Приветствую Вас Гость!
Четверг, 09.05.2024, 16:43
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Июль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2015 » Июль » 2 » "Реплики" Александра Ткаченко
21:08
"Реплики" Александра Ткаченко
Работа и духовный рост
"Реплики" Александра Ткаченко

Недавно довелось столкнуться с любопытным мнением. Весьма уважаемый мною человек утверждал, что работа мешает его духовному росту. Ну, в том смысле, что составление бесконечных отчетов, согласование бесконечных документов и прочая бюрократическая чехарда отнимает у него слишком много времени и сил, так что их не остается ни на чтение духовной литературы, ни на молитву. А еще говорил, что христианские святые вообще не занимались работой в нашем понимании этого слова.

Эта мысль показалась мне интересной, и я решил посмотреть – что же говорили обо всем этом сами святые. Почитал книжки, порылся на православных сайтах в интернете. И вот к каким выводам пришел.

Тут всё зависит от того, каково это самое – наше понимание слова «работа». Если говорить о ней, как о необходимости ежедневно приходить в офис и выполнять там поручения руководства, то и в самом деле – вряд ли мы найдем в истории Церкви много святых с такой биографией. Но если говорить о связи молитвенной жизни святых и какой-либо трудовой деятельности, то здесь ответ будет вполне однозначным: абсолютно все святые считали труд необходимым дополнением к молитве. Святитель Иннокентий Херсонский говорил: «Вообще, у святых людей время разделено было между богомыслием и трудолюбием. Первым правилом их было питаться не от чужих, а от собственных трудов. Труда этого при всей скудости их внешнего состояния, хватало им даже на то, чтобы помогать ближним, питать алчущих, одевать нагих и искупать пленных».

Хотя, необходимо заметить, что на определенных этапах духовного роста работа, действительно, начинала мешать святым. Преподобный Исаак Сирин пишет об этом так:

«Блажен, кто… пребывает в безмолвии и не тревожит себя множеством дел, но всю телесную деятельность заменил трудом молитвенным и верит, что, пока трудится с Богом и на Него возлагает попечение день и ночь, не будет иметь недостатка в чем-либо крайне необходимом; потому что для Бога удаляется от рассеяния и от труда. Если же кто не может пребывать в безмолвии без рукоделия, то пусть работает, пользуясь рукоделием как пособием, а не для выгод, из корыстолюбия. Рукоделие назначается для немощных, а для более совершенных оно бывает причиною смятения. Ибо неимущим и малодушным Отцы положили заниматься работою, но не как делом необходимым».

То есть, работа действительно мешала, правда – лишь усовершившимся в молитве безмолвникам-аскетам. Но если я попытаюсь примерить на себя их опыт, то неизбежно придется признать – именно я-то как раз и являюсь тем самым – неимущим и малодушным, для которого работа служит некой подпоркой в духовной жизни.

И отношение к работе для меня можно уложить в самую простую норму христианского благочестия: человеку следует самому зарабатывать себе пропитание. Без исполнения этого правила любые разговоры о духовном росте окажутся безосновательными. А уж как распределить свое время и силы так, чтобы их хватало и на работу, и на духовную жизнь – каждый решает для себя только сам.

И ежели видишь, что пошел у тебя явный перекос в сторону работы – делай выводы, принимай решение. В конце концов святые ведь тоже в какой-то момент делали для себя выбор между работой, отнимавшей все их время, и тем необременительным трудом, который давал им достаточное пропитание и при этом не отвлекал от молитвы.

http://foma.ru/rabota-i-duhovnyiy-rost.html
Категория: Новости нашего прихода | Просмотров: 366 | Добавил: dad | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]