тот момент, когда наступит воцарение антихриста, лето Господне, благоприятное для спасения, прекратится, а свобода будет дана на малое время, на три с половиной года. Такой же срок будет дан и силам зла. Это как бы принцип справедливости Божией. Господь проповедует: три с половиной года, и сын дьявола, антихрист, получит ту же возможность – проповедовать свое учение три с половиной года.

Нынешнее же время – это лето Господне, благоприятное для спасения. Мы в Церкви имеем все необходимые средства для исцеления, обновления, возрождения, духовного рождения и преображения. Мы можем изучать Священное Писания, изучать Слово Божие дома и слушать необходимое наставление в храме.

Итак, Христос прочитал этот текст. Давайте перечитаем его снова.

«Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано (Лк. 4:17):

“Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, (Лк. 4:18)

проповедовать лето Господне благоприятное”. (Лк. 4:19)

И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него» (Лк. 4:20).

То есть Иисус должен был как-то прокомментировать прочитанный стих из Книги пророка Исаии

«Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4:21).

Блаженный Феофилакт пишет: «Господь пожелал явить Себя израильтянам, потому что и помазан был от Бога и Отца на то, чтобы спасти живущих в поднебесной. Чудно устрояет Он это. Прежде иных Он является жителям Назарета, с которыми был воспитан, чтобы и нас научить, что нужно благотворить прежде своим и научить их, а потом изливать человеколюбие и на прочих. Когда подали Ему книгу, Он ее разогнул и нашел не то, что случайно попалось, но чего Сам желал. Ибо не думай, будто Он открыл книгу и случайно нашлось то место, в котором написано о Нем; это случилось по Его желанию. Что же было написано? "Дух Господень помазал Меня", то есть посвятил Меня, поставил Меня на благовестие "нищим" – язычникам, которые, не имея ни Закона, ни пророков, действительно, пребывали в большой нищете».

В нашей ситуации «нищие» – это и мы с вами, которым не хватает духовного хлеба, знания, а также наши невоцерковленные родные и близкие.

И далее в Евангелии говорится:

«И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати (то есть когда Он стал комментировать Исаию), исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? (Лк. 4:22)

Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме» (Лк. 4:23).

Христу особенно трудно было проповедовать именно в Назарете, потому что здесь все Его знали, видели Его с детства, и все знали Иосифа, Его названного отца. Жители Назарета не были посвящены в тайну Чудесного Зачатия Христа от Духа Святаго и воспринимали Его как человек их круга. И когда Он вдруг начинает говорить о Себе нечто таинственное, непостижимое, они спрашивают: «Не Иосифов ли это сын?». Почему они так говорят: «Не плотников ли это сын?». Ведь Иосиф был простым смиренным плотником.

«Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя, – то есть “Ты хочешь нищих обогатить, но Ты сам плотник, и как это так понять?” – Сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме».

«И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4:24).

Что значит «никакой пророк не принимается в своем отечестве»? И в другом Евангелии Он добавляет: «и не лечит врач домашних своих». Самый тяжелый опыт проповеди – это когда мы несем Слово Божие тем людям, с которыми живем. Почему? Потому что они видят нас в разных ситуациях. Они часто видят нас в хорошем духовном расположении. Однако они являются свидетелями и каких-то критических моментов нашей жизни, то, что может вызывать даже их раздражение. И нашим близким сложно с доверием относиться к нам. Они как бы должны взвесить все «за» и «против».

Хорошо, конечно, видеть отца Олега, вот он сидит с крестом, с микрофоном, книжки разложил. Представьте себе, каждое утро будить отца Олега на молитву. Может быть, он тапком бросится в вас. Каждый день ему нужно готовить утром еду и так далее. И восприятие моей личности будет уже иным. И положение каждого из вас в семье таково. Люди получают от нас много хорошего. Однако, иногда мы поступаем не очень благовидно, и нашим близким есть что с чем сравнивать. Поэтому если вы хотите помогать своим родным, находите для них людей со стороны, чтобы кто-то приходил и беседовал с вашими близкими. Это будет наиболее эффективный способ их наставления.

Далее Христос приводит пример:

«Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, (Лк. 4:25)

и ни к одной из них (то есть из израильских вдов) не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую (то есть к не еврейке); (Лк. 4:26)

много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина (опять не еврея). (Лк. 4:27)

Услышав это, все в синагоге исполнились ярости (Лк. 4:28)

и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его (то есть сбросить с горы, насмерть, на камни); (Лк. 4:29)

но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лк. 4:30).

