18:01 Евангелие | |
Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 19-26.
19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы
наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал
Он эту притчу. Комментирует протоиерей Павел Великанов Над Христом сгущаются тучи. Притча о злых виноградарях, в которой Он недвусмысленно показал на предательство иудейской элиты, довела первосвященников и книжников до белого каления. Иисус должен быть убит: но это надо провести так, чтобы не вызвать бунта простого народа против еврейской знати и духовенства. И, кроме того, вопрос смертной казни находится только в ведении оккупантов. Самый надёжный способ – уличить Иисуса в непокорности римским властям. Одним из болезненных вопросов, занимавших умы в то время, был вопрос правомерности подушной подати с точки зрения иудейского закона. Каждый мужчина в возрасте от 14 до 65 лет и каждая женщина в возрасте от 12 до 65 лет должны были платить в размере одного динария раз в год. И проблема заключалась вовсе не в размере подати – она была символической. С точки зрения иудея, подать может платиться только царю – а для сторонника еврейского теократического государства есть только один Царь – Бог. Таким образом, подосланные к Иисусу задать лукавый вопрос должны были вынудить Его признать законность подати – и тем самым дать повод осудить Его как коллаборциониста, поддерживающему оккупационную власть римлян. Либо, если Он скажет о незаконности подати – сообщить Понтию Пилату о таком бунтарском выступлении, что неминуемо привело бы к аресту – тем более, что у всех на памяти недавнее восстание, связанное именно с отказом платить налоги, жестоко подавленное римлянами. В ответ на такую подлую ловушку Спаситель просит показать Ему динарий – монету, которой и платилась подать. Один из знаков царской власти в древнем мире – право чеканить монету с изображением царя, которой и взимаются налоги. Поэтому фраза «отдавайте кесарю – кесарево» буквально означала следующее: если вы пользуетесь этой монетой, тем самым признавая власть кесаря – то и платите ему полагающийся налог. Но кроме этого есть еще и «Божие – Богу»: там, где законы кесаря недействительны – а это пространство Храма и Завета между Богом и еврейским народом. Соответственно, там и свои денежные единицы, и свои обязанности каждого по отношению к Богу. Когда человек приходит к Богу, обретает веру, выстраиваются особые, личностные отношения между ним и Творцом – значимость и ценность житейского измерения жизни резко падает. И действительно: как сравнить временное и вечное, материальное и духовное? Но такой взгляд – однобокий: неспроста Господь Бог поместил нас именно в этот временный и материальный мир, чтобы именно в нём мы и совершили дело спасения души. Великая тайна христианства заключается в том, что спасение человека происходит именно в течение его земной жизни. Наши ежедневные житейские попечения, забота о здоровье, разрешение межличностных проблем, поиск денежных средств для существования – всё это – Божественный оселок, с помощью которого и вытачивается, выправляется наша душа для вечности. Пренебрегать им – значит, разрушать единственно возможный фундамент дела спасения. Святые отцы сравнивали жизнь праведного человека с колесом, которое куда бы ни катилось – одной точкой всегда крепко опирается на землю, а другой – всегда смотрит на небеса. Это и есть единственно правильное отношение к житейскому и Божественному: всему своё место. Колесо, которое целиком погрузилось в землю – упало, и уже никуда не доедет; колесо, которое летит по воздуху – вместо того, чтобы катиться по земле – тоже плохой летательный аппарат. Помоги же нам, Господи, не гнушаться житейским – но при этом душу всегда устремлять к Тебе! http://radiovera.ru/rv_gospel/29293 | |
|
Всего комментариев: 0 | |