21:41 5 важных вещей, которые Григорий Богослов сказал христианам, испытывающим сомнения | |
5 важных вещей, которые Григорий Богослов сказал христианам, испытывающим сомненияСомнения — естественная часть духовной жизни. Даже великие святые и богословы нередко сталкивались с вопросами о вере, смысле жизни и природе Бога, в которых не могли разобраться. редактор направления «Вера»
Святитель Григорий Богослов (329–390), один из величайших отцов Церкви, известный своей мудростью и богословской прозорливостью, дает советы, которые могут помочь тем, кто сегодня переживает духовные кризисы и испытывает сомнения. Вот пять ключевых идей, которые Григорий Богослов адресовал сомневающимся в существовании Бога и Его присутствии в нашей жизни. 1. Бог выше нашего пониманияГригорий подчеркивал, что человеческий разум не в силах полностью постичь Бога, Который бесконечно больше, чем наши представления о Нем. Он говорил: «Ежели все ясно, то скажи: где место вере?» ![]() Наши сомнения часто возникают из-за попыток ограничить Бога рамками человеческой логики. Однако вера — это не столько полное и абсолютное понимание, сколько доверие к Тому, Кто превосходит всякое понимание.
2. Истинное богословие рождается из молитвыГригорий Богослов говорил, что богословие не просто интеллектуальная дисциплина, а опытное познание Бога, которое предполагает молитву, самоанализ и очищение души от страстей. Богословствование, не связанное с личным опытом молитвы и благочестия, святитель считал делом неполезным и бессмысленным. Он утверждал: «Памятовать о Боге (памятью Божией в святоотеческом наследии часто называется внутренняя молитва. — Прим. авт.) необходимее, нежели дышать… и сим памятованием возводить себя к чистоте. Таким образом запрещаю не памятовать о Боге, но богословствовать непрестанно; даже запрещаю не богословствование, как бы оно было делом не благочестивым, но безвременность, и не преподавание учения, но несоблюдение меры». В другом месте святитель писал: «Говорить о Боге — великое дело, но еще лучше — очищать себя для Бога». Молитва — это не только просьбы, но и возможность познавать Бога в личном общении с Ним. Чем больше мы молимся, тем чище становится наша душа и тем дальше мы продвигаемся по пути богопознания. Таким образом приобретается новый опыт, который вводит нас в тайну Божества. Как писал религиозный философ и богослов Владимир Лосский в своем труде «Мистическое богословие», «нет богословия вне опыта: нужно меняться, становиться новым человеком... нельзя быть богословом и не идти путем соединения с Богом. Путь богопознания есть непременно и путь обожения».
3. Признавая значение веры, не отвергайте знанияОтдавая приоритет вере перед разумом в познании Бога, Григорий Богослов предостерегал христиан от пренебрежения светской наукой и образованием. Он считал, что невежество, нарочитое нежелание учиться, мнение о том, что науки удаляют человека от Бога, несовместимы с настоящим христианством. Подобные мысли люди распространяют для того, чтобы оправдать свою собственную лень и нехватку знаний. ![]() Он писал: «Полагаю, что всякий имеющий ум признает первым для нас благом ученость — и не только ту ученость, которая, презирая все украшения и плодовитость речи, берется за одно спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которой многие из христиан по худому разумению гнушаются как опасной и удаляющей от Бога. Но мы не должны унижать ученость, как некие о том рассуждают, — напротив, нужно признать глупыми и невеждами тех, кто, держась такого мнения, желал бы видеть всех подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть собственные свои недостатки и избежать обличения в невежестве». Это напоминание о том, что вера и разум не находятся в противоречии, но дополняют друг друга. Как одним только разумом нельзя познать Бога, так и слепая вера без размышления может привести к заблуждению.
4. Через осмысление страданий человек может приблизиться к БогуГригорий Богослов считал, что через осмысление страданий и испытаний человек может глубже понять Бога и более явственно ощутить Его присутствие в жизни. Он писал: «Чем сильнее меня угнетают, тем более приближаюсь к Богу; страдания теснее соединяют меня с Богом; это для меня преследующее воинство врагов, которое заставляет укрыться в стены. У тебя утешителями — дети, жена, друзья, и лишиться их — величайшее для тебя бедствие. А мне и в голоде, и в холоде, и в скорби опора и отрада — Бог». ![]() Размышляя о том, что страдания нередко бывают попущены Богом для вразумления человека за его грехи, святитель одновременно предостерегал от ветхозаветной оценки страданий и благополучия как подтверждения человеческой греховности или праведности. Не стоит судить о внутреннем мире человека по внешним критериям и тем самым ставить себя на место Бога. Смысл всего происходящего в жизни человека известен только Богу и откроется уже в будущем веке: [Люди] «осмеливаются так говорить: “От Бога их страдания, от Бога и наше благополучие. И кто я, чтобы дерзать нарушить Божие определение и казаться более благим, чем Бог? Пусть им будет трудно, пусть бедствуют, пусть страдают: значит, заслужили!” Говорящие так только тогда боголюбивы, когда надо сберечь свои деньги... Но неизвестно еще, от Бога ли посылаются страдания тем несчастным, ведь и материя может сама по себе причинять расстройства... И кто знает, за злые ли дела наказывается один, и за похвальные ли возвышается другой? Может быть, совсем наоборот: этот возвышен из-за своей порочности, а тот испытывается из-за добродетели; этот выше возносится, чтобы и пасть глубже… а тот и сверх обычного искушается, чтобы, пройдя испытание, как золото в горниле, освободиться и от самого малого зла, которое имеет... Бывает и здесь (наказание) для некоей пользы — или чтобы бедствиями отсекались пороки злых, или чтобы благополучием облегчался путь к добродетели добрым — но так случается не всегда и не везде, ибо это принадлежит будущему веку, где одни получат награды за добродетели, другие же — наказание за пороки... Здесь все происходит по иному закону и иному знанию, и все направлено к той жизни; у Бога же, конечно, выравнивается и то, что кажется нам неровным».
5. Любовь — качество, которое возводит нас к БогуГригорий Богослов считал, что любовь есть высшая ступень на пути богопознания, которая превосходит страх Божий и вытекает из мудрости. Именно любовь усыновляет человека Богу. Он писал: «Правило, что начало мудрости — страх Господень (Пс 110:10; Притч 1:7), есть как бы первая только пелена; мудрость же, превозмогшая страх, перешедшая в любовь, делает нас Божиими друзьями и из рабов сынами». ![]() Бог открывается нам по мере прорастания в душе любви к Нему. Самый прямой и действенный способ развития такой любви — соблюдение евангельских заповедей. Как сказал Сам Господь Иисус Христос, Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин 14:21). Часто сомнения в благости Бога возникают из-за человеческой жестокости и несправедливости. Однако основная причина этих негативных явлений – в отсутствии у людей подлинной христианской любви, которая только и способна наполнить мир божественной благодатью.
*** Григорий Богослов оставил огромное наследие, способное помочь людям, сталкивающимся с духовными трудностями. Его советы актуальны и сегодня: — Примите, что Бог выше нашего понимания. — Молитесь, чтобы познать Бога не только умом, но и сердцем. — Не бойтесь исследовать и размышлять. — Воспринимайте страдания как способ укрепить веру. — Любовь — это главное условие присутствия Бога в душе человека. Читайте также: Почему только трех святых называют Богословами? И могу ли я тоже стать настоящим богословом? https://foma.ru/5-vazhnyh-veshhej-kotorye-grigorij-bogoslov-skazal-hristianam-ispytyvayushhim-somneniya.html | |
|
Всего комментариев: 0 | |