Приветствую Вас Гость!
Четверг, 09.05.2024, 14:37
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Ноябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

Главная » 2016 » Ноябрь » 1 » Жизнь и труды апостолов – Святой евангелист Лука
19:11
Жизнь и труды апостолов – Святой евангелист Лука
Апостол от 70-ти Лука Евангелист

Дни памяти:

17 января - Собор 70-ти апостолов
5 мая
31 октября

Жизнь и труды апостолов – Святой евангелист Лука
Краткое житие апостола и евангелиста Луки


Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (Фил.1:24; 2Тим.4:10), врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спаситель­ное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк.10:1-3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Ем­маус.

Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2Тим.4:10). После му­ченической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахаию, Ливию, Египет и Фиваиду. В го­роде Фивы он мученически окончил земной путь.

Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да бу­дет», – сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62–63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк.1:3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк.1:4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк.2:19, 51).

В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62–63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Воз­несения Спасителя. В центре повествования – Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом) как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян.15:6-29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осу­ществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.

Полное житие апостола и евангелиста Луки

Святой Евангелист Лука родился в Сирийском городе Антиохии. Родители его не принадлежали к еврейскому племени: об этом свиде­тельствует отчасти самое имя Лука, сокращенное из латинского слова «Лукан»[1], а в особенности одно место из послания апостола Пав­ла к Колоссянам, где святой Павел ясно отделяет Луку от «сущих от обрезания», т. е. иудеев (Кол.4:10-15). В своих писаниях Лука, од­нако, обнаруживает обстоятельное знакомство с законом Моисеевым и иудейскими обычаями; посему можно думать, что Лука еще до об­ращения своего ко Христу уже принял иудейскую веру[2]. Кроме того, на родине своей, славившейся цветущим состоянием наук и ис­кусств, Лука обогатил свой ум разными научными сведениями. Из Послания апостола Павла к Колоссянам мы видим, что Лука изучил вра­чебное искусство[3]; предание же удостоверяет нас в том, что он был и живописцем. Несомненно также, что он получил вообще хорошее образование, потому что греческий язык его писаний гораздо чище и правильнее, чем язык прочих новозаветных писателей.

Когда слух о чудесах и учении Господа Иисуса Христа распространился из Галилеи по всей Сирии и всем окрестным местам, тогда и Лука прибыл из Антиохии в Галилею, где Господь Иисус Христос начал сеять семена Своего спасительного учения (Мф.4:24-26, Лк.4:37). Се­мена сии нашли для себя в сердце Луки добрую почву и принесли здесь стократный плод. Вскоре святой Лука был удостоен принятия в лик 70-ти апостолов Христовых и, получив от Господа напутственные наставления и власть творить чудеса, стал ходить «пред лицем» Господа Иисуса Христа, проповедуя о наступлении Царствия Божия и уготовляя путь Христу Спасителю[4].

В последние дни земной жизни Спасителя, когда с поражением Пастыря рассеялись и овцы Его стада, святой Лука находился в Иеруса­лиме, сетуя и плача о своем Господе, приявшем вольное страдание. Вероятно, во время распятия Его в числе прочих, знавших Иисуса, стоял и Лука «вдали» и со скорбью взирал на Распятого (Лк.23:49). Но вскоре скорбь его обратилась в радость, ибо Воскресший Гос­подь в самый день Своего воскресения утешил Луку, удостоив его Своего явления и беседы, о чем с особенною подробностью и живо­стью сообщает сам Лука в своем Евангелии[5]. Скорбя о смерти своего Учителя и недоумевая относительно Его воскресения, о котором ему сообщили жены-мироносицы, шел Лука с другим учеником Господа, Клеопою, из Иерусалима в Еммаус[6], и по дороге в сие селение удостоился стать спутником Того, Кто есть «путь, истина и жизнь»[7]. Оба ученика шли и разговаривали друг с другом, когда к ним при­близился Сам Иисус и пошел с ними. Господь явился им, по сказанию евангелиста Марка, «в ином образе» (Мк.16:12), а не в том виде, в каком они знали Его прежде. Кроме того, по особому устроению Божию «глаза их были удержаны» (Лк.24:16), так что они не могли узнать явившегося Господа. Они подумали, что с ними идет один из богомольцев, ходивших на праздник Пасхи в Иерусалим.

