Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 05.05.2024, 21:31
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Календарь

«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2020 » Сентябрь » 26 » Евангелие от Луки. Глава 7. Протоиерей Олег Стеняев. Новый Завет
00:32
Евангелие от Луки. Глава 7. Протоиерей Олег Стеняев. Новый Завет

Евангелие от Луки. Глава 7. 

 
Известный богослов, библеист, миссионер и проповедник протоиерей Олег Стеняев читает цикл лекций по Евангелию от Луки. Итак, сегодня мы приступаем к изучению Евангелия от Луки, 8 глава.

Приблизительное описание лекции:

И первая тема, которую мы рассмотрим (седьмая глава, с первого по десятый стих), – вера римского сотника. И мы видим здесь следующие слова:

«Когда Он (то есть Христос) окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум» (Лк. 7:1).

У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. (Лк. 7:2)

Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. (Лк. 7:3)

И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, (Лк. 7:4)

ибо он любит народ наш и построил нам синагогу» (Лк. 7:5).

Итак, в этом тексте рассказывается о сотнике, – выходце из языческого Рима, который любил еврейский народ и, будучи человеком состоятельным, даже построил в Капернауме синагогу (надо сказать, что эта синагога сохранилась до сих пор, точнее, сохранился мозаичный пол этой синагоги; это то самое место, которое неоднократно встречается в описаниях, событиях Святых Евангелий). У сотника возникла серьезная проблема. Мы прочитали, что слуга, которым он дорожил, был болен и находился при смерти.

В Евангелии от Матфея этот слуга называется отроком. Скорее всего, речь шла о ребенке, который был сначала куплен как раб. Впоследствии, сотник проникся любовью к этому отроку и, скорее всего, усыновил его. Тот выполнял при нем как бы функцию слуги. То есть, как и прилично наследнику, сыну проявлять заботу о своем названом отце. И здесь мы видим, что этот ребенок, которым дорожил сотник, был при смерти.

Собственно говоря, при смерти находится каждый человек, как только он рождается в этот мир, потому что каждый из нас рождается для смерти, а умирает для жизни. То, что называется исцелением означает «всецелое исцеление», когда человек уже не может испытать смерть, – это то, что происходит после нашей физической смерти, когда душа уже не может заболеть, или оказаться в каком-то опасном состоянии. Тем более, она не может умереть.

Особенно печально наблюдать, когда при смерти находятся молодые люди. Как я уже сказал, сам факт рождения в этот мир уже ставит человека в такое положение, что он испытает смерть. И смерть не смотрит на возраст человека, смерть решительно вторгается в жизнь молодых, совсем юных, пожилых людей, богатых, бедных, праведных и нечестивых.

И если мы видим, что люди, которые нам очень дороги, испытывают проблемы, куда мы должны обращаться? В Писании сказано, что «искусство врача» – от Господа. И верующий человек не должен пренебрегать этим искусством, ибо руки врача как бы находятся в руках Господа. Но часто бывает так, что, исчерпав все возможности решить проблему, связанную со смертельным недугом, обычным медицинским путем, человек, понимая, что никакого положительного результата нет, отчаивается. И куда ему обращаться теперь в этой ситуации?

Так как сотник был богатым человеком (он построил капернаумскую синагогу), мы можем предположить, что он приглашал очень искусных, известных врачей, труд которых он оплачивал. Однако, результат оказался по-прежнему нулевым. Никто не смог помочь этому отроку. И тогда, от старейшин синагоги, сотник услышал об Иисусе Христе.

Действительно, об Иисусе Христе говорили самые разные люди: и те, которые были Его открытыми учениками, как апостолы, и те, которые были Его тайными учениками, как Никодим, Иосиф Аримафейский и другие. О Христе рассказывали и люди из народа, с интересом ходившие за Ним целыми толпами. И так как каждое чудо Спасителя, в той или иной степени, становилось вскоре известным событием, то свидетельства об этих чудесах не могли не вдохновить людей, у которых были те или иные телесные или душевные недуги.

И вот этот римский сотник, человек благочестивый, боявшийся Бога, любивший народ Израиля, – как мы прочитали: «ибо он любит народ наш и построил нам синагогу» (так говорили о нем сами иудеи), – посылает своих людей хлопотать перед Иисусом. В Евангелии от Матфея говорится о том, что он сам пришел к Иисусу. Как это согласовать с тем, что мы читаем? Скорее всего, действие было поэтапным: сначала сотник послал к Спасителю переговорщиков из числа самих евреев, затем поспешил к Нему сам. Собственно говоря, иудеи не сообщались с язычниками без крайней необходимости, и сотник мог принять эти условия. Он начинает действовать через старейшин синагоги в Капернауме.

И мы читаем далее:

«Иисус пошел с ними (то есть с этими старейшинами Капернаумской синагоги). И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; (Лк. 7:6)

потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой» (Лк. 7:7).

