Приветствую Вас Гость!
Среда, 08.05.2024, 08:40
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Ноябрь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2023 » Ноябрь » 4 » Воскресенье, 5 ноября 2023 года
17:59
Воскресенье, 5 ноября 2023 года

Неделя двадцать вторая по Пятидесятнице, воскресенье, 5 ноября 2023 года: что будет в храме?

В воскресенье 5 ноября мы вспоминаем апостола от 70-ти Иакова, брата Господня, перенесение мощей праведного Иакова Боровичского, святителя Игнатия Константинопольского и преподобного Елисея Лавришевского. Память Собора новомучеников и исповедников земли Карельской, а также священномучеников Николая Агафоникова, Владимира Амбарцумова, Александра Соловьева, Николая Архангельского, Емилиана Гончарова, Созонта Решетилова и преподобномученицы Антонии Тимофеевой совершается 5 ноября.


Воскресенье, 5 ноября 2023 года

Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 5 ноября.


Особенности православного богослужения

Тропарь воскресный

Собезначальное Слово Отцу и Дуови,/ от Девы рождшееся на спасение наше,/ воспоим, вернии, и поклонимся,/ яко благоволи плотию взыти на крест,/ и смерть претерпети,/ и воскресити умершия// славным воскресением Своим.

Перевод: Слово, безначальное подобно Отцу и Духу, от Девы родившееся для спасения нашего, воспоем, верные, и поклонимся Ему, ибо благоволил Он плотию взойти на Крест, и смерть претерпеть, и воскресить умерших славным воскресением Своим.

Кондак воскресный

Ко аду, Спасе мой, сошел еси,/ и врата сокрушивый яко Всесилен,/ умерших яко Создатель совоскресил еси,/ и смерти жало сокрушил еси,/ и Адам от клятвы избавлен бысть,/ Человеколюбче, темже вси зовем:// спаси нас, Господи.

Перевод: Во ад сошел Ты, Спаситель мой, и врата его сокрушив, как Всемогущий, как Творец умерших воскресил с Собою, и жало смерти уничтожил, и Адама от проклятия избавил, Человеколюбец. Потому все мы восклицаем Тебе: «Спаси нас, Господи!»

Молитва апостолу Иакову, брату Господню по плоти

О, великий, богоизбранный и богопрославленный апостоле Иакове, брате Господень, великий архиерею святаго града Иерусалима, теплый наш заступниче и ходатаю, предстояй престолу Пресвятыя Троицы! Не отрини нас от твоего заступления, воздвигни из глубины греховныя и, яко имеяй власть вязати и решити, разреши зол наших соу́ы, любви Божией причти и Царствия Небеснаго причастники молитвами твоими соделай. Моли, святе, Христа Спаса, да сподобит непреткновенно совершати наше земное странствие, да, вечныя и блаженныя жизни на Небеси сподобившеся, вкупе с тобою возможем непрестанно славити Троицу Нераздельную и воспевати едино Божество Отца и Сына и Духа Святаго во веки веков. Аминь.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 16, стихи 19 — 31

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. 20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. 22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. 23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24 и, возопив, сказал: "отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем". 25 Но Авраам сказал: "чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят". 27 Тогда сказал он: "так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения". 29 Авраам сказал ему: "у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их". 30 Он же сказал: "нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются". 31 Тогда Авраам сказал ему: "если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят".

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Апостольское чтение:

Послание апостола Павла к галатам, глава 6, стихи 14 — 18

14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. 15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. 16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. 17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. 18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

Комментирует священник Павел Великанов


День памяти святых

Апостол от 70-ти Иаков, брат Господень по плоти (около 63)

Рассказ об апостоле Иакове и других родственниках Христа читайте в нашем материале.

Святитель Игнатий, патриарх Константинопольский (877)

Историю сына императора, ставшего святым, слушайте на радио «Вера».

Новомученики и исповедники Российские

Собор новомучеников и исповедников земли Карельской

Неделя двадцать вторая по Пятидесятнице, воскресенье, 5 ноября 2023 года: что будет в храме?

12 марта 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл установил отдельный день празднования памяти 11 новомучеников и исповедников земли Карельской. Днем памяти Собора карельских новомучеников определено первое воскресенье ноября.

Священномученик Николай Агафоников (1 сентября 1876 — 5 ноября 1937)

Неделя двадцать вторая по Пятидесятнице, воскресенье, 5 ноября 2023 года: что будет в храме?

«...все это церковное дело для меня с ранних лет было стихией. Бывало, раным-рано поднимался я в праздники вместе с родителями часов в 5-6 утра, чтобы вовремя успеть к началу утрени и подготовить кадило и все прочее, чтобы с первым же ударом колокола все было готово – и у отца на клиросе, и у меня в пономарской», - писал отец Николай в своих воспоминаниях.

