Приветствую Вас Гость!
Четверг, 02.05.2024, 04:46
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Март 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2021 » Март » 13 » Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?(ОКОНЧАНИЕ)
17:59
Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?(ОКОНЧАНИЕ)

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.

В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в Прощеное воскресенье — 14 марта.

Преподобномученица Александра Дьячкова (1893 — 14 марта 1938)

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

– В декабре 1937 года, будучи в магазине Теряевского сельпо в селе Шестаково, вы высказывали недовольство советской властью и партией, в частности относительно ареста попов. Дайте показание по этому вопросу, – потребовал от Александры Ивановны следователь.

– Да, действительно, в магазине я была, но контрреволюционных и антисоветских выступлений с моей стороны не было, за исключением того, что я говорила, что священника в нашей церкви еще нет, – и то я это говорила, отвечая на вопросы колхозников.

– Вам зачитываются выдержки из показаний свидетелей о вашей контрреволюционной и антисоветской деятельности, которые достаточно уличают вас в этом. Следствие требует дать по этому вопросу правдивые показания.

– Контрреволюционной и антисоветской деятельности я не вела, но колхозников я призывала, чтобы они посещали церковь и молились Богу, – ответила послушница.

Преподобномученица Александра родилась в селе Черноголовка Московской губернии в семье крестьянина Ивана Дьячкова. Александра окончила сельскую школу и жила вместе с родителями, помогая им по хозяйству. В 1914 года она поступила послушницей в Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь неподалеку от села Акатово, почему и монастырь зачастую называли Акатовским. Он был открыт в 1890 году, сначала как община, а в 1898 году получил статус монастыря с общежительным уставом. В обители было в то время два храма, две гостиницы и странноприимный дом. Всего здесь подвизалось около 70 сестер.

Придя к власти, безбожники потребовали закрытия монастыря, и сестры преобразовали его в сельскохозяйственную артель, которой по-прежнему руководила игумения. Но в 1927 году безбожники стали закрывать все артели, где подвизались монахини. Монашеская трудовая община в селе Акатове была разогнана, а игумения арестована. Послушница Александра вернулась на родину в село Черноголовку и поселилась в родительском доме. Однако любовь к обители, где было положено начало иноческих трудов, была столь велика, что Александра вновь уехала в Акатово и поселилась в одной из деревень вблизи монастырских стен.

С 1930 года надзор за монахинями, жившими вблизи закрытых обителей, усилился, ожесточились направленные против них репрессии, и Александра снова возвратилась в родительский дом. Сельская их церковь к этому времени лишилась пастыря, и Александра стала активно хлопотать о назначении к ним священника, что в конце концов ей удалось, и она взялась обустроить его жизнь на новом месте.

Сотрудники ОГПУ в это время принялись за аресты духовенства и иноков закрытых обителей. 21 мая 1931 года в числе других монашествующих была арестована и заключена в тюрьму в городе Ногинске и Александра. Были допрошены свидетели; один из них показал, что «Дьячкова распространяет нелепые слухи о нашем колхозе, говоря, что у нас колхозники голодные, скот дохнет, молоко сдают, а дети умирают с голоду... Дьячкова активный организатор... религиозных праздников».

Послушнице предъявили обвинение в агитации против колхозного строительства, что в «1930 году в момент перевыборов сельсоветов она говорила: “Все равно в колхоз никто из честных крестьян не пойдет: там собираются одни лодыри, которые не хотят работать, – пусть коммунисты с ними работают”».

Вызванная на допрос, послушница Александра сказала, что она действительно в течение многих лет подвизалась в монастыре и ушла из него только после того, как он был закрыт, а игумения арестована. А что касается предъявленного обвинения, то «агитации против колхозов я не вела», – заключила послушница.

29 мая 1931 года тройка ОГПУ приговорила послушницу Александру к 5 годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена на строительство Беломорско-Балтийского канала.

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

В 1934 году Александра Ивановна была освобождена и поселилась в родном селе; в том же году скончалась ее мать, и, прожив около полутора месяцев дома, она уехала в Волоколамский район, где меньше была вероятность подвергнуться аресту как отбывшей лагерный срок и поселившейся вблизи Москвы.