Здесь сотник обнаруживает очень верные представления об отношении евреев к язычникам. Свидетельства о характере этих отношений не приводятся в Писании, однако, они сохранились в устной иудейской традиции. Так, например, иудей не мог входить в жилое помещение, где проживал язычник. Это было запрещено. И, наверное, вы помните, что, когда первосвященники хлопотали перед Понтием Пилатом о необходимости предания казни Христа, они тоже не решились войти во дворец прокуратора, тем более, что приближался праздник Пасхи и иудеи должны были соблюдать ритуальную чистоту. И сотник принимает эти условия. Он не задается вопросом: «А почему я не чистый? Почему они могут от меня оскверниться? Вот, я дал им деньги на синагогу, построил молитвенный дом. Они принимают этот подарок, а прийти ко мне домой не хотят». Он и Христа воспринимает как бы в контексте традиционного отношения иудеев к язычникам, хотя реакция Спасителя на действия сотника противоположны всем принятым тогда правилам и распространенным стереотипам. Иисус встал и пошел в дом римлянина.

Похожую ситуация мы видим и в случае с Закхеем. Помните, Закхей был начальником мытарей и богатым человеком, который искал видеть Иисуса. В те времена никто из иудеев не приходил к мытарям в дом, потому что они считались коллаборационистами, предателями собственного народа. А Господь наш Иисус, когда увидел Закхея, сказал: «Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). Конечно, это был вызов брезгливому отношению к другим людям, свойственная многим иудеям – современникам Христа, потому что собственная ритуальная чистота оказывалась для них на первом месте.

В целом, для нас как бы не принципиально, говорит ли сотник эти слова сам или передает их через своих слуг. Здесь важны сами эти слова, обращенные к Иисусу Христу: «Не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово (только слово), и выздоровеет слуга мой.

Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Лк. 7:8).

И далее мы читаем нечто трудно объяснимое:

«Услышав сие, Иисус удивился ему» (Лк. 7:9).

Когда о Боге говорится, что Он «удивился», это очень многого стоит. Казалось бы, Господь – Сердцеведец, проницающий все сердца и видящий все наши намерения, каждое движение наших чувств. И Христос удивляется такой искренней вере этого язычника.

Читаем девятый стих седьмой главы Евангелия от Луки:

«Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры» (Лк. 7:9).

То есть этот сотник – язычник, в дом которого нельзя даже заходить, потому что он нечист с точки зрения иудейских норм и представлений того времени. Однако, вера этого человека была поразительной. И в наше время есть много людей совершенно невоцерковленных. но обладающих колоссальной верой; и, возможно, эти люди не читают утреннее и вечернее правило, но когда им становится очень тяжело, они начинают молиться и их молитва может удивить Господа, как действие этого сотника. Повторюсь, его вера «удивляет» Иисуса Христа!

В Библии есть даже пример молитвы атеиста, то есть неверующего человека. Когда этот человек, у которого тоже была проблема с родственником, пришел к Иисусу Христу, Спаситель спросил его: «Имеешь ли веру?». Этот человек воскликнул: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» (Мк. 9:24). Речь идет о вере и молитве атеиста, если хотите, безбожника, которого сложные жизненные обстоятельства привели к чувству безысходности. А к кому обращаться в такой ситуации, когда врачи обнаружили свое полное бессилие, когда никто не может помочь, а тот, кого ты любишь, умирает?

«Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры.

Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим» (Лк. 7:10).

То есть происходит чудесное исцеление слуги сотника (его отрока, возможно, усыновленного им) по вере самого этого сотника, язычника.

Действительно, наш Господь промышляет о всем Своем творении. И мы не должны впадать в такой религиозный эгоизм, полагая, что в этом мире Бог думает только о православных. Конечно, нет. Бог заботится о всех людях, живущих на Земле, и, как я часто говорю, не только о людях, но и о животных, о птицах небесных, о зверях полевых. Он промышляет о всем творении, как любящий Отец, Создатель.

Однажды по телевизору показали бабушку, которой, по-моему, сто десять, или даже больше лет. Она мусульманка с Кавказа. Журналисты спрашивают ее: «Как вы думаете, почему вы столько долго прожили? Такая длинная у вас длинная жизнь». Эта женщина отвечает: «А я все время молюсь, я все время молюсь». Ее попросили помолиться. Она взяла свои четки, и начала произносить молитву так, как ее научили. Больше она ничего не знает. А Бог наш есть Тот, Который «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис.42:3). То есть если твоя вера как трость надломленная (тронь – и рассыпется), или как лен курящийся (махни рукой – и погаснет), это тоже дорого в глазах Бога.