– О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? – спросил их Господь.

На сие Клеопа сказал:

– Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

– О чем? – спросил снова Иисус.

– Что было с Иисусом Назарянином – сказали они в ответ, – Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть, и распяли Его. А мы надеялись было, – продолжали свою речь ученики, – что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и неко­торые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его, и, пришедши, сказывали, что они видели и явление Анге­лов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу, и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.

Тогда Господь сказал им:

– О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Хри­сту и войти в славу Свою?

И, начав от Моисея, Христос Господь из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании.

Так беседуя с Господом, ученики незаметно приблизились к Еммаусу, и так как им приятна была беседа, а их Спутник намеревался, по-ви­димому, идти далее, то они стали просить Его остаться с ними.

– Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру, – говорили они Ему.

И Он вошел в селение и остановился с ними в одном доме. Когда же Он возлег[8] с ними во время вечери, то, взяв со стола хлеб, благо­словил, преломил и подал им. Как только Господь совершил сие, ученики тотчас же Его узнали. По всему вероятию, сие действие Господь и прежде совершал пред учениками, а кроме того они могли признать Его по тем язвам от гвоздей, которые заметили они на Его руках. Но в сие время Господь стал невидим для них, и они сказали друг другу:

– Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? (Лк.24:17-32)

Желая поделиться своею радостью с другими учениками Господа, Лука и Клеопа тотчас же встали из-за вечери и отправились в Иеруса­лим. Там нашли они собранных в одном доме апостолов и других учеников и, конечно, сейчас же возвестили им, что Христос воскрес и что они видели Его и беседовали с Ним. Апостолы же с своей стороны утешили их, сказав, что Господь воскрес воистину и явился Симо­ну. Затем Лука и Клеопа подробно рассказали апостолам обо всем, происшедшем с ними на пути, и о том, как они узнали Христа Господа в преломлении хлеба. Во время сего разговора внезапно среди апостолов явился Сам Воскресший Господь, преподал им мир и успоко­ил их смущенные сердца. Для уверения же тех, которые думали, что видят пред собою только призрак своего умершего Учителя, Господь показал язвы от гвоздей на руках и ногах Своих и вкусил пищи. Евангелист Лука здесь снова удостоился слышать от Господа разъясне­ние всего, что сказано о Нем в Священном Писании Ветхого Завета, и получил дар разумения Писания (Лк.24:18-49).

После вознесения Господня святой Лука пребывал некоторое время вместе с другими апостолами в Иерусалиме, но потом, по свиде­тельству предания, отправился на свою родину, в Антиохию, где уже было много христиан. По дороге туда он проходил с проповедью го­род Севастию[9], где находились нетленные мощи святого Иоанна Предтечи. Уходя из Севастии, святой Лука хотел было взять их с со­бою на родину, но тамошние христиане, усердно почитая Крестителя Господня, не позволили Луке взять святые мощи его. Тогда святой Лука взял от них десную руку, под которою некогда преклонил главу Свою Христос, приемля крещение от Иоанна. С этим бесценным со­кровищем святой Лука прибыл на свою родину, к великой радости антиохийских христиан. Отсюда удалился он только тогда, когда стал спутником и сотрудником святого апостола Павла, который, по сказанию некоторых древних писателей, приходился ему даже родственни­ком. Сие произошло, впрочем, уже во время второго апостольского путешествия святого Павла[10]. В это время святой Лука вместе с апостолом Павлом отправился на проповедь в Грецию и был оставлен им для утверждения и устроения Церкви в македонском городе Филиппах; святой Лука с этого времени в течение нескольких лет трудился в деле распространения христианства в Македонии[11].

Когда же апостол Павел в конце третьего своего апостольского путешествия снова посетил Филиппы, Лука по его поручению и по избра­нию всех верующих ходил в Коринф для сбора милостыни в пользу бедных христиан Палестины[12]. Собрав милостыню, святой Лука с апо­столом Павлом отправился в Палестину, посещая по пути церкви, находившиеся на островах архипелага, по берегам Малой Азии, в Фини­кии и Иудее. Когда апостол Павел был заключен под стражу в палестинском городе Кесарии, святой Лука оставался при нем. Не покинул он апостола Павла и тогда, когда тот отправлен был в Рим на суд кесаря. Он вместе с апостолом Павлом переносил все трудности путе­шествия по морю, подвергался опасности потерять даже жизнь[13].

