Приветствую Вас Гость!
Четверг, 09.05.2024, 19:40
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Календарь

«  Октябрь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2023 » Октябрь » 21 » Воскресенье, 22 октября 2023 года, память святых отцов VII Вселенского Собора
23:32
Воскресенье, 22 октября 2023 года, память святых отцов VII Вселенского Собора

Неделя двадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 22 октября 2023 года: что будет в храме?

В двадцатую неделю по Пятидесятнице Церковь празднует память святых отцов VII Вселенского Собора, апостола Иакова Алфеева, преподобных Андроника, жены его Афанасии и Петра Галатийского. В воскресенье 22 октября мы обращаемся в молитве к праведным праотцу Аврааму и племяннику его Лоту, мученикам воинам Еввентию (Иувентину) и Максиму, а также исповеднице диаконисе Поплии Антиохийской. Священномучеников Константина Сухова, Петра Вяткина, Константина Аксёнова почитает Церковь 22 октября 2023 года. Обретение мощей исповедника Севастиана Карагандинского празднуем в этот воскресный день. Икона Божией Матери Корсунская чествуется в двадцатую неделю по Пятидесятнице.


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 22 октября.


Воскресенье, 22 октября 2023 года, память святых отцов VII Вселенского Собора

В 787 году собирались самые достойные и уважаемые отцы Церкви на Вселенский Собор с целью осудить ересь иконоборчества. Его 367 участников обосновали церковный опыт почитания святых икон с первых времен и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру.

Подробнее об иконах и иконоборчестве читайте в наших материалах:

• Иконоборчество: почему возникло и от чего погибло?

• Иконы или идолы: почему православные почитают святыни

• Иконоборчество и его жертвы: что бывает, когда Церковь втягивают в политику


Особенности православного богослужения

Тропарь воскресный

Да веселятся небесная,/ да радуются земная,/ яко сотвори державу/ мышцею Своею Господь,/ попра смертию смерть,/ первенец мертвых бысть;/ из чрева адова избави нас,// и подаде мирови велию милость.

Перевод: Да веселится все небесное, да радуется все земное, ибо явил могущество руки Своей Господь: попрал смертию смерть, сделался первенцем из мертвых, из чрева ада избавил нас и даровал миру великую милость.

Кондак воскресный

Воскресл еси днесь из гроба, Щедре,/ и нас возвел еси от врат смертных;/ днесь Адам ликует, и радуется Ева,/ вкупе же и пророцы с патриархи воспевают непрестанно// Божественную державу власти Твоея.

Перевод: Воскрес Ты в сей день из гроба, Милосердный и вывел нас из врат смерти. В сей день Адам ликует и радуется Ева, а вместе с ними и пророки с патриархами воспевают непрестанно божественную мощь власти Твоей.

Тропарь святым отцам VII Вселенского Собора

Препрославлен еси, Христе Боже наш,/ светила на земли отцы наши основавый,/ и теми ко истинней вере вся ны наставивый,// Многоблагоутробне, слава Тебе.

Перевод: Препрославлен Ты, Христе Боже наш, как светила на земле отцов наших утвердивший, и ими на путь истинной веры всех нас направивший, Многомилостивый, слава Тебе!

Кондак святым отцам VII Вселенского Собора

Иже из Отца возсияв Сын неизреченно,/ из Жены родися сугуб естеством,/ Егоже видяще, не отметаемся зрака изображения,/ но сие благочестно начертающе, почитаем верно./ И сего ради истинную веру Церковь держащи,// лобызает икону вочеловечения Христова.

Перевод: Сын, воссиявший От Отца неизреченно, от Жены родился в двух естествах. Зная это, не отрицаем начертания Его облика, но благочестиво его изображая, почитаем преданно. И потому Церковь, держась веры истинной, лобызает икону вочеловечения Христова.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Иоанна, глава 17, стихи 1 — 13

1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, 2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. 3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. 4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. 5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. 6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. 7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, 8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. 9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. 10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. 11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. 12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. 13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Апостольское чтение:

Послание апостола Павла к евреям, глава 13, стихи 7 — 16

7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. 8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. 9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. 10 Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. 11 Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, — 12 то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. 13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; 14 ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. 15 Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. 16 Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

Комментирует священник Стефан Домусчи


День памяти святых

Праведные праотец Авраам и племянник его Лот (2000 год до Рождества Христова)

Кто такой Авраам
"Три ангела посещают Авраама", Аэрт де Гельде

Историю избранного Богом праведника слушайте на радио «Вера». Рассказ о святом, сохранившим веру среди нечестия, слушайте на радио «Вера».

Апостол Иаков Алфеев (I)

Неделя двадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 22 октября 2023 года: что будет в храме?
"Апостол Иаков", XIII в., монастырь св. Иоанна Богослова, Патмос

Краткий рассказ об ученике Спасителя слушайте на радио «Вера».