Есть такая притча. Миссионеры отправились на остров, где жили три человека, которым они решили засвидетельствовать о Боге. И они стали проповедовать единобожие, учение о Святой Троице. Как выяснилось, эти люди знали, что Бог триедин, хотя они жили на острове в полной изоляции. Когда проповедники наставили их в вере и уже возвращались назад, они вдруг увидели, как эти трое бегут по воде, прямо по морской зыбе, и кричат: «А вы нас не научили молитве! Дайте нам молитву, как нам молиться! Вы дали нам только знание о Боге, научите нас молиться!». А те проповедники, монахи смотрят на все это с недоумением: люди бегают по водам, и спрашивают: «Это вы нас должны научить молитве! Как вы молитесь?». И они сказали: «А мы молимся очень просто: трое Вас, трое нас, помилуйте нас!». Эти монахи-проповедники сказали: «Так и молитесь. Не надо вам ничего. Это нам надо учиться у вас».

И вот вера сотника являет образ благочестия вне еврейского мира. И, в некотором смысле, этот сотник – первенец, уверовавший из язычников. А все мы, славяне – тоже уверовавшие из язычников. И иногда вера людей, которые вообще не имеют никакого отношения к Израилю, оказывается более глубокой, яркой. И тому есть примеры и в Ветхом Завете: моавитянка Руфь, которая сподобилась стать прабабкой царя Давида, и другие.

Давайте посмотрим, как Святые отцы комментируют эту историю.

Святитель Иоанн Златоуст в своих гомилиях писал: «Некоторые говорят, что он в оправдание свое представил и причину, почему не привел его самого (то есть сотник как бы объяснил, почему ребенка не несут ко Христу – примечание о. Олега.). Невозможно было, говорят, привести расслабленного, который мучился и находился при последнем издыхании. А что отрок находился при последнем издыхании, об этом свидетельствует Лука: “и был при смерти”. Но, по-моему, это означает великую веру сотника, и гораздо большую, чем имели спустившие расслабленного сквозь кровлю. Ведь он (сотник – примечание о. Олега) ясно знал, что достаточно и одного повеления, чтобы лежащий восстал, поэтому почитал излишним приводить его (или приносить его) к ногам Иисуса».

И, действительно, мы видим, что Христос по-разному исцеляет людей. На кого-то Он только возлагает руки, а для кого-то выполняет очень сложные действия (в одном случае Он плюнул на землю, сделал брение, намазал лицо и отправил его в паломническую поездку к Силоамской купели), а кого-то Он исцеляет заочно, только Своим словом. И это, конечно, показывает многообразие действий Бога по отношению к нам, которое обусловлено тем, что мы разные. Однако, даже самые слабые из нас могут иногда проявлять такую удивительную веру, что она ставится в пример всем остальным. Как сказано в Писании: «Будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 19:30).

Златоуст также пишет: «Что же делает Иисус? Он делает то, чего прежде нигде не делал. Во всех других случаях Он следовал воле умоляющих; а здесь Сам предупреждает просьбу сотника и обещает не только исцелить, но и прийти в его дом. И Он делает это для того, чтобы мы узнали добродетель сотника. Если бы Он не обещал этого, а сказал только: «иди, да исцелится твой слуга», – тогда бы мы ничего не знали о его (сотника) добродетели».

Здесь Златоуст объясняет действие Христа. Если Господь знал наперед, как будут развиваться события (Христос знал это, будучи Богом), зачем тогда Он встал и пошел? Этим самым Христос усилил впечатление от веры сотника. У Матфея сказано, как Христос высказал пожелание: «Да, Я приду». И, возможно, началось действие. Но главное, Христос показал, что те люди, которыми мы можем брезговать, не считать их вполне воцерковленными, не считать их даже христианами, в подлинном смысле этого слова, но, так как они тоже имеют личные отношения с Богом, то могут быть поставлены нам в пример.

И сотник говорит: «Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Блаженный Августин в одной из своих проповедей предлагает такое объяснение: «Когда Господь Иисус пообещал, что придет в дом сотника, чтобы излечить его слугу, тот ответил: “Господи! я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой”. Называя себя недостойным, он обнаружил свое достоинство, чтобы Христос вошел не только в стены его дома, но и в его сердце.

И он не сказал бы этого с такой верой и смирением, если бы не носил уже в сердце Того, Кого трепетал впустить в свой дом. Ведь не было бы большой пользы, если бы Господь Иисус вошел в его стены, но не был в его сердце. Ибо Учитель смирения и словом, и делом возлежал также в доме некоего надменного фарисея по имени Симон. Но хотя Он возлежал в его доме, в его сердце Сын Человеческий не имел, где преклонить голову (Мф. 8:20)».

Это очень удивительное истолкование Блаженного Августина. Он настаивает здесь на том, что главное – это то, что сердце этого сотника, его внутренний мир был открыт для Иисуса, а то, что Иисус Христос не пришел в его дом, это ничего не изменило. В конце концов, дома, квартиры, в которых мы живем, – это ландшафт нашего обитания, а главное место, которое всегда должно быть открыто для Иисуса, – наше сердце. И когда Христос говорит Закхею: «сегодня Мне надо быть у тебя в доме», имеется в виду не просто место проживания этого человека, а его внутренний мир. Как пишет апостол Павел: «Верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:17).