Здесь мы видим, как Христос задел национальное самолюбие иудеев. Он привел два примера из Танаха (то есть из Ветхого Завета), где действительно рассказывается о том, что Илия поселился у нееврейки и принес ей великие благословения, воскресив ее умершего сына. А Елисей исцелил сириянина, который был покрыт проказой (об этих событиях рассказывается в более подробно Книгах Царств). Здесь интересна реакция иудеев, которые находились в этой синагоге: им не понравился такой пример, они ведут себя очень агрессивно и сначала выгоняют Христа из синагоги, затем тащат Его на гору, чтобы сбросить вниз. Однако, Спаситель проходит между ними. В какой-то момент Христос как бы парализовал их всех, потому что Он не только человек, но и Бог.

Помните, был случай, когда в Содом и Гоморру пришли два Божьих ангела. Они вошли в дом Лота, племянника Авраама, а жители Содома и Гоморры во множестве собрались, как сказано «от отрока до старца». Им показалось, что это симпатичные люди, которым надо преподать урок, надругаться над ними. Ангелы навели на них слепоту и эти люди шарили руками, не могли найти дверь, чтобы ворваться в дом Лота, и слепыми разошлись.

И здесь Христос навел на иудеев некоторое оцепенение. Он спокойно прошел между ними, потому что еще не настало время Его Крестных Страданий. Он должен был умереть на Пасху, и именно в Иерусалиме.

Блаженный Феофилакт пишет: «Народ, слушая речь Христову, удивился словам благодати (сначала все они удивились – примечание о. Олега); удивляясь же, насмехался над Ним (затем начались издевки – примечание о. Олега), говоря: не это ли сын плотника? Между тем, что препятствовало быть Ему достойным удивления и поклонения? Не видишь ли, какие творит Он дела? Не слышишь ли, какие Он говорит речи? Несмотря на то, ты осмеиваешь отца Его? О них-то, как нельзя более справедливо, можно сказать: "Народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, и не видят, у которого есть уши, а не слышат" (Иер. 5. 21). Что же говорит им Господь? Конечно, вы скажете Мне: сделай и в отечестве Своем те же чудеса, какие и в Капернауме сделал. Ибо это значит: "врач! исцели Самого Себя" (то есть реабилитируй Себя в наших глазах – примечание о. Олега). Это была общая у иудеев того времени поговорка, которую они обращали к больным врачам».

То есть когда врач заболел, они говорили: «Да какой ты врач? Ты сам себя не можешь исцелить!» А Христос пообещал обогатить нищих. «А кто Он, разве царь? Он же не Ирод, плотников сын». Эти люди судили обо всем чисто внешне, и не могли созерцать то, что было скрыто. Имея глаза, они не видели, имея уши, они не слышали. В плотском смысле они, конечно, видели и слышали. Однако, духовного видения и духовного слуха у них не было. Поэтому, в Писании часто говорится: «Имеющий глаза да видит, имеющий уши да слышит».

«И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние» (Лк. 4:31).

Христа не приняли на родине, и Он отправляется в Капернаум.

«И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью» (Лк. 4:32).

Иисус не говорил, как бы, рассуждая. Он говорил очень авторитетно, со властью. Его слова были ясными и понятными.

«Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он (то есть этот человек) закричал громким голосом: (Лк. 4:33)

оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Лк. 4:34).

Это, конечно, парадокс: Божий народ не увидел в Иисусе Сына Божия, Святого Божия, а бес увидел. Бесы все чувствовали, понимали, испытывали трепет. Они четко осознавали, зачем Он пришел: «Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, – кричит этот бесноватый, – кто ты, (точнее, в нем кричит бес) Святый Божий.

Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему. (Лк. 4:35)

То есть бес вышел из этого человека, но не смог повредить этому человеку. Иногда бесы калечат человека, так, что, хотя они выходят из человека, человек уже как бы инвалид.

И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят? (Лк. 4:36)

И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам» (Лк. 4:37).

