Приветствую Вас Гость!
Среда, 08.05.2024, 16:58
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Календарь

«  Сентябрь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2023 » Сентябрь » 2 » Воскресенье, 3 сентября 2023 года, Попразднство Успения Пресвятой Богородицы
21:48
Воскресенье, 3 сентября 2023 года, Попразднство Успения Пресвятой Богородицы

Неделя тринадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 3 сентября 2023 года: что будет в храме?

Первое воскресенье осени в 2023 — 3 сентября, и называется оно Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мы обращаемся в молитве к апостолу от 70-ти Фаддею, мученикам Вассе и чадам ее, Феогнию, Агапию и Писту, преподобным Авраамию Смоленскому, Марфе Дивеевской, Авраамию трудолюбивому и преподобномученику Рафаилу Шишатовацкому. Память священномучеников Александра Елоховского, Павла Ягодинского, Феодора Каллистова, а также преподобномученика Игнатия (Даланова) совершается в воскресенье 3 сентября. Иконы Божией Матери Светописанная и Прибавление Ума, а также Собор Московских святых чествуются в этот день.


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 3 сентября.


Воскресенье, 3 сентября 2023 года, Попразднство Успения Пресвятой Богородицы

В воскресенье 3 сентября Церковь напоминает нам о празднике Успения Пресвятой Богородицы, поэтому день называется «Попразднство». Неделю тринадцатую по Пятидесятнице открывает празднование Собора Московских святых. Это событие постановили отмечать в первое воскресенье сентября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. С тех пор праздник Московских святых совпадает с «Днем города». Собор включает 542 святых угодников Божиих, из которых до ХХ века был канонизирован 81 святой, а в ХХ веке — 461. Большинство из них — новомученики и исповедники Русской Православной Церкви.

Неделя тринадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 3 сентября 2023 года: что будет в храме?

Подробнее о Соборе Московских святых читайте в наших материалах:

• Собор Московских святых

• Восемь таких разных Московских святых


Особенности православного богослужения

Тропарь святителям Московским

Днесь пророчество святителя Петра/ пред очами нашими сбывается,/ сердце бо России град Москва/ свыше славу велию приемлет,/ украшаем, яко бисером честным,/ многим сонмом Божиих угодников;/ к нимже мы любовию возопиим:/ о, пречуднии святителие,/ исповедницы и мученицы новии,/ благовернии князие, преподобнии отцы,/ и премудрии юродивии,/ и вси святии, знаемии и незнаемии,/ яко благочестия столпи,/ молите Христа Бога// стране нашей в мире спастися.

Кондак святителям Московским

Возвеличися ныне, граде Москво,/ велиих даров духовных сподобляющися,/ яко сокровищница пречестная/ святыням и мощем угодник Божиих/ и отечество возлюбленное многим святым,/ к их же помощи усердно прибегаем:/ о святых Московских дивный сонме,/ вашими ученьми и деяньми/ вкупе и страданьми за Христа,/ души наша просветите// и спасения нам присно будите ходатаи.

13 июля 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил ежегодным днем особой молитвы о Божием творении первое воскресенье сентября (первое воскресенье после 18 августа по ст. ст.) и утвердил чин молебного пения о сохранении творения Божия, который надлежит в этот день ежегодно совершать во всех храмах Русской Православной Церкви. В конце этой непродолжительной службы звучат молитвы:

Молитва о благостоянии мира

Благословен еси, Господи, Боже Вседержителю, сотворивый небо и землю со всею лепотою их, просветивый день светом солнечным и нощь уяснивый зарями огненными, всякия твари Творче, создавый от земли человека, отпавшаго же и предавшаго Тя, наздавый паки Честною Кровию Единороднаго Сына Твоего!

Призри с Небесе, Боже, и виждь, яко сетует земля, и древеса и былие изчезают, зверие и скоти, и птицы небесныя погибают за нечестие живущих на ней. Сего ради в покаянии припадаем и вопием Ти, да не погубиши мир Твой и нас со беззаконьми нашими, но даруй обращение безумным сыном человеческим и спасение им и твари им покоренной.

Благословен еси, Господи, потопом омывый при Ное грех человеческий! Даруй нам потоки слезныя и омовение скверн наших, да обратимся от злых дел, хищений и неправд наших, во еже хранити достояние Твое.