И следующая тема, которую мы рассмотрим, – воскрешение Христом единственного сына Наинской вдовы. И мы смотрим Евангелие от Луки, седьмая глава, с одиннадцатого по семнадцатый стих:

«После сего (то есть вскоре после исцеления слуги сотника) Иисус пошел в город, называемый Наин (то есть из Капернаума Он отправляется в Наин); и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа (Лк. 7:11).

Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; (Лк. 7:12)

(мы видим усиление трагедии: у матери умирает единственный сын, и, к тому же, она была еще и вдовой)

и много народа шло с нею из города.

Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь» (Лк. 7:13).

Здесь мы видим еще более серьезную проблему: одинокая женщина, вдова, потеряла своего единственного сына, который должен был стать ее оплотом в старости. Теперь у нее нет ни мужа, и ни сына. И Христос подходит к ней и говорит: «Не плачь». Как же не плакать, если эта женщина потеряла все? Кому она нужна?

Это сейчас мы живем в мире, где существуют такие понятия, как пенсии, пенсионные фонды, банковские накопления и так далее. В те времена единственный пенсионный фонд, который знали все, – это дети. Ты имеешь детей, воспитываешь их, заботишься о них. Когда ты состаришься, они будут заботиться о тебе. Все. Никаких других пенсионных фондов просто-напросто не существовало.

Эта женщина потеряла все. И Христос говорит: «Не плачь». Спаситель очень часто, успокаивая людей, говорит и другие слова: «Не бойся», «не бойся», «не бойся». Мы все боимся. Боимся, что в старости останемся одни; что диагноз, который нам поставят в больнице, будет самый ужасный. Мы не уверены в нашем завтрашнем дне, да и в нашем настоящем. А Христос говорит: «Не бойся». И когда скорбь прорывается уже чрезмерно, и слезы появляются на наших глазах, Он говорит: «Не плачь».

Но разве никто из этой огромной толпы, которая провожала усопшего, не подходил к ней, не пытался ее утешить? Конечно, пытались. И, может быть, в этот день она несколько десятков раз слышала эти же слова: «Не плачь». Возможно, кто-то даже аргументировал, почему: «Не плачь, мы о тебе позаботимся; не плачь, такова воля Бога; не плачь, не плачь, не плачь». Ну как не плакать, когда человек потерял все? Но здесь эти слова произносит Господь – Тот, Который сказал: «Да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3); Тот, Который простер небо над землею.

«Не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!» (Лк. 7:13–14).

«Прикоснулся к одру». Это были погребальные носилки, на которых лежало завернутое в плащаницу мертвое тело юноши.

«Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его» (Лк. 7:15).

Как бы мы хотели, чтобы Иисус отдал нам наших детей, внуков, правнуков, которые духовно, нравственно и морально мертвы, и мы ничего не можем с этим поделать, у нас ничего не получается. Ведь если человек умирает физически, его относят на кладбище, зарывают в землю, и потом мы не видим, что происходит с его телом; а когда духовно мертвые наши дети, внуки, правнуки буквально нравственно и морально разлагаются у нас на глазах, как это можно перенести, как с этим жить?

Христос говорит: «Юноша! тебе говорю, встань!». Христос – это Тот же Господь, Который создал человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою/ Он создал первого человека – Адама. Cейчас, Он воссоздает этого юношу, возвращает ему жизнь.

«Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить». Чему нас может научить эта деталь? Юноша не просто поднялся, но и начал говорить. Здесь не сказано, о чем он говорит. Однако, очевидно, что мертвый не просто возвращается к жизни, а начинает жить, рассуждать, говорить, мыслить. Скорее всего, каждое такое чудо сообщало воскресение не только телу, но и душе того каждого человека.

Например, в Ветхом Завете описывается, как пророк Божий воскресил умершего мальчика, а Предание ветхозаветной Церкви устанавливает, что этот мальчик был как бы не совсем евреем. Однако, он был воскрешен не случайно. Впоследствии, этот человек станет пророком Ионой, и Бог пошлет его в Ниневию проповедовать тоже неевреям. И Иона спасет многие души. Церковное Предание всегда старается проследить, как складывались судьбы этих людей. Мы знаем, что Закхей стал епископом, мучеником за веру Христову (и у нас будет отдельное занятие, на котором мы только на основании Предания проследим, как складывалась земная жизнь каждого апостола после Евангельских событий).

Итак, Иисус Христос отдал воскрешенного юношу матери. Здесь опять присутствует некоторая неясность. Можно отдать младенца, спеленать его, передать матери, а как можно отдать юношу? Христос вернул его к жизни. Он отдал Наинской вдове юношу, в том смысле, что с этого момента он будет ее опорой. Он будет защищать ее, и ее скорбь теперь никак не оправдана. Сказав вдове: «Не плачь», Господь уже имел в виду воскресение ее сына. А иначе непонятно, почему же не плакать, если умирает единственный сын. Но Тот, Который силен воскресить даже мертвого, может остановить и нашу скорбь. В случае воскрешения Лазаря, Христос действовал подобным образом. Хотя, как мы читаем в Евангелии от Иоанна, Он даже прослезился Сам, когда узнал о смерти Лазаря, то есть проявил Свое сострадание.

