Страдание святого мученика Маврикия и сына его Фотина и с ними 70-ти воинов Память 22 февраля
Беззаконный и нечестивый царь Максимиан1 полагал, что
служа своим ложным богам, получит себе помощь и
возвышение своего царства, посему он повелел,
чтобы все его подданные приносили жертвы
нечестивым идолам. Он сам старался подавать
пример ревностного и прилежного служения бесам,
принуждая и других приносить скверные жертвы.
Для него было мало, подобно прежним царям,
ограничиваться рассылкой указов начальникам
областей, где им предписывалось заботиться о
почитании идолов: он сам лично без всякой лености
обходил свои владения, совершая службы перед
бесовскими алтарями; безбожный царь надеялся,
что, благодаря его приходу, все отвергнувшиеся от
языческого заблуждения и сподобившиеся познать
Христову истину, снова возвратятся к прежнему
зловерию. С таким намерением он оставил Рим и
направился по восточным областям; между прочим
он прибыл в город Сирийский Апамию. Здесь к нему
приступили идольские жрецы и стали клеветать на
христиан, говоря: - Державнейший царь,
так как боги даровали нам возможность свободно
говорить с тобою, то мы возвещаем тебе, что всякий
из нас со страхом и усердием почитает великих
богов отеческих, в особенности же Зевса2 и
чудного Аполлона3, самых главных богов
наших, защитников и покровителей державы твоей.
Но Маврикий и вместе с ним других семьдесят твоих
воинов, напыщенные почестями и обогащенные
твоими великими дарами, презирают богов наших,
противятся твоей великой и непобедимой власти -
они прельстились заблуждением христианским. Услышав об этом, царь
Максимиан сильно разгневался; ярость охватила
его сильнее пламени, пылающего в печи; он
особенно негодовал на то, что в полках его
нашлись такие воины. В один из торжественных дней
он велел приготовить судилище на месте для
зрелищ, называемом Амаксика; оно было между
северными городскими воротами. Это место
Максимиан избрал для того, чтобы весь народ мог
видеть суд; сюда повелел он привести святых
мучеников. В назначенный день, когда сошлось
множество народа на указанное место, даже девы и
те не оставались дома, царь Максимиан воссел на
высоком судилище. Тогда приведены были сюда
оруженосцами и семьдесят святых Христовых
воинов, вместе со своим начальником святым
Маврикием. Взглянув на них, царь сказал Маврикию: - Мы надеялись,
Маврикий, что вы, как люди, не оставленные нашею
царской милостью, кормившиеся нашим жалованьем и
удостоившиеся от нас высших почестей, будете
следовать нашему благочестивому примеру и
своими мужественными делами и мудрым
наставлением вразумите отвергающих наш угодный
богам закон, уврачуете мнение заблуждающихся,
измените к лучшему нуждающееся в исправлении,
укрощая возбуждающих раздоры, - словом мы были
уверены, что исправите всё, что делают не по
нашему повелению, против нас и вопреки нашему
желанно. Но мы слышим, что вы поступаете как раз
наоборот, - не только не усмиряете тех, кто
восстает против нашего закона, но и сами
являетесь противниками наших всесильных богов;
вы пренебрегаете ими, не оказываете им чести, не
приносите жертв и приношений; мало того, вы
сделались даже для других руководителями и
увлекаете их в погибельную пропасть, если только
есть правда в том, что нам сообщили об вас. На это святой Маврикий
отвечал: - Царь, та обида,
которую мы наносим бесчувственным богам вашим,
готовит нам славный венец победы у истинного
Бога нашего. Мы не унижаем, не презираем, как ты
полагаешь в своем безумии, Бога, сотворившего