Прибыв в Рим, святой Лука также находился при апостоле Павле и вместе с Марком, Аристархом и некоторыми другими спутниками апо­стола проповедовал Христа в этой столице древнего мира[14]. В Риме же святой Лука написал свое Евангелие и книгу Деяний святых Апо­столов[15]. В Евангелии он изобразил земную жизнь Господа нашего Иисуса Христа не только на основании того, что сам видел и слышал, но и принимая во внимание все то, что передали «бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова»[16]. Святой апостол Павел руководил им в сем деле и потом одобрил написанное святым Лукою Евангелие. Точно так же и книга Деяний Апостольских написа­на была, как говорит церковное предание, по повелению апостола Павла[17].

После двухлетнего заключения в узах римских апостол Павел получил свободу и, оставив Рим, посетил некоторые из основанных им преж­де церквей. Святой Лука и в сие время точно так же сопутствовал ему. В непродолжительном времени император Нерон воздвиг в Риме лютое гонение против христиан. Апостол Павел в это время в другой раз прибыл в Рим, дабы своим словом и примером ободрить и под­держать гонимую Церковь и, если угодно будет Богу, разделить с верующими венец мученический. Он был взят язычниками и заключен в узы. Святой Лука и теперь не изменил своему учителю и один только из всех сотрудников апостола находился при нем в это время, столь тяжкое, что апостол сравнивал себя с жертвою, обреченною на заклание.

– Я уже становлюсь жертвою, – писал апостол Павел своему ученику Тимофею, – и время моего отшествия настало: старайся придти ко мне скорее. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент – в Галатию, Тит – в Далматию. Один Лу­ка со мною[18].

Очень вероятно, что Лука был свидетелем и мученической кончины апостола Павла в Риме. По кончине апостола Павла святой Лука, как говорит церковное предание, благовествовал Христа в Италии, Далмации, Галлии, а в особенности в Македонии, – в которой он и преж­де трудился нисколько лет, а также и в соседней с Македонией Ахаии[19].

Уже в глубокой старости апостол Лука предпринял путешествие в отдаленный Египет и перенес здесь много трудов и огорчений ради сла­вы святого имени Иисусова. Он пришел в Египет, пройдя предварительно всю Ливию[20], и в Египте, – в Фиваиде, – многих обратил ко Христу. В городе Александрии он рукоположил во епископа некоего Авилия, на место Анниана, рукоположенного евангелистом Марком и проходившего свое служение 22 года. Возвратившись в Грецию, он снова устроил здесь, – преимущественно в области Беотии[21], – церк­ви, рукополагал священников и диаконов, исцелял болящих телесно и душевно. Подобно своему другу и руководителю – апостолу Павлу, – святой Лука «подвигом добрым подвизался, течение свое совершил и веру сохранил». Скончался он 84-х лет от роду, в Ахаии, мученическою смертью, именно, будучи повешен, за отсутствием креста, на оливковом дереве[22]. Честное тело его было погребено в Фивах, – главном городе Беотии, – где его святые мощи, подававшие множество исцелений, находились до второй половины четвертого века, а потом были перенесены в столицу Восточной империи – Константинополь.

О местонахождении мощей святого апостола Луки стало известно в четвертом веке по тем исцелениям, какие здесь совершались. Осо­бенно много исцелений совершалось здесь над страдавшими глазною болезнью[23]. Сын равноапостольного Константина Великого, импе­ратор Констанций, узнав от одного ахайского епископа, что тело святого Луки почивает в Фивах, послал правителя Египта Артемия[24] пе­ренести мощи святого Луки в столицу, и тот со великим торжеством совершил сие перенесение[25].