И далее мы читаем стихи шестнадцатый и семнадцатый:

«И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой (Лк. 7:16)

Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности» (Лк. 7:17).

Следующая тема: «Ты ли Тот, Который должен прийти?» и учение Господа Иисуса Христа об Иоанне Крестителе.

И мы читаем седьмую главу Евангелия от Луки, с восемнадцатого стиха и ниже:

«И возвестили Иоанну ученики его о всём том. (Лк. 7:18)

Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? (Лк. 7:19)

Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам? (Лк. 7:20)

А в это время Он (то есть Христос) многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. (Лк. 7:21)

И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; (Лк. 7:22)

и блажен, кто не соблазнится о Мне!» (Лк. 7:23).

Конечно, при буквальном прочтении текста может возникнуть вопрос: неужели Иоанн Креститель, оказавшись в темнице, переживает такое серьезное искушение сомнений во Христе? Конечно же, нет. Тот, кто был свидетелем Богоявления в водах Иордана и созерцал Сына Божия, видел Духа Святаго в «виде голубином», который витал над головой Спасителя и из осеняющего облака слышал голос Бога Отца, который свидетельствовал о Сыне, – конечно, такой человек не мог пережить никакого сомнения. О чем же тогда здесь может идти речь? И почему Иоанн посылает двух своих учеников, чтобы они спросили Христа: «Ты ли это?».

Иларий Пиктавийский писал: «Более полное понимание представляется в том, что произошло с Иоанном, и в действии его поступка чувствуется явленная в нем благодать. Поэтому сам пророк пророчествовал также самим родом своего состояния, ибо в нем был выражен образ закона. Закон возвестил Христа, предсказал отпущение грехов и обещал Царство Небесное, и Иоанн исполнил все это дело закона. Итак, с приближением конца закона, который, стесненный грехами людей и связанный пороками народа, удерживался в оковах и тюрьме, чтобы невозможно было постичь Христа, закон посылает других для постижения Евангелий, чтобы неверие видело верность сказанного в делах и то, что связано внутри закона ложью грехов, было освобождено постижением евангельской свободы».

Комментарий Илария Пиктавийского аллегоричен. Иоанн Креститель, как мы знаем, – это последний пророк Ветхого Завета, и то, что он оказался в плену, обнаруживает неспособность Закона, который был ослаблен плотью, возвыситься до богообщения. Человек, стремясь выстроить правильные отношения с Богом только по заповедям, не добьется положительного результата, как бы он ни старался. И в жизни ветхозаветных персонажей мы, действительно, обнаруживаем те или иные проблемы.

Даже в русской средневековой литературе есть сказание о том, «Аки бражник вошел в рай сладости». Это такая интересная повесть. Умирает бражник. Этот бражник очень любил читать Священное Писание и хорошо знал Библию. И когда бражник умирает, он рассуждает: «Зачем я пойду в ад? Там так все плохо, я и так жил плохо, это похмелье бесконечное. Пойду-ка я в рай». Приближается бражник к райским вратам, а там апостол Петр с ключами стоит и говорит: «Нельзя бражнику войти в Рай, пьяницы Царствия Божия не наследуют». Бражник, который хорошо знал Писание, спрашивает Петра: «Вот ты ходишь тут, командуешь с ключами от Рая, вон Иуда один раз предал Христа, а он в аду у дьявола на коленках сидит; а ты трижды отрекся от Христа, ходишь тут с ключами и меня не пускаешь». Как-то неудобно стало Петру. Он отошел в сторону, позвал Моисея. Идет Моисей и говорит: «Нет, нельзя пьянице быть в Царстве Божьем, ибо пьяницы Царствия Божия не наследуют». А бражник говорит Моисею: «А ты что в законе своем написал “не убий”, а сам египтянина убил и в песок закопал, ходишь тут, учишь всех».

Стали Петр с Моисеем обсуждать, как же остановить такого настырного бражника. И они пригласили Давида. Идет Давид, играет, псалмы поет. Он говорит бражнику: «Не внидет нечестивый в совет праведных и не устоит он в собрании праведных», а бражник говорит: «А ты как устоял? Чужую жену забрал, мужа погубил и вообще». Давид смутился.

Стали они все вместе обсуждать: Давид, Петр, Моисей. Решили, что надо позвать кого-то из древних позвать. Позвали Ноя. Бражник увидел Ноя, обрадовался и говорит: «Ну а Ной точно был бражник, сказано же: Ной насадил виноградник, сделал много вина, упился и голый лежал в шатре».

И в этот самый момент прозвучал Божеский глас с небес: «Аки бражник не потерял надежду на спасение и в словесах Господних укреплялся, да внидет в Рай».

Такая старорусская история том, «Аки бражник вошел в рай сладости».

