Приветствую Вас Гость!
Суббота, 04.05.2024, 04:20
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2020 » Июнь » 24 » Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета. Евангелие от Матфея. Глава 15.
21:35
Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета. Евангелие от Матфея. Глава 15.

Евангелие от Матфея. Глава 15.

В 15 главе Спаситель обличает ложные предания, которые затемняют собой Слово Божие. Вера хананеянки, исцеление народа и насыщение 4000 человек.

Сегодняшнюю главу комментирует протоиерей Олег Стеняев.

И первая тема — это Христос и предание старцев. Эта тема очень актуальна, потому что и в наше время некоторые православные христиане используют каноническое право Церкви точно так же, как древние евреи использовали предписания Мишны, Талмуда, Гемары для того, чтобы осуждать других людей, бросать им разные обвинения.

«Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: (Мф. 15:1).

Зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб» (Мф. 15:2). Мы видим, что проблема этих книжников и фарисеев заключалась в том, что они предания старцев, авторитетных людей ветхозаветной Церкви, ставили выше самого библейского Откровения, Слова Божия, а в Священном Писании Господь провозглашает, даже на страницах Ветхого Завета, что прежде всего Он хочет милости, но не суда. И даже само церковное слово «канон», хотя и может быть переведено как «палка», но это не палка для битья, а «линейка», которая помогает нам соизмерять наши действия. А вот иудеи поступали так, как поступают некоторые и современные нам «архиправославные», которые засыпают других православных всякими цитатами из канонического права. Таким образом, церковное право превратилось для них в новый Талмуд, и они себя ведут как талмудисты. И вот эти книжники и фарисеи высказывают Иисусу свои претензии. «Зачем ученики Твои преступают предания старев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб». Когда они произносили эти слова, им даже было невдомек, что прежде всего необходимо омыть, очистить свое собственное сердце. Для того, чтобы сделать замечание другому человеку, как минимум самому следует соответствовать правде Божией. Ведь если бы Господь предъявил нам все претензии в соответствии со своим Законом, то кто бы устоял перед ними?

«Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (Мф. 15:3). Этими словами Христос провозглашает приоритет, великое преимущество Слова Божьего перед любыми человеческими традициями.

«Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. (Мф. 15:4)

А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, (Мф. 15:5)

Тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Мф. 15:6). О чем здесь идет речь? Люди, к которым обращается Иисус, не хотели жертвовать средства на содержание своих родителей, и когда те просили помощи, они говорили, что мы уже это пожертвовали на богоугодные дела. Эти деньги, которые мы откладывали для вас, это дар Божий, поэтому вы остаетесь без ничего. Никто не может заниматься благотворительностью за счет интересов своей собственной семьи, и христиане должны помнить об этом. В Священном Писании Нового Завета сказано: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). И вот какую оценку дает Христос этим людям:

«Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: (Мф. 15:7)

Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; (Мф. 15:8)

Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:9). Еще святой и праведный отец наш Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе» писал, что чистый источник воды Божией — это Священное Писание. Писания святых отцов – это чистый источник, но уже с примесью человеческого духа, а современные нам писания, – пишет Иоанн Кронштадтский, – это замутненный источник, и Церковь, всегда провозглашая приоритет Слова Божия, настаивала на том, что Предание следует проверять по Писанию, точно так же, как и библейский канон мы устанавливаем по Преданию. Одно дополняет другое, но превыше всего Слово Божие, ибо как говорит сам Бог: «Мои пути — это не ваши пути» (Ис. 55.8). И далее говорится о том, что на самом деле оскверняет человека.

«И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте»! (Мф. 15:10). Он не говорит эти слова книжникам и фарисеям, потому что видит озлобление их лицемерных сердец, но хочет объяснить их заблуждение простому народу и, прежде всего, своим ученикам. Мы знаем, что Христос предупреждал апостолов беречься закваски фарисейской и саддукейской, опасаясь, что и в Церковь могут проникнуть подобные настроения.

«Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. (Мф. 15:11)

Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? (Мф. 15:12)

Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; (Мф. 15:13)

Оставьте их: они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14). В каком случае человек не является слепым? Если он руководствуется заповедью Божией, словом Господним, как говорил псалмопевец Давид: «Слово Твое – светильник ноге моей» (Пс. 118:105).

«Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию. (Мф. 15:15)

Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? (Мф. 15:16)

Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? (Мф. 15:17)

А исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, (Мф. 15:18)

Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15:19)

Это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека…» (Мф. 15:20). О чем здесь говорит Христос? Речь идет о том, что в результате грехопадения чувственный аппарат человека пострадал наиболее серьезным образом, а средоточием всех чувств в понимании людей того времени было сердце. Христос говорит: из сердца исходит то, что оскверняет человека – злые помыслы, убийства, прелюбодеяние, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. И если кто -то говорит нам, православным христианам: «отключи ум, включи только сердце», это безумное предложение. Православный христианин заботится о том, чтобы, наоборот, ум погрузить в сердце и рассматривать любое движение своих чувств. Ведь чувственный аппарат каждого из нас находится в тяжелейшем состоянии, и апостол Павел много писал об этом, например: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего» (Рим. 7:22-23). Также апостол Павел понимал опасность того, что на молитве человек будет включать только свое сердце и отключать ум. В четырнадцатой главе первого послания к Коринфянам он восклицает: «Что же делать?» И сам отвечает: «Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1 Кор. 14:10). Потому что великая опасность – доверять чувственному аппарату, который очень поврежден в результате грехопадения. Так Христос и говорит о сердце — исходящее из сердца оскверняет человека, а есть неумытыми руками – не оскверняет человека. Далее в этой главе рассказывается о вере женщины хананеянки, которая не принадлежала к еврейскому народу. У этой женщины была серьезная проблема, с которой она решила обратиться за помощью к Иисусу.

