Приветствую Вас Гость!
Четверг, 02.05.2024, 13:20
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Календарь

«  Март 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2021 » Март » 13 » Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?( начало)
17:59
Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?( начало)

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.

В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в Прощеное воскресенье — 14 марта.


Прощеное воскресенье, 14 марта 2021 года

14 марта — последнее подготовительное воскресение перед Великим постом. Церковь вспоминает изгнание Адама из Рая: на литургии в этот день звучат слова Спасителя из VI главы Евангелия от Матфея: «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Воскресным вечером совершается Чин прощения, чтобы мы могли начать Великий пост примиренными друг с другом. Также в этот день происходит заговенье — это последний день перед Великим постом, когда Устав позволяет есть непостную пищу. Поэтому это воскресение называется также Сырной неделей, т.к. им завершается Сырная седмица — Масленица.

Кроме того на воскресный день 14 марта приходится память 16 новомучеников, большинство из которых были расстреляны на Бутовском полигоне 14 марта 1938 года. Среди них — две родные сестры Макандины, Анна и Матрона, послушницы Алексеевского монастыря в Москве. А также трое односельчан, собравших средства на реставрацию храма для предотвращения его закрытия, — сохранились их фотографии за сутки до расстрела.

Подробнее о прощении и Прощеном воскресении читайте в наших материалах:

• Кого и как прощали святые?
• У кого надо просить прощение в Прощеное воскресение?
• Обида, или кому и зачем нужно прощение?
• Как научить ребенка прощать?
• Воскресение мелких обид

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

Кондак Недели сыропустной

Премурости Наставниче, смысла Подателю,/ немудрых Наказателю, и нищих Защитителю,/ утверди, вразуми сердце мое, Владыко!/ Ты даждь ми слово, Отчее Слово,/ се бо устне мои не возбраню,/ во еже звати Тебе:// Милостиве, помилуй мя падшаго.

Перевод: Премудрости наставник, разума Податель, Учитель неразумных и нищих Защитник, утверди, вразуми сердце моё, Владыка. Ты дай мне слово, Отчее Слово, — ибо вот, я устам моим не возбраню взывать Тебе: “Милостивый, помилуй меня, падшего!”


День памяти святых

Преподобномученица Евдокия Илиопольская (около 160–170)

Краткое житие игумении Евдокии слушайте на радио «Вера».

Мученики Нестор и Тривимий (III)

Претерпели муки за веру в Спасителя, но не отреклись от Него. Были обезглавлены.

Мученица Антонина Никейская (III–IV)

Святой мученице явились в тюрьме ангелы и устрашили палачей. Силой Божией она терпела жар железного одра, но осталась невредимой. Ее утопили.

Мученики Маркелл и Антоний

Не отреклись от Христа, за что были сожжены.

Преподобная Домнина Сирийская (около 450–460)

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

В саду своей матери она устроила хижину, ела только размоченную в воде чечевицу. Каждое утро и вечер приходила в храм, укрываясь покрывалом так, что никто никогда не видел ее лица. Голос ее, по словам жизнеописателя блаженного Феодорита, был «звучным и выразительным, и слова ее всегда сопровождались слезами».Мирно отошла к Богу.

Преподобный Мартирий Зеленецкий (1603)

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

Краткое житие чудотворца Мартирия слушайте на радио «Вера».

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Василий Никитский (3 января 1889 — 14 марта 1938)

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

Сын псаломщика, воспитанный матерью в числе 8 других детей, он принял сан священника в декабре 1915 года. Краткое житие святого, который пользовался большим уважением жителей Поречья (Можайский уезд), слушайте на радио «Вера».

Священномученик Вениамин Фаминцев (19 января 1873 — 14 марта 1938)

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

Единственный сын отца Вениамина Серафим, будучи больным от рождения, скончался в 1934 году в возрасте 25 лет, дочь жила отдельно, супруга отца Вениамина давно умерла. Батюшка жил один, все свое время посвящая служению Господу.

В 1936 году сельсовет запретил священнику ходить с молебнами по домам прихожан.

Чтобы ходить с молебнами, нужно было получить справку из мещеринской амбулатории, что в селе нет эпидемических заболеваний. В 1936 года работники амбулатории отказались давать такие справки, без которых сельсовет не давал разрешения на молебны в домах. Приходской совет все же просил разрешить ходить хотя бы с кружкой, к которой никто не прикладывается и в которую прихожане могут доброхотно опускать деньги на содержание храма, после того как священник поздравит их с праздником. Но и этого сельсовет не разрешил, мотивируя тем, что в селе эпидемия скарлатины, хотя всем было известно, что это всего лишь несколько жителей болели ангиной.

