20:40 Воскресенье, 3 июля 2022 года: что будет в храме? | |
Воскресенье, 3 июля 2022 года: что будет в храме?
Третьего июля мы обращаемся в молитве к священномученикам Мефодию Патарскому, Аристоклию, Димитриану и Афанасию, благоверному князю Глебу Владимирскому, святителю Мине Полоцкому, Гурию Казанскому, и Левкию Врунтисиопольскому, мученикам Инне, Пинне и Римме, праведному Николаю Кавасиле и исповеднику новомученику Николаю Флорову. В третье воскресенье по Пятидесятнице Церковь совершает память нескольких соборов. Это означает, что в каждом храме вне зависимости от его местонахождения обращаются в молитве к святым Белорусской, Вологодской, Новгородской, Псковской, Санкт-Петербургской и Удмуртской земли. Десятки лет мы обращаемся в это воскресенье сразу ко всем святым (в большинстве случаем их десятки) этих мест. Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Божиим делам, в первую очередь — посещению храма. С утра мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь вам осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения грядущего дня, познакомиться с отрывком из Евангелия и его толкованием, а также с краткими житиями поминаемых Церковью 26 июня святых. День памяти святыхСвященномученик Мефодий Патарский (312)Епископ Патарский (Ликийской области в Малой Азии) отличался иноческим смирением, при этом активно боролся с ересями. Сохранились его сочинения в защиту христианства против язычества, изложение православных догматов против ереси Оригена, нравственные поучения, толкования Священного Писания. Святитель Мефодий был схвачен язычниками, с твердостью исповедал перед ними веру во Христа Спасителя и в 312 году был приговорен к смерти. Благоверный князь Глеб Владимирский (XII)Краткое житие сына святого Андрея Боголюбского слушайте на радио «Вера». Святитель Мина Полоцкий (1116)Святитель Мина жил, трудился и молился в Киево-Печерском монастыре. В конце 1105 года он стал епископом Полоцким, активным миссионером. Упоминание о нем содержится в Киево-Печерском Патерике. Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского (1630)Краткое житие святителя, принявшего великую схиму в конце жизни, слушайте на радио «Вера». Мученики Инна, Пинна и Римма (I–II)Почти 2 тысячелетия 3 июля именины празднуют все, крещеные в честь Инны, Пинны и Риммы, хотя в начале нашей эры имена Римма и Инна считались мужскими. Слушайте житие мучеников подробнее на радио «Вера». Священномученик Аристоклий, Димитриан и мученик Афанасий (около 306)Священник Аристоклий родился в кипрском городе Тамасе и служил в соборной церкви. Во время гонения на христиан он устрашился мучений, ушел из города и скрывался в горной пещере. Однажды во время молитвы он услышал повеление от Господа вернуться на остров Кипр и пострадать за Христа. Святой Аристоклий покорно отправился обратно и по пути посетил храм святого апостола Варнавы, где встретил диакона Димитриана и чтеца Афанасия и рассказал о видении. Святые Димитриан и Афанасий решили вместе с ним принять мученический венец. Святитель Левкий Врунтисиопольского (V)Воспитанного отцом в монастыре в 25 лет его избрали архимандритом обители. Слушайте житией Святителя и исповедника Левкия на радио «Вера». Праведный Николай Кавасила (около 1397)Выдающийся христианский писатель и богослов, святой праведный Николай Кавасила был канонизирован Элладской Православной Церковью 3 июня 1982 года. Собор Вологодских святыхТропарь Собору Вологодских святых Яко светильницы всесветлии,/ явистеся в пределех града Вологды,/ преподобнии отцы наши, Вологодстии чудотворцы:/ вы бо, крест Христов от юности своея на рамена вземше,/ усердно Тому последовали есте,/ чистотою Богови приближившеся,/ от Него же и чудес дарованием обогатистеся;/ темже и мы, с верою к вам притекающе, умильно глаголем:/ отцы преподобнии, молите Христа Бога// спастися душам нашим. Собор Новгородских святыхТропарь Собору Новгородских святых Яко всесветлии светильницы,/ явистеся во стране сей,/ святителие Новгородстии, преподобнии, и Христа ради юродивии, и вси праведнии,/ постом насажденнии воздержанием напаяеми,/ сего ради и сподобистеся быти приятелище Божия Духа/ и чудеса действовати,/ молите Христа Бога за вся люди,// спастися душам нашим. Собор Белорусских святыхТропарь Собору Белорусских святых Почти Господь Белорусский край/ святыми, Ему благоугодившими:/ святители, мученики, преподобными и праведными,/ верно Господеви послужившими/ и мзду трудов приявшими./ К тем же ныне и мы