Приветствую Вас Гость!
Пятница, 03.05.2024, 18:56
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2020 » Июнь » 6 » Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Библии. Толкование Нового Завета
22:49
Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Библии. Толкование Нового Завета

Евангелие от Матфея. Глава 7.

Известный богослов, библеист, миссионер и проповедник протоиерей Олег Стеняев читает цикл кратких обзорных лекций по Евангелию от Матфея. Особенность данных лекций - каждый видеоролик соответствует одной главе, и каждая лекция является краткой и обзорной, разбирающей лишь основные вопросы рассматриваемой главы. Это позволит знакомиться с Библией современному человеку, которому всегда не хватает времени.

Сегодня на библейском портале «Экзегет» мы будем изучать седьмую главу Евангелия от Матфея. Здесь продолжается Нагорная проповедь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В начале главы мы находим следующие слова: «Не судите да не судимы будете».

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1,2).

Суд, как сказано в Библии, это дело Божие. Никто не имеет права осуждать другого. Он даже не имеет права осудить самого себя. Человек может прийти на исповедь, рассказать о своих грехах, но решение – причащаться ему или нет – будет зависеть от воли того священника, который принимает исповедь. Если у человека нет права даже совершать суд над самим собой, то, как он может осуждать других людей? Тем более, что мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерой того, как Господь отнесется к нам.

«Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2).

Григорий Богослов писал, что людям свойственно осуждать других людей в своих собственных грехах. Поэтому человек нецеломудренный всегда будет говорить о целомудрии других людей. Человек, который нечист на руку, будет говорить о том, что все вокруг берут чужое. В нашем народе есть пословица: «На воре и шапка горит». Поэтому мы, христиане, должны предоставлять месту суду Божьему. А Сам Господь говорит: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим.12:19). И далее мы читаем:

«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:3-5).

Когда человек что-то замечает у другого, оно сродни тому, что присутствует в нем. Он замечает «сучок в глазе» другого человека именно потому, что в его собственном глазу целое бревно. Конечно, это некие метафоры, которые указывают на то, что человеку нецеломудренному кажется, что все вокруг нецеломудренны. Человеку нетрезвому кажется, что все ведут какой-то нетрезвый, аморальный образ жизни. И христианин не должен смущаться от того, что кто-то плохо говорит о нем. Скорее всего, все эти слухи будут характеризовать тех людей, которые плохо говорят о христианине, не касаясь его самого. Апостол Павел пишет: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе» (1Кор. 4:3). Христос называет таких людей, которые осуждают других, лицемерами.

Возникает резонный вопрос: если человек все-таки совершает серьезные преступления, разве не предусмотрена некая процедура обличения такого человека? Да, предусмотрена. Христос говорит:

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17).

Минуя данную процедуру, мы начинаем осуждать человека, говорить о нем что-то плохое. А зачем мы так поступаем? Может быть, мы хотим опозорить этого человека. Авва Дорофей учит: «Даже не подходи к человеку со словами обличения, если у тебя нет для этого человека слов исправления». Далее, Христос учит:

«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6).

О чем это? Мы должны оберегать святыни своей веры. В Библии не сказано, что мы должны проповедовать всем подряд. Это придумал кто-то из протестантов. Иисус говорит:

«В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: «мир дому сему»;

и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Мф. 10:11-14).

Иными словами, мы не должны с каким-то комсомольским энтузиазмом бегать по городу или по селу, где живем и навязывать всем наши вероубеждения. Мы должны всматриваться в людей.

Поэтому, чтобы оберегать святыню нашей веры, действительно, не следует давать ее псам. И не надо бросать жемчуг веры перед свиньями. То есть перед теми, кто поведут себя агрессивно, как псы, или нечестиво, грязно по отношению к нашему вероучению, как свиньи. Ибо пес есть символ агрессии, а свинья в библейском контексте – это символ нечистоты, нечистоплотного поведения.

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7,8).

