Приветствую Вас Гость!
Суббота, 04.05.2024, 04:16
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2020 » Июнь » 20 » Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета
20:18
Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета

Евангелие от Матфея. Глава 13.

Иисус Христос часто говорил притчами. В 13-й главе Евангелия от Матфея собрана целая серия притчей о Царстве Небесном.

Чему подобно Царство Небесное? Сеятелю, сокровищу, закваске... Поясняет все эти притчи протоиерей Олег Стеняев.

Как мы уже говорили об этом ранее, почти все притчи Иисуса Христа касаются темы теократического Царства Божия, на небе и на земле. Они рассказывают о том, как сделать так, чтобы Божественные принципы, которые торжествуют на небесах, воплотились бы и на земле.

Земля, в данном случае, это и мы, созданные из праха земного. Когда Христос воцаряется в наших сердцах, Слово Божие с небес достигает земли.

И мы читаем начало тринадцатой главы:

«Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось у Него множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря…» (Мф. 13:1-3)

Как мы ранее уже обращали на это внимание, если человек сидит в лодке и обращается к людям, которые на берегу, то возникает эффект – голос отражается от воды и становится более ясным. Это такой естественный стереоэффект.

Этим самым Христос создает прецедент: мы можем использовать некие обстоятельства (в данном случае, технические) для того, чтобы донести до людей весть Святого Евангелия понятно, разборчиво, ясно и четко.

И далее следует притча о сеятеле:

«…Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13:3-9).

Когда Христос произносит фразу «кто имеет уши слышать, да слышит», Он как бы говорит, что смысл сказанного не лежит на поверхности. Лишь тот, кто имеет духовный слух, может проникнуть в тайну образности той или иной притчи.

Сеятель в этой притче – это сам Христос, который сеет слово Евангелия, падающее на ту или иную почву. Почва – это люди. О создании первого человека, так и сказано:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).

Но наши души находятся в разном состоянии, и эта притча показывает, что мы неодинаково реагируем на проповедь Евангелия.

И далее мы читаем:

«И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: “слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их”» (Мф. 13:10-15; Ис. 6:9-10).

Здесь Христос показывает, что люди действительно по-разному реагируют на проповедь Слова Божия. Есть особые избранники, которые с открытым сердцем воспринимают то откровение, которое Спаситель несет роду человеческому.

И далее Он обращается к этим избранникам, в лице Двенадцати апостолов:

«Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф. 13:16).

Действительно, пророки общались с Господом. Некоторые получали откровения от Бога во сне, некоторые могли упасть на землю с открытыми глазами, созерцать какие-то тайны в экстатическом состоянии, как всполохи света Божественного откровения, которые буквально прорывались в их сердца. Однако, пророки не ожидали, что смогут общаться с Богом непосредственно.

Самый великий из пророков Ветхого Завета – Моисей назван Боговидцем. Он как бы собеседовал с Богом лицом к лицу, созерцая Его лик. Бог действовал в явлениях Христа. Христос и есть Слово Бога, которое стало плотью, и обитало с нами полное благодати и истины. Это Бог, который настолько приблизился к людям, что стал одним из нас. Самое великое откровение Бога о самом Себе – в Его Сыне, Господе нашем Иисусе Христе.

Поэтому, для христиан есть великое преимущество иметь свидетельство о Евангелии, когда непосредственно Бог Слово, Сам Сын Божий, Христос ходил по земле и учил истинам веры.

«Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле» (Мф. 13:18), – говорит Христос. И далее, с восемнадцатого по двадцать третий стих, Он дает истолкование этой притчи.

«Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому слушающему слово о Царствии…» (Мф. 13:18-19) – то есть о теократических принципах Бога. Кстати, всякий раз, когда читается молитва «Отче наш», мы просим Бога, чтобы Его теократические принципы, которые осуществились всецело на небе, воплотились бы так же и на земле.

«…Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10; Лк. 11:2).

«Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге» (Мф. 13:19).

Семя, посеянное при дороге, символизирует состояние человека, когда он еще не изменил свои пути. Лукавому очень легко сбить такого человека с правильного понимания Евангельского откровения.

«А посеянные на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется» (Мф. 13:20-21).