Мученики Еввентий (Иувентин) и Максим воины (361–363)

Мученики Иувентин и Максим служили телохранителями императора Юлиана Отступника. Однажды, находясь в Антиохии, Юлиан решил осквернить христиан, окропив идоложертвенной кровью все продававшиеся на рынках съестные припасы. Святые открыто обличили императора в отступничестве от христианской веры. Оба они после беспощадных избиений были умерщвлены в темнице.

Исповедница и диакониса Поплия Антиохийская (около 361–363)

Святая мученица Поплия (Публия) исповедница рано овдовела и все силы обратила на воспитание сына Иоанна. Когда он стал пресвитером, Поплия - диаконисой. Она устроила в своем доме монастырь, собрав вдов и девиц, желавших посвятить себя Богу. Во время гонения на христиан императора Юлиана Отступника святая Поплия с сестрами обличили еретика: когда император проезжал у дома Поплии, сестры громко запели 113-й псалом, осуждающий идолопоклонство. Воины правителя жестоко избили старицу, но она терпеливо перенесла побои. Недолго пожив после этого, Поплия с миром отошла ко Господу.

Преподобные Андроник и жена его Афанасия (V)

Рассказ о святой жизни ювелира, принявшего монашество, и его преданной жены слушайте на радио «Вера».

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Константин Сухов (7 мая 1867 - 22 октября 1918)

Неделя двадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 22 октября 2023 года: что будет в храме?

25 февраля 1918 года — в день празднования памяти покровителя Самарского края святителя Алексия, митрополита Московского — настоятель Спасо-Вознесенского собора священник Константин Сухов возглавил Крестный ход, который после обычного обхода храма направился к зданию Революционного совета. Верующие таким образом выразили свой протест против кощунственных и кровавых преступлений новой власти. Вскоре революционеры, ограбив казну, бежали из города.

Но осенью 1918 года территория Самарской области была захвачена Красной Армией, начались повальные расстрелы «врагов революции». В «черные списки» попал и отец Константин Сухов.

Священномученик Константин родился в семье священника Иоанна Петровича Сухова в селе Жемковка Сызранского уезда Симбирской губернии. Был пятым ребенком в многодетной семье. Мать Константина умерла после рождения шестого ребенка. Отец растил детей один. Трое его сыновей - Стефан, Константин и Александр - стали священниками.

Будущий пастырь окончил полный курс богословских наук, в сентябре 1888 был хиротонисан во священники.

1 февраля 1896 года отец Константин был перемещен в село Царевщина Самарского уезда, где прослужил более 7 лет. И здесь, как до этого в Старо-Дворяновке, будущий священномученик состоял одновременно заведующим и законоучителем местной церковноприходской школы.

Из метрических книг церкви села Царевщина известно, что 12 декабря 1896 года от дифтерита умер четырехлетний сын Виталий, а спустя два месяца — дочь Нина. Ради здоровья десятилетнего Николая, четырехгодовалого Василия и особенно грудной Верочки отец Константин просил перевода в более сухой климат заволжских степей, где его семье не будут угрожать инфекционные заболевания. Однако в оставленном им приходе поднялось настоящее волнение: депутация царевщинских крестьян явилась к епископу Гурию и им удалось добиться возвращения любимого батюшки. Отец Константин принял решение архиерея со смирением. Через четыре месяца после возвращения в Царевщину умерла маленькая Вера. В 1901 в семье родился сын Борис (погиб в 16 лет), в 1902 - Леонид (репрессирован и расстрелян в 1937). В 1903 году паства не препятствовала переводу отца Константина в Бугуруслан - смирилась с желанием семьи Суховых покинуть село, где она потеряла троих детей.

С 1903 года отец Константин - настоятель Бугурусланского Вознесенского собора, заведующий и законоучитель церковно-приходской школы при соборе, преподаватель в школах окрестных деревень, в 1908 году он открыл в Бугуруслане (на свои деньги) еще одну школу, где преподавал Закон Божий. Помогал материально многим детям из бедных семей, чтобы они могли получить образование. Сразу после своего назначения он представляет духовенство в городском земском собрании, с 1910 года - депутат Бугурусланской Думы. В местном филиале Оренбургского областного архива сохранились сведения о том, что при отце Константине уездное земство держало первенство в губернии по росту расходов на медицину. Другим направлением стало сооружение хлебохранилищ, спасающих зерно от сырости и огня.

Когда 22 октября каратели Красной армии пришли в город, то отца Константина вывели из храма прямо во время литургии в полном облачении. Расстреляли его на берегу реки Кинель, где обычно совершался крещенский молебен. Тело священномученика было брошено на месте расправы, и верующие похоронили его тайно, боясь осквернения могилы — точное ее место до сих пор неизвестно.

