Приветствую Вас Гость!
Пятница, 03.05.2024, 18:23
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Календарь

«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2020 » Июнь » 29 » Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета. Евангелие от Матфея. Глава 17.
15:10
Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета. Евангелие от Матфея. Глава 17.

Евангелие от Матфея. Глава 17.

Сегодня прочитаем о Преображении Господнем, об исцелении бесноватого лунатика и о предсказании Смерти Христовой.

17 глава Евангелие от Матфея с комментариями священника Олега Стеняева.

Сегодня мы продолжаем наши беседы на Евангелие от Матфея для портала «Экзегет». Читаем семнадцатую главу этого Евангелия. И первая тема — Преображение.

«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних» (Мф. 17:1). Почему Христос делает свидетелями Своего Преображения не двенадцать учеников, не одного ученика, а именно трех? По той причине, что Христос Сам свидетельствует о Себе в Нагорной проповеди: «Не нарушить пришел Я, но исполнить [Закон]» (Мф. 5:17), а по Закону Божию любое дело верно при устах двух-трех свидетелей. Иисус взял Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор, чтобы они стали свидетелями Его чудесного Преображения, о котором впоследствии евангелисты поведали бы всей христианской ойкумене.

«И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). Зачем нужно было Преображение? В Новом Завете сказано, что Христос преобразит и нас самих в день воскресения. Преобразившись, Он показал верующим в Него, какая слава ожидает их по воскресении из мертвых. Иоанн Богослов в своем Первом соборном послании так и пишет: «Еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2).

«И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Мф. 17:3). Здесь мы видим еще двух свидетелей Преображения Христова. Таким образом, мы имеем трех свидетелей из земной жизни – Петра, Иакова и Иоанна, одного свидетеля из ада – Моисея, потому что даже все ветхозаветные праведники, умершие до пришествия Христа, душой сходили в преисподнюю («шеол»), лишь в день Воскресения Господь вывел их из ада, когда Он Сам воскрес из мертвых, и Илия – свидетель с небес, так как он не умер, а в огненной колеснице был вознесен на небо. Таким образом, и земля в лице Петра, Иакова, Иоанна, и ад в лице Моисея, и небеса в лице Илии были свидетелями чуда Преображения Христова.

«При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17:4). Конечно, Петр не совсем понимает, о чем говорит. Древнехристианский экзегет, византийский монах XII века Евфимий Зигабен называет такое намерение Петра «священным безумием». Пребывая в восторге от чуда Преображения Господня, он решил поселиться и жить с Иисусом, Моисеем и Илиею на этом святом месте, на горе Фавор.

«Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Это свидетельство Бога Отца. При Крещении Иисуса отверзлись небеса, и так же раздался голос: «сей Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение». Но на Иордане Бог Отец не сказал: «Его слушайте», потому что к тому моменту Христос еще не начал проповедовать. А от Иордана до горы Фавор, до Преображения, была и Нагорная проповедь Иисуса Христа, и многие притчи, которые Он рассказывал. Поэтому здесь Господь добавляет этот наказ.

«И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались» (Мф. 17:6). Как и во дни Исхода, когда Господа произносил десять заповедей, народ был в ужасе и умолял Бога и Моисея, чтобы им не слышать Голос Божий, и чтобы Моисей передавал им слова Божии устно.

«И, услышав (глас Бога Отца), ученики пали на лица свои и очень испугались» (Мф. 17:6). Ученики были по-настоящему богобоязненные люди. Но страх Божий и есть начало премудрости.

«Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь» (Мф. 17:7). Видение прекратилось.

«Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса» (Мф. 17:8). Казалось бы, происходит некое умаление чуда Преображения, но, на самом деле, эти слова: «они никого не увидели, кроме одного Иисуса» свидетельствуют о величии Иисуса Христа, Господа нашего, который есть альфа и омега, смысл человеческой истории. Он являет нам благодатные действия Бога, показывая заботу о нас. В Нем мы постигаем Бога Отца. И только взирая на Христа, мы пребываем в общении с Отцом и со Святым Духом. Как говорит Христос: «видевший Меня видел Отца» (Ин. 14.9). Христос пошел к Отцу по Вознесению на небо и умолил Его, и тот послал Духа Святого на землю для славы чад Божиих, для помазания в царственное священство. Поэтому во Христе мы имеем все.