Итак, пленение Иоанна Крестителя в понимании Илария Пиктавийского, – это неспособность Закона Божия усовершенствовать людей лишь одними строгими запретами, без благодати Божьего прощения.

О чем здесь идет речь? Иоанн Креститель посылает двух учеников, чтобы они пошли и спросили у Христа: «Ты ли Тот, Который должен прийти?». Объясняя все это недоумение, Святые отцы говорят: Иоанн Креститель ни в чем не сомневался, но он видел сомнение своих учеников. А основание для сомнений у них было: их учитель сидит в тюрьме (Иоанн Креститель), над ним нависла угроза смертной казни. И они стали сомневаться, но были неспособны признаться сами перед собой в этих сомнениях. И тогда Иоанн Креститель говорит им как бы о собственных сомнениях. Это очень известный прием: когда некоторые подвижники, например, приходили к нерадивым собратьям и начинали исповедоваться у них в грехах, которые те скрывали. И, будучи прозорливыми, подвижники видели эти грехи.

То есть Иоанн Креститель ни на мгновение не усомнился в Спасителе. Однако, увидев сомнения своих учеников, он подталкивает их к необходимости пойти ко Христу. С одной стороны, как пишет Иларий, они теперь должны будут стать христианами; с другой – Христос должен показать им, Кто Он есть на самом деле. Потому что, когда они пришли, увидели многие чудеса, знамения и, таким образом, укрепились в вере.

Давайте посмотрим комментарий Григория Великого в его «Сорока гомилиях на Евангелия». Он пишет: «Как будто Иоанн не знает Того, на Кого указывал, как будто и не ведает, Он ли есть Тот Самый, о Ком свидетельствовал проповедью, крещением и указанием? Этот вопрос быстро разрешается, если обратить внимание на время и порядок событий. Стоя при водах Иордана, он (Иоанн – примечание о. Олега) утверждал, что Иисус есть Искупитель мира, а заключенный в темницу спрашивает: “Он ли грядущий?”. Не потому, что сомневается в том, что Он (Христос – примечание о. Олега) есть Искупитель мира, но спрашивает для того, чтобы знать, Он ли есть Тот, Который Сам Собой пришел в мир и Сам Собой снизойдет в темницы адовы. Ибо Кого он, предшествуя, возвещал миру, Тому, умирая, предшествовал и во ад. Итак, говорит: “Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?”. Он словно бы отчетливо говорит: “Поскольку Ты снизошел родиться ради людей, то внуши, снизойдешь ли Ты и умереть за людей, чтобы я, бывший предтечею твоего Рождества, был предтечею и смерти и во аде возвестил о Тебе грядущем, пришествие Которого уже возвестил миру”».

Григорий Великий, Папа Римский (Григорий Двоеслов) обнаруживает как бы еще одно решение этой ситуации: Иоанн Креститель готовится к смерти, он понимает, что Ирод так просто его не отпустит, что эта семейка, которая образовалась вокруг царя, погубит его, и хочет, укрепляя веру своих учеников, получить наставление от Христа о том, что, если Иоанн Креститель был Предтечей Сына Божия в этой жизни, а когда умрет, станет Предтечей Христа в смерти, сойдет душей во ад и станет Предтечей сошествия Христа во ад. Когда Христос умирает на кресте, Он душой входит во ад. И как Иоанн Креститель проповедовал пришествие Христа на земле, в Иудейской пустыне, на Иордане, так и теперь он готов сойти душой во ад и там проповедовать, что скоро душой во ад сойдет Сам Мессия, Христос, Сын Божий, облистает ад сиянием Божества и выведет отсюда многих.

Это очень глубокие комментарии.

Таким образом, мы устанавливаем, что было несколько причин, по которым Иоанн Креститель так себя ведет.

С одной стороны, он обнаруживает неспособность закона без благодати иметь правильное представление о Христе, как о самих иудеях сказано в Посланиях апостолов: «И ныне, когда они читают закон, некое покрывало неведения лежит на их головах».

С другой стороны, было необходимо укрепить веру в учениках Иоанна Крестителя. И он как бы от своего имени высказывает сомнения, чтобы побудить их развеять их собственные сомнения.

И третья причина, не менее важная: Иоанн Креститель готовится вкусить смерть, душой сойти во ад и там проповедовать (во аде), как некогда проповедовал в Иудейской пустыне, что скоро и здесь окажется Христос. Потому что, когда в ветхозаветные времена умирали даже самые праведные люди, они душой сходили в преисподнюю. И изведение из ада оказалось возможным для ветхозаветных праведников только после того, как Христос на Голгофском Кресте омыл их Своей драгоценной Кровью.

И мы читаем седьмую главу Евангелия от Луки, с двадцать четвертого по тридцать пятый стих. Здесь Христос дает характеристику Иоанну Крестителю.

«По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? (Лк. 7:24)

Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. (Лк. 7:25)

Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. (Лк. 7:26)

Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Лк. 7:27).

И далее Христос говорит со всей определенностью:

«Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его» (Лк. 7:28).

