Приветствую Вас Гость!
Вторник, 07.05.2024, 16:59
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Календарь

«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2020 » Июль » 3 » Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета. Евангелие от Матфея. Глава 20.
12:46
Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета. Евангелие от Матфея. Глава 20.

Евангелие от Матфея. Глава 20.

Притча о злых виноградарях, предсказание о смерти и Воскресении Христа, исцеление слепцов. Обо всем этом в сегодняшней лекции, с отцом Олегом Стеняевым.

И первая тема – это притча о работниках в винограднике: «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано по утру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; вышел около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам…» (Мф. 20:1-4). О чем говорится в этой притче? Первые работники, призванные в виноградник Божий – это представители еврейского народа. Вначале Бог избрал не народ, а только одного человека – Авраама, и, в лице Авраама, тех, которые последуют его образу жизни, потому что в библейском понимании «не тот иудей, кто внешне таков и не то обрезание, которое на плоти, но тот иудей, кто внутренне такой, и то обрезание, которое на сердце: ему похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2.28). Слово «иудей», напоминаю, в Священном Писании означает «восхваляющий Бога». Подлинным иудеем считался тот, кто правильно восхвалял Бога, подражая вере праведного Авраама, который в Библии называется отцом всех верующих, не только из числа евреев, но и из числа эллинов, римлян и других язычников.

«…Они пошли. (Мф. 20:4) Опять, выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите, и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите» (Мф. 20:5-7).

Здесь говорится о разных призваниях различных групп людей, которые осуществлялись через Божьих пророков и через апостолов Иисуса Христа. И так будет до конца этого мира. «Когда же наступил вечер, – то есть, существование мира подходит к концу (символически) – говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых» (Мф. 20:8). В прошлый раз мы вспоминали слова Христа: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 19:30).

«И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили и они по динарию; получивши стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной» (Мф. 20: 9-12).

Здесь мы начинаем понимать, почему первые оказались в некотором смысле последними и уравненными в награде именно с последними. Они очень ревностно относились к тому, что имели. Их философия – это философия «правильного сына». Помните, в притче, у отца было два сына: один правильный, а второй неправильный – «блудный», и когда отец прощает блудного сына, то «правильный» сын начинает возмущаться и говорить: почему для меня ты не сделал того, что ты делаешь теперь для него?». То есть завистливый дух этих людей проявляется в том, что они в каждом случае желают видеть свое преимущество перед окружающими, которых они могли бы считать, как бы, «второсортными». Но для Бога все совсем иначе. И, действительно, «будут первые последними, и последние первыми», ибо в христианском понимании тот, кто хочет быть первым, должен быть слугою для всех, то есть последним. В противном случае, происходит по написанному в Священном Писании: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

«Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое, и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми и первые последними; ибо много званных, а мало избранных» (Мф. 20:13-16).

И следующая тема — искупительные страдания и воскресение Иисуса Христа. В Мф. 20:17-19 Господь уже в третий раз говорит о том, что будет убит и воскреснет. «И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: вот мы восходим в Иерусалим, и Сын человеческий будет предан первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычниками на поругание и биение, и распятие; и в третий день воскреснет» (Мф. 20:17-19).

Мы видим, что Христос говорит об этом лишь апостолам, но не всем ученикам. В некотором смысле, апостолы как бы приготовлялись к событиям Страстей Христовых и самой Его Крестной Смерти.

Трое из Апостолов видели чудо Преображения Христова, которое должно было научить их, что, когда они увидят его, страдающего на Кресте, это страдание будет вольным, и Господь добровольно взойдет на Крест. Как говорил Христос: «Неужели вы думаете, что я не могу умолить Отца, и он пошлет легионы ангелов, которые защитят Меня». Даже один Ангел может опрокинуть всю нашу планету. Что говорить о «легионе Ангелов». Но Христос действует так, как ему надлежит действовать.