Здесь говорится о том, что, если у нас есть какие-то насущные проблемы, мы должны просить помощи у Бога. Если мы будем делать это, уповая на волю Бога, то будем услышаны, а если мы не получаем то, что просим, это, может быть, потому что Бог лучше нас знает, что действительно для нас полезно, а что нет. Поэтому, прося что-либо у Бога, давайте вспомним Гефсиманское борение Христа, когда Он сначала молился: «Да минует Меня чаша сия» (Мф. 26:39), а под конец прошения возложил все упование на Бога Отца, сказав: «Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22:42). Апостол Павел в Послании к Римлянам пишет:

«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26).

Поэтому наша молитва должна быть правильной. Правильная молитва в православном понимании – это каноническая молитва, когда утром и вечером православные христиане по молитвеннику произносят одни и те же слова, одни и те же прошения перед Богом. И осознание того, что любая молитва является частью общецерковной, соборной молитвы, должно вдохновлять человека в молитве. Ибо в этот самый момент, с теми же прошениями к Богу обращаются его братья и сестры. Далее Христос говорит:

«Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:9-12).

Бог не оттолкнет человека, который обращается к Нему с любым прошением, с любой молитвой. Но Он даст нам благо. Если же мы просим что-то не на благо, а во вред самим себе и другим, Господь, скорее всего, удержит нас от этого. Речь идет о реальности, которую мы должны осознавать. Собственно говоря, отказ от молитвослова мы наблюдаем у протестантов. Это все-таки не библейская традиция. Библейская традиция предполагает, что помимо священных книг мы можем иметь молитвослов – Псалтирь. Согласно этой традиции, Иоанн Креститель научил своих учеников молитве. Сам Сын Божий Христос предложил молитву, известную сегодня как «молитва Господня» – «Отче наш».

Когда Сын Божий был на Кресте, Он молился словами из Псалтыри. Иисус произносил слова из известного псалма царя Давида: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты Меня оставил?» (Пс. 21:2). Этим самым Христос научает и нас в самые трудные моменты нашей жизни обращаться к священным молитвенным текстам. В отличие от многих других текстов, они будут абсолютно объективны, ибо это словеса, которые Сам Дух Святой подсказывал составителям псалмов. Он учил псалмопевцев, как правильно обращаться к Создателю в молитве.

«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).

Известна предыстория этого текста. Еще до начала общественного служения Иисуса Христа, в иудаизме преобладали две раввинистические школы: Шаммая и Гиллеля. Это были богословские школы. Школа Шаммая было очень строгой и ортодоксальной. Существует предание, что, когда один язычник пришел к Шаммаю и сказал: «Вы, евреи очень долго объясняете ваши законы. А вот вы можете мне изложить суть веры, пока я буду стоять на одной ноге?», его прогнали. Тогда он пошел к Гиллелю, в его школу и спросил: «А вы сможете изложить всю суть закона и пророков, пока будут стоять на одной ноге?». И Гиллель сказал ему: «Не делай другому того, что ты сам себе не желаешь». А Христос эту пассивную позицию «не делай» превращает в активную – «делай!»

То есть христианская праведность, в отличие от ветхозаветной, всегда активна и, я бы даже сказал, наступательна, потому что в христианстве даже отсутствие добра является грехом. В Новом Завете сказано: «Кто может делать добро и не делает – это грех». Далее Христос говорит:

«Входи́те тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13,14).

Действительно, широкий и пространный путь влечет за собою очень многих людей. Но философия толпы, ее настроения – это совсем не то, что мы называем духовностью в христианском понимании. Духовность не является выражением инстинктов многих. Если хотите, духовность – штучный товар, когда Сам Бог призывает отдельно взятых людей, чтобы они пришли к Нему и успокоились у Его ног.

Широкий, пространный путь – это выбор толпы, которая всегда предпочтет Варавву, человекоубийцу. А по отношению к Иисусу Христу инстинкт толпы всегда будет требовать распятия. Христианский выбор, христианское решение – выбор немногих. И Христос, успокаивая первых христиан, апостолов, говорил: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк.12:32). И далее мы читаем предостережение Христа:

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их» (Мф. 7:15-20).