Тогда приходской совет храма направил заявление во ВЦИК.

Священномученик Вениамин родился в Коломне в семье священника Иоанна Фаминцева и его супруги Марии. Образование получил в Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1893 году. В 1894 году он поступил псаломщиком в храм в городе Клин Московской губернии. В 1901 году Вениамин Иванович был рукоположен во диакона ко храму в селе Карпово Богородского уезда, а в 1906 году – во священника к Троицкому храму в селе Троицком Бронницкого уезда Московской губернии. С 1912 по 1917 год он служил в Преображенском храме в селе Гари Дмитровского уезда, а в 1918 году был переведен в Крестовоздвиженский храм в Коломне.

С 1919 года он стал служить в храме Рождества Богородицы в селе Мещерино Коломенского уезда. В 1925 году отец Вениамин был возведен в сан протоиерея, в 1931 году награжден крестом с украшениями.

7 марта 1936 года приходской совет храма направил заявление во ВЦИК: «Приходской совет постановил обратиться за разрешением этого вопроса ввиду предстоящей Пасхи в постоянную Центральную комиссию при ВЦИКе. Если нельзя ходить с иконами и крестом, к которым прикладываются, то нельзя ли ходить безо всего, поздравляя с праздником и собирая священнику на прожитие и на уплату налогов, а старосте на поддержание церкви и также на уплату налогов...

Внутрицерковные доходы слишком малы, потому что народ, занятый в колхозах, не всегда имеет время ходить в церковь, – следовательно, остается главным доходом требоисправление (крестины, похороны), которых также немного, и хождение в праздники по приходу.

Приходской совет просит Культкомиссию дать то или иное разъяснение по этому вопросу». Ответа на это письмо прихожане не получили.

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

Летом 1937 года резко усилились гонения на Русскую Православную Церковь. 26 ноября 1937 года в районной газете «Вперед» появилась статья под названием «Совещание селькоров и редакторов стенгазет», в которой в качестве примера «подрывной» деятельности «церковников» сообщалось о священнике Вениамине Фаминцеве: «Мещеринский поп всеми способами пытается “подружиться” с колхозниками и “приблизиться” к ним. Он не прочь почитать газету колхозникам, “побеседовать” с ними о выборах, написать какое-нибудь заявление и т. д. В каждом таком случае любой факт, любую газетную заметку он пытается истолковать в выгодном для себя свете, клевеща на советскую власть, ведя контрреволюционную агитацию».

Прочитав эту ложь, отец Вениамин отправился к начальнику местной мещеринской почты узнать, кто автор этой статьи, чтобы лично объясниться с ним и спросить, на основании каких фактов была написана статья. Но начальник почты отвечать на этот вопрос отказался, сказав, что, мол, это секрет. Отец Вениамин, услышав такой ответ, только рукой махнул, сказав в сердцах, что «советской власти больше писать не о чем, как только собирать эти кляузы», – и вышел.

В начале 1938 года сотрудники НКВД потребовали от секретаря Мещеринского сельсовета, чтобы тот составил соответствующую целям НКВД характеристику на священника. Секретарь написал, что отец Вениамин занимался эксплуатацией ребятишек, заставив их однажды колоть дрова, проводил незаконно таинство крещения, не спросив на это разрешения сельсовета, ходил по некоторым домам, где люди настроены антигосударственно, что «отражается на работе и настроении колхозников».

27 февраля 1938 года отец Вениамин был арестован, заключен в тюрьму в городе Кашире и 2 марта допрошен.

– Следствие располагает материалами, что вы на похоронах... восхваляли Муссолини и политику фашизма. Вы подтверждаете это?

– Такого разговора я не припомню. Возможно и был какой разговор о международном положении, но восхвалять фашистов я не мог.

– Как вы смотрите на заметку про вас, напечатанную в газете «Вперед» 26 ноября 1937 года?

– Это чистая клевета, нет правдивого ни одного слова.

– Следствием установлено, что вы при получении данной газеты в помещении почты клеветали на советскую печать. Признаете это?

– Действительно, я в этот момент был на почте, говорил, что напечатана чистая ложь, и просил назвать мне фамилию селькора, на что мне ответили, что это секрет, – с этим я и ушел.

– Как и при каких обстоятельствах вы агитировали педагога Чекалина, который стал посещать церковь?