Окружающих, конечно, это очень поразило. Наверняка они знали бесноватого и приводили его на общественные молитвы (как болящих приводят в храм на Исповедь, Причастие). И вдруг между Христом и теми бесами, которые сидели внутри этого человека возникает диалог, и затем происходит чудо исцеления. Конечно, это не могло их всех не взволновать. Иудеи поняли: Иисус не только говорит со властью и силой, но и действует со властью и силой. Впоследствии, когда Святые апостолы получат Святого Духа, они будут не только проповедовать, но и подтверждать свою проповедь чудесами, знамениями, так что вера в Иисуса Христа будет очень эффективно распространяться по всему миру.

«Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона (Симон – это Петр, один из учеников Иисуса); теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней» (Лк. 4:38).

Скажем прямо, теще Петра повезло, что ее зять оказался апостолом и привел в дом Иисуса Христа. Повезет и вашим детям, родным и близким, если вы тоже приведете в дом Иисуса Христа. Как это можно сделать? Например, когда вы причащаетесь Тела и Крови Христовой, а потом возвращаетесь в ваши дома, вы реально приводите в дом Христа. И когда вы начинаете молиться, пребывая в таком благостном состоянии, то ангелы с радостью откликаются на любое ваше молитвенное прошение.

Однако, привести Христа в дом наших родных и близких означает и воспитать их в вере в Него. Особенно когда у нас есть маленькие дети, внуки, правнуки, мы должны в дом их сердец принести свет Святого Евангелия. Говорите простыми, понятными словами, и эти слова могут найти отклик. Хотя, как мы уже говорили, трудно проповедовать своим домашним, но это наша обязанность, и мы не можем ее игнорировать. И в Писании так и сказано: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного».

«Теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.

Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им (Лк. 4:39).

При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их» (Лк. 4:40).

А как же быть нам? Куда нам приводить наших больных, чтобы они встретились с Иисусом? Мы можем это сделать, заказывая записки и передавая их в алтарь для помина на проскомидии. Это обеспечит нашим болящим встречу с Господом Иисусом Христом, и Он сможет оказать им необходимую помощь.

«Приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их».

И далее:

«Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос» (Лк. 4:41).

Это, конечно, удивительно, как точно бесы определяли, кто есть Иисус, как точно они излагали исповедание веры. Помните, когда в Кесарии Филипповой апостол Петр сказал: «Ты Христос, Сын Божий», на это Христос сказал ему: «…Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах».

Как бесы могут распознавать – кто есть Иисус? Бесы когда-то были ангелами и помнили о том, что уже общались с Сыном Божьим, когда в Царстве Божьем воспевали имена Создателя: Отца, Сына и Святого Духа. То есть у них был опыт общения с Ним в их благостном состоянии, до изгнания из духовного мира.

Есть такая интересная история. Жил один монах. Однажды он стоял на молитвенном бдении в своей келье, а один бесенок решил отвлечь его от молитвы и стал хлюпать в умывальнике. Бесенок забрался в умывальник, стал там кувыркаться, плюхаться, и монах отвлекся и понял, что в умывальнике ничего не может плюхаться. Это, наверное, бес отвлекает его от молитвы. Монах как-то быстро, резко подскочил к умывальнику и крестным знамением со всех сторон пленил этого бесенка. И бесенок завизжал, взмолился: «Отпусти меня, отпусти!». А монах молится, молится. Бесенок говорит: «Отпусти». Этот монах очень любил церковное пение, и он знал, что бесы когда-то были ангелами и пребывая на небесах они пели Херувимскую, будучи херувимами Божиими, разных чинов.

И этот монах говорит бесенку: «Спой мне Херувимскую, я тебя тогда отпущу, ведь ты ж когда-то был ангелом Божьим, ты воспевал на небесах Отца, Сына, Духа Святого. Я хочу услышать ее. Я очень люблю пение, но я никогда не слышал пение ангелов». А бесенок ему говорит: «Да не могу я петь Херувимскую, я же бесенок, мне уже нельзя. А потом и ты не сможешь вынести этот строй пения ангельского, у тебя душа от восторга вылетит из тела». Монах начал крестить его и говорить: «Нет, пой мне Херувимскую, пой мне херувимскую». И бесенок, который был устрашен этими крестными знамениями и заклинательными молитвами, запел Херувимскую. Вся келья наполнилась неизреченным светом. Гармонические звуки и мелодия были таковы, что душа уже не могла находиться в теле. С каждым звуком этого ангельского пения душа монаха стала выходить из его тела. И в то время, когда она возносилась, из беса вышел белоснежный ангел, расправил крылья, которые были скрыты в его бесовской сущности, и они вдвоем возносились на небеса. Вот такая интересная история, конечно, таинственная и непостижимая.