Благословен еси, Господи, Боже Вседержителю, при Лоте попаливый мерзости Содомския и Гоморрския и очистивый Землю Обетованную от скверн их! Даруй исправление извращенным и стропотным умам и сердцем человеческим, да познают путь Твой.

Благословен еси, Господи Боже Вседержителю, Иже пришествием Возлюбленнаго Сына Твоего обновивый и очистивый всю тварь! Даруй, да уверуют людие всем сердцем и прославят Тя и Единороднаго Сына Твоего и Утешителя Духа Святаго, да человеки и стихиями и всею тварию славится пречестное и великолепое Имя Святыя Троицы во веки веков. Аминь.

Иная молитва

Господи, Боже Вседержителю, Содетелю и Творче всяческих, покрываяй водами превыспренняя Своя, всю землю древесы многовидными и животными различными наполнивый, и животворяяй ю, да вся тварь благодарит Тя, Изряднохудожника. Ты еси Иже и человека сотворивый по образу и подобию Твоему, и в мире сем поставивый, во еже возделывати и хранити его.

Не отврати лица Твоего и ныне, Господи Человеколюбче, зря мир Твой расхищаемь от беззаконий и страстей наших. Яко сетует земля, древеса и былие исчезают, зверие и скоти, и птицы небесныя погибают за нечестие сынов человеческих.

Молимся Ти, Всемилосердый Боже, помилуй ны, исполни сердца наша светом Твоего богоразумия и приими покаяние наше, да возделываем мир Твой во благо душам и телесем нашим и во славу Пресвятаго Имени Твоего, Тебе бо подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков.

Чтение Евангелия:

Евангелие от Матфея, глава 21, стихи 33 — 42

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

Комментирует священник Стефан Домусчи

Апостольское чтение:

Первое Послание апостола Павла к коринфянам, глава 16, стихи 13 — 24

Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью. Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. Мое, Павлово, приветствие собственноручно. Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, мара́н-афа́. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий


День памяти святых

Апостол от 70-ти Фаддей (около 44)

Неделя тринадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 3 сентября 2023 года: что будет в храме?

Рассказ о святом слушайте на радио «Вера».

Мученица Васса и чада ее, Феогний, Агапий и Пист (305–311)

Неделя тринадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 3 сентября 2023 года: что будет в храме?

Муж донес на жену Вассу и детей. Краткое житие святых слушайте на радио «Вера».

Преподобный Авраамий Смоленский (XIII)

Неделя тринадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 3 сентября 2023 года: что будет в храме?

Когда епископ запретил ему служить литургию, в том крае наступила засуха. Слушайте житие святого на радио «Вера».

Преподобная Марфа Дивеевская (Милюкова) (1829)

Неделя тринадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 3 сентября 2023 года: что будет в храме?

Преподобный Серафим выделял ее среди сестер обители. Житие святой слушайте на радио «Вера».

Преподобный Авраамий трудолюбивый Печерский, в Ближних пещерах (XII–XIII)

Подвижник Киево-Печерской обители. Мощи его почивают в Ближних (Антониевых) пещерах. На старинной иконе Печерских чудотворцев Антониевой пещеры преподобный Авраамий назван «игуменом»; точно с тем же саном известен он в рукописных святцах. Возможно, святой в конце жизни подвизался в пещере и здесь после молитвы трудился над приготовлением всего нужного для братии, чем и заслужил название Трудолюбивого.

Преподобномученик Рафаил (Момчилович), игумен Шишатовацкий (23 апреля 1875 — 3 сентября 1941)

Неделя тринадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 3 сентября 2023 года: что будет в храме?

«...Игумен Рафаил, измученный и истерзанный, потерял сознание и упал, и те, кто бежал вслед за ним, вынуждены были бежать по его телу. Игумен-мученик, избитый до неузнаваемости, был помещен в лагерную больницу, а спустя четыре дня его перевезли в Сербию, в одну из белградских больниц. В больнице было установлено, что у отца Рафаила сломано пять ребер, многочисленные внутренние кровоподтеки. 3 сентября 1941 года игумен Рафаил скончался от полученных травм.»

Родился 23 апреля 1875 года в семье сербских крестьян в селе Дероне в Бачке. Когда ему исполнилось 12 лет, отец отвез его в монастырь Ковиль, где он продолжил обучение в монастырской школе. Затем Георгий переехал в монастырь Боджане, где уже как послушник изучал иконопись.