Священномученик Николай родился в селе Лекма Слободского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Владимира Агафоникова и был назван в честь Николая Чудотворца. «Лет пяти с половиной-шести я, сначала с матерью, стал вставать на клирос и пел с нею, обычно в унисон, своим звонким дискантом, но с течением времени я уже один, самостоятельно, настолько привык к церковному пению, что отлично подпевал на все гласы все церковные песнопения, кроме разве ирмосов, причем, конечно, не знал еще смысла и перевода по-русски многих молитв... Годов семи уже... я читал часы, а затем шестопсалмие, отлично знал пономарское дело,» - писал отец Николай в своих воспоминаниях.

Вскоре семья псаломщика Владимира Агафоникова переехала в село Медяны, находившееся неподалеку от Лекмы. Отслужив молебен Господу, Матери Божией, святителю Николаю Чудотворцу, покровителям просвещения равноапостольным Мефодию и Кириллу, преподобному Сергию Радонежскому, святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову и пророку Науму, родители отдали отрока Николая, которому было тогда 7 лет, в первый класс Медянского мужского земского начального училища. В 1887 году Николай поступил в Вятское Духовное училище, по его окончании – в Вятскую Духовную семинарию, в которой завершил образование в 1897 году и поступил псаломщиком в Никольский собор города Слободского Вятской губернии. В 1899 году Николай Владимирович женился на дочери священника Василия Федорова Нине и в том же году был рукоположен во священника ко храму в селе Загарье Вятского уезда. Здесь он прослужил семнадцать лет, став для крестьян любимым и уважаемым пастырем, помогая им в вопросах не только духовных, но и практических, лечил и покупал лекарства.

В 1910 году священник был назначен заведующим Загарской церковноприходской школой. В 1916 году отец Николай по избранию был определен наблюдателем церковноприходских школ Вятского уезда. В 1917 году назначен священником при Вятском женском монастыре, где прослужил до февраля 1923 года, когда был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, которая, по мнению советских властей, заключалась в противодействии обновленцам. Просидев в Лубянской тюрьме до июля, он был отпущен за недоказанностью обвинения.

В 1926 году временно управляющий Вятской епархией епископ Виктор (Островидов) незаслуженно заподозрил отца Николая в сочувствии к обновленцам, и тот вынужден был покинуть епархию. «Тяжело... жить на свете, когда своя своих не познают и бьют», – писал он по этому поводу родным. В декабре 1927 года протоиерей Николай был назначен в храм в селе Ворсино Подольского района Московской области (переехал ближе к взрослым детям), а в 1928 году – в Покровский храм в селе Ерино того же района, где он прослужил до своего ареста. В 1930 году протоиерей Николай был назначен настоятелем храма и благочинным Подольского округа.

Протоиерей Николай был арестован 16 октября 1937 года, заключен в тюрьму в городе Серпухове и в тот же день допрошен. Показания против него дали люди, пользовавшиеся его гостеприимством и вниманием. Он же на следствии не оговорил никого.

– С кем вы имеете общение из служителей культа в Подольском районе? – спросил следователь.

– Как благочинный, общаюсь по службе со всеми священниками Подольского района, близких же отношений ни с кем не имел.

– Следствием установлено, что вы в феврале 1937 года в присутствии Подузова вели со своим братом контрреволюционные разговоры о плохой жизни при советской власти, высказывая враждебные взгляды на советскую власть. Признаете ли вы себя виновным?

– Контрреволюционных разговоров я не вел, но, действительно, я говорил брату о том, что советская власть в принципе смотрит на духовенство как на контрреволюционеров, говорил, что раньше мы жили лучше, обеспеченней, чем сейчас. Враждебных взглядов на советскую власть я не высказывал.

– В феврале 1937 года вы в своем доме среди верующих вели пораженческую контрреволюционную агитацию, притупляя бдительность граждан в отношении врагов народа. Признаете ли вы себя виновным?

– Контрреволюционной агитации в отношении судебного процесса над врагами народа я не вел, – наоборот, среди верующих возмущался поступками врагов народа.

– Следствием установлено, что вы вели среди населения контрреволюционную агитацию. Признаете ли вы себя виновным?

– Не признаю и виновность отрицаю.

Это был последний ответ священника. 3 ноября тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу.

Протоиерей Николай Агафоников был расстрелян 5 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Священномученик Владимир Амбарцумов (1892 — 1937)

Неделя двадцать вторая по Пятидесятнице, воскресенье, 5 ноября 2023 года: что будет в храме?

Рассказ о священномученике, который до обращения в православие много лет был протестантским проповедником, и его отношении к политике того времени читайте в нашем материале.

Священномученик Александр Соловьев (1893 — 1937)

Неделя двадцать вторая по Пятидесятнице, воскресенье, 5 ноября 2023 года: что будет в храме?

