Приветствую Вас Гость!
Пятница, 03.05.2024, 18:13
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Календарь

«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2020 » Июнь » 20 » Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета
20:18
Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета

Евангелие от Матфея. Глава 14.

Приблизительное описание лекции:

«В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им». (Мф. 14:1–3).

Об Иисусе Христе бытовали самые разные человеческие представления, суждения, и так как проповедь и общественное служение Спасителя начинается после того, как Иоанн Креститель был заключен в темницу, то царь Ирод связал это с тем, что он казнил Предтечу, а его дух якобы перешел на Иисуса. Христос воспринимался Иродом, как новый Иоанн Креститель. Однако, это было человеческим представлением о Христе.

Далее говорится о том, почему Ирод так считал:

«Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего» (Мф. 14:3).

То есть, Ирод жил с женою своего брата, а Иоанн Креститель обличал его, говорил: «Не должно тебе иметь жену брата твоего».

Таким образом, Иоанн Креститель высказывал заботу о спасении души царя Ирода. Но в Писании сказано: «Обличающий нечестивого [наживет] пятно себе» (Притч. 9:7).

«И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка» (Мф. 14:5).

То есть Иоанна Крестителя считали пророком.

В другом Евангелии говорится, что Ирод любил побеседовать с Иоанном Крестителем, проявляя к нему интерес и задавал Предтече какие-то вопросы. Помните, как впоследствии Христа приведут на суд к Ироду, и тот, будучи человеком любопытным, потребует от Спасителя чудес. Такие праздные люди как Ирод могут интересоваться религией, но только как чем-то забавным. Это очень опасный путь.

Ирод был известным мотом, кутилой, вся его жизнь проходила в пирах. Конец этого человека был очень печален. В тот момент, когда все стали кричать: ты как бог, он сидел на троне. Внезапно кровь потекла из его рта, ноздрей, ушей, глаз, и он упал, низвергнулся мертвым.

Евангелие предупреждает нас словами Христа:

«Берегитесь…закваски Иродовой» (Мк. 8:15).

Закваска Иродова – это когда дух мотовства, праздного любопытства завладевают нашим сознанием. Такой человек находится на очень опасном пути. Мы часто говорим о том, что и само богатство – это зона риска. Человек должен очень ответственно относиться к тому, что имеет.

И мы читаем:

«Вовремя же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду» (Мф. 14:6).

Блаженный Иероним Стридонский в своем толковании на Мф. 14:6 обращает внимание на то, что о праздновании дня рождения в Библии говорится дважды, и оба раза это кончается убийством. Первый раз это происходит в Книге Бытия, когда рассказывается о том, как фараон отмечал день своего рождения. Это кончилось тем, что он повелел убить хлебодара. А в этом случае говорится о том, как Ирод отмечает день своего рождения, это кончается смертью Иоанна Крестителя.

Собственно говоря, у православных христиан не было принято отмечать день своего рождения. Русские православные люди всегда отмечали день Ангела. А традиция отмечать еще и день рождения возникла только в советский период. Подобное отношение ко дню рождения было связано с тем, что человек не знает, чем завершится его жизнь. Родился ли он для того, чтобы войти в Царствие Божие или оказаться в аду. Так, например, в книге Иова, мы видим, как Иов проклинает день своего рождения. Испытав тяжелейшие испытания, он с ужасом вспоминает, что, когда-то родился в эту жизнь. Неужели на такую муку он и родился?

Это точка зрения блаженного Иеронима.

«Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады» (Мф. 14:6).

Имеется в виду дочь его любовницы – жены брата.

«Плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя» (Мф. 14:6–8).

В другом Евангелии уточняется, что Ирод сказал: даже если попросишь до половины царства, я отдам. Мать этой плясуньи понимала, они итак все имеют, контролируя Ирода, запутав его своим сладострастием. И единственная угроза для их господства над Иродом – это Иоанн Креститель, который проявлял заботу о душе царя и говорил: не должно тебе иметь женою жену брата твоего.

И эта плясунья, по наущению матери своей, сказала:

«Дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним» (Мф. 14:8–9).

То есть ради своих приближенных, собратьев.

«Повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице» (Мф. 14:9–10).