Александра Ивановна жила у своих знакомых в разных деревнях, подрабатывая той или иной поденной работой. В октябре 1937 года послушница устроилась работать сторожем и уборщицей в храм Рождества Богородицы в селе Шестаково Волоколамского района и поселилась в церковной сторожке. В той же сторожке жил и священник. Вскоре священника арестовали, и хотя храм не закрыли, но службу вести стало некому. Послушница Александра была арестована 28 февраля 1938 года и заключена в тюрьму в Волоколамске.

4 марта 1938 года тройка НКВД приговорила Александру Ивановну к расстрелу, и она была перевезена в Таганскую тюрьму в Москве. Послушница Александра Дьячкова была расстреляна 14 марта 1938 года и погребена в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Священномученик Петр Любимов (6 января 1867 — 14 марта 1938)

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

Краткое житие священника, построившего каменный храм взамен обветшалого в начале века и не давшего ее закрыть до самой своей смерти, слушайте на радио «Вера».

Мученица Надежда Аббакумова (16 сентября 1880 — 14 марта 1938)

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

Во время гражданской войны супруга Надежды Петровны — Василия Сергеевича — призвали на фронт, где он погиб, и Надежде Петровне пришлось одной воспитывать четверых детей. Как глубоко верующий человек, она в 1925 году сначала была выбрана в церковный совет, а с 1928 года стала старостой храма Рождества Христова в селе Мартыновском, что в то время означало принятие на себя обязанностей вести все отношения с властями, враждебными Церкви.

До 1932 года Надежда Петровна имела еще какое-то хозяйство, состоявшее из коровы и лошади, но в этом году власти отобрали у нее все за неуплату налогов; в 1933 году суд приговорил ее к штрафу за неуплату налогов и в 1934 году снова приговорил ее к штрафу.

В 1936 году в Мартыновском был арестован служивший здесь священник Петр Кедров, и Надежда Петровна пригласила сюда служить священника соседнего прихода протоиерея Петра Любимова, который с этого времени стал окормлять два прихода, и Надежда Петровна помогала ему отстаивать храм от закрытия. Она была арестована вместе со священником 2 марта 1938 года и заключена в тюрьму в городе Кашире.

– В чем выражалась ваша связь со священником Любимовым? – спросил ее следователь.

– Связь была по службе в церкви, – ответила староста.

– Какие были у вас разговоры во время посещения друг друга?

– Во время посещения моей квартиры священник вел разговор, что церковь надо через верующих поддерживать, – может быть, через год-два что-нибудь изменится к лучшему.

– Что хотел этим сказать Любимов? Jжидал ли он через год или два изменения власти?

– Он говорил, что, может, придет время, когда церковь будет служить как и прежде, – относительно перемены власти он ничего не говорил.

– Следствием установлено, что вы, как церковная староста, собирали единоличников и среди них вели антисоветскую агитацию, чтобы они не ходили в колхоз и не платили государству налоги.

– Да, я собирала единоличников и вела с ними разговоры о колхозном строительстве и неуплате налогов, так как у меня самой сельсовет отобрал корову за неуплату налогов.

– Признаете ли вы себя виновной в антисоветской агитации против советской власти и колхозного строя?

– Виновной себя в антисоветской агитации не признаю, я только говорила против колхозного строя, что колхозное строительство – это дело плохое.

– Вы говорили, что советская власть грабит народ?

– Этих разговоров с моей стороны не было, я говорила о том, что платить налог не стану.

9 марта 1938 года тройка НКВД приговорила Надежду Петровну к расстрелу. Староста храма Надежда Петровна Аббакумова была расстреляна 14 марта 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Священномученик Александр Ильенков (9 апреля 1896 — 14 марта 1942)

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

Александр Александрович решил принять сан священника в то время, когда уже начались жестокие гонения на Русскую Православную Церковь. Узнав об этом, его жена воспротивилась и стала отговаривать от неосмотрительного, по ее мнению, шага, но тот был непреклонен.

В 1930 году пьяные комсомольцы попытались разгромить дом священника. Подойдя к дому вплотную, угрожая и крича, они выстрелили в окно. Пуля попала в самовар. Некая женщина, видя происходящее, закричала: «Батюшку убили, ироды!» Комсомольцы испугались шума на улице и разбежались.