Обретение мощей исповедника Севастиана Карагандинского (Фомина) (1997)

Его называют одним из самых почитаемых святых Казахстанской земли и последним Оптинским старцем. Отбыв заключение в карагандинском лагере, он не уехал, но создал в этом страшном месте и в тяжелейшее для Церкви послевоенное время общину, сохранившую дореволюционные традиции до наших дней.

Родился Стефан 28 ноября 1884 года в селе Космодемьянское Орловской губернии в бедной крестьянской семье Василия и Марфы Фоминых. С детства был слаб здоровьем, но мирен, за что его дразнили «монахом». В 4 года был с семьей у старца Амвросия Оптинского. С 5 лет, после смерти родителей, жил с семьёй старшего брата Илариона. Средний брат ушел в Оптину пустынь и принял постриг с именем Рафаил, и Стефан часто его навещал, в свободное от крестьянских работ зимнее время. В 1905 году Стефан был принят в число братии. Стал келейником преподобного Иосифа Оптинского и затем преподобного Нектария.

Принял постриг и был наречен Севастианом в 1917 году за год до закрытия монастыря, существовавшего под видом сельхозартели. За 2 месяца до ареста старца Нектария и высылки всех монахов из монастыря в 1923 году рукоположен в иеродиакона. В 1927 в Козельске – в иеромонаха. По благословению старца после его смерти в 1928 году иеромонах Севастиан служил на приходе в Козельске, затем в Калуге, Тамбове, Козлове (Мичуринске) в Ильинской церкви, настоятелем которой был протоиерей Владимир Нечаев (отец будущего митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима). Вскоре протоиерея Владимира арестовали и отец Севастиан взял на себя попечение о его матушке Ольге и младших детях, о чем владыка Питирим помнил всю жизнь.

В 1933 году отец Севастиан был арестован. На допросе в ГПУ сказал следователю: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей». В одной рясе поставили его ночью на мороз, стража сменялась каждые 2 часа. Он молился, и «Матерь Божия опустила надо мной такой «шалашик», что мне было в нем тепло». Осудили на 7 лет исправительно-трудовых лагерей и отправили в Тамбовскую область на лесоповал, а через год перевели в Карагадинский лагерь (Карлаг) в Казахстане.

Карлаг был настоящим адом: переселенцы мерзли и голодали в выкопанных самими землянках без дров и воды при температуре зимой до -50, а летом +40, страдали от жестокости охраны. С 1931 по 1959 год через Карлаг прошло более миллиона человек: в товарных вагонах привозили крестьян-«кулаков» и «политических» – духовенство и интеллигенцию. В практически голой степи на территории в сотни километров был создан «Карагандинский совхоз-гигант ОГПУ», использовавший бесплатный труд осужденных, поставлявших стране уголь, продовольствие и другие товары.

Узнав от других верующих, что в лагере находится отец Севастиан, несколько монахинь Шамординского монастыря разыскали его и стали помогать: привозили продукты, чистое белье, епитрахиль, поручи, Святые Дары. Если удавалось выйти на прогулку, они вместе молились, исповедовались и причащались. Жители поселка тоже передавали продукты, сало, котором он делился с заключенными. Посты не нарушал: если давали баланду с кусочком мяса, он это не ел, а менял на пайку хлеба.

В ночные дежурства всегда молился и начальство, приходя с проверкой, заставало его бодрствующим. Работал хлеборезом, сторожем складов в зоне лагеря. В последние годы срока отца Севастиана расконвоировали, хотя жил он по-прежнему на территории лагеря, возил на быках воду для промышленных огородов. В лагере отец Севастиан помогал заключенным, чем мог, его полюбили и многие пришли к вере в Бога.

После освобождения 29 апреля 1939 года остался в селе Большая Михайловка под Карагандой, поселился рядом с навещавшими его монахинями в саманном (из глины, навоза и соломы) домике. Вставали очень рано, вычитывали правило, потом сестры шли на работу. Тайно и безотказно совершал требы по разным домам и поселкам, куда часто добирался пешком. С 1944 года литургию служили и в домовом храме. Разрешения на служение со стороны властей не было, но никто за годы сокровенной церковной жизни его не выдал.

Отец Севастиан никуда не хотел уезжать и своим духовным чадам благословлял оставаться: «Здесь будем жить. Здесь вся жизнь другая и люди другие. Люди здесь душевные, сознательные, хлебнувшие горя». Съехавшиеся к отцу Севастиану со всех концов страны духовные чада (монашествующие и миряне) покупали домики, молились и жили духом первых христиан – в негласном монастыре царили порядок, единение, сплоченность. Помогал отец Севастиан вдовам и сиротам, уцелевшим после переселений, лагерей, ссылок, - находил жилье.

