Приветствую Вас Гость!
Вторник, 07.05.2024, 19:33
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2020 » Июль » 4 » Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета. Евангелие от Матфея. Глава 21.
21:00
Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета. Евангелие от Матфея. Глава 21.

Евангелие от Матфея. Глава 21.

В сегодняшней лекции - вход Господень в Иерусалим и описание последних дней земной жизни Спасителя. Вопрос о власти Христа, обличение фарисеев через притчи.

Читаем 21 главу Евангелия от Матфея, вместе с протоиереем Олегом Стеняевым.

Первая тема – вход Господень в Иерусалим. «И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их» (Мф. 21:1-3). Здесь говорится о том, что Христос для входа в Иерусалим, хочет оседлать ослицу и молодого осла. Осел в Библии – это символ человеческого упрямства и похотливости. И Господь желает укоротить, оседлать этого «осла» своею властью. Мы не войдем в Небесный Иерусалим, если Господь не «оседлает», не усмирит наше упрямство во грехе. Ослица символизирует собою ветхозаветную общину – народ Израиля, а молодой осел – весь языческий мир, который также призывается Христом войти в вышний Небесный Иерусалим.

«Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, (имеется ввиду пророк Захария, стих из его книги – Зах. 9:9), который говорит: “Скажите дщери Сионовой: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Мф 21:4-5). Ослица – символ синагоги, она указывает на еврейский народ, который находился под ярмом Закона Божия, который хотел свергнуть с себя это ярмо, осуществить это «растабуирование». Осленок же – это свободный образ языческого мира.

«Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, (одежда в данном случае символизирует веру святых, именно святые ветхозаветной Церкви, такие как патриархи Авраам, Исаак, Иаков, и святые новозаветной Церкви: апостолы, святители, мученики помогают своими молитвами смирить наше ослиное упрямство во грехе) и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, (они как бы имели своих покровителей и защитников) а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову!» (Мф. 21:6-9). Почему они восклицали «осанна бен Давид»? По той причине, что евреи ожидали Христа-Спасителя именно как сына Давидова, потомка царя Давида, который должен прийти и совершить освобождение народа от власти язычников, как некогда Давид освободил Израиль от власти филистимлян. Но даже в понимании иудеев того времени образ Мессии имел некую двойственность: Мессия «Машшиах бен Давид» – сын Давидов, и Мессия «Машшиах бен Йосеф» – сын Иосифа. Это тот самый Иосиф Прекрасный, которого братья за сребреники продали в рабство, бросили в яму, содрав с него все одежды. То есть, уже на рубеже эр, согласно представлениям иудеев, Мессия должен быть не только военно-политическим лидером, но и страдальцем, искупителем! «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского» (Мф. 21:10-11). Конечно, настроение толпы всегда более, чем переменчиво. Пройдет всего несколько дней и люди из той же самой толпы будут кричать: «распни Его, распни!», как сейчас они восклицают: «осанна Сыну Давидову!».

Далее говорится о том, как Христос изгоняет торгующих из храма. Это уже не первый случай, когда он бросает вызов тогдашнему религиозному истеблишменту. Поэтому они и восстали против него. «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: “написано, – дом Мой домом молитвы наречется”; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:12-13). Кстати, апостол Павел пишет, что все те характеристики, которые даются иудеям в Писании, например, то, что они Дом Божий превратили в вертеп разбойников, относятся и к христианам последних времен. Павел пишет, что все, что было с иудеями, это прообразы для нас, христиан, живущих в последние времена. То есть они призваны отобразить наше состояние в период, когда настанет апостасия и Церковь будет охвачена этим процессом.

Итак, Христос изгоняет торгашей из храма. Он восклицает: «написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:13), бросая вызов тем из нас, кто по-прежнему воспринимает религиозную деятельность как очень удачную кормушку для личного заработка.

И далее говорится о чудесном исцелении: «И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: “осанна Сыну Давидову!” – вознегодовали» (Мф 21:14-15). Речь идет о младенцах. Детям бы никто не удивился. Они вообще любят кричать, как любит толпа. Первосвященники и книжники обратили внимание на происходящее, потому что младенцы, которые не умеют говорить, вдруг стали кричать! «И сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: “из уст младенцев и грудных детей (здесь дается указание на возраст этих детей) Ты устроил хвалу?”» (Мф. 21:16). Это пророчество мы обнаруживаем в Псалтыри (Пс. 8:3). Псалмопевец Давид предвидел, что это чудесное событие произойдет! «И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь» (Мф. 21:17).

Христос удаляется из Иерусалима в Вифанию, в дом Марфы и Марии – сестер Лазаря. Собственно говоря, многочисленная толпа пришла встречать вход Господень в Иерусалим, потому что многие знали о чуде воскресения Лазаря. Это их поразило. Однако настроение толпы в любом случае крайне переменчиво…И вот что происходит поутру: «поутру же возвращаясь в город, (то есть из дома Лазаря, от Марфы и Марии) взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, (смоковница – это один из символов еврейского народа, как и виноградная лоза) подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, (то есть на ней не было плодов) говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21:18-19). То есть, проблемы настолько захлестнули ветхозаветную, иудейскую Церковь, что они не смогли принести плод веры Христу, и до сих пор не исповедуют Его Мессией, Сыном Божьим и Спасителем.

