Главная » Статьи » Статья недели » Недетские проблемы. |
Немного о способностях, лени и учебе, или Почему дети учиться могут, но не хотят «Способный, но уж очень ленивый,» — так говорила моя первая учительница про одного одноклассника. А он и в правду был очень способный: схватывал все на лету, с ходу решал новые задачки по любому предмету, читал быстрее всех, лучше многих рассказывал и объяснял, учеба давалась ему легко. Для учителей он был любимцем, для одноклассников – предметом зависти. Перечислять его школьные достижения можно довольно долго. Только вот учиться ему совсем не хотелось. Нет, он ходил на все уроки и выполнял все домашние работы, только вот учеба его никак «не волновала». Другие одноклассники переживали из-за оценок или из-за невыученных уроков, сдавали предметы, чтоб улучшить оценки. Хорошо помню, что каждый хотя бы раз пытался стать невидимым в тот момент, когда учитель по журналу смотрела, кто пойдет к доске. Для каждого из нас учеба была очень волнительным делом, кто-то получал от нее положительные эмоции, кто-то отрицательные. Но, так или иначе, никто не был равнодушным. А вот ему было как бы «все равно», он знал, что с его талантами и способностями не пропадет, сможет изменить любую ситуацию в свою пользу. Многие учителя переживали по поводу того, что такой «талантливый и умный мальчик, а учиться его никак не заставишь». Каждый раз, когда выставляли оценки за контрольные или за четверть, учителя вздыхали: «Ну ведь ты можешь лучше, что тебе мешает?» А наша классная повторяла слова первой учительницы: «способный, но уж очень ленивый». Все мы выросли, каждый из нас идет своей дорогой. Но эта фраза «способный, но уж очень ленивый» так и идет за моим одноклассником. Работает он простым рабочим на стройке, по выходным – обязательно выпить, семьи у него нет, и как-то жизнь, вроде, есть, но нет обустроенности, нет радости и удовлетворения от прожитого. А ведь он подавал ТАКИЕ надежды, он был ТАКОЙ талантливый, ТАКОЙ способный. Но как говорит наша классная: «лень родилась впереди него». Почему я так подробно описываю эту ситуацию многолетней давности? Причина проста: за последние несколько лет я все чаще и чаще слышу эту фразу, что учиться он или она не хочет, потому что лень родилась впереди. Чаще слышу выражения типа «Она очень способная, но очень ленивая девочка», и многие другие вариации — попытки объяснить то, что дети могут, но не хотят учиться. Поколение тех, кто не хочет учиться Все чаще мне, как специалисту, родители задают вопрос: что делать с тем, что ребенок не хочет учиться, как быть, когда ребенку не интересно в школе? Вопросы очень серьезные, т.к. однозначного и простого ответа на них нет. Сегодняшние дети совершенно отличаются от поколения детей, которое было пять-десять лет назад. И здесь нельзя говорить о традиционном конфликте отцов и детей, потому что никакого конфликта, никакого столкновения интересов тут совершенно нет. Наши сегодняшние дети просто другие, они кардинально отличаются от всех предыдущих поколений в отношении к учебе. Для нас, для родителей сегодняшних ребятишек, было нормально учиться, учиться просто хотя бы потому, что мама сказала или «у нас в семье принято учиться». Для современных детей такие слова – пустой звук. Понимание того, что учиться нужно, потому что он должен, для ребенка совсем не имеет смысла. А увещевание или указание на то, что им это пригодится во взрослой жизни, что они будут успешны, что в жизни образованный человек живет лучше малограмотного — все это для них далекие, а значит нереалистичные картинки. А, значит, и стремиться к этому незачем. Решение, простое и сложное Что делать в этом случае? А выход здесь очень прост, и в то же время, достаточно сложен: каждый день собственным примером показывать детям, что знания делают жизнь интереснее и насыщеннее. Показывать примером, что человек образованный имеет больше возможностей, что его мир имеет более широкие границы, а значит жить в нем можно с бОльшим удовольствием, видя не только ужины и ТВ, но и интересные вылазки и походы, и музеи, и кино, и новое общение с людьми с разными интересами. Да много чего! Перечислять можно долго, да и у каждого из нас свои вкусы и ценности. Только пример личной заинтересованности в знаниях дает ребенку возможность ценить эти знания, радоваться новым открытиям и инсайтам. В подтверждении этого приведу пример из