Только в 1953 году хлопотами прихожан было получено разрешение на молитвенный дом (по сути – монастырь), а в 1955 году удалось добиться регистрации общины и открытия церкви. Вместе купили два саманных домика и объединили их под одну крышу. Когда поднять потолок не разрешили, прихожане за одну ночь выкопали пол на метр вниз (вывезли на машинах 50 кубометров земли), покрыли пол досками и утром в храме уже совершался молебен.

Церковную жизнь отец Севастиан устроил по Оптинскому уставу, с соблюдением дореволюционных традиций: и сегодня здесь поют на два клироса, но не нотным, а монашеским молитвенным распевом; службы никогда не сокращаются; в храме читается неусыпаемая Псалтырь. Отец Севастиан строго за этим следил и благословил не вносить изменений даже после его смерти. Он всегда совершал богослужения по монастырскому уставу, ничего не сокращая – и в лагере, и в шахтерских землянках.

В 1966 году за три дня до смерти преподобный Севастиан был пострижен в схиму епископом Питиримом, прилетевшем для совершения пострига своего духовного отца по его просьбе. Схиархимандрит Севастиан мирно почил 19 апреля 1966 года, в день Радоницы.

Перед смертью он попросил вынести его из кельи в храм, чтобы попрощаться со своими духовными чадами: «Прошу вас об одном, об одном умоляю, одного требую: любите друг друга. Чтобы во всем был мир между вами. Мир и любовь. Вот я вас всех прошу, чтобы вы утешали друг друга, жили в любви и мире, голоса бы никогда друг на друга не повысили. Больше ничего от вас не требую. Это самое главное для спасения. Здесь все временное, непостоянное, чего о нем беспокоиться, чего-то для себя добиваться. Все быстро пройдет. Надо думать о вечном».

Молитва исповеднику Севастиану Карагандинскому:

О, пречестная и священная главо, благодати Святаго Духа исполненная, Спасoво со Отцем обиталище, старцев оптинских учениче и преемниче, града Караганды светлейшее украшение, Казахстанския страны бoгодарованный молитвенниче, Церкви Русския пастырю богопрославленный, сирым и вдовицам заступниче, немощных врачу безмездный, правило веры и благочестия, преподобных сожителю и мучеников сопричастниче, богоносне отче наш Севастиане досточтиме! К тебе усердно прибегая, моление теплое приносим: от сокровищницы твоея подаждь и нашему убожеству; смирением твоим нашу гордыню низложи; безстрастием наша страсти попали; бодроствованием лености навык от нас отжени; слезными токи наше нечувствие пробуди; бдением от нерадения нас возстави; молитвами и в нас пламень молитвы возжги; любовию нас братолюбны сотвори; подаждь же нам дух кротости и смирения, дух чистоты и благочестия; от страстей многонедужия нас свободи и ко истинному покаянию приведи. Ты бо во уме твоем непрестанно имел еси на Кресте Распявшагося за нас Сына Божия, Того сладчайшее Имя во уме и в сердце непрестанно имети и нас научи, да любовию Тому пламенея, страшный оный день судный сретити уготовимся, и в Царствие Небесное внити с тобою сподобимся, славити и воспевати Триединую державу Бога нашего: Отца и Сына и Духа Святаго во веки. Аминь.

Икона Пресвятой Богородицы «Корсунская»

Неделя двадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 22 октября 2023 года: что будет в храме?

Существуют два разных предания, касающихся истории принесения в пределы России Корсунской иконы Божией Матери.

Согласно самому древнему из них, святой образ был написан святым евангелистом Лукой и хранился в Ефесе. В 988 году список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром после его крещения.

По другому преданию подобный образ Божией Матери был принесен из Греции в Россию в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой.

Святой Корсунский образ Пресвятой Богородицы прославился своими списками – в Исаакиевском соборе Петербурга, Нежинском мужском монастыре, Усмани Тамбовской епархии, Павло-Обнорском монастыре Вологодской епархии, Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, Нижегородском Благовещенском монастыре, всехсвятском храме Торопца и других.

МОЛИТВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЕ ЕЯ «КОРСУНСКОЙ»

Пресвятая Владычице наша Богородице. Вемы, яко недостойнии есмы милостей, ихже непрестанно на нас чрез чудотворную Твою икону изливаеши, ибо грехи наши превзошли главу нашу, и нет греха, его же мы не сотворили, но обаче вемы, яко не по заслугам нашим Господь нам благая дарует, но по велицей Своей милости и по всегдашнему предстательству Твоему за род человеческий, его же, яко Матерь чадолюбивая зело любиши. Тем же верою в любовь Твою подвигаеми, молим Тя, не отвратися от нас грехов ради наших, но покаяние нам даруй, дабы смерть нас неготовыми не застигла. Ты же Пречистая, покрывай присно землю нашу от всяких бед и зол, да прославим Сына Твоего со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.


 «Фома»

Категория: Православный календарь. | Просмотров: 99 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]