«И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. (Мф. 15:21)

И вот, женщина Хананеянка выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф. 15:22). Слово «хананеянка» указывает на то, что женщина принадлежала к одному из тех семи народов, которые сам Господь повелел, прогнать из Святой земли за их греховность и языческий образ жизни.

«Но Он не отвечал ей ни слова» (Мф. 15:23). Почему? Когда Господь наставлял апостолов, об этом мы читали в десятой главе Евангелия от Матфея, Он говорил им: «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;

а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф.10:5-6). Сам Христос в начале своей миссии проповедовал только среди евреев. Поэтому на возгласы этой женщины Он не отвечал ни слова.

«И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами» (Мф. 15:23). То есть она шла за ними и кричала эти слова: «Помилуй меня, Господи, сын Давидов».

«Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15:24). Здесь Он отвечает хананеянке так, как наставлял апостолов: «наипаче к погибшим овцам дома Израилева».

«А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне (Мф. 15:25).

Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15:26). Псами называли язычников. Псы – «гоим» (на древнееврейском), но иногда и самих евреев Закон Божий, Пятикнижие Моисея называет псами, «гоим», например, когда братья продают Иосифа Прекрасного в египетское рабство, Библия, книга Бытия называет их такими же лютыми псами по отношению к праведному Иосифу. То есть все зависит от личных качеств человека. Он может принадлежать к семейству верящих людей, но сам быть маловером. Язычников же называли в ту эпоху псами за их агрессивность. Окружавшие Израиль языческие империи постоянно нападали на маленький еврейский народ, и всячески пытались обратить его в идолопоклонство. Итак, Христос говорит в ответ даже не этой женщине, а своим ученикам: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам».

«Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27). Эта женщина оказалась очень религиозной. Она проявляет смирение, которого мы не обнаруживаем у книжников и фарисеев. В момент Страстей Господних именно они оказались лютыми псами, которые всячески нападали на Него, особенно когда кричали «распни, распни его». Как и в случае с Иосифом Прекрасным, который был прообразом Христа, Он пришел к своим, а свои Его не приняли, предав за серебряники.

«Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15:28). То есть чудо исцеления дочери этой женщины происходит потому, что те духовные качества, которые хананеянка обнаружила в своем сердце, поразили даже Христа. Как и в случае с сотником, тоже язычником, сказано, что Христос даже удивился, увидев такую веру. Далее происходит исцеление дочери этой хананеянки. После этого рассказывается об исцелении больных у моря Галилейского.

«Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. (Мф. 15:29)

И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; (Мф. 15:30)

Так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева» (Мф. 15:31). Блаженный Феофилакт пишет: «Ученики преступают к Господу для научения в вере, а народ ищет чудес». Но, даже несмотря на то, что люди искали в общении со Христом прежде всего преимуществ для себя и своих родных, Господь проявляет милосердие и по отношению к таким людям. Он исцеляет всех этих больных чудесным образом. И далее говорится о втором умножении хлебов. О первом мы уже читали в четырнадцатой главе.

«Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их наевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге (Мф. 15:32)

И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?» (Мф. 15:33) Люди с таким энтузиазмом следовали за Христом, что даже забывали о необходимости взять с собой хлеб. Как можно удаляться из населенных пунктов в пустыню, не думая про питание? Столь сильным было их стремление ко Христу.

«Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок» (Мф. 15:34). В первом случае у учеников было пять хлебов и две рыбы. Пять хлебов символизирует пять ран Христа, а две рыбы одни комментаторы истолковывают как Ветхий и Новый Завет, а другие, как человечество и божество Иисуса Христа. В описываемом случае, семь хлебов указывают на семь таинств Церкви, которые сообщают людям исцеление и духовно насыщают их. Рыбы, в данном случае символизируют людей, уверовавших во Христа. Как говорил Иисус апостолам: «Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19).

«Тогда велел народу возлечь на землю. (Мф. 15:35)

И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу» (Мф. 15:36). Число рыб здесь не указано. При этом говорится «некоторое количество», и, тем самым, подчеркивается, что, если служителей таинств Церкви и немного, но они самой силой таинств могут совершать великие дела. Христос раздает рыбу и хлеб ученикам, а ученики народу. Мы уже знаем смысл этого действия. Через священнослужителей, через трехчинное православное духовенство, – епископат, пресвитериат и диаконат – Христос и ныне подает народу Божьему все необходимое и потребное для спасения.

«И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных» (Мф. 15:37). В результате, семь хлебов превратились в семь полных корзин. Аналогичным образом, когда благодатные дары через таинства достигают нас, мы сами начинаем приносить соответствующие плоды перед Богом.

«А евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей (Мф. 15:38)

И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские» (Мф. 15:39). Этими словами оканчивается чтение пятнадцатой главы Евангелия от Матфея.

https://ekzeget.ru/mediateka/detail-evangelie-ot-matfea-glava-15-protoierej-oleg-stenaev/

Категория: Толкование на Евангелие. | Просмотров: 185 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]