Православный календарь. 30 сентября (читать, слушать).
http://radiovera.ru/rv_calendar/26319
***
Икона работы Карпа Золотарёва (1685 год)
Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь жили во втором веке в Италии.
Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Она
назвала своих дочерей именами трех христианских добродетелей и
воспитывала их в любви к Господу. Вере было двенадцать, Надежде –
десять, а Любови – девять лет. И мать, и дочери не скрывали своей веры.
Об этом донесли императору Адриану и тот велел привести христианок в
Рим. Девочки понимали какая судьба их ждет и молились, чтобы Господь дал
им сил не испугаться мук и смерти. Когда они предстали перед судом
императора, то все удивились – мать и дочери были спокойны, словно их
пригласили на торжество, а не на смерть. Все они отказались принести
жертвы языческим богам. Император приказал мучать девочек, а мать
заставил быть свидетельницей их страданий. София с почестями похоронила
мучениц и через три дня сама предала свою душу Господу. С тех самых пор
пострадавшие за Христа святые мученицы Вера, надежда, Любовь и их мать
София считаются покровительницами семьи и семейного благополучия.
***
Прмц. Ирины (1931). Преподобномученица Ирина Фролова родилась в тысяча восемьсот девяносто
девятом году в Калужской губернии, в семье крестьянина. До двадцати пяти
лет девушка жила с родителями, а потом поступила послушницей в
Спасо-Бородинский женский монастырь под Можайском. Советская власть
вскоре упразднила обитель. Но сестры некоторое время жили вместе по
привычному им монастырскому уставу. Так поступали в то время многие
монахи и монахини. Вместо закрывшегося монастыря они организовывали
сельскохозяйственную коммуну и продолжали жить как прежде. При такой
коммуне стала трудиться и послушница Ирина. Но власти вскоре разогнали и
все трудовые коммуны при монастырях. Монахини поручили Ирине остаться
при монастыре и следить за его состоянием. Власти несколько раз выгоняли
Фролову, но она все время возвращалась и селилась то на чердаке, то в
подвале. В тридцать первом Ирину и других монахинь и священника
Бородинского монастыря арестовали. Их обвинили в сопротивлении
мероприятиям советской власти на селе и контрреволюционной деятельности.
Ирина отказалась давать показания и не признала своей вины. Фролову
приговорили к трем годам лагерей. Ирина заболела туберкулезом и умерла в
тюремной больнице.***
Прмц. Александры (1943).
Преподобномученица Александра Хворостянникова родилась в тысяча
восемьсот восемьдесят шестом году в Московской губернии в крестьянской
семье. Через десять лет неподалеку, в Медынском уезде была создана
женская община. Александра до революции жила там послушницей. С двадцать
пятого года Хворостянникова работала на текстильной фабрике. В тридцать
седьмом году вышло негласное распоряжение правительства об аресте
монахов и послушников закрытых монастырей. На фабрике нашлись работницы,
которые знали о прошлом Александры и сообщили об этом властям. В
доносах они упомянули, что Хворостянникова проводит в общежитии агитацию
против советской власти. Александру арестовали и заключили в
серпуховскую тюрьму. Она отвергла обвинения, но подтвердила, что была и
остается верующим человеком. "Тройка” приговорила ее к десяти годам
заключения. Хворостянникова скончалась в заключении, в Хабаровском крае.***
Прмчч. Павла, Феодосия, Никодима и Серафима (1918).
Николаево-Коряжемский монастырь
Священномученики архимандриты Павел и Феодосий, а также иеромонахи
Никодим Щапков и Серафим Кулаков жили в Николаево – Коряжемском
монастыре, близ Сольвычегодска. Настоятель монастыря архимандрит Павел, в
миру Иван Моисеев, родился в тысяча восемьсот сорок девятом году. Он
принял постриг в зрелом возрасте, когда ему минуло тридцать. Иеромонах
Никодим, в миру – Николай Щапков, был казначеем и духовником обители.
Иеромонах Серафим, в миру – Николай Кулаков, пел на клиросе. Архимандрит
Феодосий, в миру Феодор Соболев, служил священником, овдовел в тридцать
семь лет и после этого принял постриг. Много лет он был настоятелем
Введенской обители, в семьдесят лет ушел на покой. В конце сентября
восемнадцатого года он заехал в Коряжемский монастырь к отцу Павлу
обсудить политику новой власти. В это же время в местную Чека поступило
заявление от местного крестьянина. В нем говорилось, что в обители
скрываются какие-то подозрительные личности. Чрезвычайная комиссия
нагрянула в монастырь и потребовала от архимандрита Павла и монахов
выдать все ценности. Услышав отказ, большевики не раздумывая расстреляли
архимандритов Павла и Феодосия и иеромонахов Серафима и Никодима.
Мученики были причислены к лику святых в две тысячи пятом году.
***
Мцц. Феодотии (ок. 230) и Агафоклии. Мучеников Пелия и Нила,
епископов Египетских, Зинона пресвитера, Патермуфия, Илии и иных 151
(ок. 310). Свт. Иоакима, патриарха Александрийского. Мч. Иоанна (1941).
Цареградской (1071) и Макарьевской (1442) икон Божией Матери.
|