Во время перенесения святых мощей Луки с берега моря в храм совершалось такое чудо. Некто Анатолий, евнух (из царских постельни­чих), был болен неизлечимою болезнью. Он много истратил денег на врачей, но исцеления получить не мог и теперь с верою в чудодей­ственную силу честных мощей апостола Луки стал молить святого об исцелении. При сем он подошел к честной раке святого и, сколько у него было сил, помогал нести ее. И что же? Болезнь оставила его, как только он прошел так несколько шагов. После сего он с радостью нес честную раку до храма святых апостолов, где мощи святого Луки были положены под престолом вместе с мощами святых апостолов Андрея и Тимофея[26]. Здесь святые мощи были источником чудес и с особенною любовью были чествуемы православными христиана­ми.

Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый на­писал красками образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а по­том написал и иные две иконы Пресвятой Богородицы и принес их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, ска­зала:

– Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут[27].

Святой Лука написал также на досках и изображения святых первоверховных апостолов Петра и Павла и сим положил начало доброму и досточестному делу – писанию святых икон во славу Божию, Богоматери и всех Святых, на украшение святых церквей и на спасение ве­рующих, благочестно почитающих сии святые иконы. Аминь.


Примечания

[1] Это имя – «Лукан» – находится в некоторых древних рукописях латинского перевода Евангелия от Луки. Пример подобного сокраще­ния имени можно видеть в имени Силы, которое сокращено из Силуана (Деян.15:22; 2Кор.1:19 и др.).

[2] Язычники, принимавшие иудейскую веру, назывались пришельцами врат, а кто из них, вместе с верою иудейскою, принимал и обреза­ние, тот назывался пришельцем правды. Таковы были в первенствующей церкви: вельможа ефиопской царицы Кандакии, крещенный апостолом Филиппом (Деян.8:27-40); таков был римский сотник Корнилий (Деян.10:1-3); таков был один из семи диаконов – Николай, ро­дом, подобно Луке, – антиохиец (Деян.6:6) и многие другие (Мф.23:15; Деян.2:10).

[3] Ап. Павел называет Луку прямо врачом возлюбленным: «Целует вы – говорит он, – Лука, врач возлюбленный» (Кол.4:14).

[4] Лк.10:1-24. – Сему преданию не противоречат слова самого Луки, в которых он как бы исключает себя из числа апостолов – самовид­цев Слова (Лк.1:2). Этими словами св. Лука хочет сказать только, что он не принадлежал к лику 12-ти апостолов, которые, конечно, виде­ли гораздо больше евангельских событий, чем 70 учеников Господа, которые шли во время проповеди Христа впереди Его.

[5] Лк 24:13-32. Хотя сам Лука в Евангелии своем не называет при этом себя по имени, но самая подробность его повествования показы­вает, что он сам был тот другой ученик, имени которого не упомянул. Об этом говорит и церковное предание. И в церковной молитве со­бирающимся в путь читаем: «Луце и Клеопе в Эммаус спутьшествовавый Спасе сошествуй и ныне рабам твоим путьшествова­ти хотящим».

[6] Еммаус – селение, отстоящее на 60 стадий (около 12-ти верст) к западу от Иерусалима.

[7] Слова Самого Христа Спасителя, Ин.14:6

[8] Древние иудеи не сидели, а возлежали за трапезою.

[9] Севастия – главный город Самарии.

[10] Это апостольское путешествие продолжалось с 52-го по 55-й год по Р. Хр.

[11] Деян.20:6. – Македония находилась к северу от Греции, между Иллириею, Фракиею, Егейским морем и Гетом, или Балканом. Некото­рое время она составляла независимое государство, которое особенно возвысилось и прославилось при царе Александре Великом; впрочем, оно так же быстро пало, как быстро возвысилось. Во времена апостолов Македония входила в состав Римской империи. Те­перь она во власти турок. – Филиппы – македонский пограничный город, названный так в честь македонского царя Филиппа, который воз­обновил и укрепил его.

[12] «С ним послали мы также брата (апостолом Титом), во всех церквах похваляемого за благовествование, и притом из­бранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соот­ветствие вашему усердию» (2Кор.8:18-19). Древние толкователи под «братом» разумеют апостола Луку. Святой Иоанн Златоуст ви­дит здесь указание на посвящение святого Луки во епископа (в слове «освящен», по-греч.– «хиротонифис»).

[13] Бедствия этого продолжительного путешествия святой апостол Лука описал в 27-й и 28-й главах книги Деяний.

[14] Это ясно видно из написанных в то время Посланий апостола Павла к Колоссянам и Филимону.