Когда в тридцать седьмом году за священником пришли сотрудники НКВД, выяснилось, что он был настолько беден, что обуть ему нечего. Краткое житие священномученика Александра слушайте на радио «Вера».

Священномученик Николай Архангельский (7 ноября 1878 — 5 ноября 1937)

Неделя двадцать вторая по Пятидесятнице, воскресенье, 5 ноября 2023 года: что будет в храме?>

– По поводу обложения вас налогами вы в разговорах жаловались, что советская власть совсем хочет вас разорить, и высказывали мнение, что скоро советской власти будет конец... Подтверждаете вы эти разговоры? – спросил следователь.

– По поводу обложения я разговор имел, но в этом разговоре сказал, что налог мне выплатить трудно. С кем я вел этот разговор, не помню. Но что я в разговоре выражал мнение о скором падении советской власти, это я отрицаю и виновным себя в этом не признаю.

Священномученик Николай родился в городе Верее Московской губернии в семье священника Александра Николаевича Архангельского. В 1893 году Николай Александрович окончил Перервинское Духовное училище, в 1899 году – Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем в церковноприходскую школу. В 1915 году Николай Александрович был рукоположен во священника к Александро-Невской церкви Аббакумовой пустыни Рузского уезда Московской губернии. В 1918 году назначен в храм в село Константиново Бронницкого уезда. Затем в связи с закрытием храмов служил в разных храмах Московской епархии.

В январе 1930 года власти арестовали священника по обвинению в контрреволюционной деятельности, но за недоказанностью обвинения через месяц освободили. В 1931 году отец Николай был возведен в сан протоиерея. В 1934 году назначен в Троицкий храм погоста Чижи Павлово-Посадского района.

6 октября 1937 года протоиерей Николай был арестован и заключен в тюрьму в городе Ногинске.

– Следствие располагает данными, изобличающими вас в том, что вы вели систематическую антисоветскую агитацию. Виновным себя в этом признаете? – спросил следователь.

– Антисоветской агитацией не занимался. Виновным себя в этом не признаю, – ответил священник.

На этом допрос был окончен, и дело было передано на решение тройки НКВД. 3 ноября 1937 года тройка приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Архангельский был расстрелян 5 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Священномученик Емилиан Гончаров (5 августа 1882 — 5 ноября 1937)

Неделя двадцать вторая по Пятидесятнице, воскресенье, 5 ноября 2023 года: что будет в храме?

Власти арестовали священника и заключили в тюрьму в городе Волоколамске 7 октября 1937 года. При обыске в амбаре, который ранее принадлежал церкви, а ко времени служения здесь отца Емилиана стал принадлежать школе, было найдено двадцать пять патронов к винтовке. На основании того, что священника видели заходившим в этот амбар, ему приписали хранение этих патронов и участие в контрреволюционной деятельности.

Священномученик Емилиан родился в селе Старо-Полтавка Саратовской губернии в семье крестьянина Антона Гончарова. Окончил в 1904 году учительскую семинарию в городе Владимире. С 1914 года Емельян Антонович исполнял послушание псаломщика.

В 1921 году он был рукоположен в сан диакона и затем в сан священника. Вначале он служил в храмах Саратовской епархии. В 1932 году знакомый отцу Емилиану священник Константин Сперанский предложил ему перевестись в храм Рождества Христова в селе Рождествено Ново-Петровского района Московской области, где он сам когда-то служил и где теперь умер священник. Отец Емилиан согласился и, получив благословение священноначалия, начал служить на новом месте.

7 октября сотрудники Ново-Петровского РО УГБ Управления НКВД СССР по Московской области арестовали отца Емилиана и доставили в Ново-Петровское отделение милиции. При обыске у него изъяли медный и серебряный кресты, две серебряные дарохранительницы, две серебряные чаши, два серебряных ковшика и разную церковную литературу.

— Гражданин Гончаров, при вскрытии амбара, принадлежавшего церкви, обнаружены 25 штук боевых винтовочных патронов. Требуем говорить, где Вы их взяли?

— В отношении обнаруженных боевых патронов я могу пояснить следующее: амбаром пользовались бывший офицер Успенский и Соколова. Мое участие было в виде помощи Соколовой в переборке книг. Кому принадлежали патроны, сказать не могу, от них я отказываюсь, я этих патронов не видел и не клал.

Последняя попытка добиться от священника нужных показаний была предпринята следователем 31 октября. Третий допрос состоял из одного-единственного вопроса:

— Вы признаете себя виновным в антисоветской агитации?

— Нет. Виновным себя в антисоветской агитации я не признаю. Записано с моих слов верно и мною прочитано.

