Приветствую Вас Гость!
Пятница, 03.05.2024, 18:28
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Календарь

«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2020 » Июнь » 29 » Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета. Евангелие от Матфея. Глава 18.
15:15
Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета. Евангелие от Матфея. Глава 18.

Евангелие от Матфея. Глава 18.

"Будьте как дети" - как правильно понять эту заповедь Спасителя? Христос предупреждает о соблазнах, говорит о покаянии заблудшего и о важности Церковной дисциплины.

На портале «Экзегет» мы продолжаем наши беседы на Евангелие от Матфея. Изучаем восемнадцатую главу. Первая тема – кто больше в Царстве Небесном.

«В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? (Мф. 18:1).

Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них (Мф. 18:2).

И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; (Мф. 18:3).

Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном. (Мф. 18:4)

И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18:5). Святитель Филарет Дроздов писал: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Старайся стяжать детское смирение, детскую простоту и незлобие, детскую преданность воле Божией, и ты еще на земле познаешь, что есть Царствие Божие». Христос использует образ доверия ребенка к отцу, как пример отношения человека к Богу. Ребенок не властвует над другими, он находится в повиновении у них. Так и христианин — человек для других, а не для себя и во имя себя. Это не вещь, замкнутая на себе. Христианин совершает служения для других. Для него все окружающие являются как бы старшими. Следующая тема – горе тому, кто соблазнит верующих.

«А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6). Под «малыми сими» понимаются прежде всего дети, которые неприкосновенны для человеческих соблазнов. Тот, кто оскверняет их совершает великий грех. По истолкованию Святых отцов, «соблазнить одного из малых сил» означает совершить какое-то преступное действие по отношению к самим апостолам. Почему они называются «малыми сими»? Потому что речь идет о «малом стаде» Иисуса Христа. «Соблазнит». Греческое слово «соблазн» происходит от слова, означающего «западня, камень на дороге», то есть то, обо что можно преткнуться или споткнуться. «А кто соблазнит», то есть собьет с пути или опрокинет одного из верующих, тому «лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». Почему такой вариант назван лучшим? По той причине, что лучше пострадать самому, чем стать источником соблазнов для других людей. «Надлежит соблазнам прийти и горе тем, через кого они приходят».

«Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7). Здесь следует понять, почему Христос говорит: «ибо надобно прийти соблазнам». Некоторые Святые отцы говорят, что если бы не было соблазнов, никто бы не спасся. Соблазн, который возникает в душе, обнаруживает, что в нашем сердце не так, неправильно, и он указывает направление, следуя которому мы должны очищать себя. Иногда соблазн попускается от Бога, чтобы мы могли обнаружить, что не все так хорошо, как может нам казаться о самих себе.

«Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; (Мф. 18:8)

И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мф. 18:9). Конечно, Христос здесь говорит не о том, что необходимо отрубать руку, или выдергиватт глаз. Речь идет не об этом. Господь говорит, «если рука соблазняет» – одна рука, «если глаз соблазняет» – один глаз, чтобы мы поняли, что имеется ввиду вовсе не рука и не глаз, иначе вина бы падала на создателя тела, то есть Бога, Творца. А когда Бог создал человека, Он сказал: «весьма хорошо есть». Иными словами, Христос говорит, что, если что-то или кто-то дорого тебе, как правая рука или правый глаз, но это ведет тебя к погибели, лучше совсем от этого отказаться, потому что главное — спасение души. И, как иллюстрацию, Христос предлагает притчу о заблудившейся овце.

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10). Здесь Христос впервые в Новом Завете говорит о том, что у каждого верующего человека есть ангел-хранитель, который оберегает его перед лицом Небесного Отца.

«Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. (Мф. 18:11)

Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? (Мф. 18:12)

И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. (Мф. 18:13)

Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:14). Под «малым сим» мы понимаем человека неопытного. Он может быть взрослым, но как ребенок не имеет здравого рассуждения. Он заблудился, и мы должны проявлять заботу о таком человеке. И далее Христос подсказывает нам, как надо обличать того, кто впал в соблазн, в какое-то заблуждение или в состояние греха.