собственного опыта. Мне самой всегда нравилось учиться, получать знания. Как то у нас в семье это поощрялось. Мой папа родом из глубинки, но для работы он выучил несколько языков, второе высшее получал в Швеции, мама – инженер-конструктор высшего класса, конструировала и буровые вышки, и шагающие экскаваторы. У нас всегда были интересные разговоры, было много веселых встреч и общения, множество самых разных познавательных вылазок и дел. Когда росла моя дочь, мы много ходили на выставки, в музеи, кино, участвовали в разных конкурсах. Да и сейчас, даже когда она уже стала взрослой, наша жизнь наполнена новыми делами, интересным общением, познавательными путешествиями и разными делами. И вот недавно дочь приходит из колледжа, где она пообщалась с преподавателем математики вне уроков. Приходит с огромным удивлением и рассказывает их диалог: Дочь: М.И., а вам интересна ваша работа? Учитель: Мне нет, я ее не люблю… Дочь: А как же вы на нее ходите каждый день? Учитель: А я больше ничего делать не умею… Дочь: А если чему то новому научиться? Учитель: А зачем? Снова учить что то, снова менять все… Дочь была под огромным впечатлением: ей даже в голову не приходила мысль КАК целый день можно заниматься делом, которое не любишь? Как можно жить от телевизора до будильника, а потом весь день ждать, когда прозвенит заветный звонок с последней пары. «Это не жизнь, это амебное существование», — подвела итоги моя дочь. Поэтому нам, взрослым, очень важно понимать, что только наш личный пример может либо «заразить» ребенка интересом к знаниям и учебе как важному моменту в жизни, либо отбить всякое желание к этому процессу. Еще несколько причин Еще одна причина, по которой дети не хотят учиться, особенно одаренные и талантливые, это программа, которая для них является очень простой. Они быстро и легко справляются с заданиями, которые в принципе для них не составляют никакой сложности, а значит, и интереса. В этом случае не помогут ни убеждения, ни угрозы, ни разные методы воздействия на ребенка. Здесь важно найти такую программу обучения для ребенка или школу, где он будет реализовывать свой умственный потенциал и возможности. Интерес и здоровый азарт в учебе – лучшие мотиваторы в обучении. Иногда причиной того, что ребенок не хочет учиться, становятся его конфликты в школе с одноклассниками. Например, ребенок хочет быть лидером в классе, но не может организовать сверстников. Или никак не может найти себе друзей и большую часть времени в школе проводит один. Или не знает, как ответить на нападки одноклассников в его сторону. Во всех подобных случаях ребенок просто не умеет общаться с одноклассниками, ему сложно наладить контакт со сверстниками. И это вызывает у ребенка напряжение. И учеба здесь уже отходит на второй план, и появляется желание в школу не ходить. В таком случае родителям важно понимать, что ребенок нуждается в их поддержке, оказать ему ее и, конечно, помочь ребенку научиться общаться со сверстниками. Возможно, это будет общение в детских клубах или группах. Можно рассмотреть вариант сюжетно-ролевых игр для детей и подростков, сейчас они организуются во многих городах. Можно самим родителям устраивать общение детей в неформальной обстановке: походы, вылазки, скалолазание, спортивные игры и прочее. Еще одна причина нежелания ребенка учиться — это несформированность у него познавательных процессов. Такое часто происходит, если ребенок растет в семье, где его развитием и воспитанием занимаются крайне мало. Да, у таких детей, конечно, есть способности, но вероятно, их выражения и реализации крайне ограничены. Очень часто эти дети имеют очень узкий круг интересов. И в этом случае ребенку может помочь любой взрослый, который может его «заразить» своей любовью к знаниям, своим интересом к какому то предмету. Это основные причины того, что часто одаренные и талантливые дети учиться не хотят. И родителям важно понять эту причину и помочь ребенку ее преодолеть. И напоследок, как специалисту и как маме, хочется сказать Вам: интерес к знаниям у детей – это очень хрупкая субстанция, и нам, взрослым, нужно беречь его в детях, воспитывать его собственным примером. Успехов Вам в решении непростых вопросов. С уважением, Ольга Беляшова. Read more: http://nashydety.com/nemnogo-o-sposobnostyax-leni-i-uchebe-ili-pochemu-deti-uchitsya-mogut-no-ne-xotyat/#ixzz440F1TccN | |
Просмотров: 505 | |