Приветствую Вас Гость!
Суббота, 04.05.2024, 12:29
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2017 » Апрель » 14 » Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
18:24
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
  Слова во дни Святой Пасхи
Слово в Первый день Пасхи

   Святой апостол Петр сказал: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому (1 Пет. 1:3).
   Тяжко и скорбно было апостолам, когда закатилось Солнце их, когда страшной смертью на Кресте умер их Учитель, всем сердцем ими любимый, Тот, Кого они исповедовали Мессией, Сыном Божиим, Христом. Им казалось, что все погибло с этой смертью, все рушилось: вся надежда, вся вера их. Как не восторжествовало Величайшее Добро, как не победила зло Сама Святая Любовь, сошедшая с небес?
   Когда святые апостолы Лука и Клеопа шли из Иерусалима в Еммаус, их встретил на пути воскресший Господь Иисус Христос. Но, как сказано в Священном Писании, глаза их были удержаны, так что они не узнали Его (Лк. 24:16). Они вступили с Ним в разговор как с простым спутником. Когда Господь спросил их, почему они так печальны, они с удивлением ответили: «Ты один только в Иерусалиме не знаешь, что случилось в эти дни. Разве не знаешь, что распяли нашего Господа, Учителя нашего, Того, в Кого мы верили? Мы же надеялись, что Он Тот, Кто должен избавить народ израильский. Но вот уже третий день ныне, как это свершилось» (см. Лк. 24:17-21).
   Они забыли слова Христовы о том, что в третий день после Своей смерти Он воскреснет. Если бы они помнили это, если бы без остатка вместили в свои сердца полное прекрасной надежды обетование великой радости, то не были бы печальны, а ждали бы Воскресения Христова. Но отчаяние апостолов было столь безграничным, что, когда Христос воскрес, когда святая Мария Магдалина увидела Его, когда другие жены-мироносицы, узрев пустой гроб и Ангела, сидящего на отваленном камне, побежали к ним в великом страхе, трепете и радости, чтобы возвестить им об этом, – даже тогда они сочли слова их ложью и не поверили им (см. Лк. 24:4-11).
   Когда потом в течение сорока дней Господь являлся Своим ученикам, они встречали Его по-разному. Иногда они смотрели на Него в страхе и смущении, думая, будто это призрак, дух Христа. И Господу приходилось убеждать их в том, что они ошибаются. Он показывал им Свои руки и ноги, пронзенные гвоздями, ел перед ними рыбу и мед (см. Лк. 24:39-40; 42–43).
   Вот что говорит о Воскресении Христовом св. апостол Павел: Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Но Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так через Человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: Первенец – Христос, потом Христовы, в пришествие Его (1 Кор. 15:12-14, 20-23).
   Безумно сомневаться в истинности Воскресения Христова, ибо если мы не верим в то, что Господь Иисус Христос воскрес и воскреснем все мы, значит, мы отвергаем все учение Его, все дела Его, все, что Он явил миру. Проповедь Его была проповедью о вечной жизни в царстве Божием, указанием пути к спасению. Как же не верить, что Христос воскрес?
   Что может лучше убедить людей в этом изумительном чуде – Воскресении Господа Иисуса Христа, – как не смерть Его? Неужели кто-нибудь смеет думать, что Святейший святых, Величайший Чудотворец и Учитель, Какого никогда не видел мир, стоявший неизмеримо выше прочих учителей, в Котором, по словам апостола, не было никакого греха (см. 1 Пет. 2:22), – Сын Божий мог быть навеки поглощен темной смертью? Если бы Он не воскрес, то в душах наших умерла бы вера в святую любовь и вечную правду. Тот, кто отвергает чудо Воскресения Христа, низко падает в нравственном достоинстве, ибо не верит в безусловное добро, в святую истину.
