Православный календарь 02 января (читать,слушать).
http://radiovera.ru/rv_calendar/11281***
Предпразднство Рождества Христова.
Препдпразднство – это один или несколько дней, предшествующих некоторым
большим православным праздникам. Они как бы подготавливают верующих к
торжеству праздничного дня. Предпразднство Рождества Христова начинается
сегодня и длится пять дней. Это самый большой период предпразднства,
таким образом Церковь показывает значимость события. Предпразднство
Рождества Христова – это прежде всего внутренняя подготовка к общей
радости – приходу в мир Спасителя. В это время в храме на богослужении
начинают читают молитвы посвященные Рождеству. Основной смысл всех
богослужений этих дней – о том, что чудо Боговоплощения – это акт
снисхождения Бога к людям. Звучит мысль, что Сын Божий, став сыном
Человеческим, с первых дней Своей земной жизни вступает в борьбу с
силами зла. Вспоминаются первые невинные страдальцы за Христа –
Вифлеемские младенцы, которых истребил Ирод. В дни предпразднства
усиливается пост. Он достигает наибольшей строгости в Рождественский
сочельник.
***
Сщмч. Игнатия Богоносца (107).
Мученичество святого Игнатия.
Священномученик Игнатий Богоносец родился в Сирии в первом
веке и был учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. По
преданию именно Игнатий был тем ребенком, которого обнял Спаситель и
сказал: "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство
Небесное”. Богоносцем его назвали потому, что Игнатий непрестанно
молился Господу и словно носил его имя в своем сердце. Вскоре Игнатия
избрали епископом Антиохии. В сто шестом году император Траян был там
проездом. В это время по случаю его победы над скифами везде
устраивались торжественные жертвоприношения богам. Отказывавшихся
участвовать христиан казнили. Тогда епископ Игнатий сам отправился к
Траяну, чтобы отвести гонения от единоверцев. Император приказал
отправить Игнатия в Рим и бросить зверям в Колизее. В пути Игнатия
застала весть о том, что гонения на христиан в родной Антиохии
остановлены. Даже на арене Колизея святой Игнатий не переставал
благодарить Господа. На сей раз – за возможность вскоре соединиться с
ним. Услышав о мужестве святого, Траян прекратил гонение на христиан.
***
Прав. Иоанна Кронштадского, чудотворца (1908).
Святой праведный Иоанн, Кронштадтский чудотворец, родился
девятнадцатого октября тысяча восемьсот двадцать девятого года в
Архангельской губернии, в семье сельского дьячка. Иоанн закончил
Духовную Академию в Санкт-Петербурге и мечтал о миссионерской работе в
Сибири и Северной Америке. Как он сам вспоминал, увидев, что жители
столицы «знают Христа не больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии»,
Иоанн решил остаться. Он женился, и после рукоположения был направлен в
Кронштадт. В то время город было местом жительства многочисленных нищих,
чернорабочих. Отец Иоанн стал посещать лачуги, землянки и бедные
квартиры. Он вразумлял и увещевал пьяниц, раздавал все свое жалованье
бедным, утешал матерей. Не всегда такой подвиг находил понимание в
тогдашнем обществе, даже среди священства. Но простой народ любил
священника. Известность Иоанна Кронштадтского росла, к нему стали
приходить пожертвования со всей страны. Он в свою очередь отправлял все
деньги на благотворительность. После смерти святого в тысяча девятьсот
восьмом году, у него не нашли никаких личных сбережений. Мощам Иоанна
Кронштадтского можно поклониться в основанном им Свято-Иоанновском
монастыре на Карповке, в Санкт-Петербурге.
Часть 2
Святого Иоанна Кронштадского называли всероссийским пастырем
– так высок был его авторитет в народе. Он родился в Архангельской
губернии, в бедной семье сельского дьячка в тысяча восемьсот двадцать
девятом году. По окончании Санкт-Петербургской Духовной Академии он
женился и принял сан. Иоанн получил назначение в Кронштадт и быстро стал
там известен как отзывчивый и горящий верой пастырь. Постепенно к
рассказам о его помощи беднякам прибавились истории о чудесных
исцелениях, совершенных по молитвам отца Иоанна. Его яркие искренние
проповеди привлекали прихожан. Известность отца Иоанна распространилась
на всю Россию. Он много помогал храмам и монастырям, но больше всего
прославился организацией столовых, лечебниц и мастерских для бедняков.