В те времена на день рождения правителя было принято освобождать заключенных в темнице. Возможно, когда воины Ирода спускались в тюрьму, чтобы обезглавить Иоанна Крестителя, в какой-то момент он мог подумать, что произойдет его освобождение (пир вероятно был очень громким), но все получилось несколько иначе.

«И послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. Ученики же его, придя, взяли тело его» (Мф. 14:10-12).

Ученики Иоанна Крестителя назывались иоаннитами.

«Взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу». (Мф. 14:12).

Есть предание, что, когда голову Иоанна Крестителя на блюде преподнесли сначала царю Ироду, вдруг, совершенно неожиданно, эта голова на какое-то мгновение ожила, глаза мертвого пророка открылись, и уста произнесли: не должно тебе иметь жену брата твоего. Затем глаза сомкнулись и уста сомкнулись. Таким образом, Ирод пошел мимо Божьего наставления, возвещаемого Иоанном Предтечей и потерял возможность спастись, пережить «тшува» («покаяние» по-евр.).

Ученики забрали тело Иоанна, погребли его. Согласно церковному преданию впоследствии произошли первое и второе чудесные обретения головы Иоанна Крестителя.

«И, услышав, Иисус…» (Мф. 14:13).

Иисус услышал о тои, что произошло с Иоанном Крестителем.

«Удалился оттуда на лодке в пустынное место один» (Мф. 14:13).

С одной стороны, Христос научает нас никаким действием не провоцировать гонения на себя. Можно и удалиться, когда наступают гонения. С другой стороны, Господь научает нас таким образом молитвенно переживать трагедию того или иного верующего, если до нас доходит новость о том, что кто-то из наших братьев пострадал, или впал в состояние греха от дьявола, или от безбожников, когда подвергся мучениям.

«И, услышал, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один» (Мф. 14:13).

Обычно Христос уединялся именно для молитвы.

«А народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их» (Мф. 14:13–14).

Иоанн Златоуст дает такой интересный комментарий этому стиху: народ приступает к Иисусу Христу для созерцания чудес, а апостолы – для учения, для наставления в мире.

«Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селение и купили себе пищи» (Мф. 14:15).

Ученики как бы проявляют заботу об этих людях, которые настолько решительно следовали за Христом, даже немного бездумно, что забывали о том, что у них и продуктов нет, и время уже позднее, и где они будут вообще ночевать, где они будут находиться.

«Отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть» (Мф.14:15–16).

Эти слова обращены к каждому христианскому священнослужителю, ко всем нам, пастырям:

«Вы дайте им есть» (Мф.14:16).

Мы обязаны давать народу хлеб словом Божьим. Как и сказано в Писании:

«Не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек» (Втор. 8:3).

И от священника, в современных условиях, как и в древности, мир может ждать только свидетельство о Христе. Нет необходимости в том, чтобы проповедовать какие-то философские концепции, и, тем более, заниматься пустой политикой. Мы проповедуем Христа и при том распятого. Это свидетельство апостолов должно быть для нас Господним руководством к действию.

Итак, Христос говорит:

«Вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы» (Мф.14:16–17).

Пять хлебов аллегорически указывают на пять ран Иисуса Христа. Две рыбы образно символизируют Ветхий и Новый Заветы. А так как греческое слово «рыба» («ихтос) может расшифровываться как «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель», это означает, что как Ветхий, так и Новый Завет свидетельствуют о Христе. И Церковь имеет пять ран Иисуса Христа, действие которых через Таинства и проповедь полноты Библейского Откровения, может напитать всю Вселенную.

Однако ученики на тот момент были еще людьми «плотскими», потому что Дух Святой еще не сошел на них. Они не пережили Пятидесятницу и рассуждают «по-плотски».

«Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву, и взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу» (Мф.14:17–19).

Именно так следует приобщаться к Слову Божьему. Христос дает откровение ученикам, а уже ученики Христа – пастыри и архипастыри, передают эту духовную пищу народу.

«Благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных» (Мф.14:19–20).

Это таинственное указание на то, что двенадцать апостолов Иисуса Христа разойдутся по всей Вселенной и напитают своей проповедью Святого Евангелия всю человеческую ойкумену.

