22:33 Иеромонах Никон (Париманчук) | |
Слово на 1-й Пассии Иеромонах Никон (Париманчук) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Ангельским силам невозможно было постичь великую тайну воплощения Христова. Непостижима им и тайна крестных страданий и крестной смерти Христа Спасителя. Эта же тайна непостижима миру, тому миру, дружба с которым есть вражда на Бога (см.: Иак. 4: 4). И если силам небесным тайна эта непостижима от трепета предстояния престолу Царя Славы, от полноты благоговения и страха познания Вседержителя, то миру непостижима эта тайна от нежелания знать Бога, от нежелания страдания, от нежелания скорби, от суеверного страха смерти и конца. Этот мир алчно требует: еще, еще и еще, больше, больше… Больше наслаждения и покоя. И выдает это все за истинную цель жизни. И работники этого мира трудятся не покладая рук над тем, чтобы и тень печали не покрыла личину старого греха. Но «когда мир совлечет с человека всё и в день смерти вынесет его из дома, тогда узнает человек, что мир подлинно лжец и обманщик» (Исаак Сирин). Ибо нет такого пути в этом мире, на котором не встретил бы человек страдание. «Человек рождается на страдание» – читаем мы в одной из древнейших книг Ветхого Завета – книге Иова (Иов 5: 7). «Человек рождается на страдание, – пишет Дух Святой в этой книге, – как искры, чтобы устремляться вверх». Чтобы не смешаться с прахом земным, но в очистительном огне спасительных страданий устремляться духом ввысь. Павел, апостол, ободряя филиппийцев, писал к ним: «Живите достойно благовествования Христова… не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения. И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1: 27–29). «И вера – дар, но вера с страданием за нее есть высший дар» (святитель Феофан Затворник). Какое значимое, глубокое слово «страдать». Означает оно «терпеть, выносить, испытывать, добиваться, стараться, претерпевать». В греческом оригинале этого текста послания ему соответствует слово «пасхин», созвучное и родственное названию самого главного нашего торжества. Нам, стремящимся стать друзьями Христовыми, Сам Христос сказал: «Вам дано знать тайны Царствия Божия» (Мк. 4: 11). Знать тайны Царства Божия значит знать, что Царство это в нас и мир этого Царства, его радость, праведность, его благодать – в нашем сердце. Нам дано знать, что жизнь вечная начинается здесь, на земле. Она начинается у подножия Креста, произрастает от единого корня этого святого Древа Жизни. В молитве Симеона Нового Богослова к Святому Причастию читаем, что Господь «милостию сострастия» тепле кающихся и очищает, и просвещает, и делает причастниками света преображения, общниками Божества Своего. В страданиях Своих Он Сам сострадает нам, первым протягивает руку помощи в несении креста. Покоящийся на Древе Крестном раскрывает объятия, созывает к Себе всех труждающихся и обремененных. И тогда скорби болезней, предательства, тягот, неустроенности, неблагополучия жизни и вся тяжесть суеты мира – у Креста становятся святым, благодатным даром для исцеления души. Мутящие ум и сердце тяжкие грехи становятся ничтожными и покрываются милостью дара покаяния. Печаль, уныние, ропот, отчаяние, недовольство собой и миром – у Креста преображает стремление к духовному преображению. Плоть становится духом, земное – небесным, смерть становится жизнью. Таков великий дар страстей Христовых, таково великое таинство жизни в Церкви, такова великая милость человеколюбия Божия «не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп. 1: 29), страдать вместе с Ним. Предстоя Святому Распятию, будем благодарны Спасителю за Его страшные и спасительные страсти, за Животворящий Крест, за вольное погребение, будем просить Его показать и нам святое Свое воскресение. Аминь. Иеромонах Никон (Париманчук) 31 марта 2013 г. http://www.pravoslavie.ru/60503.html | |
|
Всего комментариев: 0 | |