18:52 27 Июля | |||
Ап. от 70-ти Акилы (I). Прп. Стефана Махрищского (1406). Прп. Еллия монаха, Египетского (IV). Сщмч. Константина пресвитера (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1933). Мч. Иуста (I). Прп. Онисима чудотворца, иже в Магнезии (ок. 284-305). Прп. Никодима Святогорца (1809). Мч. Иоанна Мервского. Евангелие от Матфея, Глава 16, стихи 24-28 (иером. Феоктист Игумнов)
читать
слушать
***
Мысли святителя Феофана Затворника (1 Кор. 10, 28-11, 7; Мф. 16, 24-28) Господь
от хотящих последовать Ему требует решительного самоотвержения:
"отвергнись себя". Можно это выразить и так: брось свои интересы и
преследуй одни интересы Господа. Это исполнишь, когда будешь всегда
творить угодное Ему. Как же это сделать? Смотри внимательно за тем, что в
тебе внутри и что около тебя во вне, и строго определив как угодно
Господу, чтобы ты поступил в таком и в таком случае, внешнем или
внутреннем, поступай так, не жалея себя и не вмешивая сюда своих
расчетов, с полным самоотвержением. Об
Иоанне Предтече сказал Господь: "Илия уже пришел, и не узнали его".
Отчего это? Оттого что не внимали путям Божиим и не интересовались ими: у
них было другое настроение, другие вкусы, другое воззрение на вещи. Вне
круга Божественных вещей, у них догадливость была в силе, а в этом
круге они ничего не смыслили по отчужденности от него. ПравославиеRu Преподобный Никодим СвятогорецПреподобный Никодим Святогорец, в крещении Николай, родился в 1748 году на греческом острове Наксосе. В возрасте 26 лет он пришел на Святую Гору Афон и там, в монастыре Дионисиат, принял постриг с именем Никодим. Вначале инок Никодим нес послушание чтеца и письмоводителя. Через 2 года после его поступления в монастырь на Афон прибыл митрополит Коринфский Макарий, который поручил молодому иноку подготовку к изданию рукописи "Добротолюбие", найденной им в 1777 году в Ватопедском монастыре. Работа над этой книгой явилась началом многолетних литературных трудов Никодима Святогорца. Вскоре молодой инок перешел в Пантократорский скит, в послушание к старцу Арсению Пелопонессу, под руководством которого ревностно изучал Священное Писание и творения святых отцов. В 1783 году преподобный Никодим принял схиму и шесть лет пребывал в совершенном безмолвии. Когда на Афон вновь прибыл митрополит Коринфский Макарий, он возложил на преподобного Никодима новое послушание - редактирование творений преподобного Симеона Нового Богослова. Преподобный Никодим оставил подвиг молчальничества и опять занялся литературной работой. С того времени до самой своей кончины он продолжал ревностно трудиться на этом поприще. Незадолго до своей кончины преподобный Никодим, утомленный книжными трудами и аскетическими подвигами, перешел на жительство к иеромонахам иконописцам Стефану и Неофиту Скуртеям (Куцовлахам). Он упросил их заняться изданием своих трудов, чего не мог уже сделать сам из-за болезненного состояния. Здесь, у Скуртеев, 1 июля 1809 года преподобный Никодим мирно отошел ко Господу. По свидетельству современников, преподобный Никодим был прост, незлобив, нестяжателен и отличался глубокой сосредоточенностью. Он обладал замечательной памятью: Священное Писание знал наизусть, помня даже главы, стихи и страницы, мог на память цитировать очень многое из творений святых отцов. Литературные труды старца Никодима разнообразны. Им написаны предисловие к "Добротолюбию" и краткие жития подвижников. Из аскетических наставлений подвижника особенно известна книга "Невидимая брань", переведенная на русский язык великим богословом-аскетом епископом Феофаном Затворником (М., 1886; изд. 5. М., 1912). Замечателен труд подвижника "Учение об исповеди" (Венеция, 1804, 1818), заканчивающийся проникновенным "Словом о покаянии". Интересна книга преподобного "Благонравие христиан", изданная в Венеции в 1803 году. Велики заслуги святого и в области издания Богослужебных книг. В 1796 году он опубликовал извлеченные из афонских рукописных собраний 62 канона Пресвятой Богородице под названием "Венец Приснодевы" (Венеция, 1796, 1846). Преподобный Никодим подготовил издание новой редакции "Пидалиона" - греческой "Кормчей книги", содержащей правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов. Большое внимание преподобный уделял агиографии, о чем свидетельствуют такие его труды, как "Новый избор житий святых" (Венеция, 1803) и изданная уже после его кончины книга "Новый Синаксарь" в 3-х томах (Венеция, 1819). Им осуществлен перевод с древнегреческого на новогреческий язык "Толкования Посланий святого апостола Павла" Архиепископа Болгарского Феофилакта. Сам святой Никодим написал толкование семи Соборных Посланий (издано также в Венеции в 1806 и 1819 гг.). Преподобный Никодим известен и как творец и толкователь священных песнопений. Им составлены (принятые в Русской Церкви) канон в честь иконы Божией Матери "Скоропослушницы", а также "Служба Преподобным и Богоносным отцем, во Афоне постнически просиявшим" ("Православный церковный календарь на 1976 г.", с. 61), "Еортодромион или изъяснение песенных канонов, которые поются накануне Господских и Богородичных праздников" (Венеция, 1836), "Новая Лествица, или толкование 75-ти степенных песней Октоиха" (Константинополь, 1844).
| |||
|
Всего комментариев: 0 | |