Православный календарь 18 января (читать,слушать).
http://radiovera.ru/rv_calendar/11993
***
Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).
Крещение Господне
Праздник Крещения имеет в современном православном календаре
два названия: "Богоявление” и "Крещение Господа Бога и Спаса нашего
Иисуса Христа”. Знаменательно, что на первом месте стоит термин
Богоявление, смысл которого со временем стал пониматься как раскрытие
миру тайны Триединого Бога в момент Крещения Иисуса Христа. Это глас
Бога Отца «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»,
выходящий из воды Сын и сошедший с небес в виде голубя, Святой Дух.
Особенностью богоявленского богослужения является освящение воды,
причем, дважды: сегодня, в крещенский сочельник и в самый день
праздника. Эта традиция восходит, вероятно, к древней христианской
практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления, со
временем превратившуюся в традицию воспоминания крещения Иисуса Христа.
По благочестивому обычаю в крещенский, как и рождественский сочельник
принято соблюдать строгий пост. Свое название «сочельник» этот день
получил от постного блюда сочива. Его готовили из пшеницы или риса,
смешанных с орехами, маком и медом.
***
Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского и мч. Феоны волхва (303).
Святые мученики Феопемпт и Феона пострадали за Христа в триста третьем
году, в период гонения на христиан императора Диоклетиана. Феопемпт был
епископом города Никомидии, который находился на побережье Мраморного
моря. Он выступал против идолопоклонства и защищал веру Христову.
Епископа призвали к императору и потребовали принести жертву языческому
богу Аполлону. Феопемпт отказался и его бросили в раскаленную печь. Но
случилось чудо – христианин остался жив. Ночью все услышали молитву,
доносившуюся из печи, это был Феопемпт. Диоклетиан решил, что перед ним
могущественный чародей и приказал морить епископа голодом и жаждой. Он
позвал также известного волшебника Феону. Тот взялся победить Феопемпта и
его, как всем казалось, "чары”. Феона приготовил для епископа яд и
вложил его в хлеб, но отрава не повредила Феопемпту. Феона испытал на
мученике более сильный яд, но ничего не произошло. Волшебник увидел
ничтожность всех своих средств по сравнению с верой в Христа и сам
исповедал Господа. Его бросили в темницу вместе в Феопемптом. Епископ
крестил недавнего волхва с именем Синесий, что значит "исполенный
разума”. Их обоих приговорили к казни.***
Прор. Михея (IX до Р.Х.).
Святой пророк Михей жил за девятьсот лет до Рождества Христова. Он был
современником святого пророка Илии и как и он обличал царя Самарии за
идолопоклонство. Царь Ахав женился на дочери финикийского царя Иезавели.
В Финикии поклонялись языческому богу Ваалу и приносили ему
человеческие жертвы. Вместе с Иезавелью культ Ваала проник и в Самарию.
Пророк Михей предупреждал Ахава, что забвение Единого Бога сулит ему
гибель. Но царь, разгневавшись на такие слова, приказал заключить Михея в
тюрьму. Вскоре началась война с ассирийцами. Михей передал свое
пророчество: израильтянам не победить в ней, но жертв не будет, погибнет
лишь Ахав. Так и случилось – в самом начале сражения Ахав был сражен
случайной стрелой. Его войско в панике бежало. Пророк Михей предсказал
также приход Спасителя и назвал место, где родится Христос – город
Вифлеем.***
Прп. Аполлинарии (ок. 470).
Преподобная Аполлинария жила в пятом веке. Она была родом из очень
богатой и знатной греческой семьи. Девушка рано рассказала родителям о
своем стремлении отказаться от брака и посвятить себя Богу. Родители
разрешили ей и отпустили в паломничество в Святую Землю. Она побывала в
Иерусалиме, а в Александрии скрылась от слуг и переодевшись монахом
бежала за город, в уединенное болотистое место. Там Аполлинария
несколько лет прожила в посте и молитве. А потом по Божественному
откровению она отправилась в скит к великому подвижнику святому Макарию
Египетскому. Девушка назвала себя иноком Дорофеем. Преподобный Макарий
принял ее в число своей братии, и там новый инок прославился своей
подвижнической жизнью. Неузнанная никем, однажды она исцелила от
беснования свою родную сестру и со временем открыла свою тайну
родителям. Скончалась преподобная Аполлинария в четыреста семидесятом
году. Тело святой погребено в пещере, в обители святого Макария
Египетского.***
Прп. Симеона Псково-Печерского (1960).
Преподобный Симеон, в миру – Василий Желнин, родился в тысяча восемьсот
шестьдесят девятом году в Псковской губернии. Его родители были простыми
крестьянами, но привечали у себя странников и монахов. В десять лет
Василий услышал рассказы о старце Серафиме Саровском. Он тогда уже вовсю
помогал родителям, пас лошадей, и часто молился в поле на камне, по
примеру Саровского чудотворца. В двадцать лет юноша попросил отца
отпустить его в монастырь. Тот сопротивлялся и уговаривал сына жениться.
Только через семь лет удалось ему уговорить родителя. С именем Вассиан
он был пострижен в монахи в Псково-Печерском монастыре в тысяча
девятьсотом году. Он восстанавливал Снетогорский монастырь и
монастырское хозяйство в имении Мустищево. Но сердцем и душой отец
Вассиан прикипел к Псково-Печерскому монастырю. В годы революции
настоятель обители епископ Иоанн БУлин хотел поставить Вассиана
наместником монастыря. Тот по смирению своему стал отказываться и
попросил постричь его в схиму. Так он стал схимонахом Симеоном,
духовником братии и паломников Псково-Печерского монастыря. Сохранилось
множество свидетельств о прозорливости старца и его даре врачевания
душевных и телесных недугов. Отец Симеон наставлял всех любить друг
друга, прощать обиды, так как ненависть хотя бы к одному человеку ведет к
смертному греху. Надо так прощать, чтобы человек знал, что ты ему
простил – говорил он. Скончался преподобный в шестидесятом году. В две
тысячи третьем его прославили в лике святых Псково-Печерских.***
Прп. Синклитикии Александрийской (ок. 350). Прп. Фостирия. Прп. Мины
(VI). Прп. Григория Акритского (ок. 820). Мч. Иосифа и с ним 37-ми
мучеников (1921). Мц. Евгении (1933). Сщмч. Сергия пресвитера (1934).
Мч. Матфея (1938). |