Итак, Христос говорит о том, что Иоанн Креститель – самый великий пророк. То есть если кто-то и мог бы спастись делами Закона, то это был бы Иоанн Креститель. Но и он по смерти душою входит во ад, «ибо делами закона, – как сказано в Новом Завете, – не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16).

И далее: «Меньший в Царствии Божием больше его». А кто такой «меньший в Царствии Божием»? Это каждый христианин, прежде всего, апостолы, которые первыми пошли за Христом, а затем уже все те, которые «произошли от апостолов», то есть через их проповедь стали христианами.

Неужели каждый крещеный христианин выше по благодати, чем Иоанн Креститель? Да. А Иоанн Креститель и не вкушал благодать в том виде, в каком мы принимаем ее в свою жизнь. Он жил по Закону. В ветхозаветные времена не было действия благодати. Как сказано в Евангелии от Иоанна: «Закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17). Еще не было Крещения, ибо Иоанново крещение – не Таинство, в христианском смысле этого слова. Это крещение в покаяние через омовение. Евреи до сих пор совершают этот обряд в синагогах. Однако, это не Крещение во имя Святой Троицы. У них не было Таинств Причастия, Исповеди, Соборования и, вообще, ничего из того, что мы имеем по благодати. Однако, по благодати – это не по делам. Как пишет апостол Павел: «Иначе дело не было бы делом» (Рим.11:6).

Поэтому вот эти слова: «Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его» подчеркивают значение радости быть христианином, причастником Тела и Крови Христовых. И что мы удивляемся? Даже ангелы не могут быть причастниками Тела и Крови Сына Божия. И когда ангелы созерцают, как мы причащаемся Тела и Крови Сына Божия, они с ужасом крылами закрывают свои лики и только восклицают: «Свят! Свят! Свят!», стремясь проникнуть в эту тайну Божественного человеколюбия. Ведь Бог дал людям значительно больше, чем им самим. И Святые отцы всегда обращали внимание на то, что об ангелах не сказано, что они созданы по образу Бога, а о людях сказано. Хотя Иоанн Креститель изображается всегда как ангел, с крылами, то есть имеется в виду, что его жизнь по человечеству, по Закону, была подобна ангельской. Однако, любой меньший в Царствии Божием (крещеный христианин, который участвует в Таинствах Исповеди и Причастия) по благодати больше, чем Иоанн. И апостолы были такими первыми «бóльшими», каждый из них. Хотя некоторые ученики Христа в начале своего пути следовали за Иоанном Крестителем.

И далее двадцать девятый стих:

«И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым» (Лк. 7:29).

Вот видите, здесь подчеркивается: «И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу». А кто такие мытари? Это грешники. Они воздали славу Богу. Поэтому, по благодати, они, меньшие в Царстве Божьем (а Царство Божие – это Церковь), оказались выше Иоанна Крестителя. Крестившись крещением Иоанновым, они во Христе получают значительно больше.

«А фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него» (Лк. 7:30).

То есть от Иоанна Крестителя. Они не восприняли его как Предтечу, поэтому и не стали христианами, а после крещения Иоаннова людям для спасения нужно было принимать еще и христианское Крещение во имя Святой Троицы.

«Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? (Лк. 7:31)

Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали. (Лк. 7:32)

Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. (Лк. 7:33)

Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. (Лк. 7:34)

И оправдана премудрость всеми чадами ее» (Лк. 7:35).

То есть миру мы не сможем угодить до конца. Если будем строго соблюдать все посты, все правила, наши враги скажут, что мы фанатики: «Это фанатики, это православные, они, вообще, как самоубийцы разрушают собственное здоровье». Если мы будем жить, скажем так, обычной жизнью, они, напротив, скажут: «А какие они верующие? Они ничего не соблюдают».

Это как в семинарии, когда я учился, был такой семинарский анекдот. Встречаются верующий и неверующий. Верующий говорит: «Чудеса есть». Неверующий говорит: «Нет никаких чудес». Верующий: «Ну как же нет чудес? У нас диакон полез на колокольню, подскользнулся, упал, остался жив. Разве это не чудо?». Неверующий говорит: «Это случается. Какое же это чудо?». Верующий говорит: «Но он потом опять полез на колокольню, поскользнулся, упал, остался жив. А это что?». Неверующий говорит: «Это совпадение. Совершенно очевидно, что это совпадение». Верующий говорит: «Я бы с тобой согласился, но сегодня диакон опять полез на колокольню, поскользнулся, упал, остался жив. А это что?». Неверующий говорит: «Но это, извини, привычка».

То есть никакими своими действиями мы не можем расположить сердца тех, которые заведомо пребывают по отношению к нам некоем предубеждении. Если мы будем играть на свирели, они не будут реагировать адекватно, не будут плясать; мы будем петь плачевные песни, они не будут плакать. Потому что только имеющий уши слышит, только имеющий глаза видит; а тот, кто духовно мертв, еще не пережил рождение свыше, как он может что-то уразуметь, если чудо Божьей благодати не явится в его жизни? Как говорил Амвросий Медиоланский, и Августин Блаженный повторяет эту мысль: «Не пытайся найти Бога, пока Он Сам тебя не найдет».

