Приветствую Вас Гость!
Среда, 08.05.2024, 01:44
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2020 » Июль » 8 » Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета. Евангелие от Матфея. Глава 25.
21:54
Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета. Евангелие от Матфея. Глава 25.

Евангелие от Матфея. Глава 25.

Спаситель продолжает пророчествовать о кончине мира и уподобляет то время десяти девам. Подробнее об этой и других притчах нам сегодня расскажет протоиерей Олег Стеняев, который читает и комментирует 25-ю главу Евангелия от Матфея.

«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. (Мф. 25:1)

Из них пять было мудрых и пять неразумных. (Мф. 25:2)

Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. (Мф. 25:3)

Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих» (Мф. 25:4).

Девы – это неокрепшие души, которые еще не состоялись в благодати, то есть не вступили в брак с женихом – Христом. Число пять символизирует пять чувств человека. Несовершенство этих дев заключается в том, что они не очень управляются со своими эмоциями. «Из них пять разумных и пять неразумных». Разумные девы – те, которые, несмотря на несовершенства, контролируют мир своих чувств, а неразумные – те, которые не контролируют мир своих чувств и поддаются каким-то душевным волнениям, смятениям.

«И как жених замедлил, то задремали все и уснули» (Мф. 25:5). Людям свойственно думать, что то, к чему они стремятся, должно быстро произойти, но, если возникает какая-то пауза, многие расслабляются и впадают в некую спячку.

«Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. (Мф. 25:6)

Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. (Мф. 25:7)

Неразумные же сказали мудрым: “дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут” (Мф. 25:8).

А мудрые отвечали: “чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе”» (Мф. 25:9). Действительно, когда произойдет Второе пришествие Христа, мы не сможем помогать друг другу, каждый будет иметь заботу только о самом себе. Реально помогать друг другу мы можем в этой земной жизни до момента физической смерти или до момента пришествия Христова, а после этого, в чем Господь кого застанет, в том и будет судить. Собственно, назначение этой жизни и заключается в том, чтобы человек определился в добре или во зле. И когда человек или мир, в котором мы живем, определяется в добре или во зле, его существование прекращается. Повторюсь, речь идет как об отдельно взятом человеке, так и о целом мире, который приходит к своему завершению рано или поздно.

«Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились» (Мф. 25:10). Мудрые и неразумные христиане называются девами, так как они стремились к браку с женихом-Христом. Но нерадивые верующие не подготовились ко встрече со Христом и двери затворились.

«После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам (Мф. 25:11).

Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25:12). Эти слова Христа перекликаются с текстом, где на Страшном Суде люди будут говорить: «Господи, не Твоим ли именем мы пророчествовали, не Твоим бы именем бесов изгоняли?» И Христос скажет им: «Я никогда не знал вас. Идите от Меня проклятые в огонь вечный».

«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25:13).

Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое» (Мф. 25:14). Это другая притча.

«И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился (Мф. 25:15).

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; (Мф. 25:16).

Точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; (Мф. 25:17).

Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего» (Мф. 25:18). Каждый из нас имеет какие-то таланты, способности. Как я часто говорю, счастье человеческой жизни заключается в том, чтобы распознать намерение Божие относительно самого себя. Но иногда, имея те или иные таланты, человек не заботится о том, чтобы приумножать их. Например, у кого-то есть дар слова; почему он не использует этот дар для того, чтобы объяснять людям основы веры? Или у кого-то идеальный музыкальный слух и при этом еще и прекрасный голос, он может петь на клиросе и прославлять Господа в псалмопениях. Но часто, имея те или иные дары от Бога, люди не развивают и не используют их на благо Святой Церкви для того, чтобы служить Богу, и это проблема.

«По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета (Мф. 25:19).

И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них (Мф. 25:20).

Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21). Если мы верны Богу в том малом, что имеем, то награда будет велика. В каком смысле она будет велика? Ведь сколько мы можем трудиться на земле? Пятьдесят, сорок, тридцать лет, а награда – жизнь вечная. Это несоразмерные вещи – временное и вечное. Поэтому в любом случае, употребляя те или иные усилия на служение Богу, мы получаем в награду жизнь вечную. И в данном случае любые усилия, затраченные нами, абсолютно оправданы. «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.» Дай Бог, чтобы душа каждого из нас услышала эти слова.

«Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них» (Мф. 25:22). Совершенно необязательно иметь множество даров. Какими бы ни были таланты, они должны быть направлены на служение Богу.

«Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25:23). Интересно что, какими бы разными не были таланты и заслуги, награда одна и та же – вечная жизнь. Ибо Бог нелицеприятен.

«Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, (Мф. 25:24)

И, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» (Мф. 25:25). Он сохранил этот талант, но не приумножил, то есть не использовал по прямому назначению. Любой талант дается не как самоцель, а ради того, чтобы мы направили его на служение Создателю.

«Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; (Мф. 25:26)

Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» (Мф. 25:27). Если ты не можешь организоваться сам, обратись к тем, кто поможет тебе как-то реализовать твои таланты и способности.

«Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, (Мф. 25:28)

Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; (Мф. 25:29)

А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 25:30). Действительно, мы рождаемся в этот мир с хорошим здоровьем, ясным взором, прекрасным слухом, но, когда к концу нашей жизни, мы все это теряем и не приумножаем. И это проблема. Если человек потерял свое здоровье, занимаясь делами праведными, благочестивыми, прожил жизнь не напрасно, а пребывая в исполнении Божественного Закона, в общении с другими верующими, это благостно, а человек, замкнутый на себе, некое такое существо в футляре, это проблема.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» (Мф. 25:31). Здесь говорится о последнем суде.

«И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; (Мф. 25:32)

И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. (Мф. 25:33)

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: (Мф. 25:34)

Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; (Мф. 25:35)

Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:36). Описание Страшного суда, которое дается в этой главе, поражает тем, что на нем будет выясняться только один вопрос. На Страшном суде не будет никакого экзамена по сравнительному богословию, по догматическому богословию. Выяснится лишь один вопрос – был ли человек милосердным? Почему это важно выяснить на последнем суде? Потому что, как сказано, «суд без милости, не оказавшему милости» (Иак. 2:13). То есть мера того, как мы относимся к другим, и будет мерой того, как Бог отнесется к нам в день суда.

«Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? (Мф. 25:37)

Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? (Мф. 25:38)

Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? (Мф. 25:39)

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).

Что делает здесь Христос? Он делает то, чего не сделал ни один из основателей ни одной мировой религии, Он ставит знак равенства между Собой и любым другим человеком, живущим на Земле. В этом универсализм христианства. Служа ближнему, то есть помогая любому человеку, независимо от его национальности, вероисповедания, социального положения, возраста, пола, мы служим самому Христу. Ибо Христос приравнял Себя к каждому из нас. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: (Мф. 25:41)

Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; (Мф. 25:42)

Был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. (Мф. 25:43)

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? (Мф. 25:44)

Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. (Мф. 25:45)

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).

Христос нашего времени — это любой человек, с которым мы общаемся. Во-первых, каждый из нас создан по образу Божию. Как сказано в Писании: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1.27). «Образ» по-гречески – «иконас». Поэтому любой человек — это самая достоверная икона Бога. Но иконы, конечно, нуждаются в реставрации, в очистке своего пространства и так далее. Так вот, Христос наших дней — это и бомж, который встретился на нашем пути, и беспризорный ребенок, бредущий по дороге, это и сосед-инвалид, уставший от одиночества, и родственник, живущий где-то далеко от твоего города и нуждающийся в общении с тобой. Христос наших дней — любой страждущий, обремененный, которому нужна наша помощь, участие и поддержка. В этом сила и универсализм христианства. Служа любому человеку, малому по отношению к нам, мы служим самому Богу. И только этот вопрос будет рассматриваться на Страшном суде, «ибо суд без милости не оказавшему милости».

Категория: Толкование на Евангелие. | Просмотров: 231 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]