нас, но прославляем Того, Кто единый истинный Бог,
Кто создал небо и землю, море и всё, что в них. И не
подобает называть богами скверных и нечистых
бесов, вводящих людей в гибель, и идолов их
глухих, слепых и бесчувственных. Тогда царь сказал: - Так-то ты, Маврикий,
воздаешь благодарность богам, которые удостоили
тебя чести и даровали тебе первое место в
воинстве? Святой же Маврикий
отвечал: - Никогда никакой чести
я не принимал от богов ваших и не хочу почитать
их. Ибо кто из людей, знающих о Боге, захочет
воздавать почитание бесчувственным вещам кроме
не имеющих разума и уподобившихся несмысленным
скотам (Пс.48:13); только такие люди обоготворяют
камни и деревья, полагая что они имеют разум, - и
почитают их, как богов. Царь же сказал: - Ты получил первое
место среди служащих нам; посему то ты так дерзко
и без всякого страха говоришь с нами. Сказав это, царь велел
отделить святого Маврикия от семидесяти воинов и
обратился к последним с ласковой речью: - Кто вас, братия,
прельстил и внушил вам мысль отступить от
спасителей наших богов и разделять заблуждение
людей, почитающих Распятого Человека, какого-то
злодея? Тогда блаженный
Феодорит вместе с Филиппом отвечали от лица всех
святых мучеников: - Безбожный мучитель,
мы не только не заблуждаемся сами, но и тебя
желаем освободить от заблуждения, от которого
избавились, поклоняясь единому истинному Богу -
Отцу всемогущему и единородному Сыну Его Господу
Иисусу Христу нашему - истинному Богу и Божией
Премудрости и святому Его Духу, Который вдохнул в
нас познание и разумение, чтобы мы могли
исповедывать единосущную Троицу. Мы гнушаемся
нечестивой веры твоей, оставляем сан временного
воина, чтобы нам удостоиться быть воинами Бога,
Царя Сил. Тогда Максимиан
сказал: - Я вижу, Филипп, что ты
уже достиг почтенной старости, но разумом ты
далеко уступаешь юным; обратись лучше к нашим
богам и тем покажи добрый пример прочим твоим
сотоварищам по службе, чтобы и они сделали тоже;
тогда большую честь и дары получишь ты от нас. Святой же Филипп
отвечал: - Знай, царь, что я не
буду наставлять на злое тех, которые добровольно
познали страх Божий, ибо писано: "горе тому
человеку, через которого соблазн приходит"
(Мф.18:7). На это Максимиан
сказал: - Ты дерзок, Филипп,
благодаря нашему терпению и кротости. Оставьте
же лучше ваше зловерие, чтобы не возбудить в нас
гнев и ярость; вы подвергнетесь лютым мукам, если
осмелитесь исповедывать Человека, Которого вы
считаете одним из богов. Тогда святые семьдесят
мучеников отвечали мучителю: - Твоя суетная и
тщетная угроза, богомерзкий царь, дает нам силу и
крепость; мы не боимся никаких мук, ибо нет страха
в душе того, кто любит Господа. Максимиан разгневался
на этот ответ и повелел снять с них пояса и
одеяние воинские и сказал: - Видите, какой славы и
чести вы лишились и какое бесчестие навлекли на
себя за свое непослушание. Святые же отвечали: - Ты, сняв с нас одежды и
пояса, лишил нас чина воинского, но есть Бог на
небесах, Которого мы почитаем: Он облечет нас в
одежды и пояса нетления и сподобит вечной своей
славы, которой ты совершенно не достоин видеть,
так как в тебе говорит и действует отец твой
сатана. Тогда царь,
разгневавшись еще более, сказал святым: - Проклятые и
недостойные даров богов наших, вы сами снискали
себе бесчестие: мы удостоили вас великой чести,
вы же обесчестили великих богов, презрели нашу
милость, примите же теперь по заслугам вашим. Святые отвечали на это:
- Царь, быть воином у
