14:27 18 июня | |
Священномученик Дорофей. Священномученик Дорофей жил в конце третьего – первой половине четвертого века. Он был епископом города Тир в Финикии, государстве на территории современного Ливана. В период гонений на христиан Дорофей скрывался от преследователей. Он вернулся в Тир при императоре Константине Великом, провозгласившем веротерпимость. Епископ Дорофей управлял паствой более пятидесяти лет, горячо проповедуя Евангельскую весть. Новый император Юлиан Отступник попытался воскресить язычество и вновь объявил христиан вне закона. Епископу Дорофею тогда было уже сто лет. Он удалился в город Одесс, современную Варну, но там его схватили слуги императора. Старец отказался принести жертву идолам. Его пытали и казнили. Священномученика Дорофея некоторые исследователи считают составителем "Синопсиса” – собрания житий святых пророков и апостолов. *** Перенесение мощей блаженного Игоря, великого князя Киевского. В двенадцатом веке на Руси многочисленные претенденты вели между собой борьбу за Киевский престол. Черниговский князь Игорь Ольгович, в крещении – Георгий, унаследовал его вслед скончавшемуся брату Всеволоду, в тысяча сто сорок шестом году. Но уже через две недели он был разгромлен и взят в плен переяславским князем Изяславом. Князя Игоря заточили в монастырь. Тяжело больной, он попросил разрешения принять монашеский постриг. Игорь стал схимонахом Игнатием и подвизался в Киевском Феодоровском монастыре. Двоюродные братья Игоря, черниговские князья, тем временем замыслили захватить и убить Изяслава. Возмущенные киевляне узнали о таком коварстве. Их месть обрушилась на ни в чем неповинного монаха. Игорь Черниговский был убит в тысяча сто сорок седьмом году. Вскоре могила страстотерпца в Киеве прославилась чудесами, происходившими по молитвам к блаженному Игорю. Через три года Киевским князем стал Юрий Долгорукий. Его союзник, Святослав, брат убиенного Игоря, торжественно перенес мощи мученика на родину. Тогда же было установлено празднование памяти святого. *** Священномученик Михаил Вотяков. Священномученик Михаил Вотяков родился в тысяча восемьсот восемьдесят первом году в Казанской губернии, в крестьянской семье. Он закончил педагогические курсы, был учителем приходской школы. В тысяча девятьсот четырнадцатом году Вотяков был рукоположен во священника. Он служил в разных сельских храмах родной епархии. В двадцать девятом году протоиерея Михаила арестовали по обвинению в агитации против хлебозаготовок. Обвинение доказать не удалось, и священника через несколько месяцев освободили. С тридцатого года протоиерей служил в Троицком храме, в селе Чистопольские Выселки. Местные власти обвинили его в антисоветской работе и агитации против колхозов. Председатель и секретарь сельсовета составили акт с требованием «изолировать Вотякова». Отец Михаил и еще одиннадцать крестьян из разряда ненадежных были арестованы весной тридцать первого года. Священника и некоторых крестьян приговорили к расстрелу. Священномученика Михаила казнили и похоронили в общей безвестной могиле. *** Священномученик Николай Рюриков. Священномученик Николай Рюриков родился в тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году в Нижегородской губернии, в семье священника. Николай закончил духовную семинарию и несколько лет преподавал в церковно-приходских школах. В тысяча девятьсот десятом году он стал священником и служил в городе Горбатове. После революции некоторые представители духовенства шли на сотрудничество с властью и даже доносительство. В двадцать седьмом году свои показания против протоиерея Рюрикова добровольно дали священник, диакон и псаломщик, служившие с ним в одном соборе. Они привели в пример проповеди отца Николая, в которых тот критиковал власть. Кроме того свидетели показали, что священник пользуется среди прихожан большим авторитетом: «Опрашивать верующих о Рюрикове почти бесполезно. Уж очень сильное влияние на них он имеет. Они за ним и кучкой его приспешников куда угодно пойдут и не выдадут его». Рюрикова приговорили к трем годам ссылки в Сибирь. После её окончания отец Николай поселился в Марийском крае, близ Козмодемьянска. Там он прослужил до нового ареста в тридцать седьмом году. Очередное обвинение не отличалось от предыдущего – антисоветская агитация, срыв полевых работ. Протоиерея Николая Рюрикова приговорили к десяти годам лагерей. Он скончался в сорок третьем году и был погребен в безвестной лагерной могиле, от которой остался только номер. *** Игоревский образ Божией Матери. Игоревский образ Божией Матери получил своё наименование потому, что перед ним молился в последние минуты своей жизни святой страстотерпец великий князь Черниговский и Киевский Игорь, в иночестве Гавриил. В середине двенадцатого века за Киевский княжеский престол боролись две группы потомков Ярослава Мудрого: Ольговичи и Мстиславичи. Киевский князь Всеволод Ольгович сумел настроить против себя весь город. После смерти Всеволода киевляне принесли клятву верности его брату, кроткому и смиренному Игорю. Но уже через несколько дней киевляне нарушили присягу и призвали на княжение Мстиславичей. Игоря они взяли в плен. В темнице князь тяжело заболел и перед смертью попросил о монашеском постриге. Ему разрешили, и неожиданно новопостриженный монах Гавриил пошёл на поправку. Он остался в монастыре. Другие братья Игоря продолжили борьбу за престол. Тогда киевляне решили отомстить всем Ольговичам и убить князя-инока. Разьярённая толпа ворвалась в Киево-Печерскую лавру, где у иконы Богродицы молился Игорь. Его выволокли из храма и растерзали. По преданию, когда вечером тело князя-инока положили в церкви, в ней сами собой зажглись все свечи. Игоревская икона была написана в Греции, по своему типу принадлежит к иконам "Умиление”. Долгое время чудотворный образ находился в Киево-Печерской лавре. После революции его след затерялся. Самые древние чтимые списки с иконы хранятся в Третьяковской галерее. *** Мысли святителя Феофана Затворника "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его". Нудится Царствие, то есть с нуждою, с трудом, усилиями и тяжкими подвигами достигается; потому и достигает его только тот, кто ведет жизнь притрудную, подвижническую. Этим, на пути к Царствию, отрицается всякого рода утешность. Утехи всех сортов удаляют от Царствия, а у нас ныне только и забот что об утехах, изредка душевных, а больше плотских: есть, пить, веселиться, гулять и роскошествовать во всем. Царствию сказали: "прошу тебя, извини меня", хоть и в нем пир, и пир царский, какого и на ум никому не придет приготовить, да вкусы у нас не те. Что там сладким считается, то нам горько; что там приятно, то нам противно, что там веселит, то нас тяготит, - разошлись совсем. И Царствие с нуждницами , восхищающими его, отходит от нас. Мы и рады, даже готовы поскорее бы прогнать их и речи уже о том заводим, да лукавый все как то не ухитряется это уладить. ПРАВОСЛАВИЕ.RU | |
|
Всего комментариев: 0 | |