Приветствую Вас Гость!
Суббота, 04.05.2024, 00:05
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2020 » Июнь » 11 » Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Библии. Толкование Нового Завета
14:44
Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Библии. Толкование Нового Завета

Евангелие от Матфея. Глава 8.

Известный богослов, библеист, миссионер и проповедник протоиерей Олег Стеняев читает цикл кратких обзорных лекций по Евангелию от Матфея. Особенность данных лекций - каждый видеоролик соответствует одной главе, и каждая лекция является краткой и обзорной, разбирающей лишь основные вопросы рассматриваемой главы. Это позволит знакомиться с Библией современному человеку, которому всегда не хватает времени.

На библейском портале «Экзегет» мы продолжаем беседы на Евангелие от Матфея и сегодня будем изучать восьмую главу. Первая тема этой главы: Христос исцеляет прокаженного.

«Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа» (Мф. 8:1).

Казалось бы, окончилась самое эпохальное событие – Христос произнес Свою Нагорную проповедь. Казалось бы, сами ангелы должны были встретить Христа при его схождения с горы Блаженств в окружении множества народа? Но что мы видим далее?

«И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить» (Мф. 8:2).

Здесь, напротив, мы видим ту причину, ради которой Сын Божий оставил Небесный престол и служение ангелов. Он сошел на землю «нас ради человек и нашего ради спасения». Прокаженный, который встречается на пути Христа – это как бы символ всего человечества, которое оказалось погруженным в проказу безнравственности, греха, порока и беззакония. Как у пророка Исаии сказано: «От темени головы до подошвы ног нет у него здорового места» (Ис.1:6).

Но у этого прокаженного есть великое преимущество. В отличие от современного мира, который также покрыт проказой греха, этот прокаженный сам выходит навстречу Иисусу Христу.

В его словах мы видим глубочайшее смирение. Он не говорит «очисть меня». Он как бы соглашается с тем наказанием, которое несет, и говорит: «Если хочешь, очисть меня». Вот такое, всецелое упование на волю Господа может обеспечить исцеление от любой нравственный проказы каждому верующему человеку. А, действительно, хочет ли Христос очистить тебя и меня? Протянуть нам, утопающим в проказе греха, руку помощи? Далее мы читаем:

«Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы» (Мф. 8:3).

Бог сказал: «Да будет свет» (Быт.1:3). И стал свет. Тот, словом Которого небо и земля сотворены и сохраняются до сих пор, говорит: «Хочу, очистись». У ветхозаветных пророков мы находим возвышенные слова о том, что Бог не хочет смерти грешника. Действительно, желание Бога – протянуть руку помощи каждому человеку. Но Бог не хочет спасать нас без нас. И на Его призыв: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные» (Мф.11:28) мы должны ответить согласием, проявив нашу веру через Крещение, вступив в Церковь.

«…И он тотчас очистился от проказы» (Мф. 8:3).

Те перемены от Бога, которые могут иметь место в нашей жизни, происходят именно тотчас. Тотчас имевший сухую руку протянул ее, и она стала здоровой. Тотчас расслабленный встал на ноги свои, взял постель и пошел в свой дом. Тотчас прокаженный очистился от проказы.

«Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.

И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им» (Мф. 8:3,4).

Об этом даре рассказывается в четырнадцатой главе Книги Левит, со второго по тридцать второй стихи, когда, в случае чудесного исцеления, человек, действительно, должен принести дар Господу. Казалось бы, Сам Сын Божий совершил чудо исцеления прокаженного. Зачем отправлять этого человека к священникам? Этим Христос создает прецедент. Он показывает, что в любом случае мы не должны игнорировать служение пастыря, священника среди народа Божия. И следует с уважением относиться даже к тем пастырям, которые пребывают в неких немощах. В другом месте Евангелия от Матфея Христос прямо говорит:

«…На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;

итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:

связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф. 23:2-4).

На страницах Святого Евангелия мы часто находим свидетельства о том, что, исцеляя людей, Христос посылал их идти к священникам. Когда Христос осуществлял насыщение хлебами, Он сначала давал эти хлебы ученикам, а ученики – народу, тоже создавая прецедент, что мы должны принимать правильное понимание Евангельского Откровения из рук служителей Иисуса Христа, нашего Господа.

Следующая тема – вера римского сотника.

«Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:

Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» (Мф. 8:5,6).