Что происходит далее? Апостолы начинают спорить между собою, кто сядет со Христом в Царствии Его, по правую и по левую руку. Этому не следует удивляться. В то время апостолы были еще вполне плотскими людьми, а не духовными. Собственно говоря, духовными они станут лишь в день Святой Пятидесятницы, когда Дух Святой, Дух Божий сойдет в их сердца. И мы читаем с двадцатого стиха: «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него» (Мф. 20:20). Сыновья Зеведеевы – два апостола Иисуса Христа, младший из них – Иоанн Богослов. Они не решались сами просить у Христа особого положения для себя в Его Царстве и привели к Спасителю маму, чтобы она похлопотала за них. Мы видим, что, прося у Него, она указывает на абсурдность тех идей, которые сыновья Заведеевы просили донести до Христа. «Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем» (Мф. 20:21). Христос восходит в Иерусалим, но там Его ждет Голгофский Крест, а апостолы уже делят «министерские портфели». Они ожидали, что простой народ провозгласит Иисуса царем из дома Давида. Его воцарение будет сулить для них великие преимущества. В религии нельзя искать для себя никаких других преимуществ, кроме преимущества Креста. Как говорит Христос: «всякий, кто идет за мною и не берет Креста, не достоин меня» (Мф.10:38). «Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем» (Мф. 20:22).

Христос спрашивает их: «а чашу страданий, а крещение в крови»? Они поспешно отвечают: «можем». «И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев» (Мф. 20:23-24).

Мы, православные христиане, не задаемся вопросом, кто будет сидеть справа, а кто слева от Иисуса Христа в Царствие Небесном, в Царствии Божьем, потому что знаем с «иконографической» уверенностью, что в Царствии Христа справа от него будет Пресвятая Дева Мария, а слева – Иоанн Креститель. И мы, повторюсь, с «иконографической» точностью свидетельствуем об этом. И далее Христос пытается поменять отношение апостолов к власти, к преимуществу своего положения. Мы читаем: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугой, и кто хочет между вами быть большим, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих» (Мф 17:25-28).

Вот единственное преимущество, привилегия, на которую может рассчитывать настоящий христианин – привилегия Христа. Каждый верующий должен взять свой крест и безропотно нести его перед Иисусом.

Далее говорится о чудесах, которые сотворил Христос, когда Он выходил с учениками из Иерихона, то есть из проклятого города (еще в Ветхом Завете мы видим, что Иерихон был проклятым городом). «И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» (Мф 20:29-31). Знаменательно, что слепые получают исцеление именно на выходе из Иерихона. То есть, если проклятие греха оставляет нас, мы можем рассчитывать на исцеление, при условии нашей ревностной, покаянной молитвы перед Богом. «Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним» (Мф 20:32-34).

Здесь наблюдается очень интересная композиция. Мы следуем за Христом тогда, когда прозревают наши очи, прежде всего духовные очи. Если кто-то не следует за Христом, он пребывает в духовной слепоте. Почему же некоторые сами охотно пребывают в духовной и моральной слепоте? «Вы не идете ко Мне, ибо Я свет и во свете обнаружатся ваши злые дела». Вот причина, по которой многие не хотят становиться христианами. Потому что всякий, как пишет Павел в Послании к Римлянам, кто ищет оправдание во Христе, начинает осознавать себя грешником. Ведь Христос пришел в этот мир спасать не праведников, а грешников, но не каждый способен осознать себя грешником и нечестивцем. В том же Послании к Римлянам Павел со всей категоричностью пишет: «Христос…умер за нечестивых» (Рим 5:6-9).

Если кто-то считает себя нормальным человеком и не признает себя нечестивым, то ему не нужен Христос. Он пребывает в духовной слепоте и не видит реальности, не осознает, что все нечестивы в своих грехах и падениях, и лишь один Христос может дать прозрение, которое позволит нам правильно следовать за ним.

https://ekzeget.ru/mediateka/detail-evangelie-ot-matfea-glava-20-protoierej-oleg-stenaev/

Категория: Толкование на Евангелие. | Просмотров: 180 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]