«Увидев это, (то есть чудо с засохшей смоковницей) ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: “поднимись и ввергнись в море”, – будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:20-22). Святые отцы обращают внимание на то, что описываемое событие происходит весной, накануне Пасхи, а смоковница в это время не плодоносит на Святой Земле. Почему же Христос предъявляет такую претензию этой смоковнице? Речь в данном случае идет не о смоковнице, а о Его народе, который не распознал время пришествия Месии, Его явления, среди них, как было сказано: «пришел к своим и свои Его не приняли» (Ин. 11.1). Учеников удивило то, что смоковница засохла, и Христос сказал им: «истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то…» (Мф. 21:21). И, действительно, апостолы будут творить чудеса и знамения, которые подтерждали проповедь Евангелия.

Далее: «И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» (Мф. 21:23). Здесь мы видим, что первосвященники крайне возмущаются, стремясь понять природу его власти. «Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?...» (Мф 21:24-25). Это был сложный вопрос для них: если бы они ответили: «с небес», Христос бы спросил: «почему вы не уверовали в меня, ведь Иоанн указывал на меня», а если бы сказали: «от человеков», то это бы не соответствовало действительности, так как народ очень почитал Иоанна Крестителя именно как пророка от Бога!

«Они же рассуждали между собою: если скажем: “с небес”, то Он скажет нам: “почему же вы не поверили ему?” (то есть когда он говорил о Христе, Иоанн Креститель) а если сказать: “от человеков”, – боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем (то есть, они проявляли некое двоедушие). Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю» (Мф 21:25-27).

Далее Христос произносит слова, которые не могут не шокировать даже христианский слух: «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: “не хочу”; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: “иду, государь”, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый» (Мф. 21:28-31). Первый сын – это образ языческого мира. Языческий мир не принимал единобожие и святость Писания, но впоследствии обратился к Богу. Еврейский народ же, напротив, декларировал свой монотеизм. Каждый день, утром и вечером, они читали молитву «Шма»: «Слушай, Израиль: Господь – Бог наш, Господь один!». То есть, Господь единый. Однако их образ жизни не соответствовал тому исповеданию, которое они имели. И далее Христос произносит поразительные, шокирующие слова!

«Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и, видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Мф. 21:31-32). Как же так? Мытари – обменщики валюты, блудницы – проститутки, вперед еврейского религиозного истеблишмента идут в Царствие Божие?! Почему? Потому что у этих грешников, у этих мытарей и блудниц не было иллюзий относительно самих себя. Они знали, что являются грешниками, а книжники и фарисеи уверовали в какую-то собственную исключительность, и этим духом теперь заражены многие христиане… Закваска фарисеева проникла и в наш мир. Христос предупреждал еще апостолов, что в этом заключается опасность и не надо брать фарисейскую закваску с собой.

Далее идет притча о злых виноградарях: «Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили» (Мф. 21:33-39). О чем эта притча? Она о том, что Бог посылал праведников, патриархов, пророков к еврейскому народу, в некотором смысле и к другим народам, но их побивали, убивали, забрасывали камнями, а тогда, под конец времен, когда исполнилось полнота времен, он послал своего Сына. Может быть они устыдятся Сына? Но схватив его, вывели вон, то есть, за город, из виноградника, и убили. Так и Христос будет распят за городом, вне стен Иерусалима, на Голгофе. Иисус спрашивает: «Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21:40-41). Другие виноградари – это уверовавшие во Христа из разных народов: римляне, германцы, греки, скифы, варвары. При этом они говорят, что предадут злодеев жестокой смерти. Это вскоре и произошло. Пройдет буквально несколько лет, и начнется Иудейская война, в результате которой Храм и Иерусалим будут разрушены, Иудейское царство окончательно уничтожено, тысячи евреев станут рабами, и рассеются по всей Римской империи. Христос далее говорит: «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?» (Мф. 21:42). Они отвергли Христа, но Христос оказался во главе угла здания Церкви, а Церковь – это те новые виноградари, которые будут отдавать хозяину виноградника – Богу плоды во времена свои. «Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Мф. 21:42). Далее следует пророчество о том, что камень, отвергнутый строителями, окажется во главе нового здания – здания Церкви, а Иерусалимский храм будет разрушен. «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; (то есть произойдет замещение ветхозаветной синагоги новозаветной Церковью Иисуса Христа) и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21:43-44). Действительно, трудно идти против Бога Живаго, как Христос сказал гонителю Савлу – будущему апостолу Павлу: «Трудно идти тебе против рожна». «И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка» (Мф. 21:45-46). Мы видим, что простые люди с уважением относились ко Христу, почитая Его за пророка, хотя не были посвящены в тайну Его Божества, не знали, что Иисус – не просто пророк, но Сын Божий. Он Сам и есть то самое Слово, которое издревле говорило во всех пророках.

Категория: Толкование на Евангелие. | Просмотров: 245 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]