...Священник Александр Ильенков скончался в заключении 14 марта 1942 года и был погребен в безвестной могиле. В это время его дочь находилась в немецком концлагере, ничего не зная о судьбе отца. В ночь с 13 на 14 марта она увидела сон, будто на небе распустился красивый бутон и из него появился лик Спасителя, а рядом был ее коленопреклоненно молящийся отец в голубом облачении с розовыми переливами. Много лет спустя она узнала, что это сновидение совпало с днем смерти отца.

Священномученик Александр родился в поселке Судак Таврической губернии в семье священника Александра Иоакимовича Ильенкова. Александр окончил Таврическую Духовную семинарию и уехал к отцу, который после 1917 года вместе с семьей переехал в село Черниговку Бердянского уезда. Здесь Александр познакомился со своей будущей женой Параскевой. В семье у них впоследствии родилось трое детей.

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

В 30-х годах под видом раскулачивания началось разграбление крестьянских хозяйств. Крестьяне и в эту трудную пору, когда было тяжело им самим, не оставили священника и привозили к нему домой продукты и зерно. Вскоре к отцу Александру пришли в дом с обыском и, найдя два мешка зерна, стали их забирать, но священник воспротивился этому, заявив, что у него большая семья. Представители властей стали его бить и таскать за бороду. Отец Александр не выдержал, бросил мешки, зерно высыпалось на землю, и священника обвинили в том, что он рассыпает и гноит колхозное добро; он тут же был арестован и на неделю посажен в тюрьму. Через полгода после случившегося храм в селе был закрыт, и священнику с семьей пришлось уехать в Бердянск. Служил отец Александр вместе с другими оставшимися без мест священниками в Покровской церкви, зарабатывая на пропитание семьи то в качестве сторожа, то разнорабочего, то грузчика. Иногда он нанимался на поденную работу, которая заключалась в чистке общественных туалетов.

Летом 1937 года все священники, объединявшиеся вокруг Покровского храма, были арестованы, и вместе с ними отец Александр Ильенков. Первое время он вместе с другими священниками сидел в тюрьме в Бердянске, где на допросах его жестоко избивали следователи, добиваясь, чтобы он подписал лжесвидетельства. Но на все вопросы отец Александр отвечал односложно, что виновным себя не признает. После допросов и завершения следствия отца Александра перевели в тюрьму в Запорожье. 29 октября 1939 года тройка НКВД приговорила отца Александра к 5 годам заключения в лагерь, и он был отправлен в Усольлаг, находившийся неподалеку от города Соликамска Пермской области.

Священник Александр Ильенков скончался в заключении 14 марта 1942 года и был погребен в безвестной могиле.

Священномученик Иоанн Стрельцов (21 мая 1872 — 14 марта 1938)

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

24 года он служил священником Рождества Пресвятой Богородицы в селе Кузовлево Бронницкого уезда, а 15 лет — настоятелем Вознесенской церкви в селе Рыблово — до своего ареста в 1937 году. Краткое житие святого слушайте на радио «Вера».

Священномученик Василий Константинов-Гришин (23 декабря 1874 — 14 марта 1943)

Воскресенье, 14 марта 2021 года: что будет в храме?

В 1919 году был рукоположен в сан диакона, а в 1923 — в сан священника. В 1926 году отец Василий был лишен избирательных прав как служитель культа. К 1933 году служил в родном селе Выползово.

2 января 1933 года председатель Антипинского сельсовета показал следующее:

«В Антипинском с/совете существует кулацкая группировка, ставящая целью развал колхозов изнутри во всех селениях Антипинского с/совета и занимающаяся активной антисоветской деятельностью. Во всех 3-х селениях имеются колхозы, но ввиду того, что кулаки пролезли и в колхоз, колхозы не растут, а наоборот есть тенденция к выходу из колхозов. Всей этой кулацкой группировкой руководит поп села Выползова Гришин Василий Матвеевич через близко к нему стоящих женщин».

31 января тюремный врач составил медсправку на заключенного священника: «Слабость сердечной мышцы, склероз сосудов, незначительный отек ног, хронический ревматизм. Заключение: инвалидность 3 группы с утратой трудоспособности. Пешком следовать на большое расстояние не может (на небольшое — 5 км может)».

Священномученик Василий родился в селе Выползово Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Порецкого района Чувашии) в семье крестьянина Матвея Гришина.