В 1897 году игумен Ковильского монастыря Мирон (Джорджевич) вместе с двадцатидвухлетним Георгием перешел в братство монастыря Манасия, где вскоре принял монашество с именем Рафаил. Сразу после пострига был рукоположен во диакона, а на следующий год — во иеромонаха. Вскоре он был послан в Россию, где изучал иконопись и служил на Сербском подворье в Москве.

После изучения иконописи в монастырях разных стран на протяжении нескольких лет, отец Рафаил в 1935 году был принят в братство монастыря Шишатовац. Спустя три года его избрали настоятелем. Им было написано большое количество икон, несколько иконостасов и галерея портретов.

25 августа 1941 года в монастырь ворвались несколько хорватских повстанцев-фашистов и арестовали игумена и еще трех монахов. По дороге в концлагерь отца Рафаила так сильно избили, что он сразу был помещён в лагерную больницу, а через четыре дня переведен в одну из белградских клиник. 3 сентября 1941 года игумен Рафаил скончался от полученных травм. Место его захоронения не установлено.

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Павел Ягодинский (1879 — 1937)

«Нет, я и не думал отказываться от сана священника. Делать это мне не позволяют мои религиозные убеждения, умру в сане священника». Рассказ о святом слушайте на радио «Вера».

Священномученик Александр Елоховский (22 октября 1858 — 3 сентября 1918)

25 августа 1918 года батюшка был арестован чекистами за «антисоветскую агитацию» и заключён в Коровницкую тюрьму в Ярославле. Возможно, отец Александр был репрессирован в связи с Ярославским восстанием в июле 1918 года.

Александр Петрович Елоховский родился в семье священника села Рязанино Спасо-Ярыжецкой волости Ярославского уезда Ярославской губернии. По окончании духовного училища он поступил в Новинскую учительскую семинарию в селе Новое Мологского уезда, чтобы стать учителем русского языка, арифметики и чистописания, но не сумел её закончить (в это время в семинарии была открыта революционная группа, возможно, из-за этого Александру Петровичу и не удалось закончить курс) и 1879 году получил место помощника учителя в Ивановской на Лехти школе Ростовского уезда. По сдачи им экзамена Александр Петрович в течение 8 лет был сельским учителем в селе Ивановском. Здесь он вступил в брак с Алевтиной Дмитриевной, здесь же у них родился старший сын Пётр.

10 марта 1887 года учитывая «весьма усердное исполнение обязанностей учителя» архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан (Руднев) рукоположил Александра Петровича во диакона к церкви села Губычево Угличского уезда, 2 декабря 1902 года диакон Александр был рукоположен во священника к Покровской церкви села Высоцкое Никоновской волости Ярославского уезда, где прослужил восемь лет. В эти же годы отец Александр преподавал Закон Божий в Высоцкой церковно-приходской школе. К этому времени в семье батюшки было уже четверо детей: Пётр, Мария, Дмитрий и Любовь. В 1910 году отец Александр стал священником Сретенской церкви родного села Рязанино и законоучителем в местной земской школе.

25 августа 1918 года батюшка был арестован чекистами за «антисоветскую агитацию» и заключён в Коровницкую тюрьму в Ярославле. 3 сентября 1918 года исповедник Христовой веры был расстрелян большевиками и похоронен в братской могиле на Леонтьевском кладбище Ярославля.

Преподобномученик Игнатий Даланов (12 сентября 1885 — 3 сентября 1942)

— Откуда к вам прибыл монах Саратовского монастыря... и почему он у вас проживает?
— За контрреволюционную деятельность он отбывал наказание в Сибири и в Орле, после чего прибыл в Калугу, и архиерей направил его к нам. В церкви он не служил, а работал в саду...
— А кто у вас еще проживает в сторожке?
— В сторожке еще живут монахиня,.. сторожиха,.. жена церковного старосты... и ее сестра...
— Вы организовали там монастырь?
— В сторожке жили два монаха, монахиня и три церковницы, монастыря мы там не организовывали, а собрались, потому что негде было жить.

