Приветствую Вас Гость!
Суббота, 04.05.2024, 00:56
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2020 » Июнь » 18 » Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета
12:49
Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета

Евангелие от Матфея. Глава 11.

 

Вместе с отцом Олегом Стеняевым мы продолжаем читать Евангелие от Матфея.

В сегодняшней лекции свидетельство Иисуса Христа об Иоанне Крестителе. Предупреждение Спасителя о тех, кто не послушался Его проповеди. Обращение к Отцу Небесному.

«И когда окончил Иисус наставление двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их» (Мф. 11:1).

В десятой главе мы узнаем о том, как Христос наставлял Своих учеников идти и проповедовать Слово Божие. Здесь Спаситель Сам отправляется «учить и проповедовать в городах их». Христос учит не только словом, но и Своим примером.

Апостол Петр писал о Христе:

«…Пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет. 2:21).

Ибо истинный учитель наставляет не только словом, но и действием. В некоторых случаях Христос давал ученикам урок даже Своим молчанием.

И далее мы читаем:

«Иоанн же, – то есть Иоанн Креститель – услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого»? (Мф. 11:2-3).

Дословно фраза «Ты ли Тот», на греческом звучит «Ты ли Грядущий»? Казалось бы, как мог Иоанн Креститель усомниться во Христе, если он был свидетелем Богоявления? Когда Предтеча крестил Сына Божия в водах Иордана, он видел Духа Святого, Который в виде голубя парил над головой Спасителя, и с небес был слышан глас Бога Отца, Который свидетельствовал о Возлюбленном Сыне, что Он истинно Христос, Мессия, Сын Божий.

Святые отцы объясняют, что на самом деле сомнение коснулось не сердца Иоанна Крестителя, а сердец некоторых из его учеников. И он, как бы, берет их сомнения на себя и отправляет их ко Христу, чтобы они спросили у Самого Спасителя, понимая, что, когда ученики придут к Иисусу, они не только услышат ответ, но и увидят Его чудесное действие.

И далее мы читаем:

«И сказал им Иисус в ответ…», когда они (ученики Иоанна Крестителя), пришли и сказали Ему, то есть Христу: Ты ли Тот, Который должен прийти или ожидать нам другого?

«И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются, и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют, и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11:4-5).

Ведь тем блаженным был, прежде всего, Иоанн Креститель, который имея удивительное свидетельство о Христе, конечно же, не мог соблазниться о Нем. Теперь же и ученики Предтечи могли говорить не только о том свидетельстве о Христе, которое слышали от Него Самого, но и о том, что видели в действиях Сына Божия.

Далее Христос говорит о Своем отношении к Иоанну Крестителю.

«Когда же они пошли, – читаем мы далее – Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: “се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою”» (Мф. 11:7-10).

Действительно, Иоанн Креститель был удивительным пророком, потому что он сам сподобился пророчеством о себе, которое было записано в Ветхом Завете. И это исключительный случай, когда в Ветхом Завете дается пророчество о пророке. Мы находим это пророчество в Книги пророка Малахии, третья глава, первый стих.

И Христос цитирует эти слова:

«Ибо он тот, о котором написано: “се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою”» (Мф. 11:10).

Далее Господь говорит:

«Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11:11).

Эти слова требуют объяснения. Итак, Иоанн Креститель – самый великий из всех ветхозаветных пророков. И, из рожденных женами, не восставал больший Иоанна Крестителя, но меньший в Царстве Божием, в Царстве Небесном больше его.

О чем здесь говорит Христос? Существует объяснение, согласно которому Христос сравнивает Иоанна Крестителя со своими учениками, апостолами, являвшимися, без сомнения, «малым стадом» Иисуса Христа и занимавшими, несмотря на свое небольшое количество, очень высокое положение в глазах Бога, будучи не только служители Закона (Закон исполнял и Сам Христос), но и предвозвестниками Евангелия Царства Божия, что значительно выше самой проповеди Иоанна Крестителя.