В Евангелии от Луки говорится о том, что сотник действуют через других людей, как бы осознавая свое недостоинство, не решаясь самому непосредственно подойти к Иисусу Христу. Но у этого сотника была серьезная проблема.

«Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» (Мф. 8:6).

В греческом оригинале здесь стоит слово, которое указывает на отрока. Скорее всего, это был некогда усыновленный сотником ребенок. В античном мире, когда кто-то не имел собственного сына, такой человек мог освободить раба, или слугу и усыновить его, сообщив ему права своего рода, своего родословия.

«Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его» (Мф. 8:7).

Здесь мы видим, что Иисус Христос бросает вызов еврейской галахической традиции. По представлениям законоучителей народа Израиля того времени, верующий иудей не имел права входить в дом язычника ни под каким предлогом. И мы помним, что, когда первосвященники добивались от Понтия Пилата решения о казни Христа, они не решились войти в дом прокуратора. Тем более, что приближалась Пасха, и было необходимо сохранять свою ритуальную чистоту. Но Христос готов войти в дом твоей и моей души. Господь, напротив, как бы спешит войти в дом каждого из нас.

Помните, как Закхей (в Евангелие от Луки приводится рассказ о встрече с Иисусом, что этого богатого человека, начальника мытарей) искал видеть Иисуса? Но из-за своего маленького роста, он не мог увидеть Спасител. Тогда Закхей залез на смоковницу. Но Иисус, когда увидел его, сказал: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Господь готов войти в дом нашего сердца, если оно открыто для Него. Как писал апостол Павел: «Верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:17). Что происходит далее?

«Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф. 8:8).

Скорее всего, он был знаком с тем, что у еврейских законоучителей того времени существовало правило: не заходить в дом язычников. Причем в Евангелии от Луки говорится, что это был не просто какой-то сотник. Это был состоятельный человек. Он любил народ Божий, и даже построил синагогу в Капернауме.

«Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;

ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: “пойди”, и идет; и другому: “приди”, и приходит; и слуге моему: “сделай то”, и делает.

Услышав сие, Иисус удивился …»

(Мф. 8:8–10)

Вы слышите, друзья? Иисус удивился. Трудно удивить Господа, но Он удивился и сказал идущим за Ним:

«Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном…»

(Мф. 8:10,11)

Здесь Христос говорит о том, что этот сотник – первенец, уверовавший из язычников. А потом с востока и запада придут многие народы, которые не имеют никакого отношения к народу еврейскому и будут исповедовать веру Авраама, Исаака и Иакова – веру в грядущего Мессию, Христа, Спасителя.

«А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов»

(Мф. 8:12).

Те религиозные преимущества, которые мы имеем как православные, не должны являться поводом для нашего превозношения перед другими людьми, племенами и народами. В этом состояла трагедия древних иудеев – они гордились своим происхождением от Авраама, Исаака и Иакова. И презрительно, даже брезгливо, относились к инородцам. А Христос, который приходит в этот мир, имеет целью спасти всех. Как Он говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные» (Мф. 11:28). Имеются ввиду труждающиеся на дьявола и обремененные грехами. Все они призываются Христом пережить обращение к Нему и стать новыми чадами Авраама – уже не по плоти, но по вере. Участь же тех, кто оказался в тисках собственного религиозного эгоизма, печальна. У них нет жертвенного чувства, жертвенности, как качества. Их ожидает плач и скрежет зубов в аду.

«И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф. 8:13).

Здесь мы видим прецедент, как по вере одного человека, другой человек – ребенок, который находится, может быть, за несколько километров от этого места, переживает чудесное исцеление. Чему нас может научить этот прецедент? Тому, что веру младенцев перед Крещением исповедуют взрослые – крестные родители. Один человек верит за другого: взрослый – за ребенка. И этому младенцу вера вменяется как бы в некую заслугу. Благословение Божие в виде исцеления, или чего-то еще, приходит в его жизнь.

Следующая тема – действия Иисуса Христа в доме апостола Петра.

«Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке…» (Мф. 8:14).

В русском народе как-то так сложилось, что само это слово – теща немножко напрягает, особенно мужчин. Потому что в конфликте между женой и мужем теща всегда занимает сторону своей дочки. Но теще апостола Петра очень повезло, потому что ее зять приводит в дом Иисуса Христа.

«Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке,

и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им» (Мф. 8:14–15).

