Приветствую Вас Гость!
Суббота, 04.05.2024, 00:57
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2020 » Июль » 10 » Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета. Евангелие от Матфея. Глава 27.
13:36
Протоиерей Олег Стеняев. Толкование Нового Завета. Евангелие от Матфея. Глава 27.

Евангелие от Матфея. Глава 27.

Сегодняшняя лекция насыщена Евангельскими событиями. Мы прочитаем о суде над Христом у Понтия Пилата, о смерти Иуды, о разбойнике Варавве, бичевании Спасителя, о Его распятии и крестной смерти.

Спасителя погребают в пещере и запечатывают гроб...

«Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; (Мф. 27:1)

И, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю» (Мф. 27:2). Здесь, как мы говорили в прошлый раз, иудейские религиозные лидеры нарушили очень важный галахический принцип, согласно которому еврея ни по какому обвинению нельзя отдавать в руки язычников. Этот принцип являлся основополагающим. Он обеспечивал братство всех евреев. Иудейские первосвященники и старейшины нарушают его самым грубым образом, передавая в руки язычников в общем-то молодого человека (в их понимании Иисус был молодым человеком), близкого к царскому дому. Все знали, что происхождение Христа по плоти было связано с родом царя Давида. И в еврейских источниках этот факт также нашел свое отражение. Старейшины народа знали, что Иисус был близок к дому Давидидов, и, тем не менее, вероломно передают его в руки языческих властей, на суд прокуратора Понтия Пилата, правителя.

«Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, (Мф. 27:3)

Говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. (Мф. 27:4)

И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф. 27:5). В прошлый раз мы уже беседовали о том, что Евангелия являют нам в этих событиях два типа раскаяния: раскаяние Петра, когда он услышал крик петуха, заплакал и раскаялся перед Богом, и раскаяние Иуды, которое, кстати, было очень деятельным – он возвращает тридцать сребреников, швыряет их на пол… Иуда пытается что-то поменять в своей судьбе. «Раскаялся, пошел и удавился». Это было раскаяние перед самим собой. Иуда потерял веру в Бога, в Его милосердие и принял решение, что его грех слишком велик и прощение уже невозможно. В любом случае это было неприемлемо: пока человек жив, он должен понимать, что есть какое-то намерение Божие относительно него. Трагедия Иуды заключается в том, что в своем грехе он замкнулся на себе. Псалмопевец Давид, напротив, являет нам пример подлинного покаяния, когда восклицает: «Из глубины воззвах к тебе, услышь меня, Господи!» (Псалом 129). А в случае с Иудой эта адская глубина уже цепко обхватила его душу и не выпускает бывшего апостола из своих лап.

«Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. (Мф. 27:6) То есть они сами брезгуют этими деньгами, которые дали Иуде.

Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; (Мф. 27:7)

Посему и называется земля та "землею крови" до сего дня. (Мф. 27:8)

Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, (Мф. 27:9)

И дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь» (Мф. 27:10). Как мы уже ранее говорили, у евангелиста Матфея наибольшее среди евангелистов количество ссылок на Ветхий Завет, так как, по преданию (об этом учит и «отец церковной истории» Евсевий Кесарийский) Матфей писал Евангелие для христиан Палестины, большую часть которых составляли евреи. Для них отсылки к Ветхому Завету были объяснимы.

«Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь» (Мф. 27:11). Обращает на себя внимание конструкция этого предложения. Здесь не сказано, что Иисуса «поставили перед правителем», как мы читаем в синодальном переводе. Любой перевод — это комментарий. И перевод предлагает нам другую конструкцию: «Иисус же стал перед правителем». Эти же страдания были вольными. Разве Иисус не мог умолить Отца, и Он не послал бы легионы ангелов в защиту Сына? Конечно, мог. Иисус действительно добровольно принял решение испить эту чашу до конца. Во время прошлой бесед мы видели борения Иисуса в Гефсимании, когда он трижды молился и трижды подчинился воле Небесного Отца. Итак, правитель спрашивает его: «Ты царь Иудейский?». На самом деле это было чисто политическое обвинение. Пилата интересует, претендует ли Иисус на царский престол?

