12:18 "Благодать Божия не укладывается в схемы" - говорит мудрый архимандрит Андрей (Конанос). | |
Христос приходит внезапно "Благодать Божия не укладывается в схемы" - говорит мудрый архимандрит Андрей (Конанос). Одна монахиня, приступая к Чаше, увидела в ней Христа. То есть она почувствовала Его так сильно, что увидела вживую. А старец Паисий, узнав об этом, сказал: «Наверняка в прошлом ей приходилось страдать». Он позвал к себе эту монахиню и попросил ее: «Расскажи мне о себе!» И она начала рассказывать, как трудно ей было жить со своими родителями. Они обижали ее, но она никогда не осуждала их и не перечила в ответ, проявляя огромное терпение. Прошли годы, родители умерли. Старец Паисий, выслушав эту историю, сказал: «Ну, теперь всё понятно. Эта сестра потому чувствует Господа, что терпела без ропота». Страдание – это путь к божественному знанию, знанию от Бога. Пока мы – теоретики. Просто слушая радиопередачу, нельзя узнать Христа. Да, возможно, какие-то изменения и наступят незаметным образом - Господь может сделать это и через слова, через радиопередачу, - но в таком случае ты, скорее, ощутишь что-то неопределенное, что лишь подталкивает к дальнейшим поискам. Я даю маленькую «порцию», лишь намекая о чудесах и Божественном присутствии, а ты постарайся найти порцию побольше, чтобы не просто полакомиться одним кусочком через мои беседы, а насладиться обильной пищей – тем бесконечным и бескрайним, что дает Христос. Всё это – те дары, которые предлагает нам Господь, близость к Нему – появляется совершенно внезапно, тогда, когда не ждешь. Невозможно ограничить Бога, сказать Ему: «Сейчас я сделаю то-то и то-то и почувствую Тебя. Давай, приходи ко мне, хочу Тебя видеть!» Нет. Господь является неожиданно, здесь не может быть каких-то специальных методов или тактик, которые применяются, к примеру, в йоге или буддизме, где существуют специальные уровни. Проходишь первый уровень, второй, третий, а на пятом наступает просветление. В Церкви ничего такого нет. Благодать Божия не укладывается в схемы, Христос не укладывается в схемы, границы, которые нам удобны, а приходит внезапно. Как учит св. Исаак Сирин: Бог является внезапно, тогда, когда Его не ждешь. И это не результат каких-то физических действий. Это результат духовной борьбы. Ничто не абсолютно, ничто не предопределено. И Бога нельзя предугадать. Он приходит тогда, когда не ждешь. Уже наступает полное отчаяние – и Господь неожиданно появляется, удивляя тебя. Один подвижник на Афоне как-то сказал мне: «Я совсем не чувствую Христа. Особенно последние три года. А раньше – чувствовал. Как тогда Он внезапно пришел, так внезапно и отошел от меня. Почему? Чтобы я научился любить Его, не ощущая Его присутствия. Чтобы научился любить Бога, просто веря в Него. Пусть я подвизаюсь, ничего не чувствуя; пусть душа высохла, как земля в пустыне Сахара, как афонская земля; пусть не получается пролить ни слезинки, - я все равно молюсь и понимаю, что Господь хоть и не дает мне сейчас того, что давал раньше, Он – Бог, а Бога нельзя втиснуть в рамки. Если Он захочет – Он придет. Тогда, когда захочет». Бог снова может послать Свой дар, и вновь начнется борьба. Господь Сам знает, как и когда открываться каждому из нас. Один может строго поститься и при этом ничего не чувствовать, а другой может вкусно есть, сладко спать, и Бог посылает ему Свое откровение. Дух дышит, где хочет. Святой Дух, благодать Христова направляются туда, куда хочет Сам Бог. И когда мы почувствуем Господа, когда поймем Его, то перестанем задаваться вопросом, есть ли Он. Потому что теперь мы ощутили Его лично. Не будешь же сомневаться в существовании того, что существует! Кто усомниться в существовании, к примеру, собственной матери? Действительно ли она есть, она ли это, правда ли она моя мать… Человек просто знает это, чувствует каждой клеточкой, у него твердое убеждение в том, что это именно его мать. А это – отец, братья, сестры, родной дом. И вот когда Господь станет нашим домом, когда войдет в наше пространство, когда станет нам близким, родным, Другом, когда Он будет Господь и Бог наш – тогда все сомнения исчезнут и на смену им придет великое удивление. Мы начнем бесконечно славословить Бога, потому что будем ощущать Его, радуясь тому, что в центре Афин, среди машин, беготни, суеты и повседневных забот теперь живем Им – вечным, абсолютным, совершенным, превосходным. И поймем, почему Бог привел нас в этот мир – именно для того, чтобы мы узнали и полюбили Его. Нет других причин жить девяносто, сто лет на земле. Всё прочее – лишь вспомогательные ступени, ведущие к этой конечной цели. А если здесь вам нужны какие-то доказательства – просто вспомните, сколько времени длится то, что порой кажется нам смыслом жизни. В любой момент это может закончиться, исчезнуть, покинуть нас. А Господь и Его любовь никогда не заканчиваются, потому что Бог – это абсолютная Цель, абсолютное Благо, совершенный Дар. И будем молиться, чтобы Господь послал нам этот дар, будем протягивать руки за этим даром – руки чистые и пустые настолько, насколько необходимо. И тогда дар наполнит их, и мы будем удерживать его правильно, с благоговением, и раздадим всему миру – с любовью к каждому. Архимандрит Андрей (Конанос) Перевод Елизаветы Терентьевой Читайте еще проповеди архимандрита Андрея (Конаноса): "Я разведусь!" - почему у людей нет сил для брака«Я пришел в Церковь и потерял близкого человека. Как Бог мог так поступить со мной?»Бог не манипулирует людьми с помощью страданийПравославие и Мир | |
|
Всего комментариев: 0 | |