тебя - дело суетное и преходящее, честь же твоя -
бесчестие, ибо ты забыл Бога, давшего тебе власть
царскую, и в своем безумии почитаешь богами
суетных и бездушных идолов, хотя они не приносят
тебе никакой пользы и не разумеют, почитает ли их
кто или бесчестит. Тогда царь сказал: - Желая, по моей царской
милости, сохранить вашу жизнь, я еще даю вам
время. После этого он
приказал заключить их в темницу на три дня, чтобы
они, обдумав, могли бы избрать себе то, что
пожелают. Святые же, заключенные в темницу и
закованные в узы, так говорили: - Возлюбленные братия,
устремим души наши на молитву и станем прилежно
молить благого и милостивого Бога нашего, чтобы
Он ниспослал нам чрез Духа Своего Святого
премудрость и разум: будем просить Его, чтобы Он
вложил в уста наши то, что нам отвечать царю, так
чтобы мучитель удивился истине нашей веры. После сего они стали
молиться, единодушно взывая: - Господи, Иисусе
Христе, Боже всесильный, Которого власть вечна и
царство бесконечно, ниспошли нам Святого Твоего
Духа, - пусть Он наставить нас и исполнит радости
и веселия; пусть Он подаст нам победу над злобным
заблуждением, и мы укрепимся в вере Святым Твоим
Духом, Который да вещает в нас согласно Твоему
истинному и неложному обетованию (Мф.10:19-20). За
отнятие от нас мирской чести даруй нам быть
воинами в Твоем небесном граде и пребывать в
числе горних граждан со всеми святыни Твоими, от
века Тебе благоугодившими. Ты Един Бог, и Тебе
подобает слава и сила во веки, аминь. Спустя три дня, царь
Максимиан опять воссел на том же судилище у
Амаксикийских ворот и велел привести святых
мучеников; сюда же сошлись и все жители того
города, чтобы посмотреть на суд. Мучитель,
удерживая гнев свой, ласково обратился к святым: - Мужи, изберите себе
то, что для вас полезно: подойдите и принесите
богам жертвы, тогда получите жизнь и избежите
горькой смерти. Тогда святые отвечали: - Мы, царь, обдумали все,
как следует: послушай же нас внимательно и не
заставляй нас более приносить жертв богам вашим;
ибо мы твердо решились: возненавидеть временную
жизнь и предпочесть предстоящую нам смерть из-за
любви ко Христу, от Которого мы надеемся получить
жизнь вечную. Посему поступай с нами, как тебе
угодно: мы не отступим от Бога нашего и никогда не
станем покланяться твоим бесам; будучи осуждены
на временную смерть, мы тем избавляемся от
вечного осуждения. Таков был ответ святых.
Мучитель же, заметив в числе их юношу, спросил
его: - Скажи мне, юноша, как
тебя зовут и откуда ты родом? Юноша отвечал: - Меня зовут Фотином,
такое имя я получил от истинного света, я - воин
Христа моего, посрамившего отца твоего диавола.
Родом же я римлянин, сын - не только по плоти, но и
по душе - Маврикия светлейшего; ибо от него я
рожден и получил познание о Боге; он воспитал
меня в святой вере в Господа Христа, Которого ты
царь, отвергаясь, уподобился бессмысленным
животным. На это мучитель
отвечал: - Неразумен ты, юноша, и
слова твои обличают твой возраст; но пора тебе
знать, что для тебя полезно, - приступи и принеси
жертву великому Зевсу, пожалей свою юность. Тогда юноша сказал: - Ты называешь меня
неразумным лишь только потому, что я не исполняю
твоей воли и не покланяюсь идолам. Нет, я всех вас
разумнее, ибо верую в Господа моего Иисуса
Христа, в Которого вы не веруете и знать не
желаете. Тогда мучитель снова
сказал святым: - Доколе нам терпеть
ваше безумие, окаянные? доколе мы, уступая нашей
чрезмерной жалости, будем отдалять ваши мучения?