Родился в деревне Кожемякино Себежского уезда Юстиновской волости Витебской губернии в семье крестьянина Михаила Даланова и в крещении был наречен Иоанном. Образование получил в сельской школе. 6 июня 1911 года Иван поступил в Оптину Пустынь. 11 сентября того же года его благословили на подрясник, с 1914 года он проходил послушание в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной Пустыни.
В июле 1914 года часть братии — рясофорные монахи и послушники — были призваны на фронт в связи с начавшейся войной с Германией, и среди них послушник Иоанн, который был направлен служить в 5-й пехотный резервный Сибирский полк.

В Великую Пятницу Четыредесятницы 1917 года он был пострижен в рясофор.
После закрытия Оптиной пустыни с приходом к власти безбожников Иоанн был пострижен в монашество с наречением ему имени Игнатий; он стал служить сторожем в Тихвинском храме в селе Стрельна неподалеку от Козельска. В 1929 году он был рукоположен во иеромонаха и с 1934 года служил в Спасской церкви в селе Курыничи Перемышльского района до массовых гонений 1937 года.

В ноябре 1937 года сотрудники НКВД допросили дежурных свидетелей — секретаря сельсовета, колхозного бригадира и одного из колхозников, которые дали требуемые следователем показания, будто иеромонах Игнатий говорил, что перепись коммунисты проводят только для того, чтобы узнать, сколько народа при советской власти умерло, да сколько осталось верующих, чтобы определить, закрыть или вновь открыть церкви, что коммунисты, готовясь к выборам, начинают людей ни за что сажать в тюрьмы; они утверждают, что советская страна самая демократичная в мире — народ может выбирать кого хочет, а на самом деле все наоборот, намечают кандидатов, которые им нужны, а если будешь возражать — посадят в тюрьму и запишут контрреволюционером.
23 ноября 1937 года сотрудники НКВД арестовали отца Игнатия, и 27 ноября он был допрошен.

— Вы арестованы и привлекаетесь к ответственности за контрреволюционную деятельность. Следствие предлагает вам дать по этому поводу показания! — потребовал следователь.

— Контрреволюционной деятельности с моей стороны не было, — ответил отец Игнатий.

— В апреле 1937 года вы вели контрреволюционную агитацию и клеветали на советскую власть. Дайте показания по этому вопросу.

— Я еще раз заявляю, что как в апреле, так и в другое время с моей стороны контрреволюционная агитация против существующего строя не проводилась, считаю эти показания свидетелей неправильными.

— Отрицая предъявленные обвинения, вы стали на путь обмана следствия, которое располагает достаточным материалом, уличающим вас в контрреволюционной деятельности, поэтому предлагается вам не обманывать следствие...

— В предъявляемых мне обвинениях я виновным себя не признаю, и еще раз заявляю, что с моей стороны никогда никакой контрреволюционной деятельности не велось.
27 ноября следствие было закончено, на следующий день следователь составил обвинительное заключение, направив его на рассмотрение тройки, и 2 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила иеромонаха Игнатия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 25 июля 1940 года, после пребывания в различных тюрьмах, он оказался в Темниковском лагере в Мордовии. 24 августа 1942 года отец Игнатий тяжело заболел и был помещен в лагерный лазарет. Иеромонах Игнатий (Даланов) скончался 3 сентября 1942 года и был погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище.

Иконы Божией Матери

Светописанная (1903)

Неделя тринадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 3 сентября 2023 года: что будет в храме?

3 сентября 1903 года во время раздачи милостыни убогим монахам у Великих монастырских ворот Свято-Пантелеимонова монастыря инок Гавриил сделал фотоснимок и, когда его проявил, на черно-белой фотографии увидел образ Богоматери, смиренно получавшей благословенныйкусок хлеба. В 1980х чудесная фотография была размножена с приложением краткого описания события и распространялась среди паломников. Для нового поколения русских людей, пострадавших от атеистической пропаганды, фотография послужила фактором уверения в бытии духовного мира, о чем многократно удостоверяли обитель паломники.

Монастырские архивы свидетельствуют, что в период с конца XIX по начало XX века русские монахи еженедельно раздавали милостыню нуждающимся. Раз в неделю из двух южных российских портов Одессы и Таганрога, где находились афонские подворья Свято-Пантелеимонова монастыря, приходили к афонской пристани большие и малые корабли с продуктами питания и жизненно необходимыми материалами. Они предназначались для 3 000 насельников Свято-Пантелеимонова монастыря и 4 000 русскоязычных братьев, подвизавшихся в различных скитах, келлиях и каливах Святой Горы.