И мы должны знать, что когда-то бесы все-таки были светлыми существами. Когда-то и вся Западная Церковь была православной. Когда-то и Русь называлась святой. Когда-то и мы имели значительно больше радости духовной, чем теперь, когда христианский мир входит в период апостасии (так называемый «Лаодикийский период»), когда христиане уже не холодны, не горячи, а такие «теплохладные».

Поэтому, очень, конечно, трогательно, когда бесы говорят о Христе: «Ты Христос, Сын Божий». Это как бы их ангельское прошлое. Оно еще присутствует в бесах. Святая Церковь учит, что в них искажено их произволение, а природа остается такой же благой по своей сути, потому что Творей природы – Господь, а все, что Он создал, есть «хорошо весьма».

Итак, они восклицали: «Ты Христос, Сын Божий».

«А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос».

Почему Господь запрещает бесам говорить о Себе? Потому что мы должны принимать свидетельство о Христе не от бесов и демонов, а от служителей Христа благодатью Духа Святого. Потому что бесы говорили правду, но это бесы, и, если кто-то будет с доверием относиться к каким-то там голосам, существует опасность, что это очень далеко его заведет. Сначала они будут говорить правду, а затем запутают человека... Поэтому мы руководствуемся Библейским Откровением, книгами Священного Писания, Ветхого и Нового Заветов в истолковании Святых отцов. А что-то со стороны, даже если это выглядит как истина и звучит как истина, мы не принимаем.

В Киево-Печерском патерике, например, есть история про монаха Исаакия, который был очень набожным, благочестивым человеком, однако, немного беспечным. Однажды он пребывал в молитвенном состоянии в своей келье. Вдруг из нее вылетают два белоснежных ангела и говорят ему: «Исаакий! К тебе Христос идет!». И Исаакий так возгордился, что сподобился явления Христа. Появилась огромная фигура, как бы Христа. И Исаакий в такой гордыне самомнения, что он сподобился явления Господня, забыл перекреститься и поклонился этой фигуре. Смотрит, а там копыта. Это дьявол пришел к нему; смотрит, а это не ангелы, а бесы, и они его заставили плясать, играли ему на разных дудках, на свирели. Он скакал, плясал перед ними. Бесы чуть до смерти не погубили Исаакия.

Поэтому мы не принимаем свидетельство (даже если оно выглядит как правильное) от еретиков, например, от раскольников, потому что здесь мы не можем с полным доверием относиться к такому свидетельству, ибо мы имеем вернейшее пророческое слово – это сама Библия. Мы имеем традицию Святых отцов, от которой не должны отступать ни направо, ни налево.

Поэтому Христос запрещал бесам сказывать, что они знают, что Он Христос.

«Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них» (Лк. 4:42).

Христос, действительно, часто удалялся в пустынные места для молитвы, научая и нас иметь уединенную молитву. Конечно, в условиях современных квартир очень трудно уединиться. Как одна бабушка меня спросила: «А как это в Писании сказано: “зайди в дом твой, затвори дверь, помолись Отцу втайне”, а у меня нет такого места, где могу так молиться, у нас везде в комнате кто-то находится, а в ванной не могу молиться, она совмещена с туалетом. Что же мне делать?».

На самом деле, Святые отцы говорят, что уединяться мы можем, даже находясь в окружении очень многих людей. Когда мы закрываем окна своих очей, как бы не смотрим по сторонам, не отвлекаемся; закрываем двери своего сердца; уши, чтобы на слух тоже ни на что не реагировать и погружаемся в такую умную духовную молитву, созерцательную. И здесь уже ничто не может являться помехой. Как о святых апостолах рассказывается в Книге Деяний: их заковали в цепи, бросили в темницу, а они пели там псалмы, потому что наступило время, когда надо было петь псалмы, и они не обращали внимание на окружающих. И напротив, даже окружающие перестали кричать и шуметь. Сказано, что они слушали, как пели апостолы. И было удивительно видеть эту бодрость служителей Христа даже в таких экстремальных обстоятельствах.