При исцеления прокаженного Христос прикоснулся к нему. В случае исцеления отрока сотника Он лишь сказал слово. В Мф.8:15 Спаситель прикоснулся к теще Петра. Почему исцеления происходят по-разному? Потому что мы разные. И действие благодати бывает очень многообразным, не схожим, когда один случай не похож на другой.

«Горячка оставила ее, и она встала и служила им». То есть это было не призрачное, а настоящее исцеление. Женщина, которая мучилась в горячке, встала и стала прислуживать Иисусу и его ученикам. С другой стороны, тот факт, что у Петра была теща, указывает на то, что он состоял в браке. Оказывается, семейная жизнь ни в чем не препятствует человеку достичь самого высокого положения в Церкви, которого достигает Петр, именуемый самим Христом «камнем апостольской веры».

И святитель Иоанн Златоуст, например, обращает внимание на то, что в Книге Бытия Енох, имевший жену и детей, сподобился того, что живым был взят на небо и не вкусил смерти. Златоуст восклицает: «Смотри, семейная жизнь нисколько не помешала ему объем зайти на небеса, как и Петру - подняться на высоту апостольского служения и стать князем Апостолов». Далее мы читаем:

«Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,

да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: “Он взял на Себя наши немощи и понес болезни”».

(Мф. 8:16,17)

Чему нас может научить это уточнение – «когда же настал вечер»? Когда, казалось бы, наступила тьма, и бесноватые стали вести себя очень беспокойно, милосердие Христово проявляется и в этих обстоятельствах по слову, что «свет во тьме светит и тьма не объяла его».

Далее, восьмая глава Евангелии от Матфея, с восемнадцатого по двадцать второй стих. Здесь говорится о том, что означает для нас «идти за Иисусом». Как это понять? Мы читаем:

«Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел [ученикам] отплыть на другую сторону.

Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.

И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову»

(Мф. 8:18-20).

То есть, если кто-то следует за Иисусом, имея ввиду пользу для себя, некого земного благополучия, Христос не возьмет его за Собою. Мы знаем, что Христос переходил с места на место. Не было, где главу приклонить Сыну Человеческому. Книжник из Мф. 8:19 скорее всего очень любил комфорт, а как мы знаем, нельзя служить Богу и мамоне.

«Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего»

(Мф. 8:21).

Казалось бы, здесь человек требует самого необходимого – погребения отца, чтобы уже как бы полностью удалиться от прежней жизни, выполнив свой долг, и следовать за Иисусом. Но Иисус сказал ему:

«…Иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов»

(Мф. 8:22).

О чем это? Это о том, что, скорее всего, его отец не был достаточно религиозным человеком. И этого мертвого и духовно, и физически должны погребать ныне здравствующие, но духовно мертвые его друзья, которые физически были еще живы и могли позаботиться о нем. Это, действительно, очень печально, когда родство на земле не соединяет нас с новым родством на небесах. И хотя здесь мы можем быть близкими с кем-либо, но разлученные в Господе друг с другом, в ином мире мы едва ли сможем осознать принадлежность к какому-то родству.

Например, об Аврааме сказано, что он не узнает нечестивых в день Суда, хотя это его потомки. Потому что те качества, который имел этот патриарх, увы, не отразятся в жизни его нечестивых потомков.

«И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал» (Мф. 8:23–24).

Христос в лодке с учениками. Это известный символ Спасителя в Церкви. Ведь в апостольских посланиях Церковь сравнивается с кораблем, кормчим которого является сам Господь. И то, что буря вокруг, а Сын Божий спит, находясь в этой лодке, указывает на наше состояние. Мы переживаем бури разных треволнений в современном мире. Нам кажется, что, может быть, Христос не замечает того, что происходит с нами здесь, на земле? И не смотрит внимательно на нас со Своей Небесной обители?

«Он спал», – сказано здесь. Он мог спать по человечеству, но как Бог он всегда бодрствует.

«Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем» (Мф. 8:25).

А как мы можем разбудить Господа, если так можно обозначить этот вопрос? Наши молитвы обращены к Богу, Который не спит и не дремлет. В Писании сказано о Боге: «Не дремлет и не спит хранящий Израиля». Молитвы будут услышаны на небесах. И наша ситуация на земле, та или иная, простая или сложная, будет иметь некое разрешение благоприятное для нас.