вопием:/ о нас молитеся ко Господу,// да в вере и делех плод добр принесем. Собор Псковских святыхВ него входят православные подвижники, чье служение связано со Псковом. Дата торжества установлена в 1987 году митрополитом Псковским Иоанном с благословления патриарха Московского и всея Руси Пимена. Праздник преходящий, и каждый год он отмечается в разную дату. Традиционно он приходится на третью неделю по Пятидесятнице, то есть через три недели после Троицы. Собор Санкт-Петербургских святыхТропарь Собору Санкт-Петербургских святых Днесь светло красуется град святаго Петра,/ яко наста честнаго торжества преславный день,/ воньже людие христоименитии славословят Бога Вседержителя,/ на брегах Невы оплот державы Российския утвердившаго,/ и воспевают Заступницу усердную рода христианскаго,/ доныне столицу северную в мире и благоденствии сохраняющую,/ величают же и покровителя своего,/ святаго благовернаго и великаго князя Александра Невскаго,/ молитвы ко Пресвятей Троице возносящаго,/ да помилует Господь и на будущыя времена люди Своя,// и покрыет град сей благодатию Своею, яко милосе́д. Собор Удмуртских святыхПразднование установлено в 2018 году. В состав Собора вошли 12 новомучеников и исповедников, пострадавших за Христа с 1918 по 1937 год. Новомученики и исповедникиИсповедник Николай Флоров (10 октября 1870 — 3 июля 1933)«Мы, пастыри, в частности, отец Николай Флоров, оборвались до невозможности. В особенности отец Николай ходит положительно в рубище, какого не одевают даже окатьевские нищие, и одеться и обуться в теплую одежду не на что» — писал в 1929 году в епархиальный совет клирик Благовещенского храма в селе Окатьево протоиерей Александр Чемоданов. При этом сам отец Николай писал супруге, что живет спокойно, читает святителя Феофана, пишет духовную музыку. Николай Семенович Флоров родился в селе Пушейское Слободского уезда Вятской губернии в семье священника. После женитьбы в 1895 году был рукоположен в сан диакона, а затем и священника. Служил в разных селах Вятской губернии, трудился законоучителем в училищах по месту служения; составил церковноприходскую летопись Вознесенской церкви села Гостево, которая удостоилась высокой оценки вятского историка Верещагина; проводил народные чтения о Святой Земле; многократно публиковался в «Вятских епархиальных ведомостях»; возглавлял церковноприходские школы. В годы Первой мировой войны много писал о русских героях, погибших на фронтах, служил молебны, говорил проповеди, в которых призывал к милосердию, к помощи пострадавшим, раненым, искалеченным воинам. В 1914-1915 годах плодотворно сотрудничал с некоторыми общероссийскими духовными изданиями, прежде всего с ежемесячным изданием «Пастырь-проповедник». За эти годы им было написано и опубликовано более 120 проповедей, речей и слов, которые свидетельствуют о его особом внимании к судьбам простых людей. В июле 1918 года в городе Котельниче в качестве заложников были взяты представители духовенства, среди которых — священник Николай Флоров. По его словам, он был освобожден благодаря ходатайству красноармейца — сына священника Ивана Тепляшина. В 1923 году был избран на должность благочинного первого Котельничского округа. В феврале 1924 года он выступил на обновленческом Епархиальном съезде в Вятке с критикой обновленческого движения. В эти годы он был возведен в сан протоиерея. После закрытия в том же году храма в селе Окатьево протоиерей Николай ненадолго вернулся в село Гостево, где подвергся экспроприации всего имущества, включая дом. Вскоре он был приглашен на службу в село Кобра, где в течение двух лет перед этим были арестованы четыре священника и диакон. Понимая, что его ожидает арест, протоиерей Николай, тем не менее, приехал служить в село Кобру. В октябре 1932 года протоиерей Николай Флоров был арестован. Почти за год до ареста он сделал на тетрадном листочке запись карандашом: «Остаюсь среди христиан навсегда. 