«И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17:9). Почему апостолам было важно стать свидетелями Преображения Христа? Одно из объяснений таково. Христос готовится к страданиям вольным, добровольным, к смерти на кресте, и чтобы ученики поняли, что это именно добровольные страдания, накануне Он преображается перед ними, чтобы потом, когда они увидят его распятым, они бы поняли, что это добровольные страдания «нас ради человек и нашего ради спасения». Господь запрещает им до времени говорить об этом, пока Он не воскреснет из мертвых.

«И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» (Мф. 17:10). То есть прежде пришествия Христа надлежит прийти Илии. Так сказано и у пророка Малахии.

«Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; (Мф. 17:1)

Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф. 17:12). Здесь Христос говорит об Иоанне Крестителе, который был пророком в духе Илии. Мы знаем, что Ирод обезглавил Иоанна Крестителя.

«Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф. 17:13). И далее рассказывается о том, как Иисус изгоняет беса из подростка.

«Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, (Мф. 17:14)

Сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду» (Мф. 17:15). Как поразительно это напоминает и поведение наших детей, внуков, правнуков. Их, действительно, из одной крайности бросает в другую, «из огня в воду».

«Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. (Мф. 17:16)

Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда» (Мф. 17:17). На самом деле Христос здесь говорит не столько об апостолах, которые не смогли изгнать злых духов, сколько о самих заинтересованных в исцелении мальчика людях, не имевших достаточно веры. Ведь каждый раз, когда Иисус исцелял кого-то, Он требовал веру, или от того, кого исцелял, или от того, кто ходатайствовал за больного. Поэтому эти слова необязательно относить к святым апостолам. Их можно отнести и к близким исцеленного отрока. И такое толкование данного отрывка допускается. Существует и третье объяснение: эти слова вообще обращены не к апостолам, не к людям. Христос адресует их к бесам и демонам, которые мучали этого мальчика, и Господь возмущается их коварством. Все три истолкования имеют место быть. У Святых отцов часто встречаются разные толкования тех или иных мест Священного Писания, но в этом и заключается богатство христианской традиции, ибо одно толкование не исключает другое.

«И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. (Мф. 17:18)

Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?» (Мф. 17:19) Здесь, находясь с ними наедине, Христос назидает апостолов.

«Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20). Неужели апостолы были неверны? На тот момент это были простые, плотские люди. Они станут апостолами в полном смысле этого слова в день Святой Пятидесятницы, когда Святой Дух сойдет в их сердца.

«Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Здесь Господь «вооружает» своих учеников на будущее необходимостью соблюдать посты и молиться. Во дни земной жизни Спасителя, апостолы пребывали как бы в состоянии постоянной Светлой Седмицы, не соблюдая постов. Они начали поститься лишь после Вознесения Христова. И далее Христос вновь говорит о том, что Ему надлежит быть убитым и воскреснуть.

«Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, (Мф. 17:22)

И убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились» (Мф. 17:23). Даже когда Иисус говорит о том, что Его убьют, Он не оставляет учеников без надежды, свидетельствует о своем последующем Воскресении. Смерть не сможет удержать Его в своей власти. Даже на мгновение разлука со Христом была для апостолов трагедией. Далее рассказывается о подати на Храм.

«Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?» (Мф. 17:24). Дидрахмы – это серебряные монеты.

«Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? (Мф. 17:25)

Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны; (Мф. 17:26)

Но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь сатир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» (Мф. 17:27). Две дидрахмы – это размер подати дань на Храм. Он должен был поймать рыбу, в которой сатир, сатир – цена четырех драхм. Петр должен был заплатить за себя и за Христа. Таким образом, Господь научает нас не уклоняться от исполнения наших гражданских и религиозных обязанностей. Гражданские обязанности, как апостол Павел пишет в Послании к Римлянам: «…Кому подать, подать, кому оброк, оброк» (Рим. 13:7). А религиозная обязанность – проявлять заботу о Церкви и регулярно вносить какие-то пожертвования прежде всего на тот храм, куда верующий ходит на молитву, где он учавствует в Таинствах. Сегодняшняя семнадцатая глава преподала нам несколько важных уроков, которые мы постарались с вами усвоить.

https://ekzeget.ru/mediateka/detail-evangelie-ot-matfea-glava-17-protoierej-oleg-stenaev/

Категория: Толкование на Евангелие. | Просмотров: 210 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]