   А теперь вдумаемся в то, почему Господь в течение сорока дней по Воскресении являлся только Своим ученикам, а не всем людям. По нашему, человеческому, разумению кажется более естественным, чтобы Он в блеске Воскресения и величии славы явился как Победитель всему миру. Так кажется нам, но Господь судил иначе. Он знал, что величайшего чуда Воскресения Его не смогут вместить сердца людей, слышавших Его речи, постоянно видевших Его ходящим по улицам и площадям их городов. Такова человеческая природа: великие исторические события никогда не могут быть постигнуты во всей полноте и оценены их современниками. Нужны долгие годы, десятки, иногда даже сотни лет для того, чтобы, помышляя об этих событиях, смотря на них в далекой исторической перспективе, люди смогли понять их значение и сопоставить их со всеми условиями жизни, при которых они произошли.
   И величайшее из всех событий мира, Воскресение Господа Иисуса Христа, конечно, не могло быть постигнуто современниками. Поэтому тщетно было бы Господу являться им: они бы все равно не поверили своим глазам, не узнали бы Его, как не узнавали даже Его ученики. Они бы сомневались и спорили об имени Его. Одни, может быть, поверили бы в то, что Он воскресший Христос, а другие со злобой стали бы оспаривать возможность Воскресения.
   Господь знал, что только просвещенные Божией благодатью, горячо Его любившие ученики могли поверить увиденному и стать истинными свидетелями Его Воскресения, и предоставил им свидетельствовать о Себе всему миру, ибо проповедь апостолов была проповедью о Воскресении Христовом, о царстве небесном и о грядущем воскресении всех христиан. На их глазах воссиял из Гроба Господня небесный свет, который постепенно проникал в сердца способных его воспринять. И ныне свет Христов воссиял из Гроба Господня и озаряет наши сердца. Будем же жить в этом свете и тянуться к нему всем своим существом! Будем же лобызать ноги воскресшего ныне Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Аминь.
    6 мая 1945 г.
Слова во Второй день Пасхи
         И Слово стало плотью

   Только один раз в году читается первая глава Евангелия от Иоанна, и читается торжественно, многими священниками, на разных языках. Почему выбран именно этот отрывок? Потому что он содержит глубочайшие и важнейшие для нас тайны богословия.
   Святой апостол Иоанн Богослов был простым рыбаком, он нигде не учился, но благодать Божия совершенно переродила его и сделала одним из мудрейших людей на свете. Он называется Богословом, и ни один из богословов не может сравниться с ним. Евангелие его с начала до конца поражает глубиной понимания учения Христова. Оно отличается от других Евангелий – от Матфея, Марка и Луки, – ибо эти евангелисты излагают преимущественно то, что касается жизни и деяний Господа Иисуса Христа по Его воплощении. Никто из них не говорит с такой чудесной силой, как св. Иоанн, о предвечном существовании Бога Слова, Господа Иисуса Христа. Никто столь убедительно не утвердил нашей веры в Его Божественность, никто так глубоко не изложил Его сокровеннейшего учения и важнейших откровений и деяний, как св. Иоанн.
   В самом начале своего Евангелия св. апостол Иоанн именует Второе Лицо Святой Троицы, Господа нашего Иисуса Христа, Словом. Что значит это наименование? Самые разные слова живут в уме и сердце человеческом и исходят из них – слова истины и лжи, слова добрые и злые. Слово человеческое – то, что исходит из существа человеческого; то, что являет нам духовную сущность человека. Господь наш Иисус Христос называется Словом, потому что через Него было открыто и возвещено миру учение о Святой Троице. Из ума Божиего излилось слово проповеди Господа Иисуса Христа. Он был словесным Выразителем тайн Божиих и воли Божией.
   Мир создан Словом Божиим, так говорит и св. пророк Давид: Словом Господним утверждены небеса, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6). Все Силы Небесные сотворены Словом Божиим. Непосредственным Деятелем творения мира был именно Господь Иисус Христос – Слово Божие: Он Вседержитель и Творец мира. Поэтому и называется Он в Евангелии от Иоанна Словом.
   Вот как св. Иоанн утверждает предвечное существование Бога Слова и единосущность Бога Слова, Господа Иисуса Христа, со Отцом и Святым Духом.