Лжепророки – это ложные учителя, которых всегда было множество в Древнем Израиле. И в Книгах Царств описывается как, например, в Иудее остался лишь один истинный пророк Божий – Иеремия. Против него выступали десятки и десятки лжепророков, которые говорили обратное тому, что возвещал единственный пророк Божий. Но пророчества познаются по плодам. То, что говорил Иеремия исполнилось, а то, что предсказывали ложные пророки так и не сбылось.

Лжепророки – это люди, которые обещают что-то на перспективу. Когда-то в нашей стране всем обещали светлое будущее. И люди с невероятным энтузиазмом строили такое будущее. Во имя этого светлого будущего, они превращали свою жизнь в настоящий ад. И подвергали гонениям и даже смерти тех, кто не имел подобного энтузиазма.

Дух лжепророчества обнаруживается и тогда, когда приближается какая-нибудь предвыборная кампания. Все начинают что-то обещать наперед. Они как бы нагромождают горы каких-то бесконечных обещаний. И, казалось бы, если мы только отдадим голос за какого-то человека, все наши проблемы будут разрешены. Но, как мы знаем, в реальности, с переменой правления люди не становятся лучше. Если мы действительно хотим решать проблемы, то должны их решать, прежде всего, начиная с самих себя. И подобное отношение к вопросу о необходимости исправления мира будет более правильным. А лжепророки обычно говорят, что могут разрешить все проблемы. Они предлагают счастье сегодня, сейчас. Если кто-то последует за ними, тот обретет это счастье. Но плоды всех этих деятелей от политики оказались пустыми плодами.

Итак, «по плодам их узнаете их» (Мф.7:20).

«Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21).

Здесь мы видим, что Имя Божие повторяется дважды. И Христос как бы указывает на многословие – молитвенное многословие лицемеров, которые, как мы знаем из Нагорной проповеди, любили молиться напоказ.

«Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21).

То есть для того, чтобы действительно угодить Богу, вы должны не только обращаться к Нему со словами молитвы, но и принимать какие-то нравственные решения. И если мы обращаемся к Богу без того покаянного чувства, которое предполагает возможные перемены в нашей жизни, то наша молитва едва ли будет услышана.

«Многие скажут Мне в тот день: “Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?”» (Мф. 7:22).

Здесь говорится, что даже на Страшном Суде эти люди будут пребывать в иллюзии самомнения. Они и там будут продолжать считать себя пророками, чудотворцами и молитвенниками и даже спорить с Богом: «Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и многие чудеса творили?». Что же им ответит Христос? Читаем далее…

«И тогда объявлю им: “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие”»

(Мф. 7:23).

То есть, если люди не принимают нравственных решений, их религиозность становится мертвой. В Послании Иакова сказано, что вера без дел мертва. Оканчивая Нагорную проповедь, Христос говорит:

«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;

и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;

и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7:24–27).

Здесь Господь говорит о том, что основанием нашей жизни и нашей веры должен быть Сам Христос. Ибо Он и есть тот камень в основании любого здания, без которого ни один дом не может устоять. Если мы выстраиваем свою жизнь на фундаменте Евангельского Откровения, это разумно. В противном случае, все, что мы делаем и созидаем, имеет основанием песок. При первом малейшем волнении в мире природы, при каких-то нравственных катаклизмах, кораблекрушениях, мы можем потерять все.

В конце Нагорной проповеди мы видим, какую оценку люди давали этим возвышенным словам. Проповедь называется Нагорной не только, потому, что она произносилась на горе Блаженств, но прежде всего потому, что она возвышает наши души.

«И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,

ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи»

(Мф. 7:28,29).

То есть Он говорил не как книжники и фарисеи, которые запутались в тонкостях своих схоластических изысканий по поводу Закона: что чистое, что нечистое. Христос же говорил ясно и понятно, называя вещи своими именами.

___________________

1Не судите, да не судимы будете,

2ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

3И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

4Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?

5Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

6Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

7Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;

8ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

9Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

10и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

11Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

12Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

13Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;

14потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

15Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.

16По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?

17Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

18Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

19Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.

20Итак по плодам их узнаете их.

21Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

22Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

23И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

24Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;

25и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

26А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;

27и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

28И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,

29ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

Категория: Толкование на Евангелие. | Просмотров: 180 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]