– Летом 1937 года я сидел на берегу реки. Ко мне подошел Иван Тихонович Чекалин и спросил меня, есть ли Бог? Я ответил, что да. И после этого мы с ним говорили часа два о жизни Христа. Он попросил у меня Евангелие. Я дал ему, после этого он стал посещать церковь.

– Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?

– В предъявленном мне обвинении я виновным себя не признаю.

На этом допросы были закончены, и 6 марта 1938 года следствие было завершено. 9 марта тройка НКВД приговорила отца Вениамина к расстрелу. Протоиерей Вениамин Фаминцев был расстрелян 14 марта 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.

Священномученик Михаил Букринский (19 ноября 1869 — 14 марта 1938)

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

В Троицкой церкви в селе Зименки Зарайского уезда отец Михаил прослужил 44 года, и с этим приходом была связана вся его жизнь. 2 марта 1938 года он был арестован и в тот же день допрошен.

– Следствием установлено, что вы, будучи недовольны существующим советским строем, вели контрреволюционную и антисоветскую деятельность... призывали народ к восстанию, требуя открытия церкви, клеветали на новую сталинскую конституцию... Признаете ли вы себя в этом виновным?

– Я никакой антисоветской и контрреволюционной деятельности, направленной против советской власти, не проводил и никогда не высказывал своих мыслей. Действительно, я лично считаю сталинскую конституцию куцей, так как в ней записано одно, а на деле проводится другое, – например, в конституции записано о свободном вероисповедании, а на самом деле большевики закрывают церкви, запрещают молиться, священников арестовывают и ссылают, тем самым насильственно запрещают вероисповедание, что явно делается против воли народа, – сказал священник.

Священномученик Михаил родился в селе Булыгино Зарайского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Алексия Букринского. В 1890 году Михаил окончил Рязанскую Духовную семинарию и в 1894 году был рукоположен во священника к Троицкой церкви в селе Зименки Зарайского уезда.

В 1929 году священнику предложили выполнить заведомо неисполнимое для него задание в виде сельскохозяйственных поставок государству, и за его неисполнение он был приговорен к 3 годам заключения. Отец Михаил опротестовал приговор в суде, и его заменили штрафом. В 1930-м и в 1931 годах он снова был оштрафован, а затем снова приговорен к 3 годам ссылки, но приговор был отменен.

Во второй половине 30-х годов правительством Сталина было принято решение о массовом уничтожении исторически сложившихся в России сословий народа, и в частности священнослужителей. Собирая материалы об отце Михаиле, сотрудники НКВД в феврале 1938 года допросили председателя сельсовета и директора сельской школы, и те показали, что священник Михаил Букринский в 1934 году призывал население организованно отстаивать в райцентре храм от закрытия. «Если вы сейчас не примете мер, – сказал он, – его большевики совсем сломают, большевики на это способны, их, нехристей, слушать не надо. Они вас обманывают, а вы им верите, – давайте действовать дружней, чтобы нам не лишиться храма Божьего». В июле 1936 года он «призывал население бросить полевые работы и пойти в поле и отслужить молебен о ниспослании Богом дождя». Часть колхозников на работу не вышла, а собралась около церкви для служения молебна. После этого председатель сельсовета вызвал к себе священника и предупредил его, чтобы он больше этого не делал. На что священник, по словам председателя, заявил, что в проекте новой конституции есть специальный пункт о свободном, беспрепятственном вероисповедании всех граждан, а «вы на местах искажаете законы и обманываете массу. Я пойду и скажу верующим, что вы нам не разрешаете соблюдать религиозные обряды; я вам подчиняться не буду, а буду делать так, как полагается пастырю».

– Следствием установлено, что в 1934 году вы призывали народ пойти с требованием об открытии церкви. Вы говорили: «Пока не поздно, идите требовать в райисполком открытия церкви, а если не пойдете, то большевики ее сломают. Большевики грабят не только вас, но и уничтожают церкви». Признаете вы это?

– Я никогда не призывал народ, чтобы он требовал открытия церкви, и не клеветал на советскую власть. Я считал, что эти требования бесцельны, хотя, действительно, ко мне верующие обращались с просьбой походатайствовать, но я отказывался сам ходатайствовать и предлагал похлопотать им самим.

– В чем вы считаете себя виновным?

– Виновным я себя ни в чем не считаю.

