13:08 Частное мнение | |
Чужая боль Есть истины, которые люди принимают без всяких доказательств. Например, многие из нас еще в самом раннем возрасте усвоили мысль о том, что милосердие — это хорошо, достойно и правильно. Поэтому нужно заботиться о больных, защищать слабых, помогать немощным. А еще жалеть собачек и кошечек, не ломать деревце, не мучить жуков и бабочек… Эту нехитрую идею любви ко всему сущему нам всячески старались привить в семье, в детском садике, потом — в школе. Но вот детство кончилось. И мы с удивлением обнаружили, что огромное множество людей руководствуется совсем другими принципами, объединенными девизом: «Главное — чтобы мне было хорошо». Действительно ведь каждое свое действие человек совершает либо для того, чтобы ему было хорошо, либо, по крайней мере, чтобы ему не было плохо. Вот тут-то и возникает вполне закономерный вопрос: а почему, собственно, люди решили, будто милосердие — это благо? Нет, конечно же оно является благом для тех, на кого направлено. Но тем-то, кто его проявляет, какой от него прок? Милосердие может проявляться очень по-разному, но в сущности всегда означает лишь одно — взять на себя часть чужого страдания. Причем, заметьте — добровольно взять, без всякого внешнего принуждения. Получается какая-то противоречивая картина: Человек всегда стремится к тому, чтобы ему было хорошо или хотя бы не было плохо. Так что же заставляет людей, всеми силами старающихся уменьшить количество своих страданий, вдруг взять и «повесить» на себя еще и чужую беду? Христианство предлагает свое объяснение этого парадокса. Оно основано на том, что мир целостен во всех своих проявлениях, и представляет собой как бы – один огромный организм. Человек же в этом мире занимает совершенно исключительное положение, поскольку Бог вложил в него начатки всего сотворенного естества, сделав его венцом Своего творения. Преподобный Иустин Попович говорил по этому поводу так: "Всю совокупную тварь Адам ощущает как свое тело, как свое расширенное естество, оживляемое всеединящей благодатью”. Именно такое отношение человека к миру считается в христианстве нормальным. Милосердие ко всему сущему, включая коров и лошадей, собак и бабочек, цветы и деревья, леса, реки, коралловые рифы, — есть для христианина лишь выражение благоговейного и разумного отношения к своему естеству, расширенному до крайних пределов Вселенной. И когда человек воспринимает чужую боль, как свою собственную, о нем можно сказать лишь одно: с христианской точки зрения, он поступает абсолютно естественно. Потому что чужой боли на этой Земле для человека не бывает. Александр Ткаченко http://radiovera.ru/chuzhaya-bol.html#.VZkBAUaa98E | |
|
Всего комментариев: 0 | |