Если ты в Церкви Христовой, где Сам Господь присутствует в Святых Дарах, какие бы бури не восставали против корабля Церкви, пока мы со Христом, нас действительно невозможно одолеть. Ибо Сам Христос сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).

«Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.

И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» (Мф. 8:25, 26).

Здесь Он ведет Себя как Бог. Когда Он спит в этой лодке, Он показывает Свою усталость, будучи Истинным человеком. Когда Он запрещает морю, стихиям природы, повелевает им, и они подчиняются так, что «сделалась великая тишина» – это действие Бога.

«Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?»

(Мф. 8:27).

В конце этой главы рассказывается о том, как Господь Иисус Христос изгоняет беса в стране Гадаринской. Но прежде чем мы перейдем к этой теме, давайте обратим внимание на то, что мы прочитали.

«Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?»

Что это за люди, если в лодке Христос находится с учениками? Здесь евангелист показывает сомнение апостолов. В Мф. 8:27 они называются просто «людьми» со свойственными им сомнениями. Они не именуются учениками. То есть мы становимся учениками Христа и остаемся таковыми, пока сохраняем твердость своих убеждений. Но как только наступают колебания – мы просто люди из толпы. Апостолы еще не были облечены благодать Духа Святого. Это произойдет в день святой Пятидесятницы, когда сила Божия сойдет на них.

«И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем»

(Мф. 8:28).

Гробы – это погребальные пещеры, которые до сих пор во множестве сохраняются в Израиле. В них куда помещали мертвое тело. Ко входу такой пещеры приваливали камень. Сам Христос, когда Он умер на кресте, был положен в такой гроб, пещеру. И ко входу в нее был привален камень. И даже поставлена печать.

«И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас»

(Мф. 8:29).

Когда в Кесарии Филипповой Апостол Петр исповедовал Иисуса Христа Сыном Божьим, то Христос сказал: «Не кровь и плоть открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на Небесах» (Мф. 16:17). В Мф. 8:29 бесы предлагают как бы правильное исповедание. Они говорят: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий?». Они неправильно понимают, Кто перед ними. Кстати, в разных Евангелиях часто говорится, что, когда бесы исповедовали Его Сыном Божиим или Святым Божиим, Он запрещал им. Святые отцы говорят, что Он не хотел принимать свидетельства от бесов. О Нем должны были свидетельствовать его ученики, проповедники Слова Божия и само живое Евангелие.

«И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас»

(Мф. 8:29).

Бесы даже знали, что, когда Иисус будет умирать на Кресте, Он скует силы зла и заключит их в преисподнюю.

«Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней»

(Мф. 8:30–31).

В соответствии с Законом Божьим, свиньи считались нечистыми животными. И нечистые бесы тянутся к нечистым свиньям.

«И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде»

(Мф. 8:32).

Бесы вышли из этого человека. В другом Евангелии в этой истории фигурируют два человека. Согласно некоторым толкованиям, один из них был более буйным, чем другой. «И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде». Возникает вопрос: зачем Христос попустил бесам войти в свиней? Он сделал это с одной целью: показать, что бы сделали с нами бесы, если бы Господь не ограничивал их власть, не полагал бы им предел того, что они могут делать, а что они делать не могут. Ведь этих бесноватых заковывали в цепи. Они разбивали эти цепи, и никто не мог их остановить. Если бы бесы имели власть над этим миром, они давно бы уничтожили его в ядерном Армагеддоне. Если мир сохраняется, то лишь потому, что Христос сдерживает действие в нем сил зла.

Бесы вошли в свиней и все стадо бросилось с крутизны и погибло в море. Он сделал это, чтобы показать, что было бы с нами, если бы Он не контролировал зло, существующее в этом мире.

«Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми»

(Мф. 8:33).

Казалось бы, все должны вдохновиться. Произошло чудо исцеления бесноватых. Но мы видим нечто обратно – весь город вышел навстречу Иисусу.

«И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их»

(Мф. 8:34).

Почему? Свиное стадо – это «нечестивый бизнес», с точки зрения Закона. Бывших владельцев стада не интересовало чудо исцеления бесноватых. В голове у каждого из них был свой собственный калькулятор. Я потерял свиней. Насколько я обеднел? И привязанность к хрюкающему стаду, которое погибло в морской глубине, помешало этим людям принять Христа в свой город. Есть над чем задуматься. Спасибо.

Категория: Толкование на Евангелие. | Просмотров: 139 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]