С другой стороны, мы читаем следующие слова: «…Но меньший в Царстве Небесном больше его», то есть больше Иоанна Крестителя. Это свидетельство о том, что всякий христианин, крещеный и миропомазанный, по своему «благодатному» статусу значительно выше любого ветхозаветного праведника, и даже такого пророка Божия, как сам Иоанн Креститель.

Все-таки, Иоанн Креститель умирает за порогом Нового Завета. Он являлся зарею, которая предвосхищала восход Солнца – Христа. То, что мы называем проповедью Евангелия, начинается после того, как он был пленен и оказался в пустыне.

Разница же между Ветхим и Новым Заветами столь велика, что Златоуст однажды воскликнул: «Как небо отстоит от земли, так Новый Завет выше Ветхого».

Ветхий закон никого не довел до совершенства, а то, что мы имеем во Иисусе Христе – это возможность быть и царственным священством, и чадами Божьими по благодати. Поэтому, каждый крещеный, миропомазанный, тем более причастник Тела и Крови Христовой, выше по своему статусу любого ветхозаветного праведника и даже пророка.

Далее Христос говорит:

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силой берется, и употребляющий усилие восхищает его» (Мф. 11:12).

Христос говорит об усилиях веры, проявляя которую, человек обретает подлинное спасение. Все ветхозаветные праведники сходили душою во ад, и освободились из преисподней вместе с Иоанном Крестителем, Давидом, Моисеем лишь тогда, когда Христос, сойдя в шеол, вывел их из этого печального места.

Усилие веры, которое требуется от каждого христианина, обеспечивает ему спасенным уже в этой жизни. Для верующего переход в иную жизнь – это радостная встреча с Иисусом Христом, Которого он нашел еще во дни своего земного бытия.

И, в этом смысле, та часть нашей жизни, которую мы, православные христиане, проводим в молитве, в изучении Слова Божия, участвуя в богослужении, в Таинствах Церкви, уже принадлежит не жизни временной, но жизни вечной.

То есть, еще живя на земле, мы, по благодати, становимся причастниками жизни вечной на Небесах. Это позволило апостолу Павлу однажды воскликнуть, что, во Христе Иисусе, мы, христиане уже посажены на Небесах одесную Бога Отца.

«От дней же Иоанна Крестителя и доныне Царство Небесное силой берется, и употребляющие усилие – то есть усилие веры – восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Мф. 11:12-13).

Имеются ввиду времена Ветхого Завета.

«И если хотите принять, – говорит далее Христос – он – то есть Иоанн Креститель – есть Илия, которому должно прийти. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 11:14-15)

И, действительно, у пророка Малахии (4 глава, 5 стих), мы находим пророчество о том, что перед пришествием Христовым в этот мир явится пророк Илия, тот самый пророк Илия, который на огненной колеснице был живым восхищен на небеса.

Однако, не следует думать, что Иоанн Креститель – это некая реинкарнация пророка Илии. Это было бы ошибочным представлением. На самом деле Иоанн Креститель подобен Илии, потому что он в духе ревности пророка Илии начинает свою проповедь в пустыне. Как, кстати, и ученик самого Илии – Елисей, на котором дух Илии почил в два раза сильнее, чем на самом Илии.

Поэтому Христос и говорит:

«И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти» (Мф. 11:14).

То есть Илия еще придет. Он придет во дни антихриста, когда Бог пошлет с небес двух человек: Илию и Еноха, о которых в Ветхом Завете говорится, что они были взяты живыми на Небеса. Илия и Енох будут обличать антихриста и проповедовать правду Закона Божия и святость Евангелия.

То есть Иоанн Креститель явился в силе духа пророк Илии, а сам пророк Илия еще придет. И далее Христос говорит:

«Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 11:15).

То есть речь идет о тайнах, которые открыты не для всех, но лишь для тех людей, которые имеют тонкий духовный слух и могут распознать смысл этих таинственных слов.

Далее Христос говорит:

«Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: “мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали”. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: “в нем бес”. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: “вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам”. И оправдана премудрость чадами ее» (Мф. 11:16-19).

Имеется в виду премудрость этого века.