Я помню, когда меня призвали в армию, когда умер Брежнев, прямо в день его смерти. Я должен был призываться, и мы тогда позвонили в Военкомат и спросили: «А в связи со смертью дорогого Леонида Ильича призыв не отменяется?» Они говорят: «А почему?». «Так проводы ж надо делать. Проводы – стол, песни поют». И комендант сказал: «Перезвоните». Мы перезвонили, он говорит: «Нет, ничего не отменяется, но товарищи, поскромней, пожалуйста, поскромней». И вот меня тогда призвали в армию. А я всегда молился и молюсь утром и вечером. И меня бросили в такую часть: Сибирь, Кемеровская область, Березовск – такой поселок городского типа, и там была деревня Федоровка. И вот я оказался в воинской части, где не было ни одного русского. Среди моих сослуживцев были, в основном, мусульмане, также два грузина и немцы из Казахстана. И я стоял перед дилеммой: как я буду молиться? В части все время стоял шум. Даже когда объявляли отбой, все шумели. И я просто вечером становился на колени и молился, стараясь вообще ни на что не обращать внимание. Мои сослуживцы шумели. Вдруг они увидели, что я молюсь, и, вот что интересно, мусульмане отнеслись ко мне с уважением, сказав: «Если он молится, мы не должны шуметь. Нужно подождать, пока он перестанет молиться». И тогда, когда я становился на молитву, они спрашивали: «Олег ты кончил молиться?». Я говорю: «Нет еще». Они: «Тишина, тишина, все, в карты не играем, не урим». «Ты кончил молиться?». «Да, кончил». Они: «Доставай карты, давай все».

То есть, на самом деле, Бог помогает людям пребывать в молитвенном уединении, даже если они живут в армейской казарме или находятся в многочисленном окружении в тюремной камере, потому что Господь знает, что это необходимо, и Он никогда не посылает нам испытание, как я часто говорю, сверх наших сил.

И то, что Христос уходит в пустынное место, – это свидетельство необходимости такой молитвы, а народ ищет «Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них».

Это, конечно, очень трогательно, что люди ходили за Христом по три тысячи человек. Помните, Он кормил их хлебами по пять тысяч человек. Причем, люди шли за Ним, не делая никакого запаса еды. Настолько сильным было их желание слушать Иисуса Христа, находиться поближе к Нему. Так что иногда Христу приходилось заботиться и о хлебе насущном для этих людей, которые во множестве следовали за Ним.

«Но Он сказал им (когда они удерживали Его и хотели, чтоб только в их городе Он находился): и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан. (Лк. 4:43)

И проповедовал в синагогах галилейских» (Лк. 4:44).

Итак, сегодня в этой главе мы увидели проповедь Христа в Назарете, затем Его проповедь в Капернауме, затем мы увидели, как он удаляется в пустыню для молитвы и как народ ходит за ним толпами, но Он объясняет людям, что не может находиться в одном месте.

Но главная тема сегодняшнего Евангелия – это, конечно, искушение в пустыне. Господь научает, как преодолевать искушения, если они настигают нас.

Давайте прочитаем последнее истолкование Блаженного Феофилакта на эту главу: «Господь всех питался гостеприимством учеников, подобно как и теперь Он принят Петром и исцеляет тещу его, чтобы и тебя научить не отказываться от благорасположения бедных. Не просто исцеляет ее от болезни, но придает ей крепкое здоровье и силу для служения. Если и мы примем Его, Он (Христос) угасит нашу горячку, горячку гнева и похотения, и восставит нас так, что мы в состоянии будем служить Ему, то есть делать угодное Ему. – Посмотри, прошу тебя, и на веру народа, как он и при захождении солнца приносил больных и не удерживался временем. – Не позволяет бесам говорить так потому, что не нуждается в похвале от нечистых, ибо "неприятна похвала в устах грешника" (Сир. 15. 9), так и потому, что не желает возжечь в евреях зависть при похвале Ему от всех. Народ ищет Его, хотя Он ушел в пустое место, и удерживает Его. Но Он не ограничивается одним местом, а говорит, что Мне должно благовестить Царство Божие и другим городам. Поэтому и нам не должно быть ленивыми, не довольствоваться одним местом заключения, но всюду обходить, чтобы кому-нибудь принести пользу».