История получения Василием двойной фамилии такова. В детстве он ухаживал за одним состоятельным односельчанином, который был бездетный. Он так полюбил Василия, что предложил ему взять его фамилию и стать его наследником. Фактически по документам фамилия Василия - Константинов, но народ в селе звал по фамилии отца — Гришин. В следственном деле за 1933 год значится фамилия Гришин, а в деле за 1937 год — двойная фамилия.

С 1908 года Василий служил псаломщиком в селе Чаадаевка Ардатовского уезда Симбирской губернии, в 1911 году был перемещен в село Мариополь Карсунского уезда, в 1916 году — в село Сыреси Алатырского уезда. Духовное образование Василий получил окончив пастырские курсы.

25 марта 1933 года следственное дело «за недостаточностью данных для привлечения к ответственности» было прекращено и отец Василий и другие арестованные по данному делу были освобождены. Священник Василий продолжил служение у престола Господня.

Некоторое время священник служил в селе Напольном Порецкого района. Новая волна репрессий застала отца Василия на священническом служении в селе Кудеиха того же района. 22 октября 1937 года отец Василий был подвергнут обыску и аресту. Первое время он содержался в Порецком райотделе НКВД, затем был доставлен в Алатырскую тюрьму № 3 НКВД ЧАССР.

На допросе состоявшемся 22 октября 1937 года:

— Вы состояли в контрреволюционной организации и занимались распространением контрреволюционной агитации среди населения, направленной против существующего советского строя. Следствие предлагает Вам рассказать, конкретно кто состоял в Вашей контрреволюционной организации, назовите их фамилии и имена и расскажите о ихних связях и агитации?

— В контрреволюционной организации я ни в какой не состоял и не состою, не знаю и понятия не имею что за организация, антисоветской агитацией не занимался и не занимаюсь и говорить мне не о чем.

— Следствие Вам напоминает, что Вы имели тесную связь с кулаками Гамаюновым Василием Ивановичем, Агафоновым Иваном Семеновичем, священниками: Храмцовым, Воскресенским, Покровским, Вели совместно антисоветскую агитацию, скажите признаете ли Вы это?

— Не признаю и признать не могу.

— Вы говорите, что не занимались антисоветской агитацией тогда как следствием установлено, что Вы 27/XII-1933 года в доме церковного старосты распространяли антисоветскую агитацию против соввласти, признаете ли Вы это?

— В дому церковного старосты я совершенно не был и агитации против соввласти никогда не вел.

— Также следствию известно, что Вы служа в церкви перед народом говорили проповедь про князей Бориса и Глеба, выставляли их за истинных защитников народа и добавили, «мы должны их помнить и стоять за религию, а не за безбожников» За что Вас хвалили верующие, скажите, признаете ли Вы это?

— Проповедь в церкви про Бориса и Глеба я никогда не говорил.

— Вы служа в Напольновской церкви и когда Вас Ардатовский РИК обложил налогом в 1000 рублей, Вы объявили верующим, а когда верующие Вам собрали указанную сумму то Вы присвоили себе и уехали, признаете ли Вы это?

— В Напольном я служил 22 дня, меня действительно Ардатовский Рик облагал подоходным налогом, точно на какую цифру не помню, на девятьсот с чем-то рублей, денег у верующих для уплаты налога не брал и не просил, а уплатил свои, после уплаты налога я сразу заявил в сельсовет что служить не буду и ушел, но не убег самовольно, потому такой вопрос признать не могу.

— Скажите следствию сколько раз и когда Вы бывали у Алатырского епископа и зачем к епископу ездили?

— У Алатырского епископа я был всего как я помню два раза всего. Первый раз у епископа я был в 1933 году ездил за получением благословения выйти из его епархии и поступить в другую Мордовской области. Второй раз у епископа я был в марте месяце 1937 года ездил за разрешением, чтобы снова поступить в Напольное.

— Будучи Вы у архиерея в городе Алатыре в 1933 году и по приезду в Порецкий район кулаку Гамаюнову Василию Ивановичу Вы говорили: «мне передал архиерей, что служи и помни, что гонения на церковь продлятся не более 2-3-х лет, народ скажет, так существовать нельзя, Россия вымирает от голода, колхозники скажут, довольно нас тиранить иностранные государства и те, хотят взяться за большевиков», признаете ли Вы это?

