20:16 29 июля | |
Память святых отцов шести Вселенских Соборов Церковь созывала Собор, когда требовалось разрешить какой-либо спорный богословский вопрос, сформулировать и утвердить тот или иной догмат христианского вероучения. На Вселенские соборы съезжались епископы и представители всех церквей. Постановления, принятые на Соборе, записывались в Книгу Правил. Предшественником Вселенских соборов стал Апостольский собор, созванный в 51 году и отраженный в книге Деяний святых апостолов. Только Соборы обладали даром выносить безусловные и «для всех полезные» определения в области христианской веры и церковного благочестия в кризисные моменты церковной истории. Кроме догматической деятельности, святые отцы Вселенских Соборов вырабатывали правила, которые упорядочивали церковную дисциплину. Церковь никогда не отступает от прежних догматических определений и церковных канонов, выработанных на Соборах, и не заменяет их новыми. *** Священномученик Афиноген и десять его учеников Священномученик Афиноген и десять его учеников пострадали за Христа в третьем веке, во время гонений на христиан в городе Севастии. Правитель Филомарх устроил большой праздник в честь языческих богов и приказал всем гражданам принести жертву идолам. Жители Севастии отказались участвовать в празднестве, оказалось, большинство из них – христиане. Правитель выяснил, что христианство широко распространилось благодаря проповеди епископа Афиногена. Он приказал разыскать старца и привести на суд. Святой Афиноген и десять его учеников жили неподалеку от города в небольшом монастыре. Не застав епископа, воины схватили учеников и бросили их тюрьму. Святитель Афиноген добровольно пришел в Севастию и стал укорять судью за то, что в темнице сидят невиновные. Он тоже был схвачен. На суде святые мученики исповедали себя христианами и отказались принести жертву идолам. Перенеся жестокие истязания, ученики святого епископа были обезглавлены. После казни учеников, палачам было приказано пытать старца. Единственно, о чем просил Афиноген – чтоб его казнили в родном монастыре. Священномученик сам склонил свою голову под меч. Сохранилось предание, что перед смертью он услышал обетование, которое Христос дал на Кресте благоразумному разбойнику: «Днесь со Мною будешь в раю». *** Память святых отцов Четвертого Вселенского Собора. Четвертый Вселенский Собор состоялся в 451 году в городе Халкидоне при императоре Маркиане, на нем присутствовали 630 епископов. Заседания Халкидонского Собора происходили в храме великомученицы Евфимии. Собор осудил монофизитство – еретическое учение монаха Евтихия, который утверждал, что в Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божественным. После собора император издал строгие законы относительно монофизитов. Приказано было всем принимать учение, определенное Халкидонским собором; монофизитов изгонять, сочинения их сжигать. Халкидонский собор не положил конец христологическим спорам, однако его вероопределение на многие века стало основой восточного православия. *** Священномученик Иаков (Маскаев) Священномученик Иаков (Маскаев) родился в 1879 году в городе Уральске. В 1923 году был пострижен в монашество и принял сан епископа. В 1925 году был запрещен в священнослужении раскольничьм обновленческим синодом, который при поддержке большевиков захватил церковную власть в Оренбурге. В 1930 году епископа Иакова арестовали по делу о «контрреволюционной церковной организации». На допросах епископ отказался давать показания против арестованных вместе с ним людей, благодаря чему многие из них были освобождены. Святителя сослали на Соловки. В 1933 году владыка был назначен епископом Барнаульским. Несмотря на хронические болезни, он ежедневно проводил службы в кафедральном Знаменском соборе. Всегда ходил по городу в священническом одеянии, несмотря на хулу и насмешки. В 1936 году вновь был арестован. Тройка НКВД без суда приговорила священномученика Иакова к расстрелу. Сокамерник владыки по последнему заключению рассказал, что один из уголовников любил кататься на спине статного и красивого старика, дергая его за косу, как за поводья. А старик не противился. Но нет-нет, да скажет тихое слово мучителю. И со временем в сознании уголовника что-то произошло. Когда старик ослаб от болезней, вчерашний мучитель выносил его на руках на прогулку, кормил с ложки. «Живи, – говорил он, – батя, только живи, ты здесь очень нужен». Этим стариком был архиепископ Иаков. *** Священномученик Петр Гаврилов. Священномученик Петр Гаврилов родился в 1870 году в деревне Уткино Казанской губернии в семье крестьянина. 1895 году был рукоположен в сан священника. В 1929 году он был выслан из города Барнаула в Нарым. Вернувшись через четыре года из ссылки, служил в Сретенском храме в городе Бийске. 1 ноября 1936 года отец Петр был арестован как «участник контрреволюционной повстанческой организации». Его допрашивали в течение нескольких месяцев, следователь добивался от священника лжесвидетельства на епископа Иакова (Маскаева) и других христиан. Отец Петр держался мужественно, виновным себя не признал и никого не оговорил. Особая тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. В 1989 году протоиерей Петр Гаврилов был реабилитирован, а в 2000 году причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. *** Святитель Феофан Затворник. (1 Кор. З, 9-17; Мф. 14, 22-34). Св. апостол Петр, с позволения Господня, сходит с корабля и идет по воде; потом уступает движению страха и начинает тонуть. То, что он решился на такое необычайное дело, уповая на Господа, не представляет ничего укорительного, ибо иначе Господь не позволил бы ему того; укорительно то, что он не выдержал первого строя душевного. Его исполнило воодушевленное упование на Господа, что Он все может, и это дало ему дерзновение ввериться волнам. Сделано уже несколько шагов по этому новому пути: надлежало только крепче стать в уповании, взирая на Господа, Который близ, и на опыт хождения Его силою, а он вдался в человеческие помышления: "силен ветер, велики волны, вода не тверда"; это и расшатало и ослабило в нем крепость веры и упования. Оторвался он по этой причине от руки Господа и, оставшись преданным действию законов естества, начал тонуть. Господь укорил его: "маловерный! зачем ты усомнился?", показывая, что в этом вся причина беды. Вот урок всем, которые предпринимают что-либо, великое или малое, в видах угождения Господу! Хранить первый строй веры и упования, от которых рождается великая добродетель - терпение в доброделании, служащее основой жизни богоугодной. Пока хранятся эти расположения, до тех пор воодушевление на труды в начатом пути не отходят, и препятствия, как бы велики они ни были, не замечаются. Когда же они ослабеют, тотчас наполнят душу человеческие соображения о человеческих способах к сохранению жизни и ведению начатых дел. А так как эти последние всегда оказываются бессильными, то в душу входит страх, как быть; отсюда колебания продолжать ли, а наконец и совсем возвращение вспять. Надо так: начал - держись; мысли смущающие гони, а дерзай о Господе, Который близ. ПРАВОСЛАВИЕ.RU *** Цитата: Христос нас ждёт, и как только мы приоткроем для Него своё сердце, Он немедленно входит туда, и тогда у нас есть всё. Порфирий Кавсокаливит. Цитата 18 | |
|
Всего комментариев: 0 | |