Действительно, образ жизни Иоанна Крестителя, который был очень аскетичным, не смог образумить иудеев. Образ жизни Сына человеческого – Христа, с Его миссионерской открытостью – также не смог убедить их. Они как дети, которые слышали грустные песни и не плакали, веселые и не радовались.

Далее Христос начинает упрекать города, в которых в наибольшей степени была явлена Его сила. И мы читаем с двадцатого стиха и ниже одиннадцатой главы Евангелия от Матфея.

«Тогда начал Он упрекать города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: (Мф. 11:20) горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (Мф. 11:21-24).

О чем эти слова? Они свидетельствуют о том, что для Бога история имеет обратное наклонение. Иными словами, Христос как бы говорит о том, что если бы в древние города, которые были разрушены по прямому Божьему указанию, явился бы Христос со Своею проповедью, то эти города сохранились бы. Бог бы переменил Свой гнев на милость. А жители иудейских городов оказались более невосприимчивыми к Слову Божию, чем жители древних нечестивых городов.

Эта тема очень интересная, потому что мы часто задаемся вопросом: а как бы спаслись индейцы Северной и Южной Америки, до того, как Колумб (кстати, неправославный человек) открыл эти земли?

Повторюсь, для Бога история имеет обратное наклонение. И Святые отцы учат, в частности мы можем найти это у Феофилакта и у других, что Бог будет судить все народы и племена, исходя из того, как бы они себя повели, если бы они жили во дни Иисуса Христа, видели все Его чудеса и слышали все Его наставления. Для нас это тайна…

Христос показывает, что гордость жителей Капернаума значительно хуже преступлений Содома и Гоморры.

«И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (Мф. 11:23-24).

Почему земле Содомской будет отраднее? По той причине, что жители Содома были наказаны во дни своей земной жизни. Здесь действует принцип, согласно которому за одно преступление дважды не наказывают. И, понеся наказание за свои грехи в этой жизни, они могут рассчитывать на некое снисхождение в жизни будущей. Как сказано в Писании:

«Горе тебе…грабитель, которого не грабили!…» (Ис. 33:1).

А если грабитель был ограблен, то он уже понес наказание за свои грехи и преступления.

Далее мы читаем:

«В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:25-27).

Здесь Христос говорит, что для того, чтобы понять истинное христианство, надо иметь простое сердце, открытое сердце, как у младенцев. И Он благодарит Бога за то, что Он скрыл многое от умных и разумных, какими были книжники и фарисеи, и открыл истинное Евангелие тем, которые были просты как младенцы. Речь идет об апостолах, среди которых преобладали люди простые, незнатные – рыбаки, пастухи и т. д.

И далее звучат слова, полные надежды, несущие глубокий христианский смысл. Это призыв Христа ко всему роду человеческому. Иисус говорит:

«Придите ко Мне все…» (Мф. 11:28).

Если Христос говорит: придите ко Мне все, Он имеет в виду и тебя и меня, всех людей, когда-либо живших на земле, живущих ныне, и тех, которые будут жить.

«Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).

На кого трудятся эти труждающиеся, и чем они обременены? Имеются ввиду труждающиеся на дьявола и обремененные грехами. Христос, как новые Моисей, призывает учеников к всецелому освобождению. Но то, что было невозможно для Моисея, который смог освободить еврейский народ лишь от физического рабства, Иисус Христос, силой собственного Божества, освобождает нас и от рабства греха, рабства дьяволу и от рабства страха смерти.

«Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30).

А что означают эти последние слова 11-ой главы Евангелия от Матфея: «…ибо иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф. 11:30)?

Христос в Своем Первом пришествии пришел не судить этот мир, а спасти его. И действие благодати, призывающей, освещающей, оправдывающей через Иисуса Христа – это легкое благо, легкое бремя, возможность для каждого, проявив веру, обрести спасение во Христе и со Христом для себя и для своих ближних.

https://ekzeget.ru/mediateka/detail-evangelie-ot-matfea-glava-11-protoierej-oleg-stenaev/

Категория: Толкование на Евангелие. | Просмотров: 129 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]