— Это я не признаю.

Обвинялся священник Василий Константинов-Гришин по одному следственному делу со священномучеником Димитрием (Воскресенским) и священником Михаилом Храмцовым. Этих священников связывали узы духовного родства и близость проживания давала возможность часто встречаться и поддерживать отношения.

30 декабря 1937 года тройкой НКВД ЧАССР все трое были приговорены к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Отбывал срок наказания отец Василий в Алатырской ИТК до 1941 года, когда был этапирован по наряду ГУЛАГа. Находясь в заключении в Темниковском лагере в Мордовии, священник Василий Константинов-Гришин умер 14 марта 1943 года и был погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище.


Особенности богослужения и традиции Прощеного воскресенья

На всенощной (вечернее богослужение) накануне последнего воскресного дня перед Великим постом, как и в предыдущие два воскресенья, поются псалом 136 «На реках вавилонских» (этим днем заканчивается его пение) и покаянное песнопение – «Покаяния отверзи ми двери» (оно поется до пятой Недели Великого Поста включительно). В Евангелии и апостольском чтении этого дня говорится о необходимости прощения обид, неосуждения ближних, о том, что такое настоящий пост. Церковь напоминает, что в начале нашего пути покаяния должно быть прощение обид. В воскресный вечер многие верующие возвращаются в храм после литургии. Они собираются вместе в родном храме на чин прощения. Он совершается в конце вечерни, имеющей ряд особенностей.

Первая половина службы (до Вечернего входа) носит характер праздничный и совершается в светлом облачении. После вечернего входа и «Свете Тихий» поется Великий прокимен: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю». После пения прокимна сразу же закрываются царские врата, читается: «Сподоби, Господи», а священнослужители переоблачаются в великопостные одежды. Дальнейшая служба носит великопостный характер, и в конце обычно произносится слово о прощении обид, настоятель с земным поклоном испрашивает у верующих прощения, а затем все с поклонами просят прощения друг у друга.

Эта традиция берет начало с древних монастырей. В Святой Земле многие подвижники после чина прощения уходили на весь Великий пост в пустыню и возвращались в свою обитель только к Лазаревой субботе. Некоторые до возвращения не доживали. Для них при обряде взаимного прощения было принято петь пасхальные песнопения «Да воскреснет Бог» и «Пасха Священная нам днесь показася...» Они звучат и в наше время - ободряют немощь человеческую, страшащуюся продолжительных дней строгого поста, и как бы приближают светлое торжество Воскресения Христова.

 В 2021 году Великий пост в Русской Православной Церкви начинается 15 марта. Прощеное воскресенье — последний день накануне самого строгого поста. С завтрашнего дня на вечерней службе читается Канон Андрея Критского. Целиком он будет звучать на пятой неделе, а сейчас разделен на части. Тем, кто по той или иной причине не может побывать на богослужении, текст доступен для домашнего чтения. Этот уникальный канон рассказывает о христианской истории, пути души к Господу и призывает к покаянию.

С Прощеного воскресенья начинается совершенно особенный период церковного года. Мы собрали для вас основные особенности его богослужений здесь (в формате .pdf).

Происходящее на воскресном богослужении утром будет легче понять, если следить за текстом или ознакомиться с ним накануне.

Читать последование Литургии


Чтение Евангелия:

Евангелие от Матфея, глава 6, стихи 14 — 21

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Комментирует священник Антоний (Борисов)

Апостольское чтение:

Послание Апостола Павла к римлянам, глава 13, стих 11 — глава 14, стих 4

11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. 12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. 13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; 14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.

1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. 2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. 3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. 4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

Комментирует священник Стефан (Домусчи)


Прощать очень трудно. Поэтому «привыкнуть» к Прощеному воскресению невозможно. Зачастую перед нами, современными христианами, чаще стоит задача простить мелкие обиды, забыть их, перестать пересказывать грубые слова и негативные ситуации.

Прощенное воскресенье напоминает нам о заповеди прощения. Причем не врагов или политиков, далеких непосредственно от нас. А наших ближних, от которых мы терпим неприятности на работе, родных, пренебрегающих нами, непослушных детей, нарушающих договоренности партнеров, пропадающих в трудную минуту друзей.

«Фома»

Категория: Православный календарь. | Просмотров: 264 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]