7 марта 1938 года тройка НКВД приговорила отца Михаила к расстрелу. Священник Михаил Букринский был расстрелян 14 марта 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Преподобномученик Антоний (Корж), иеродиакон (1888 — 14 марта 1938)

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

После окончании церковно-приходской школы он, как многие юноши из благочестивых крестьянских семей, предпринял паломничество на Афон, где тогда подвизались тысячи русских людей, ищущих духовного подвига и взыскующих Царства Небесного. Здесь он принял монашеский постриг с именем Антоний. Вернувшись в Россию, он был рукоположен во иеродиакона и служил в Кизилташском монастыре Таврической епархии. Когда начались гонения от безбожников-большевиков, монастырь был закрыт.

Сначала он стал служить в Воскресенском храме в Ливадийской слободке. После закрытия и этого храма иеродиакон Антоний служил в Плещеевской церкви, расположенной на кладбище города Ялты. Здесь он прослужил до гонений 1937 года.

К этому времени власти закрыли ялтинский Александро-Невский собор, но верующие и духовенство с этим не согласились и стали добиваться его открытия. Власти отказывались рассматривать этот вопрос, отговариваясь тем, что зарегистрированная ранее двадцатка не предпринимает со своей стороны никаких шагов. Иеродиакон Антоний вместе с прихожанином Александро-Невского собора отправился в горисполком, чтобы получить разрешение на регистрацию новой двадцатки, но в этом им было отказано.

По благословению настоятеля Плещеевской церкви иеродиакон Антоний собирал у себя активных прихожан, чтобы вместе выработать решение, как все же добиться открытия собора. На одном из таких собраний в начале 1937 года верующие приняли решение еще раз идти с ходатайством в горисполком. Здравомыслие не допускало, что власти откажутся пойти навстречу православным на основании самих же принятых этими властями законов.. Верующим еще раз было отказано, однако их не арестовали после прихода в горисполком – еще не были приняты чрезвычайные законы. Но во второй половине 1937 года все из активно хлопотавших об открытии собора были арестованы.

Иеродиакон Антоний был арестован 9 декабря 1937 года. Начались допросы, на которых иеродиакон категорически отказался себя оговаривать и признавать виновным, на что следователь заявил:

– Вы лжете! Следственными материалами вы изобличены в предъявленном вам обвинении!

– Я ничего не знаю, так как агитации не вел.

Следователь собрал показания лжесвидетелей, а также показания тех, кто, не выдержав допросов, оговорил отца Антония, и, зачитав их, сказал:

– Вам зачитаны четыре показания свидетелей. Подтверждаете вы эти показания?

– Нет, не подтверждаю, потому что они ложны.

– Вы заявляете, что данные показания ложны. Вы с кем-нибудь из свидетелей находились в плохих отношениях?

– Нет. Со всеми свидетелями, которые показывают на меня, что я вел контрреволюционную работу, я находился в хороших отношениях.

– Если вы находитесь с указанными лицами в хороших отношениях, значит они ложные показания давать не могли, – заключил следователь.

24 декабря следствие было закончено, и 9 февраля 1938 тройка НКВД приговорила иеродиакона к расстрелу. Иеродиакон Антоний (Корж) был расстрелян 14 марта 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.

Преподобномученицы Анна (5 ноября 1892 — 14 марта 1938) и Матрона (1989 — 14 марта 1938) Макандины

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

Анна

Родились в селе Константиново Владимирской губернии в семье крестьянина Алексея Макандина. Поступили послушницами (Матрона в 1910, Анна в 1914) в Алексеевский монастырь в Москве, располагавшийся на Верхней Красносельской улице. В 1924 году монастырь был безбожной властью закрыт, и послушницы поселилась вместе с монахинями монастыря на квартире, где сохраняли монашеские правила и устав, зарабатывая на пропитание шитьем одеял. Первый арест произошел в 1930 году, а затем ссылка на 3 года в Архангельскую область. В 1934 году, по окончании ссылки, они вернулась на родину в село Константиново. В 1938 году — последний арест.

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

22 февраля 1938 года Анна Алексеевна была арестована по обвинению «в распространении провокационных слухов о скором падении советской власти» и заключена сначала в тюрьму в городе Загорске, а потом в Москве.

Лжесвидетели показали, будто она говорила, что это Господь так наказывает: коммунисты организовали колхозы, православных ограбили и теперь они работают день и ночь задаром, все идет в пользу коммунистов – из-за того, что люди отреклись от Бога и веруют антихристу. Православным лучше бросить работать и идти в церковь молиться Богу.