принесите жертву богам, не навлекайте на себя наш
праведный суд, не возбуждайте нас к немилосердию
и жестокости. Святые отвечали: - Скверный и нечестивый
служитель бесов, если у тебя есть хоть
сколько-нибудь ума, то ты уже узнал о вере нашей и
о силе от Фотина; он хотя и юн летами, однако
посрамил своей правою верою и исповеданием
Христа твое нечестие; тем более стремимся мы к
тому, чтобы претерпеть муки, чтобы посрамить отца
твоего диавола и угодить Христу Богу нашему. Тогда мучитель,
исполнившись гнева, повелел обнажить святых и
бить их воловьими жилами. Слуги начали исполнять
то, что им было приказано: они распростирали
каждого из воинов Христовых и без всякого
милосердия наносили им удары по всему телу. Так
святых мучили до тех пор, пока их святые тела не
были раздроблены и множеством пролитой крови не
обагрилось всё то место. Святые же среди мучений
взывали ко Христу Господу, прося у Него помощи.
Господь не оставлял их невидимою Своею силою,
облегчал их страдание и укреплял сердца их в
терпении и Божественной любви. Когда уже слуги
совершенно изнемогли, царь обратился к святым: - Познали ли вы, дерзкие
и неразумные, как легко мы можем лишить вас жизни?
так принесите же жертвы богам, чтобы не навлекать
на себя еще более сильных наказаний! Святые же отвечали: - Знай, нечестивый и
неведующий Бога нашего царь, что как ты далеко
отстоишь от любви Христа и истинного света,
будучи помрачен тьмою бесовского заблуждения,
так и мы не чувствуем мук, которые ты нам
причиняешь, ибо ум наш просвещен верою и любовью
Христа Бога нашего. Придумай же, мучитель и
служитель бесов, каким новым и тягчайшим мукам
предать нас; душа наша жаждет и Христова любовь в
нас желает чрез страдание разрешиться от тела и
увидеть Бога живого, царствующего во веки. Услышав это, мучитель
возгорелся еще большею яростью и велел развести
большой огонь, чтобы бросить в него святых
мучеников. Тогда был разведен
большой огонь; святые же не ждали, чтобы слуги
мучителя бросили их в огонь, но сами приступили к
нему, как к воде, и войдя в средину костра, ходили
невредимыми в огне, укоряя мучителя и посрамляя
его богов. Все присутствовавшие дивились такому
славному чуду. Но мучитель, как сосуд погибели, не
хотел познать, что святым помогает сила Божия,
которою они и побеждают силу огня, но с еще
большей яростью старался погубить святых. Он
повелел вывести из огня святых страдальцев,
которым не причинило никакого вреда сильное
пламя, и привязать их к тем деревьям, на которых
обыкновенно подвергали мучениям преступников, и
безжалостно строгать тела святых железными
когтями. Святые же мужественно претерпели и это
лютое мучение, не боясь телесных страданий. Даже
народ дивился ярости и безумию царя. Святой же
Маврикий, обратившись к царю, сказал ему: - Нечестивый и скверный
мучитель, неужели ты не видишь своей слабости,
неужели ты не сознаешь своего ничтожества; ведь
Фотин, малый юноша, мог перенести столько лютых
мучений; этим он сокрушил и сломил силу твоего
беззаконного царства. Как же ты можешь одолеть
всех нас, сам будучи побежден и посрамлен молодым
юношей? Максимиан с яростью
взглянул на святого и, заскрежетав зубами,
повелел тотчас же усекнуть мечем святого юношу
Фотина пред глазами его отца; этим он хотел
отомстить Маврикию; он думал, что сильно опечалит
смертью сына отца его - святого Маврикия; но
святой муж исполнился радости и веселия, взирая
на мученическую кончину своего сына и его смерть
за Христа Бога. Когда святой Фотин,
усеченный мечем, предал Господу свою душу,
Маврикий сказал Максимиану: - Ты исполнил наше
желание, беззаконный мучитель, предпослав Фотина
ко Христу Богу; теперь уже несомненно недалеко и
наше отшествие на небеса: кто из нас не станет
подражать воину Христову Фотину, который уже
вселился в райские обители и посрамил сатану,
отца твоего? Изобрети же еще большие и
жесточайшие мучения и постарайся всячески
испытать, крепка ли наша вера во Христа. Когда Максимиан
увидел, что святые мученики безропотно и
мужественно переносят все мучения, не отступая
от своей веры, то созвал всех своих злочестивых и
безбожных советников и стал с ними придумывать,
какой бы, самой лютой смертью погубить мучеников
на устрашение всех христиан, где бы они ни жили.