[15] Судя по тесной связи между сим Евангелием и книгою Деяний Апостольских (Лк.1:1-4; Деян.1:1), написанною после Евангелия и по­явившеюся в Риме около 63 года, необходимо признать, что между написанием той и другой книги протекло очень немного времени и что Евангелие явилось также в Риме около 61-го или 62-го года. То же подтверждается и подписями, находящимися на некоторых рукописях. – Как Евангелие свое, так и книгу Деяний апостольских св. Лука написал для некоего «державного» Феофила (Лк.1:3; Деян.1:1). Древнее предание говорит как о некоем знатном христианине – Феофиле антиохийце, под которым и разумеют того, для которого написаны были св. Лукою Евангелие и Деяния Апостольские.

[16] Лк.1:2. – «По сравнению с другими писателями Евангелия святой Лука отличается, – как говорит св. Иоанн Златоуст, – большею пол­нотою, с какою он объемлет новозаветные события, начиная от рождества св. Иоанна Предтечи, о котором он один только и говорит. Равным образом и последнее евангельское событие – вознесение Иисуса Христа на небо, – у Матфея и Иоанна вовсе не упомянутое, а у Марка упомянутое неподробно, – святой Лука один рассказал подробно». – Св. Евангелие от Луки, по уставу православной церкви, – кроме особенных случаев, – читается на литургии во все дни с 17-ой до 29-ой недели по Пятидесятнице; с 29-ой же недели до недели Мя­сопустной – только во дни субботние и воскресные, и в понедельник, вторник и четверток недели Мясопустной.

[17] В книге Деяний св. апостолов Лука подробно описал сошествие Св. Духа на апостолов и подвиги их, совершенные ими по вознесении Господнем для распространения и утверждения веры христианской в Иудее и других странах вселенной. «Преимущественно же св. Лука, – как говорит св. Иоанн Златоуст, – описал здесь деяния св. апостола Павла, любимым учеником и ближайшим сотрудником которого он был».

[18] 2Тим.4:6,10. – Может быть, св. Лука, как прежде, так и в сие время своим врачебным искусством облегчал болезни апостола – узника, страдавшего, как говорит церковное предание, головною болью и другими телесными недугами, и за сие заслужил от апостола имя «вра­ча возлюбленного».

[19] Далмация – южная часть Иллирийской провинции, которая граничила на севере с Паннонией, на западе с Италией и Адриатическим морем. – Галлия заключала в себе земли, лежащие между океаном, Пиренеями, Средиземным морем, Альпами и Рейном. Ахаия – об­ласть на юге Греции, занимала северную часть полуострова Мореи.

[20] Ливия – провинция в северной Африке. Там было немало греческих колоний (у греков, впрочем, вся Африка иногда называлась Ливи­ей).

[21] Беотия – область средней Греции.

[22] Как свидетельствует св. Григорий Богослов в первом слове на императора Юлиана.

[23] Как бы в ознаменование врачебного искусства апостола Луки Господь ниспосылал дождем на место погребения святого апостола це­лительный «каллурий», т.е. лекарственную примочку от глазной болезни.

[24] Сей Артемий скончался мученическою смертью при императоре Юлиане Отступнике; память его – 20-го октября.

[25] Перенесение мощей св. Луки Церковь воспоминает 22-го апреля.

[26] Святой Андрей Первозванный, – апостол из лика 12-ти. – Святой Тимофей, апостол из лика 70-ти, был епископом в г. Ефесе (в Малой Азии).

[27] Православная Церковь, чествуя святые иконы Богоматери, взывает к Ней так в своих песнопениях: «Первее написавшейся твоей иконе, Евангельских таин благовестником, и к тебе Царице принесенней, да усвоиши Тя, и сильну соделаеши спасти честву­ющыя Тя, и порадовалася еси, паки сущи милостива, спасения нашего содетельница». (Стихира из службы Казанской иконе Бо­гоматери, 22 октября). – В Москве в Успенском соборе хранится (Владимирская) икона Божией Матери, которую, по преданию церковно­му, написал также св. Лука.



https://azbyka.ru/days/saint/1302/group
Категория: Православный календарь. | Просмотров: 379 | Добавил: dad | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]