То есть не нужно ограничивать себя одним местом, как бы заключать себя в это место. Перемещаться с места на место – это, конечно, очень важно. Я уже рассказывал вам, что в Древней Церкви существовало такое правило, что, если апостол находился в каком-нибудь селе или городе больше трех дней, его уже считали не апостолом, а лжеапостолом. То есть апостолы были вынуждены переходить с места на место, чтобы как можно большему числу людей свидетельствовать о вере в Господа Иисуса Христа. В случае с мирянами старайтесь беседовать о Боге не только с теми, с кем вы живете, но думайте и о других ваших родственниках, которые живут в отдалении от вас. Может быть, стоит по почте отправить им Библию в подарок или молитвослов. Или вспомните своих старинных друзей.

Однажды пришла женщина в храм и говорит: «Мне приснилась моя школьная подруга. Вот к чему это?». Я спросил эту женщину: «А вы как-то с ней общались?». Она говорит: «Да нет, я вообще с ней не общалась после школы». Я говорю: «Ну, наверное, это неспроста. Скорее всего, ангел-хранитель этой девушки явился вам и побуждает вас восстановить с ней контакты». И она нашла свою подругу. Она помнила, где они общались, где жила ее подруга. И оказалось, что, действительно, это произошло вовремя, потому что у той были очень серьезные проблемы духовного и физического характера. Возобновив общение, они имели очень хорошие результаты. Иногда мы и в своем прошлом должны находить тех людей, которым мы могли бы свидетельствовать о Христе.

И вот есть такой интересный случай. Я расскажу о нем уже в окончание нашей сегодняшней беседы. Некоторые его знают. Рассказываю для тех, кто не слышал.

Была такая интересная история. Одна женщина разбирала свои старые бумаги, фотографии, всякие блокнотики, старые телефонные книжки старые, которыми она давно уже не пользовалась. И вдруг она находит телефон своего мужа. А они вступили в брак, когда им было по восемнадцать лет, совсем молодыми, и через год разбежались. На тот момент, когда она стала разбирать эти бумаги, ей было уже за 50–60 лет. И она думает: «Интересно, а как он там живет-то?..» Она совершенно ничего о нем не слыхала. И подумала: «Может быть, телефон у него тот же самый сохранился, возьму-ка, да позвоню».

За время, прошедшее с момента их расставания, эта женщина воцерковилась, стала христианкой. Она вступила в другой брак. Ее муж умер, и она пребывала в состоянии вдовы. И вот она набирает телефон. Но она помнит его: как они ругались, какой он был сначала красивый, добрый, внимательный и как резко он изменился потом, как они поссорились и разбежались. Эта женщина вспомнила, как рвала фотографии, чтобы удалить его изображение. И она звонит и слышит тот же голос: «Але, але!» «Да это я звоню, ты узнал?». «Да, узнал». «А как ты?» «Да так, ничего». «А как жизнь сложилась?» «По-разному бывает».

И они решили встретиться по прошествии этого очень длительного времени. Эта женщина связалась со мной и говорит: «Вот такая ситуация. Я хочу встретиться с бывшим мужем». Я говорю: «Ну встретьтесь». Потому что плохо помнить человека в таком состоянии, в каком они разбегались друг от друга. Это был развод, какое-то судебное разбирательство. Через какое-то время женщина привела своего бывшего супруга в храм и говорит: «Вот, это мой бывший». И они стали ходить вместе уже на занятия библейской школы для взрослых, а через какое-то время решили возродить отношения. Мы сделали церковное разбирательство и, в данном случае, сочли восстановление их союза возможным. Мы просили, чтобы нам разрешили это и оформили бракосочетание.

Удивительно, когда на память приходит образ какого-то человека и ты с большим вниманием, таким, духовным, сердечным к этому относишься. В таком случае, бывают хорошие, положительные результаты.

Поэтому мы должны помнить о людях, которые нас когда-то окружали, и особенно внимательно относиться к тем, которые окружают нас сейчас. Ведь даже Христос говорит, что пришел именно для того, чтобы благовествовать людям, и не только в одном месте, то есть не только для какого-то определенного окружения, которое есть сейчас, но и для других. Заглядывая в свое прошлое, мы можем найти тех «других», которым также должны помогать.

Итак, сегодня мы окончили чтение четвертой главы Евангелия от Луки.

Категория: Толкование на Евангелие. | Просмотров: 212 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]