    В начале было Слово (Ин. 1:1). В самом начале, когда мира еще не было, тогда уже было Слово, предвечно. И Слово было у Бога (Ин. 1:1). Это Святейшее Слово, Второе Лицо Святой Троицы всегда, от начала было у Бога, Оно было присуще Богу. И как слово человеческое рождается из ума человеческого, так и Бог Слово предвечно рождается от Бога Отца. И Слово было Бог (Ин. 1:1). Какое еще более определенное утверждение о Божестве Господа Иисуса Христа можем мы ждать?
    Оно было в начале у Бога (Ин. 1:2). Оно всегда существовало у Бога, в уме Божием. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1:3). Ничто, получившее начало, получившее существование, не начало быть без Него, от Него получило оно свое бытие. Как нам представить себе такое таинственное и дивное единение Бога Слова с Безначальным Отцом и Святым Духом? Это объясняет нам св. апостол Павел, который в Послании к коринфянам называет Господа Иисуса Христа Божией Силой и Божией Премудростью (см. 1 Кор. 1:24). Возможно ли, чтобы Божия Сила и Божия Премудрость не была едина с Самим существом Божиим? Было ли время, когда Ее не существовало?
   Святой апостол Павел также называет Господа Иисуса Христа Сиянием Отца (см. Евр. 1:3). Сияет солнце на небе и изливает свой дивный свет на все поднебесное. Разве может оно сиять, но не изливать на землю света? Если Господь Иисус Христос называется Сиянием Славы Отца, это несомненно значит, что Он всегда существовал, всегда был присущим Отцу и Единосущным с Ним, ибо из существа Святой Троицы всегда исходило Божественное сияние, а этим Сиянием и был Господь наш Иисус Христос.
    В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1:4-5). Он был для всех нас Источником жизни – жизни вечной, истинной, которая была светом для людей. Этот Божественный Свет и доныне сияет во мраке жизни человеческой, и никакая сила дьявольская не может угасить его.
    Был человек, посланный от Бога: имя ему Иоанн (Ин. 1:6). О каком Иоанне говорит здесь апостол? Конечно, о великом Предтече Господнем. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через Него (Ин. 1:7). Он пришел по Божиему повелению для того, чтобы уготовить путь Господу, прямыми сделать стези Ему (см. Мф. 3:3; Мк. 1:3; Лк. 3:4). Он светил миру светом своего сердца и приготовлял людей к восприятию истинного Света Христова, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1:9). Это просвещение получаем мы, христиане, в великом Таинстве Крещения.
    В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал (Ин. 1:10). Большая часть человечества Его не познала, отвергла Его. Пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин. 1:11). А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12). Он сошел с небес в мир земной, Им сотворенный, воспринял плоть человеческую от Пресвятой Девы Марии, пришел к Своему избранному народу израильскому, но не был принят большинством его. А тому меньшинству, которое приняло Его и полюбило Его всем сердцем, – ибо Он сказал: Я уже не называю вас рабами… Я назвал вас друзьями (Ин. 15:15), – дал власть быть чадами Божиими, таинственно вторично родив их уже не по хотению плоти, не по хотению мужа, а непостижимым рождением от Бога (см. Ин. 1:13).
    И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца (Ин. 1:14). Бог Слово воспринял человеческую плоть и тридцать три года жил с нами, исполненный благодати и истины. О Нем сказал Его Предтеча, что хотя Он родился по плоти позже, но стал впереди него, как Предвечный Сын Божий (см. Ин. 1:15).
   От Божественной полноты Его всеведения и любви излилась на весь род человеческий неиссякаемым потоком Божия благодать и всесовершенная истина. Ибо через пророка Моисея был дан закон о том, каких грубых грехов должны избегать люди, а от Господа Иисуса Христа мир узнал о гораздо более высоком нравственном совершенстве и обо всей полноте высшей истины. И не только узнал, но и получил благодатные силы к исполнению воли Божией.
   Да будем же мы все достойны этого великого дела Господа – спасения рода человеческого. Да отверзнутся сердца наши к принятию света евангельского, света Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
7 мая 1945 г.
святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
                          https://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/pasha-gospodnja/1

Материал подготовила Светлана Антонова
Категория: Частное мнение. | Просмотров: 281 | Добавил: dad | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]