3 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Емилиана к расстрелу. Священномученик Емилиан Гончаров был расстрелян 5 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. На тюремной фотографии видно, что и там страдалец оставался в священническом подряснике. Он предстал перед своими палачами, не согласившись с лживыми словами обвинителей и не отказавшись от одежды, данной ему как служителю Алтаря Господня.

Священномученик Созонт Решетилов (21 сентября 1894 — 5 ноября 1937)

Неделя двадцать вторая по Пятидесятнице, воскресенье, 5 ноября 2023 года: что будет в храме?

21 октября 1937 года около часа ночи в дом к священнику пришли три сотрудника НКВД и арестовали его. Отец Созонт встретил их спокойно, он был уже давно готов к аресту. В течение трех дней священника допрашивали в тюрьме города Зарайска. На допросах отец Созонт все выдвинутые против него обвинения в антисоветской и контрреволюционной деятельности категорически отверг.

Священномученик Созонт родился в селе Кочержинцы Уманского уезда Киевской губернии в семье крестьянина Федора Решетилова. По окончании церковноприходской школы он поступил послушником в монастырь, где пробыл до 1915 года, когда был призван в действующую армию. Он прослужил в ней в звании младшего унтер-офицера до 1918 года.

В 1918 году Созонт Федорович женился на глубоко верующей девушке из благочестивой семьи Екатерине Степановне Таргонской. Решив избрать служение священника, он окончил пастырские курсы и в 1921 году был рукоположен во диакона к Александро-Невскому собору в городе Умани. В декабре 1921 года диакон Созонт был рукоположен во священника к СвятоНиколаевской церкви села Коржевый Кут Уманского уезда Киевской губернии. В 1924 году переведен в село Томашовка Черкасского уезда.

В 1928 году власти арестовали его за неуплату налогов и осудили на три месяца тюремного заключения. В 1930 году церковь была властями закрыта, и отец Созонт остался без прихода. В 1931 году он был назначен служить в храм села Сычовка Христиновского района Киевской области, а затем стал служить в родном селе Кочержинцы. Но здесь он пробыл недолго, причиной чему послужили усилившиеся гонения на Церковь, а также конфликт с семьей горячо им любимой сестры, которая вышла к этому времени замуж за одного из партийных руководителей района. Не раз отец Созонт беседовал о вере с мужем сестры, но, несмотря на все усилия священника, тот остался непреклонен в своем безбожии.

В 1932 году отец Созонт переехал в Московскую область и стал служить в Никольском храме в селе Мишино Зарайского района. По свидетельству всех знавших отца Созонта, он был человеком убежденным в вере и ревностным, праведной жизни пастырем.

После принятия безбожными властями решения о беспощадных гонениях на Русскую Православную Церковь сотрудники НКВД в Зарайске стали собирать лжесвидетельства против священника. Один из таких лжесвидетелей показал, будто отец Созонт публично возражал против закрытия храма и говорил: «Советская власть нас кругом ограбила. Требует заплатить непосильный налог с той целью, чтобы закрыть церковь. Православные, вы же знаете, что церковь нам нужна, в ней мы можем показать свою преданность Богу, и потому прошу вас оказать помощь в уплате налога. Советская власть под всевозможными причинами лишает нас права на отправление религиозных треб».

3 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Созонта к расстрелу. Священник Созонт Решетилов был расстрелян 5 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.


Притчу о богаче и Лазаре, пересказанную апостолом Лукой, мы слышим в православных храмах 5 ноября. Богач, имя которого Господь не называет, и нищий Лазарь жили рядом друг с другом. Богач пировал каждый день роскошно и светло — с радостью, то есть он не погряз в грехах и разврате. А рядом с ним находился Лазарь, который очень тяжело болел. Богач видел Лазаря, терпел и не прогонял его. После смерти Лазарь попадает в место, где пребывают души праведников, а богач — в место мучений. Пропасть между ними — во внутреннем состоянии человека, а не во внешних причинах.

Часто мы рассуждаем, как богач: если бы Господь явил настоящее чудо, вот тогда мы бы изменили свою жизнь. Схожая мысль посещает и людей, находящихся вне Церкви: вот если бы мы увидели в христианах и священниках святых, тогда мы бы пришли в Церковь. Получается, что человек, не желая меняться в своей душе, пытается оправдаться. Именно это состояние делает невозможным попасть в Царствие Божие: богач оказывается в аду не из-за богатства, а из-за того, что не обращает внимание на Лазаря, не проявляет милосердие. А Лазарь не из-за нищеты своей пребывает на «лоне Авраамовом», а потому что принимал свой жребий благодушно, не роптал, не проклинал богача. Нищий мирен по отношению к богачу, и за это Господь его вводит в Царствие Божие.

Святитель Иоанн Златоуст написал 7 слов на эту притчу, и нам невозможно вместить все ее толкования. Но важно задуматься о ней.

«Фома»

Категория: Православный календарь. | Просмотров: 116 | Добавил: dad | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]