– Обвиняемая Макандина, за что вы агитировали население в октябре 1937 года? – спросил следователь.

– В октябре я работала на поденной работе. Я вспоминаю случай, когда мы, вместе несколько человек, шли с работы домой. Разговор был о том, что в колхозах стало жить лучше, что советская власть дала колхозникам счастливую жизнь. Это была частная беседа, но против советской власти я никогда не говорила.

– Обвиняемая Макандина, вы признаете себя виновной в антисоветской агитации, которую вели в декабре 1937 года среди колхозников?

– В декабре я работала вместе с другими. Мы рубили капусту. Разговор был о войне. Я говорила, что на нас идет японец, но так как советская власть стала сильна, то войны не допустят; но что касается разговоров против советской власти, то я их не вела.

– Обвиняемая Макандина, что вы говорили в ноябре 1937 года колхозникам, стоя у своего дома?

– Я точно не помню в каком месяце, но с колхозниками вечером у моего дома был разговор. Говорили, что теперь, против царизма, стало жить всем лучше, налоги стали небольшие, всего стало больше. А кроме этого ничего не говорили, а я большую часть времени нахожусь дома.

– Обвиняемая Макандина, признаете ли вы себя виновной в том, что опошляете вождей партии и правительства?

– Я к советской власти враждебно не настроена, я довольна советской властью... и виновной себя в антисоветской агитации не признаю.

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

Матрона

26 февраля 1938 года послушница Матрона вновь была арестована по обвинению «систематической контрреволюционной агитации и активной пропаганде». Виновной она себя не признала.

8 марта 1938 года тройка НКВД по Московской области сестер приговорили к расстрелу. Мученическую кончину послушница Матрона приняла 14 марта 1938 года на Бутовском полигоне под Москвой вместе со своей сестрой инокиней Анной. Ппогребены они в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Преподобномученица Дарья Зайцева (1870 — 14 марта 1938)

В 19 лет поступила послушницей в Борисоглебский Аносин монастырь. В 1928 году обитель была закрыта, и она переехала в село Холмы Истринского района, где в то время жило много монахинь из закрытых советской властью монастырей. Поселилась в сторожке при Знаменской церкви и помогала в храме, в 1934 году Дарья Петровна была избрана старостой храма.

3 марта 1938 года послушница Дарья была арестована. Сотрудник уголовного розыска потребовал рассказать о проводимой ею среди населения села Холмы контрреволюционной агитации.

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

Дарья Петровна ответила, что советской властью она недовольна, что при царском правительстве жилось несравненно лучше, что после прихода к власти коммунистов стало жить хуже, православных притесняют, сажают в тюрьмы священников, диаконов, монахинь. На этот случай она уже приготовила себе вещи и ожидала, когда ее арестуют.

Она подтвердила следователю, что недовольна существующим строем, но единственно потому, что закрываются храмы и устраиваются гонения на православных, – по этой причине она смириться с существующим строем не может, и если это контрреволюционная деятельность, то ее она за собой признает.

8 марта 1938 года тройка НКВД приговорила послушницу к расстрелу, и она была переведена в Таганскую тюрьму в Москве. Послушница Дарья Зайцева была расстреляна 14 марта 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Преподобномученица Евдокия Архипова (1886 — 14 марта 1938)

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

Преподобномученица Ольга Жильцова (1887 — 14 марта 1938)

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

Мученик Василий Архипов (26 июлям 1876 — 14 марта 1938)

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

Односельчане из крестьян села Горетово, послушницы Евдокия и Ольга, а также псаломщик Василий, были арестованы в феврале 1938 года по доносу: «22 ноября на квартире монашки Архиповой происходило нелегальное собрание попов и монашек села Горетово... Вся эта поповская свора среди колхозников села Горетово ведет антисоветскую контрреволюционную деятельность, в результате чего в колхозе плохая дисциплина, в дни религиозных праздников агитируют не работать в колхозе, а ходить в церковь. Свою контрреволюционную деятельность они ведут открыто. Так например, бывшая монашка – ныне церковная староста Евдокия Архипова – под руководством попа производила среди населения незаконные сборы денег на капитальный ремонт церкви... и в настоящее время церковь капитально отремонтирована».

Виновными к контрреволюционной деятельности себя не признали. Были расстреляны вместе.