Непостоянство – это проблема многих верующих людей, которые в начале своего пути охотно воспринимают истины Евангелия, но, не будучи людьми последовательными и постоянными, они могут все быстро забыть, потерять, выветрить из своего сознания и остаться опять пустыми.

«А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (Мф. 13:22).

Богатство, заботы века сего, бизнес – это зона духовного риска. Люди, которые владеют богатствами, занимаются бизнесом, должны воспринимать свое благополучие, как некое поручение от Господа, которое им дано. Однако, если они иначе оценивают те усилия, которые употребляют, тот результат, который имеют, это помешает им уразуметь волю Божию, прежде всего относительно самих себя. И Слово окажется бесплодным в их сердцах.

«Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать». (Мф. 13:23).

Оказывается, Слово Божие надо не только слышать, но и разуметь. Для этого мы и проводим эти беседы на портале «Экзегет», чтобы выслушать чтение Слова Божия, а затем помочь, исходя из толкований Святых отцов, правильно уразуметь это Слово. Тогда плод этого слова может возрасти во сто крат, иной в тридцать, иной в шестьдесят

И далее мы читаем притчу о плевелах и пшенице.

«Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел» (Мф. 13:24-25).

В этой притче говорится о том, что, когда мы, христиане впадаем в духовную спячку, дьявол начинает действовать против Церкви и сеять плевела. Плевела – это ереси. То есть, Бог попускает еретикам появляться в мире тогда, когда мы проявляем лень в духовной жизни. И Бог попускает это с намерением разбудить нас, чтобы мы вышли из этого состояния духовной спячки и вступились бы за Святую веру.

«Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» (Мф. 13:27-28).

Казалось бы, если существуют ереси и секты, может быть можно каким-то механическим путем решить эту проблему, может быть по отношению к этим людям нужно использовать какие-то полицейские методы? На самом деле, все это не работает.

«Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевела, вы не выдергали вместе с ними пшеницы» (Мф. 13:29).

И, действительно, давно замечено, что те люди, которые слишком яростно, с таким безбожным и чуть ли не комсомольским энтузиазмом борются с сектантами и еретиками могут впоследствии свою агрессию проецировать и на самих православных христиан, которые не разделяют стратегию ведения борьбы с инакомыслием, присущую тому или иному «великому инквизитору».

Святые отцы учили нас ненавидеть ересь, но любить еретика и бороться за его душу. Так, святитель Иоанн Златоуст в «Слове о проклятии» учит: «Еретические догматы мы испепеляем огнем веры, самих еретиков любим, как немощных братьев наших и добрыми делами стараемся обратить их ко Христу».

Сами еретики являются жертвами тех ересей, которые они распространяют. И решать эту проблему следует не полицейскими методами, а проповедью чистого православия; с любовью, с молитвой за заблудших, дабы и они обрели путь спасения.

«Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевела и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф. 13:29-30).

Пшеница – это народ Божий, который собирается, как в житницу, в Царствие Небесное, в Царствие Божие, как чистая пшеница, очищенная от всяких плевел.

Далее идет притча о горчичном зерне. Горчичное зерно считалось в то время самым маленьким семенем.

«Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становятся деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13:31-32).

Когда вера только-только обнаруживается в сердце человека, она может выглядеть как что-то совсем незначительное и слишком малое, несовершенное. Но если развивать и приумножать веру, а мы знаем источник веры, – это Слово Божие, ибо сказано: «…Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17), то она возрастает (через общение со Словом Божиим) в сердце человека и может, действительно, оказаться огромным деревом, к которому будут прилетать птицы небесные. Ангелы Божии будут радоваться об этом человеке, который через исследование Слова Божия возрос в благодати библейского Откровения.

Далее идет притча о закваске.

«Иную притчу сказал Он им: Царство небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Мф. 13:33).

В этой притче нет ничего случайного, как и в любой другой.

Три меры муки и закваска – это образ христианского учения о Святой Троице. Именно через догмат о Святой Троице мы становимся настоящими христианами, когда воспринимаем этот догмат верою. Царствие Божие может реально состояться в нашей жизни. Как говорил Христос:

«…Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).

«Все сие Иисус говорил народу притчами, а без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное о создании мира» (Мф. 13:34-35).

В три меры муки кладется одна закваска. Закваска здесь символизирует веру. То есть, если мы верой воспринимаем догмат о Троице, то он «произрастает» в нашей жизни.