У Великих ворот обители собиралась толпа бедных монахов и благочестивых странников. Сохранились данные о том, что около 600-800 человек получали из рук монахов хлебные лепешки — череки. В урочные дни за милостынею к монастырским вратам стали приходить ничем не занимающиеся, упивающиеся и никому не подчиняющиеся люди. 14 августа 1903 года в монастырь поступило письмо из Кинота, в котором выражалось недовольство относительно «бесполезной» и «вредной», по его мнению, милостыни. Высшее Священное управление Святой Горы потребовало от Священноначалия Свято-Пантелеимонова монастыря отменить раздачу милостыни и найти более приемлемую и несоблазнительную форму помощи. В послании, в частности, говорилось: «Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подается в разуме — людям, достойным милостыни и нуждающимся в оной. Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают, и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда».

21 августа 1903 года, ровно через неделю после получения кинотского письма, монахи Русской обители решили в последний раз соблюсти традицию и раздать милостыню, а уже потом зачитать присутствующим содержание письма из Кинота. В это время по обыкновению у главной порты уже собрались в ожидании милостыни сотни нуждающихся и странствующих людей. Во время раздачи череков иеромонах Гавриил сделал фотоснимок, на котором проявился образ Богоматери, смиренно получавшей вместе с другими просителями благословенную милостыню. Глядя на необычный снимок, монахи тут же вспомнили рассказ инока Севастиана, слышавшего, будто «один пустынник видел несколько раз женщину при раздаче череков». Некоторые из подвижников, тоже видевших наяву Дивную Деву среди убогих монахов и просителей милостыни, хотели сказать об этом привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел.

Богородица неизменно промышляла о подвизающихся в Своем земном жребии. По велению Царицы Небесной монастырь продолжил удовлетворять нужды бедной братии: после братских трапез в обители устраивали трапезы для бедняков, а келарь выдавал им со склада продукты питания.

Увеличенная копия снимка с образом Богоматери ныне помещена у врат русского святогорского монастыря святого Пантелеимона.

Прибавление ума

Неделя тринадцатая по Пятидесятнице, воскресенье, 3 сентября 2023 года: что будет в храме?

Данные исследователей говорят о том, что иконография образа сложилась в XVI веке под влиянием западных гравюр и икон со сложной символикой. Однако большая часть сохранившихся икон «Прибавление ума» относится к XVIII-XIX векам.

Особенность иконы — своеобразные одеяния. Божия Матерь облачена вместе с Богомладенцем в длинный колоколообразный плащ — далматик. Он красного цвета, богато расшит золотыми крестами и украшен драгоценными камнями. С обеих сторон подлетают к Богоматери с Младенцем Ангелы с зажженными свечами; над главами Их — три Серафима, в подножии — Херувим с распростертыми крыльями. Внизу виднеется город, символ Горнего Иерусалима.

Сохранилось старинное сказание, объясняющее происхождение названия иконы: «В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый иконописец. Он читал много церковных книг Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном. Начитавшись тех и других книг, он стал размышлять, каким книгам нужно следовать, чтобы спастись. Он долго думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться перед ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее „Прибавление ума“ ».

В начале XX века русский исследователь Андрей Александрович Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии (точное указание на первообраз дал ему академик Никодим Павлович Кондаков): «Изображение этой иконы появилось на Руси, очевидно, с XVI века. В Лорето находится Святой домик или Святая хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери, в общем сходно с иконой „Прибавление ума“, которая западного происхождения, только переделана на „московский манер“».

В конце XX столетия выводы Титова получили новые подтверждения трудами многих итальянских историков, археологов и искусствоведов. Паломники к Святому Дому в Лорето теперь могут увезти с собой такую же картонную иконку «Прибавление ума», какая продается в московских православных церковных лавках, только под итальянской иконкой добавлена подпись: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века. Старославянская надпись гласит: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости».

На Руси самая древняя из известных икон Божией Матери «Прибавление ума» находится в Ярославской области в Покровском храме города Романов-Борисоглебск (Тутаев).

Редакция «Фомы»

Категория: Православный календарь. | Просмотров: 91 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]