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; (Мф. 18:15)

Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; (Мф. 18:16)

Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). Здесь говорится о том, что если кто-то согрешает против нас, и мы узнаем об этом, не следует позорить этого человека. Нужно постараться образумить его один на один. Если он не послушается, мы должны взять с собой других христиан, чтобы образумить его вдвоем-втроем. Если наш «недоброжелатель» не послушается двоих-троих, то следует обличить его перед Церковью. Этот текст очень интересный. Он такой антисектантский. Представители сект любят говорит, что Церковь – это где двое или трое собрались во имя Христа. Текст Мф. 18.17 показывает нечто другое: один обличил, двое-трое обличили, а согрешающий не послушался, тогда они пошли к Церкви. Значит, Церковь – это не двое-трое. Церковь – это епископы, пресвитеры, диаконы. Мы видим очень важный экзегетический прецедент, на который необходимо обращать внимание. Далее Христос говорит, что если двое-трое рассуждают о Нем, то Он посреди этих двух-трех. Но это не означает, что каждые два-три человека и есть Церковь. Хотя слово «Церковь» переводится как «собрание», но в данном случае имеется ввиду собрание в каком-то более широком смысле. Церковь есть собрание народа Божия в единстве со своим трехчинным духовенством.

«Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. (Мф. 18:18)

Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, (Мф. 18:19)

Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Христос посреди двух-трех, когда они молятся или собираются во имя Его. Что значит во имя Его? Когда верующие читают Евангелие, имеют рассуждение о Христе, Он пребывает среди них, но это не означает, что двое-трое представляют собой Церковь, потому что Церковь – это единство сугубого, трехчинного и всеобщего священства всех чад Божиих. Далее обсуждается вопрос: сколько раз прощать брату.

«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» (Мф. 18:21). Вот такая интонация у Петра… Кажется, он уже устал бесконечно всех прощать.

«Иисус говорит ему: не говорю тебе: “до семи раз”, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:22). Есть удивительное толкование блаженного Августина на этот стих. Что это значит: «до седмижды семидесяти раз»? Мы слышим призыв простить всех людей, начиная от тех, которые жили во времена Христа и до Адама, первого человека, ибо от прародителя Адама до Христа ровно семьдесят семь поколений. В Книге Бытия мы читаем, как один из потомков Каина, по имени Ламех, имевший двух жен – Аду и Циллу, боялся, что он будет наказан за свои грехи. Ламеху было откровение от Бога (на чем настаивает блаженный Августин), что в семьдесят седьмом поколении его грех будет искуплен, за его грех воздастся. Семьдесят семь поколений от Адама до Христа мы видим в родословной Иисуса Христа, восходящей именно к Адаму, которая приводится в Евангелии от Луки. В ней приводятся семьдесят семь имен от Адама до Христа, в котором – искупление всех грехов рода человеческого. Смысл слов «прощай другого человека», заключается в данном контексте в том, что Христос как бы говорит: «Я пришел, чтобы умереть за все семьдесят семь поколений от Адама, и за того, которого ты не прощаешь, я тоже раскину Свои руки на Кресте и приму мучительную смерть». С другой стороны, прощать других необходимо по той причине, что мы сами нуждаемся в прощении. А мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерой того, как Господь отнесется к нам. Собственно говоря, мы и просим об этом Отца в молитве Господней. «И остави нам долги наша, как и мы прощаем должником нашим». А если мы не прощаем, не оставляем долги должникам нашим, то произнося молитву «Отче наш», мы просим, чтобы и Бог поступил с нами также. Далее следует притча о немилосердном должнике. Она является как бы иллюстрацией вышесказанного.

«Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; (Мф. 18:23)

Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; (Мф. 18:24)

А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; (Мф. 18:25)

Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. (Мф. 18:26)

Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Мф. 18:27). Но у этой истории есть продолжение. Мы с вами определились, что должны прощать, потому что сами нуждаемся в прощении. А если Христос уже простил нас, тем более мы должны прощать тех, кто обращается к нам за этим.

«Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. (Мф. 18:28)

Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. (Мф. 18:29)

Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. (Мф. 18:30)

Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. (Мф. 18:31)

Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; (Мф. 18:32)

Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф. 18:33). Не належит ли и нам, христианам, пережившим прощение во Христе и со Христом, простить всех людей, которые когда-либо согрешали против нас, и, в свою очередь, попросить у них прощения?

«И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. (Мф. 18:34)

Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:35). Что значит простить от сердца? Если ты действительно все простил, то уже не возвращайся к этому. Не следует вспоминать о своих обидах. А уж если ты сам прощенный, тем более. Дай другим пережить прощение, чтобы и они вошли в радость твою.

https://ekzeget.ru/mediateka/detail-evangelie-ot-matfea-glava-18-protoierej-oleg-stenaev/

Категория: Толкование на Евангелие. | Просмотров: 219 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]