Одни советовали ему одно, другие - другое;
наконец, один из них, самый лютый и нечестивый, в
высшей степени бесчеловечный и злобный, сказал
Максимиану: - Ныне, царь, лето - идет
месяц июль; вне же нашего города находится к
западу между двух рек и озером, одно место,
болотистое и поросшее травой; там теперь
множество комаров, оводов, ос и шершней, так что в
этом месте и пройти человеку трудно, а остаться
на час и совсем невозможно; вели сюда завести
мужей, прикажи обнажить их и привязать к
деревьям; кроме того их должно обмазать мёдом;
тогда комары, шершни и всякие мухи будут жестоко
терзать их; это самое сильное и ужасное мучение
из всех, какие только можно придумать; тогда они и
поймут, что нельзя поносить наших непобедимых и
вечных богов. Такой совет весьма
понравился нечестивому царю и всем его скверным
советникам, и святые страстотерпцы Христовы были
осуждены на это мучение. Тогда воины, взяв их,
связали и повели на вышеупомянутое место; здесь
они накрепко привязали святых к деревьям,
которые росли над источником и у болота, обмазали
мёдом от головы до ног их обнаженные тела; кроме
того, они повергли тело блаженного Фотина пред
глазами его отца. После этого, они удалились.
Всякого рода мухи, комары, оводы, осы, шершни
устремились на святых; словно густое облако они
окружили страстотерпцев, немилосердно уязвляя
их. Такое нестерпимое мучение святые переносили
десять дней и десять ночей. Возведя взоры свои к
небу, они молились, говоря: - Господи, Боже наш, Ты
создал нас по образу Твоему и подобию, сподобил
нас познать истину Твою, благоволил нам открыть
Свое Божество, Своего Единородного Сына и
Пресвятого и Животворящего Духа. Мы вручаем Тебе
наши души и молим Тебя, сопричти нас со всеми
святыми Твоими, от века Тебе угодившими. Ибо мы
возлюбили Тебя и стремились к Тебе всей душей
нашей; Тебя ради мы преданы на это мучение. Ты
Един Бог благий и милостивый и Тебе подобает
слава во веки, аминь. После этого они
предали Господу святые свои души и сподобились
венцев вечной славы. Беззаконный же мучитель
Максимиан пылал яростью на святых даже после их
смерти, когда они уже наслаждались в бессмертной
жизни (ибо живы пред Богом скончавшиеся в Боге,
хотя они и оставили сей мир). Услышав, что святые
уже умерли, Максимиан повелел усекнуть их
честные главы и оставить их без погребения. Тогда
святые их тела и главы были разбросаны по лугу и
дубраве, бывшей там, на съедение птицам и зверям.
Некоторые из верующих, придя ночью, со страхом и
трепетом собрали разбросанные мощи святых
мучеников и погребли их на том месте, славя
Господа нашего Иисуса Христа, со Отцом и Святым
Духом прославляемого во веки, аминь.
________________________________________________________________________
1
Максимиан Галерий, римский император - с 306 по 311 г.
2
Зевс или Юпитер - греко-римский бог, почитавшийся
властителем неба и земли, отцом всех богов и
людей.
3
Аполлон почитался богом солнца и умственного
просвещения, а также общественного благополучие
и порядка, охранителем закона, божеством
предсказание будущего.
http://www.vidania.ru/saints/zitiya_svyatyh_dimitriya_rosrovskogo/zitie_mavrikiya_syna_ego_fotina_i_70_voinov.html
|