И далее мы читаем:

«Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть дьявол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет и при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13:36-43).

Действительно, лица святых просияют неизреченным светом, а лица нечестивых пребудут во мраке в день Страшного суда.

Далее идет притча о сокровище на поле, которая подчеркивает ценность Святого Евангелия. Ради него мы можем отказаться от всего, что имеем. Ради того, чтобы быть со Христом и во Христе, мы можем все потерять. Но, если с нами будет Христос, то мы все обретем.

«Еще подобно Царствие Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13:44).

Человек обнаруживает сокровище на поле. Многие не знают, что представляет из себя сокровище, и на каком поле оно зарыто. Но когда человек узнает эту тайну, он может отказаться от всего. Как восклицает апостол Павел: он все почитает за сор, за мусор, ради жизни во Христе Иисусе.

Далее следует притча о жемчужине. Она должна усилить впечатление о том, что было сказано выше.

«Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13:45-46).

Действительно, когда мы обнаруживаем истину Святого Евангелия, как спасительную, для нас оно становится подлинным Господним руководством к действию. Ради этой истины мы должны отказаться не просто от многого, но отказаться от всего. В этом случае мы обретем все, но уже со Христом и во Христе. Как сказано:

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33; Лк.12:31).

Далее идет притча о неводе:

«Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века, изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 13:47-50).

Однажды святитель Иоанн Златоуст восклицал: «Кто вышел на проповедь? Рыбаки и пастухи. Что они сделали? Они забросили сеть евангельского благовествования, и через некоторое время вся Римская Империя была уловлена в эти сети».

Но так как в сети попадает и хорошее, и плохое, обычно моряки, рыбаки на берегу моря или тут же, в лодке, разбирают свой улов и оставляют хорошее, а плохое выбрасывают.

И, если евангельская сеть уловила тебя и меня, мы должны оказаться истинно верующими, насколько это только возможно. Истинно верующими в то, что Иисус Христос – Сын Божий. И само греческое слово «ихтиос» – рыба (это аббревиатура слов Иисус Христос, Бога Сын, Спаситель), ибо вера во Иисуса Христа как в Сына Божия может сделать нас добрым уловом для Господа Бога, когда Он «поймает» наши бессмертные души во спасение.

Далее Христос говорит о книжнике, то есть о грамотном, начитанном человеке, наученному Царству Небесному. Евангелие Царства для него превыше всего.

«И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! Он же сказал им: поэтому всякий книжник (Мф. 13:51-52), – то есть, всякий духовно образованный, начитанный человек – наученный Царству Небесному, – то есть Евангелию – подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф. 13:52).

Под «новым» подразумевается Новый Завет, под «старым» – Ветхий. То есть, христианин, наученный Евангелию, Царствию Божию, который признает теократические принципы Бога, использует Слово Божие для проповеди истины о Христе. Ибо, как писали апостолы:

«Все Писание – имеется ввиду совокупность всех книг Библии –богодухновенно, полезно для научения, для обличения…» (2Тим. 3:16).

Апостол Павел давал наставления юному Тимофею:

«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим. 4:16).

Также, наставляя Тимофея, Павел говорил:

«Доколе не приду к тебе, занимайся чтением…» (1Тим. 4:13).

«И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда. И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? Не Его ли мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф. 13:53-58).

Эти люди оценивали Христа по тому, что они знали и слышали о Нем, по тому, что они видели. Однако, они не могли проникнуть в подлинный смысл личности Спасителя, ибо если вера в то, что Иисус Христос – Сын Божий, Мессия обнаруживается в чьем-то сердце, это означает что к этому сердцу прикоснулся Сам Бог Отец.

Пример этого мы видим в шестнадцатой главе Евангелия от Матфея, когда Петр исповедует Иисуса Сыном Божьим, и Мессией – Христом. Сам Господь говорит о нем:

«…Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:17).

Притчи Иисуса Христа – это великие проповеди о теократических принципах Царствия Божия, которое может осуществиться уже сегодня и сейчас в наших сердцах, как на небе, так и на земле.

https://ekzeget.ru/mediateka/detail-evangelie-ot-matfea-glava-13-protoierej-oleg-stenaev/

Категория: Толкование на Евангелие. | Просмотров: 127 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]