Преподобномученица Евдокия родилась в селе Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Сергея Архипова. В 1902 году она поступила послушницей в Казанский монастырь в городе Рязани, где в то время было более 350 насельниц. В 1909 году она была облечена в рясофор. В 1919 году обитель была закрыта безбожниками, и Евдокия вернулась домой и стала жить с родителями и племянниками в селе Горетове. В 1935 году она была избрана церковной старостой.

В это время председатель сельсовета уведомил верующих, что они должны отремонтировать храм, иначе он будет закрыт. В 1936 году члены церковного совета решили собрать средства на ремонт храма, и Евдокия всем, кто приходил в храм купить свечи или взять просфоры, стала говорить, что нужны деньги на ремонт храма. Люди давали кто сколько мог, сообщали другим, и так собралась сумма в 4000 рублей – и храм был отремонтирован.

Преподобномученица Ольга родилась в селе Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Егора Жильцова. В 18 лет Ольга поступила послушницей в Казанский монастырь в городе Рязани. После закрытия обители она вернулась домой и стала жить вдвоем с матерью. Когда нависла угроза закрытия храма, Ольга пошла к некоторым верующим уговаривать их, чтобы они не забывали храм Божий и оказали посильную помощь в ремонте храма, а иначе его могут закрыть и негде тогда будет молиться.

Мученик Василий родился в селе Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Максима Архипова. Василий окончил церковноприходскую школу; во время войны в 1916–1917 годах служил в армии рядовым. Вернувшись в село, он крестьянствовал, а когда началась коллективизация, записался в колхоз. В храме Василий Максимович пел несколько лет на клиросе и в 1937 году стал исполнять обязанности псаломщика.

Осенью 1937 года в село Горетово к секретарю местной комсомольской организации приехал сотрудник НКВД. Вызвав старосту Евдокию Архипову, он потребовал от нее список, кто является священником храма, кто псаломщиком, кто членом церковного совета. Взяв список, он уехал. Через некоторое время после его отъезда начальнику Луховицкого районного отдела НКВД поступил донос, будто в селе Горетово у Евдокии Архиповой состоялось «конспиративное совещание служителей культа... Собрание происходило с 9 часов утра до 16 часов дня, причем помещение было закрыто изнутри и занавешены окна».

15 февраля 1938 года сотрудники НКВД попросили соседа Евдокии, чтобы тот постучался к ней в дом; он согласился: Евдокия открыла ему дверь как соседу и была арестована.

26 февраля были арестованы Ольга Жильцова и Василий Архипов и заключены в тюрьму в Коломне.

– Почему вы ругаете колхоз и уговариваете, чтобы вам пожертвовали на церковь, а на заем не подписывались? – спросил следователь старосту.

– Я колхоз не ругала и не говорила, что колхозу долго не существовать, и против займа я ничего не говорила, и виновной себя в этом не признаю. Я признаю только то, что собирала деньги на ремонт церкви.

Вызвав на допрос послушницу Ольгу, следователь спросил ее:

– Вы в селе Горетово вели агитацию по вовлечению в группу верующих колхозников? Собирали деньги для попа? Вели агитацию против государственного займа и антисоветскую работу? Признаете себя в этом виновной?

– Виновной себя ни в чем не признаю. И агитацией не занималась, и колхозников в группу верующих не вовлекала, и против государственных займов не агитировала, и деньги не собирала – и про это я ничего не знаю, – ответила послушница, и на том ее допросы закончились.

– Вы, как псаломщик, – заявил Василию Максимовичу следователь, – вели агитацию среди населения за вовлечение колхозников в группу верующих, а также говорили колхозникам, что советская власть дана нам в наказание; вели агитацию против конституции, что, мол, имеется конституция, а на деле ведется гонение на Православную Церковь. Признаете себя в этом виновным?

– Нет, агитацией я не занимался, против конституции борьбы не вел и агитации против советской власти не вел. Виновным себя в этом не признаю, – ответил Василий Максимович.

В этот же день, 26 февраля 1938 года, следствие было закончено, и 8 марта тройка НКВД приговорила послушниц Евдокию Архипову и Ольгу Жильцову и псаломщика Василия Архипова к расстрелу. После приговора все они были перевезены в Таганскую тюрьму в Москве, где 13 марта тюремный фотограф сфотографировал их, чтобы при множестве людей, приговоренных к смерти, можно было сравнить, тех ли выводят на казнь. Послушницы Евдокия Архипова и Ольга Жильцова и псаломщик Василий Архипов были расстреляны 14 марта 1938 года и погребены в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

ФОМА

Категория: Православный календарь. | Просмотров: 243 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]