И следующая тема: Иисус в доме Симона фарисея, женщина помазывает миром ноги Христа (Евангелие от Луки, седьмая глава, стихи с тридцать шестого по сороковой):

«Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он (то есть Христос), войдя в дом фарисея, возлег» (Лк. 7:36).

Во время еды в тогдашней Иудее не было принято сидеть за столом на стульях. Перед началом трапезы стелились ковры, и люди возлежали во врем вкушения пищи на специальных пуфиках.

«И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром (Лк. 7:37)

и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. (Лк. 7:38)

Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк. 7:39).

То есть этих людей занимал только один вопрос: как бы не оскверниться от другого человека.

«Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель» (Лк. 7:40).

И далее идет притча о двух должниках, которой заканчивается седьмая глава Евангелия от Луки.

«Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, (Лк. 7:41)

но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?» (Лк. 7:42).

Здесь мы видим очень важные слова: два должника «не имели чем заплатить». Ты можешь быть конченым грешником. Но ты можешь быть и неплохим христианином, но тоже согрешающим. И как конченый грешник не может ничем искупить свои грехи, так и ты, православный, оступившись в какой-то грех, тоже не можешь ничего заплатить. Ты не можешь предложить Богу никакой выкуп. И Богу остается простить всех: и тех, которые много согрешили много, и тех, которые согрешили мало, потому что Господь промышляет о спасении всего рода человеческого.

Тот, который мало нагрешил, мало задолжал, – это фарисей. Фарисеи были благочестивыми людьми. Это были лучшие прихожане Иерусалимского Храма. Фарисеи старались соблюдать Закон Божий закон, насколько это только было возможно. Но и у них тоже были проблемы. Они же люди.

А вот женщина, блудница – это точно та, которая очень много задолжала Богу. Она нарушила буквально все, что можно было нарушить. Однако, прощение Божие готово коснуться и гордого фарисея, и этой блудной женщины.

И вот Симон фарисей рассуждает. Христос задает вопрос: «Он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?

Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он (Христос) сказал ему: правильно ты рассудил» (Лк. 7:43).

Это логично: если одному простили пятьсот динариев, а другому только пятьдесят, конечно же, тот, которому простили пятьсот динариев, с большей благодарностью отнесется к этому акту прощения.

«И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла» (Лк. 7:44).

Помните, когда сегодня мы говорили о сотнике, речь шла о том, что можно прийти в дом человека, но не проникнуть в его сердце. Да, Христос был в доме Симона, а в дом сотника Он не зашел, хотя сердце сотника приняло Христа; Симон же, приняв Христа в своем жилище, не открыл для Него свое сердце.

«Ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;

ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. (Лк. 7:46)

А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. (Лк. 7:47)

Ей же сказал: прощаются тебе грехи» (Лк. 7:48).

Женщина услышала эти великие слова. Дай Бог нам чаще их слышать: «Прощаются тебе грехи твои». И мы слышим их на каждой исповеди, когда, прибегая к Таинству примирения Господня, мы исповедуемся священнику и священник, не силой своего благочестия снимает наши грехи, а силой того поручения, которое Христос дал своей Церкви. Священник говорит: «Аз недостойный прощаю и разрешаю тя». То есть действие прощающего Спасителя осуществляется в Церкви до сих пор.

И последние стихи седьмой главы Евангелия от Луки:

«И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? (Лк. 7:49)

Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7:50).

Здесь Христос показывает, что Бог не хочет спасать нас без нас. Этот фарисей Симон не ищет для себя спасения. Да, он принимает Господа в своем доме, но сердце его остается закрытым для Христа. А женщина ищет спасения. Она осознает себя грешницей и не находит для себя никакого оправдания. Однако, стремясь к спасению, она обретает его. И Святые отцы выразили эту мысль словами, что Бог не хочет спасать нас без нас, потому что, создав человека, Бог наделил его свободной волей.

Итак, сегодняшний урок по седьмой главе Евангелия от Луки. Мы рассмотрели тему о вере римского сотника; о том, как Господь Иисус Христос воскрешает единственного сына у вдовы из Наина; мы рассмотрели слова «Ты ли Тот, Который должен прийти?» (этот вопрос Иоанн Креститель передал через своих учеников Христу); затем учение Самого Христа об Иоанне Крестителе и действия Спасителя в доме фарисея Симона; а также удивительную притчу о двух должниках.

Оканчивая этот урок, можно вспомнить слова блаженного Иеронима Стридонского, который говорил: «Мы становимся праведными тогда, когда исповедуем, что мы грешники, и только тогда, когда дело нашего спасения возлагаем не на свои дела или заслуги, а только на милосердие Божие».

Категория: Толкование на Евангелие. | Просмотров: 231 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]