Отец Иоанн был популяризатором движения трезвенников, и видел в пьянстве
одну из основных бед простого люда. В общественно-политической жизни он
стал известен благодаря полемике с антицерковными статьями Льва
Толстого. Он активно осудил прошедшие в Кишеневе и Одессе погромы.
Дневник отца Иоанна Кронштадтского "Моя Жизнь во Христе” остается ярким
документом эпохи и замечательным свидетельством жизни этого великого
пастыря. ***
Свт. Даниила, архиеп. Сербского (1338).
Святитель Даниил Сербский жил в конце тринадцатого – начале
четырнадцатом века. Он был единственным сыном богатых и знатных
родителей, приближенным сербского короля Стефана. Отказавшись от
светской карьеры, он принял постриг в монастыре. Подвижническая жизнь
инока Даниила была примером для всей братии. Вскоре его выбрали игуменом
Хиландарского монастыря на Святой Горе Афон. В это время изгнанные из
Палестины крестоносцы вместе с арабами расхищали и грабили афонские
монастыри. Хиландар перенес и штурмы, и осаду, и голод. Когда на Святой
Горе воцарился мир, святой сложил с себя игуменство и вел отшельническую
жизнь. Во время междоусобной войны двух сыновей Стефана подвижник был
вызван в Сербию и примирил братьев. Даниил возвел на родине несколько
храмов, а также составил одну из первых летописей – "Родослов”, где
описал жизнь сербских властителей и первосвятителей. Еще при жизни
святитель Даниил удостоился дара чудотворений и исцелений.***
Новодворской
Икона Божией Матери Новодворская была написана в тысяча триста двадцатом
году иеромонахом Петром, будущим митрополитом Московским. Он жил тогда
под Черниговом, в келии близ урочища Новый Дворец. Впоследствии на этом
месте возник Новодворский монастырь. Для молитвы будущий святитель Пётр
написал себе икону.
Образ относится по своему типу к иконам Одигитрия или
"путеводительница”. Пресвятая Богородица изображена по пояс, на левой
руке она держит Божественного Младенца, правой указывает на него, как на
путь к Истине для всех верующих. Головы обоих украшают короны.
В конце шестнадцатого века, после подписания Брестской унии,
Новодворский монастырь был разграблен сторонниками католичества. Икону
успели доставить в Черниговский Елецкий Свято-Успенский монастырь.
Сохранились сведения о чудесах, происходивших по молитвам к Новодворской
иконе Божией Матери. Впоследствии образ пребывал в Спасо-Преображенском
монастыре города Новгород-Северского. Икона была утеряна в середине
двадцатого века. В две тысячи четвертом году в обители побывали
президенты России, Украины и Белоруссии. Они передали в дар обители
список иконы, датируемый восемнадцатым веком. и Леньковской (Новгород-Северской), именуемой "Спасительница утопающих”,
икон Божией Матери.
Образ Божией Матери "Спасительница утопающих” был обретен в тысяча
семьсот пятьдесят первом году, в селе Леньково Черниговской области.
Отсюда второе название иконы – "Леньковская”. Село стоит на реке Десне
недалеко от города Новгород-Северского. Икона приплыла к тому месту, где
в опасном водовороте часто гибли гружёные баржи. Верующие построили
храм на высоком берегу реки и установили там обретенную икону. С тех пор
все корабли стали останавливаться, чтобы совершить в Леньковском храме
молитву перед чудотворной иконой Божьей Матери. Судоходство в этом
районе наладилось, а несчастья на этом опасном месте стали случаться
очень редко. По своей иконографии образ "Спасительница утопающих”
относится к иконам "Умиление”. Богородица нежно прижимает к себе
младенца Христа, а тот откликается на полный любви материнский порыв.
Первообраз иконы был утрачен в середине двадцатого века. Сейчас в
Спасо-Преображенском Новгород-Северском монастыре находится чтимый
список иконы.***
Свт. Антония, архиеп. Воронежского (1846). Свт.
Филогония, еп. Антиохийского (323). Прп. Игнатия, архим. Печерского
(1435). |