С другой стороны, Христос Сам призывал собрать оставшиеся куски. Для чего? Чтобы научить нас дорожить теми духовными и материальными милостями, которые Господь посылает нам, чтобы не расточать их, рачительно относиться ко всему этому и благодарить Бога, как за хлеб физический, так и за хлеб духовный, тот, что Господь ниспосылает нам.

«И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей» (Мф.14:20–21).

Почему в данном случае мы видим такое разделение: кроме женщин и детей? Это указание на то, что мужчины-миряне, которые научаются от пастырей и архипастырей, будут укреплять в вере своих жен и детей. В Писании говорится, что «Жене глава – муж» (1 Кор. 11:3). В другом случае, в Библии несколько раз говорится о том, что отец лично обязан преподавать Закон Божий своим чадам.

«И тотчас понудил Иисус учеников своих войти в лодку и отправится прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине» (Мф.14:22–23).

Здесь мы опять видим подтверждение того, что всякий раз уединяясь, Иисус пребывает в молитве.

«И вечером оставался там один. А лодка»

Имеется в виду лодка, в которой находились апостолы.

«Была уже на середине моря, и ее било волнами» (Мф.14:24).

В это время дул сильный ветер. Лодка – это символ Церкви, кормчим которой является Сам Христос. Лодка, которая остается без Христа (здесь Он пребывает на берегу какое-то время), подвергается волнению моря и противные ветры, («ветроучения») пытаются опрокинуть ее. Ибо Церковь сильна Христом и чем Она является вне Христа и без Христа?

«В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус» (Мф.14:25).

Почему в этом стихе говорится о страже? Потому что у каждого стражника, который имел свою стражу, то есть определенное время, когда он дежурил, было великое назначение – защищать народ. И Христос есть Тот, Кто оберегает весь народ Божий.

«В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали» (Мф.14:25–26).

Иногда людям кажется, что Христос покинул этот мир, что весть о Христе есть что-то призрачное, что-то такое, что трудно рассмотреть сквозь толщу веков и уже тысячелетий. Однако, это не совсем так, потому что далее мы читаем:

«Но Иисус тотчас заговорил с ними» (Мф.14:27).

Христос не прекращает диалог с нами. Этот диалог звучит всякий раз, когда мы читаем Святое Евангелие и размышляем над ним.

«Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь» (Мф.14:27).

Ободритесь, не бойтесь. Как мы нуждаемся в этих словах Христа, среди волнения этого мира.

Петр – самый импульсивный из апостолов. Хотя, Симон был в возрасте, темперамент у него был юношеским.

«Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде» (Мф.14:28).

Он ободрился, он уже бодрствует, он готов выйти из этой лодки и идти в сретение Спасителя.

«Он же…»

То есть Христос.

«…Сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде» (Мф.14:29).

Происходит удивительное событие. Вопреки всем законам природы, человек идет по воде и не утопает. По истине, все, что мы имеем во Христе, более чем чудесное. И Петр идет, пока взирает на Начальника и Вершителя жизни – Христа, но как только он отведет взгляд в сторону, начнет утопать.

«Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер» (Мф.14:29–30).

Петр перестал взирать на Иисуса. Он увидел сильный ветер. Как можно «увидеть ветер»? Это облака, которые носились над водами.

«Испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился»? (Мф.14:30–31).

В других Евангелиях дается уточнение: только тогда, когда Христос уже вел Петра в лодку, Он сказал ему: зачем ты усомнился, маловерный? То есть, сначала Он оказал помощь Симону, а затем обличил его.

К сожалению, мы поступаем наоборот. Когда видим, что люди утопают в сомнениях, грехах, мы начинаем обличать их. Прежде всего, необходимо ввести их в лодку, в прежнее церковное состояние. Как учит авва Дорофейт: даже не подходи к человеку со словами обличения, если у тебя нет для него слов исправления.

«Иисус тотчас простер руку, поддержал его, и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему» (Мф.14:31–33).

То есть, будучи Богом, Христос действует как Властелин мира природы.

«Поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Генисаретскую. Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных, и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись» (Мф.14:33–36).

И мы тоже ищем, как бы прикоснуться хотя бы края одежды Спасителя. Однако, через изучение Евангелия, мы касаемся не просто края Его одежды, но самого сердца Иисуса, ибо каждое слово Евангелия исходит из Его Божественного сердца.

Категория: Толкование на Евангелие. | Просмотров: 115 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]