«И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал» (Мф. 27:12). На допрос Христа пришел и действующий первосвященник, и первосвященник, который находился на покое. Иисус не отвечает на их вопросы. Здесь он научает нас в некоторых случаях молчать.

«Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?» (Мф. 27:13). То есть против Иисуса, по мнению прокуратора, собрано достаточное количество свидетельств. Согласно Торе, достаточно иметь двух-трех свидетелей. В данном же случае Иисуса обвиняют очень авторитетные люди, представители ветхозаветного религиозного «истеблишмента».

«И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился» (Мф. 27:14). Скорее всего Пилат привык к тому, что люди все время оправдывают себя, особенно перед лицом возможной смертной казни. Здесь же перед ним оказался такой обвиняемый, который не ищет для себя оправдания.

«На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. (Мф. 27:15)

Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; (Мф. 27:16)

Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? (Мф. 27:17)

Ибо знал, что предали Его из зависти» (Мф. 27:18). Действительно, когда люди одного цеха обвиняют другого человека их же цеха, это, как правило, делается из зависти. Как я часто говорю, никогда не доверяйте монаху, который ругает соседний монастырь, никогда не доверяйте архиерею, который ругает соседнюю епархию, никогда не доверяйте миссионеру, который обвиняет в чем-то другого миссионера. Люди одного цеха ведут себя порой неадекватно по отношению друг к другу. И для Пилата это было очевидно. Подобное единодушие он не встречал среди книжников и фарисеев, саддукеев. Кстати, первосвященники, как правило, в то время были саддукеями.

«Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. (Мф. 27:19)

Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. (Мф. 27:20)

Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву» (Мф. 27:21). Конечно, для Понтия Пилата большую угрозу представлял Варавва, убийца, смутьян и хулиган, по всей видимости зелот, нежели молчаливый раввин из Назарета, и для него, как для римского правителя, важнее было казнить Варавву, чем Иисуса. Он не видит опасности в Христе. Однако толпа была настроена просить освобождения Вараввы. А ведь эта толпа всего несколько дней назад, когда Христос входил в Иерусалим, и разнеслась весть о том, что Он воскресил трехдневного покойника Лазаря, эта толпа кричала: «Осанна Сыну Давидову!», приветствуя Христа на улицах Святого города. Но как переменчиво настроение толпы! Теперь они кричат: «Освободи Варавву»».

«Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. (Мф. 27:22)

Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят» (Мф. 27:23). Пилат – язычник. Он не видит причин для смертного приговора.

«Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (Мф. 27:24). Это действие означало, что Пилат закрывает процесс. Обычно перед закрытием судебного дела на голову судьи одевали плащ, он умывал руки, как бы свидетельствуя о том, что является лишь оружием закона, орудием в руках народа. Закон и народ выносят приговор сами.

«И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25). Мы знаем, что вся последующая история еврейского народа – это какой-то бесконечный, непрекращающийся холокост, когда, действительно, кровь оказалась и на тех людях, которые кричали: «распни!» и на их детях, то есть на всех их потомках, потому что вскоре начнется иудейская война, и большая часть еврейского населения будет просто физически уничтожена. Историк Иосиф Флавий описывает, что, когда Иерусалим был окружен римскими войсками, если кто-то из евреев убегал из города, его ловили и распинали. Кресты стояли вокруг всего Иерусалима, и когда осажденные в городе смотрели с крепостных стен, они видели эти кресты, и, думаю, вспоминали об одном распятом, о Христе. Ведь эти люди кричали: «Кровь Его на нас и на детях наших». Все это исполнилось буквально.

«Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие» (Мф. 27:26). Почему «бив, предал на распятие»? Это была обычная процедура. Человека должны были не просто казнить. Перед этом происходило избиение, в котором могли принимать участие обвинители. Затем обвиняемого передавали в руки воинов, палачей, которые исполняли приговор.

«Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк (Мф. 27:27)

И, раздев Его, надели на Него багряницу; (Мф. 27:28)

И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:29)

И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. (Мф. 27:30)

И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие» (Мф. 27:31). Вот таким кощунственным образом осуществляется избиение Христа этими солдатами-язычниками.

«Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» (Мф. 27:32). Кстати, по римским законам, орудие казни преступник должен был нести на себе. Почему же в данном случае крест заставили нести другого человека? Потому что Христос несколько раз падал под крестом. Он был изнеможен от тех избиений, которым подвергался, и даже римские воины, которые руководили всей экзекуцией, решили, что необходимо найти какого-то человека, который поможет Ему донести крест до места казни. «Одного киринеянина». Здесь мы видим некую неопределенность: какого-то одного, некоего киринеянина заставили нести крест. Это свидетельство того, что никто не должен отказываться от крестоношения, и, если Господь посылает некие испытания, или даже страдания, мы должны принимать их как будто из Его рук и страдать вместе со страдающим Христом.

«И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место» (Мф. 27:33). Почему холм имеет такое название? По преданию, это то самое место, где первые люди, после смерти Адама, положили его тело, потому что не знали что делать с мертвецом. Когда кожа от яркого солнца стала сползать со лба Адама, тело захоронили на этом месте, а холм назвали Голгофа, или «гора черепа», лобное место.

«Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» (Мф. 27:34) На самом деле уксус, смешанный с желчью — это анестезия, последний акт милосердия перед смертной казнью. Однако Христос, вкусив, отказался это пить. Почему уксус, смешанный с желчью, это анестезия? Потому что, принимая такой напиток, человек мог даже потерять сознание. От этой смеси уксуса и желчи происходило помутнение сознания, возникало опьянение, и казненный быстро погибал. Но Христос, который шел на страдания вольно, решил испить чащу страданий за наши грехи и преступления до конца.

«Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; (Мф. 27:35)

И, сидя, стерегли Его там; (Мф. 27:36)

И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37). Это тоже была обычная процедура. Как, например, во время Великой Отечественной войны человека приговаривали к казни и вешали табличку «партизан» или что-то еще, так и по римским законам, для случайно проходящих мимо людей, необходимо было давать какую-то информацию о том, в чем этот человек обвиняется. Была сделана надпись: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский.» И, вольно или нет, римляне согласились с тем, что Иисус – истинный царь Иудейский, то есть настоящий царь народа Божия, не такой как Ирод и его сын, Ирод Антипа, которые не были евреями (они были идумеями).

«Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую» (Мф. 27:38).То есть в данном случае исполняется пророчество о том, что Мессия буден к злодеям. Это было предсказано в Ветхом Завете. Иисуса распинают между двумя уголовниками.

«Проходящие же злословили Его, кивая головами своими (Мф. 27:39)

И говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. (Мф. 27:40)

Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: (Мф. 27:41)

Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; (Мф. 27:42)

Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. (Мф. 27:43)

Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его» (Мф. 27:44). Здесь мы видим неожиданную перемену в действиях врагов Христа. Сначала они настраивали толпу кричать «распни, распни». Теперь, наставляемые дьяволом, они начинают кричать «сойди с креста», и даже под благовидным предлогом. «И уверуем в тебя». Они заклинают именем Божиим. Если ты Сын Божий, сойди с креста». Почему такая перемена? Дьявол, который очень чуток к человеческим грехам, и, по сути, питается ими. Образно можно сказать так: дьявол все время вел Христа к этой казни, ибо сказано: «проклят всяк, висящий на древе» (Гал. 3:13). И вдруг, когда Иисус повис на Кресте, дьявол ощутил, что все грехи мира собираются на этом месте. Христос принял на себя грехи не только людей, который жили в Его дни, во дни Его земной жизни. Будучи Богом, который не ограничен ни временем, ни пространством, Он взял на себя грехи всех людей, которые жили до его воплощения, тех, которые уже впоследствии, после Его смерти, явятся в этот мир и будут грешить. Он взял грехи тех людей, которые еще не родились. Они родятся и будут грешить. Бог никак не ограничен, ни временем, ни пространством. Как Вездесущий, Он одновременно присутствует в каждой точке пространства в каждом мгновении времени. И дьявол вдруг понял, что происходит обесточивание его самого. Он, сила которого – грех, теряет как бы контроль над грехами. Будучи чутким ко грехам, он увидел, что Христос взял на себя грехи всего мира. И он начинает побуждать этих людей, книжников, фарисеев, саддукеев, которые были одержимы дьяволом, кричать «сойди с креста». Но Сын Божий вкусит муку до конца. Своей смертью Он должен попрать греховную смерть. То есть дьявол оказался, как Аман из Книги Есфирь, в ловушке. Аман готовил виселицу для праведника Мардохея, но на этой виселице был впоследствии повешен сам Аман. И здесь мы видим полное фиаско дьявола.