1931 г. 28 октября». Протоиерей Николай был осужден на три года высылки в Северный край. Но будучи тяжело больным, он был освобожден из заключения в связи с переполненностью тюрем в едва живом состоянии 3 июля 1933 года. В тот же день он скончался. Был канонизирован Русской Православной Церковью Заграницей. Причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 марта 2020 года. Иконы Божией МатериКазанская КоробейниковскаяВеличайшая алтайская святыня находилась в Богородице-Казанском храме села Коробейникова с начала XX века. Храм был возведен в 1902 году. В храме, украшенном росписью, пребывало множество святых икон, среди которых своей поразительной красотой выделялся большой Казанский образ Божией Матери. Схимонахиня Георгия (местная жительница), вспоминает: «В засушливую пору все жители выходили с крестным ходом вокруг села. Главную икону несли несколько человек. После этого обязательно шел дождь. В годы советской власти безбожники уверяли народ, что поп все устраивал, заранее зная о дожде. Но это, конечно, неправда. Батюшка был такой же простой человек, как мы, заранее иметь сводку погоды в ту пору он не мог». В 1938-м году храм был закрыт, разграблен и превращен в зернохранилище. Божия Матерь явилась благочестивой Ольге во сне, повелев забрать икону из оскверненного храма. Образ был сильно поврежден, различимы были только очи Богородицы и Божественного Младенца, но около иконы постоянно собирались верующие, пели акафисты, читали молитвы. И постепенно образ начал проясняться, а в 1972 году произошло чудо — икона обновилась. Уже в 1982 году в селе Коробейниково началось восстановление храма. 2 июля 1994 года икона Казанской Божией Матери крестным ходом была доставлена из Барнаула в Коробейниково и установлена в обновленном храме на своем законном месте. Она стала почитаемой святыней Богородице-Казанского мужского монастыря, открытого в селе. Моденская (Косинская)Рассказ о чудотворной иконе, привезенной в России графом Борисом Шереметьевым, слушайте на радио «Вера». Особенности богослуженияВ прошлый раз мы разобрали молитву «Отче наш». Сегодня продолжаем рассказывать об особенностях важнейшего Таинства нашей Церкви. После «Отче наш» священник возглашает: Мир всем. Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Хор отвечает: Аминь. Затем в алтаре священник произносит Тайные молитвы: Вонми, Го́поди Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего, и от престола славы Царствия Твоего, и прииди во еже освятити нас, иже горе со Отцем седяй, и зде нам невидимо спребываяй. И сподоби державною Твоею рукою преподати нам И трижды обращается к Господу: Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя. Во время чтения это тайной молитвы, диакон стоит перед Царскими вратами и опоясывается орарем крестообразно. Священник стоит на своем месте перед престолом и также, как и диакон, поклоняется, говоря тайно трижды. При возгласе диакона: «вонмем!» завеса задергивается, и священник, поднимая над дискосом Святый Агнец, громко возглашает: «Святая — святым». Что означает, что Святые Дары могут быть преподаны только верующим, которые освятили себя молитвою, постом и покаянием. Чтобы происходящее в храме в воскресный день было более понятным, можно следить по тексту или прочитать заранее: Традиции праздникаВ воспоминание событий 3 июля 1994 года стал традиционным Крестный ход в Коробейниково из Барнаула — 250 километров идут тысячи богомольцев с Алтая, Сибири и всех уголков России, чтобы поклониться Коробейниковской Казанской иконе Пресвятой Богородицы. Чтение Евангелия:Евангелие от Матфея, глава 6, стихи 22 — 3322 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; 23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? 24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне 25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? 26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? 27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? 28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; 29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; 30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! 31 Итак не заботьтесь и не говорите: "что нам есть?" или "что пить?" или "во что одеться?" 32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. 33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Комментирует священник Стефан (Домусчи) Апостольское чтение:Послание апостола Павла к римлянам, глава 5, стихи 1 — 101 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. 3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, 4 от терпения опытность, от опытности надежда, 5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. 6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. 7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. 8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. 9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. 10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. Комментирует священник Стефан (Домусчи) «Фома» | |
|
Всего комментариев: 0 | |