«От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; (Мф. 27:45)

А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Слова, которыми молится Иисус Христос, взяты им из Псалтири. Это псалом двадцать первый, второй стих. Таким образом, Христос научает и нас в самые трагические моменты нашей жизни молиться псалмами царя Давида.

«Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он» (Мф. 27:47). На самом деле Он произносил слова «Боже мой, Элохейну, Боже мой». Окружавшим слышалось это как имя Илия, «Элийя́ху» по-еврейски.

«И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; (Мф. 27:48)

А другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. (Мф. 27:49). То есть Иисусу опять предлагают анестезию.

«Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух» (Мф. 27:50). Здесь, конечно, некоторые удивятся. Ведь мы прочитали в сорок четвертом стихе: «Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его». А как же благоразумный разбойник? В других Евангелиях говорится о том, что он обращается ко Христу с просьбой «помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое (Лк. 23:42). Вначале именно два разбойника злословили Христа, но в некий момент тот, который был распят справа, понял, что это Сын Божий. В какой момент он мог это понять? Когда он услышал (это передают другие евангелисты), что, находясь на кресте, Иисус стал молиться за распинателей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34). Разбойник, который погибал во время этой жуткой казни, понял, что молиться за тех, кто причиняет тебе такие страдания, может только Сын Божий, Господь. И вот в этот момент, он меняет отношение к Иисусу и говорит: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое». И Христос отвечает ему: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43). В этом смысле одно Евангелие дополняет другое.

«И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» (Мф. 27:51). Разрыв завесы в Иерусалимском Храме («катапетасма» закрывала вход в Святая Святых) – символическое действие Бога, знамение, которое указывало на то, что благодать Божия покинула это место, которое теперь будет лишь архитектурным сооружением. Бог покинул это место, и пройдет всего несколько десятилетий прежде, чем придут римские легионы и сотрут Храм с лица земли.

«И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли (Мф. 27:52)

И, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27:53). Воскресение усопших – то, что произойдет в конце времен. Это не следует связывать с разрывом катапетасмы. Описываемое событие происходит в момент смерти Христа, а воскресение усопших случится уже по воскресению самого Христа. «Сущим во гробах жизнь даровав».

«Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54). То есть язычники обращаются ко Христу как к Сыну Божию.

«Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; (Мф. 27:55)

Между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых» (Мф. 27:56). Они смотрели на казнь издали. В непосредственной близости от Креста стояли лишь Дева Мария и Иоанн Богослов. Почему? Членам семьи не возбраняли находиться недалеко от места казни. Закон это допускал.

«Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; (Мф. 27:57)

Он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; (Мф. 27:58)

И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею» (Мф. 27:59). Тело Иисуса не было омыто, потому что все спешили, ибо наступала суббота.

«И положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27:60). То есть все делалось с поспешностью, потому что суббота наступала в пятницу с заходом солнца. И у нас богослужение следующего дня начинается на Всенощной, вечером накануне.

«Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба» (Мф. 27:61). На самом деле гроб находился рядом с Голгофой и Гефсиманией.

«На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату» (Мф. 27:62). Почему еваенгелист не говорит «суббота»? Потому что суббота – это шаббат, покой. А какой же это покой, если Господь во гробе? Это абсолютное беспокойство. Поэтому здесь предлагается некий намек на то, как по-настоящему выглядел этот день. И он был беспокойным. Ведь Учитель во гробе.

«И говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; (Мф. 27:63)

Итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. (Мф. 27:64)

Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. (Мф. 27:65)

Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» (Мф. 27:66). Смогут ли они удержать во гробе Того, о котором сказано, как о Боге, что «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28)? Камень привален ко гробу, на входе поставлена печать, запрещающая отваливать этот камень. К месту захоронения Иисуса приставлена охрана. Но можно ли удержать во гробе Живого Бога, сущего, самодостаточного такими усилиями? Конечно, нет.

https://ekzeget.ru/mediateka/detail-evangelie-ot-matfea-glava-27-protoierej-oleg-stenaev/

Категория: Толкование на Евангелие. | Просмотров: 163 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]